Экономические прерогативы brics анализ 2008 года

Суверенные фонды БРИКС (до включения ЮАР): инвестиционная экспансия или подъем благосостояния


План доклада на международной конферении в СПбГУ в 2008 году

Введение

1.Фонды в финансах и в экономике

Пенсионные фонды 

Суверенные фонды накопления

2.Теоретические разработки по методам управления фондами

Коротко из истории финансовых теории;

Математические и эконометрические методы анализа и управления финансовыми фондами

Типичные задачи суверенных фондов, решаемые математическими методами

3.Потенциалы развития ВРИК

Человеческии; потенциал

Пенсионные системы в БРИК

БРИК 2009 года: сложности преодоления кризиса

4.Суверенные и пенсионные фонды БРИК в период кризиса.

Бразилия: планируемое создание Фонда Национального Благосостояния для содеи;ствия экспортнои; деятельности

Россия: предполагаемое создание госкорпорации для управления Фондами

Индия: предполагается создать суверенныи; фонд для поддержания темпов роста

Китаи;: конкуренция двух крупных суверенных фондов не нефтедолларового происхождения

Дискуссия : Методы регулируемого развития с использованием системы инвестиционных и пенсионных суверенных фондов

Литература


Abstract

Sovereign funds of BRICS : Investment opening out or wealth accumulation

Pension contributions have formed large pools of capital in last decades of 20th
century, which interact with the global economies and produce “pension fund capitalism”. The sovereign wealth funds owned by the governments that manage national savings and budget surplus by investing them into different domestic and international financial instruments bring into being new 21th century phase of socialism. If public pension funds have as primary purpose to finance defined benefit obligations, the sovereign-wealth funds have various purposes, such as: saving accumulation for future generations, help for realising socio-economic projects, protection of the economy against commodity price fluctuations, or promotion of scientific and technological restructuring.
 
BRICS, and China in particular, are among the main actors in sovereign-wealth funds arena. BRICs’ sovereign funds have started as creditors and now become owners of world corporate assets.

This paper discusses the historical heterogeneity of modes of management of savings and contributions, as well as the heterogeneity of the sources of savings and loan funding in BRICs. It analyses the management of the 11 biggest funds before and during the 2008 financial crisis. The paper explains also how to consider wellbeing and human development in BRICs while managing the short and long term financial instruments at the same time.

Keywords: Financial Institutions and Services, Pension Funds, Sovereign Wealth Funds, Financial Industry: Brazil, Russia, India, China


Введение

Пенсионные взносы сформировали крупные пулы капитала в последние десятилетия 20-го века, которые, взаимодеи;ствуя с глобальнои; экономикои;, способствовали формированию капитализма основанного на сбережениях работающего населения.

 Суверенные инвестиционные фонды, принадлежащие правительствам суверенных государств, управляют национальными доходами рентного происхождения и профицитом бюджетов. Каждыи; из фондов стремится преумножить свои потенциальные возможности, вкладывая деньги в различные национальные и международные финансовые инструменты.
 
Если пенсионные фонды имеют в качестве главнои; цели обеспечение финансирования пенсионных обязательств, то суверенные фонды накопления преследуют различные цели, такие как:
накапливать сбережения для будущих поколении;,
содеи;ствовать реализации социально-экономических проектов,
защищать экономику от колебании; цен на сырьевые товары,
содеи;ствовать научно-техническои; реструктуризации.

Такое управление национальным богатством во имя развития всего общества может рассматриваться как новыи; финансовыи; тип социализма. Оно открывает новые горизонты для макро регулирования и планирования.

Страны БРИКC, и особенно Китаи;, являются одними из главных деи;ствующих лиц на арене финансовых структур суверенных фондов. Суверенные фонды стран БРИКC начали влиять на мировои; финансовыи; мир в качестве кредиторов в первые годы 21го века, а затем стали трансформироваться во владельцев корпоративных активов.

Данная работа выявляет причины возникновения двух типов фондов (государственных пенсионных и национального благосостояния) для управления сбережениями в странах БРИКС. В неи; анализируются методы деятельности нескольких крупнеи;ших фондов стран БРИКС до системного финансового кризиса 2008 года и после его начала. В работе указывается на сложность деятельности фондов, возникающих из-за необходимости учета одновременно краткосрочных и долгосрочных задач в условиях неопределенности состоянии; в мире.


1. Фонды в финансах и в экономике


В первые годы 21-го века начали появляться и стремительно набирать силу новые финансовые институты – Суверенные фонды накопления (СФН). С началом финансового, а затем и общего кризиса капитализма, все новые и новые суверенные фонды создаются в европеи;ских и азиатских странах, а также и на американском континенте, включая США. Не имея под собои; частнои; формы собственности, эти суверенные финансовые институты хорошо вписываются в социал-демократическую доктрину экономического развития и таким нетривиальным образом могут влиять на солидарную интернационализацию экономического пространства. При этом, во благо или во вред, (что предстоит проанализировать в даннои; работе), в своем управленческом механизма, СФН используют научные наработки экономическои; и финансовои; науки последних лет.

Лондонскии; институт финансовых услуг (IFSL) сравнивает величин запасов и потоков капитала во временном срезе 2008 года 

банковские активы 71(триллионы долларов США)

рыночная капитализация акции; 51 (триллионы долларов США)

мировои; ВВП 41 (триллионы долларов США)

частные долговые бумаги 43 (триллионы долларов США)

пенсионные фонды 29 (триллионы долларов США)

паевые фонды 28 (триллионы долларов США)

гос.долговые ценные бумаги 27 (триллионы долларов США)

страховые компании 20 (триллионы долларов США)

золоторезервные запасы 5 (триллионы долларов США)

суверенные фонды 4 (триллионы долларов США)

хедж-фонды 1,5 (триллионы долларов США)

частные фонды акции; 0,5 (триллионы долларов США)

Источник данных: IFSL Maslakovic (2008), Sovereign Wealth Fund Institute


Суверенные фонды располагали, на момент начала кризиса 2008 года, существенно меньшими объемами финансовых резервов по сравнению с пенсионными фондами, но уже соперничали с золоторезервными запасами и превосходили частные хедж-фонды и фонды акции;.


Пенсионные фонды

В книгах Ж.Кларка (Clark (2000)) и С.Монтань (Montagne (2006)) перечислены факторы, приведшие к формированию капитализма конца 20-го века, опирающегося на пенсионные фонды. С их помощью можно предложить причинно-следственную цепочку событии;, которая способствовала возникновению весьма отличающихся друг от друга финансовых систем (Peaucelle (2008)). Пенсионные фонды способствовали глобализации экономических форм управления, передвижкам в накопительных способностях и ускоренному развитию отдельных регионов мира.

В теоретических работах о сущности современного капитализма пенсионного способа накопления выделяют три основных этапа его становления.

Во-первых, институциональная структура современнои; системы накопления капитала в каждои; стране носит черты оставшиеся с конца 19-ого века: доминировавшими тогда политическими идеями, соотношением сил между рабочими и работодателями, состоянием товарного рынка и рынка труда.

Во-вторых, в середине 20-го века в странах континентальнои; Европы, в связи с экономическим и демографическим ростом, усилением занятости в государственном секторе и введением анти-дискриминационного законодательства, возросла роль регуляционных механизмов пенсионного обеспечения.

В- третьих, растущее благосостояние позволило, а расширение товарного предложения потребовало умножить охват населения, на которое распространяется пенсионное покрытие в Америке и Великобритании. Тот факт, что многие крупные устроители пенсионных систем централизовали собранные пенсионные взносы в пенсионные фонды, а не передали их на обслуживание сектору социального страхования, вызвало построение здесь специфических финансовых механизмов управления системои; накопления. Таковыми можно считать: инкрементныи; сбор и учет индивидуальных пенсионных вкладов, и разработку основанных на традиции, а затем юридически закрепленных требовании; к частным и спонсируемым работодателями органам финансирования пенсии;.

Общественные (государственные) пенсионные резервные фонды тоже имели тенденцию роста между 2001 и 2007 годами. В странах ОЭСР их активы представляли в 2007 году 14,5% ВВП. Эти фонды инвестировали по большеи; части в обычные акции, желая обеспечить доходы в долгосрочнои; перспективе и выдержать при краткосрочных скачках финансовои; конъюнктуры. В 2006 году 11% государственных пенсионных фондов Китая были инвестированы в виде прямых инвестиции; заграницеи;.

В общем, активы пенсионных фондов БРИКС выросли между 2004 и 2006 годами на 23,3%, в то время как в странах ОЭСР и в среднем в мире их прирост составил лишь 9% (OECD (2007)).


Суверенные фонды накопления

В начале 21-го века начали стремительно развиваться суверенные инвестиционные фонды.
Первыи; суверенныи; фонд Kuwait Investment Authority был основан в 1953 году. Этот фонд существует и теперь, и по величине своих активов он занимает в 2009 году шестое место среди суверенных фондов накопления богатств. Источником фонда, как и большинства сформированных позже суверенных фондов, является абсолютная земельная рента (Маркс (1867)).
Абсолютная рента - это доход монополиста, собственника земли и / или природных ресурсов, которыи; обычно превышает доходы, приносимые на тот же объем инвестированного капитала, собственнику других секторов экономики, где средняя норма прибыли устанавливается в результате конкуренции. Так как собственником земли и природных ресурсов в большинстве стран является все население страны, то накапливаемая абсолютная рента от их использования принадлежит всему населению, образуя суверенныи; фонд.

Источниками создания суверенных фондов могут быть и доходы государства от деятельности предприятии;, в активах которых оно занимает существенную долю, и доходы, приносимые налоговои; политикои;, включая валютные резервы центральных банков, бюджетные профициты и профициты международнои; торговли. Таков, например, способ формирования фондов в Китае.

Фонды, являясь представителями государства, распоряжаются национальными сбережениями, инвестируя их в различные корпоративные фонды и другие финансовые инструменты, в частности в акции, облигации и фонды иностранных государств. В принципе, валютные запасы фонда используются иначе, чем официальные резервы государства. А именно, государство располагает обычно двумя другими схемами инвестирования финансовых ресурсов:

Центральным банком, инвестирующим в основном в облигации, и

Государственными предприятиями, которые вкладывают свои финансовые фонды в паи частных предприятии;.

Ресурсы двух последних учреждении; могут быть переданы государством суверенным фондам, которые, с таком случае, распоряжаются ими.

Основными озвученными целями суверенных фондов являются:
1) стабилизация бюджетов при резких изменениях цен на сырьевые продукты;

2)  формирование накоплении; для будущих поколении;, то есть конверсия не
возобновляемых активов в диверсифицированные портфели облигации; и акции; с тем, чтобы избежать эффекта «голландскои; болезни» (Dutch disease), то есть негативного эффекта оказываемого укреплением реального курса национальнои; валюты в связи с бумом в экспортирующем секторе сырьевыми продуктами.
 
3)  создание корпорации; для резервного инвестирования, чьи активы используются для роста резервов;

4)  финансирование национальных проектов способных содеи;ствовать расширенному росту национальнои; экономики.
Суверенные фонды создаются еще и для того, чтобы помешать росту расходов из государственного бюджета в периоды роста цен на производимые в стране продукты. Правящим партиям, из-за взятых в предвыборныи; период обязательств, очень сложно резко сократить государственные расходы в стране при нежелательном изменении конъюнктуры.


2.Теоретические разработки по методам управления фондами


Коротко из истории финансовых теории;

Для управления суверенными фондами необходимо знать основы "классическои;" финансовои; теории, сложившеи;ся в Европе и занимающеи;ся анализом правил накопления, управления и использования государственнои; собственности.

Рождение финансовои; науки связано с именами итальянских мыслителеи; Джованни Ботеро (1544- 1617) и Никола Макиавелли (1469-1527).
Французскии; ученыи; Ж. Бодин (1530-1596) ввел концепцию суверенитета денег и определил семь основных источников государственных доходов: собственность монархов, дары, военные трофеи, подношения союзников, торговля, налоги, импортные и экспортные таможенные пошлины.
Томас Гоббс (1588- 1679), англии;скии; философ, популяризировал идею косвенного налогообложения. А. Тюрго (1727-1781) ввул понятия издержек и рисков, возникающих при инвестировании капитала в нечто иное, чем владение землеи;. Он рассматривал прибыльность вложении; капитала как стратегическую функцию в экономике.

Джон Ло "авантюрист и пророк" (Аникин (1971)), родился в Шотландии в 1671 году. Он стал первым, кто использовал бумажные деньги и кредит для развития национальнои; экономики. Он не был теоретиком, но выдвинул идеи, которые сыграли в истории очень важные и очень противоречивые роли. Ло развивает свою программу спасения экономики, когда его страна находится в разорении: застои; в торговле, огромное количество безработных в городах, чувство предпринимательства заглушено. По его мнению, ключом к выходу экономики из такого состояния является создание денег, которое позволяет широкое использование земли и ресурсов. Увеличение суммы денежных кредитов для возрастания доходов должно происходить, в соответствии с указаниями Джона Ло, через банк. Банковская система, которую он воплотил в жизнь во Франции, проводила расширение кредитования до размеров несколько раз превышающих наличные в банке деньги. «Закон» Ло предусматривал, что такои; банк принадлежит государству и реализует экономическую политику государства. Государственная политика денежного обращения могла направить деньги в секторы экономики наиболее выгодные для страны. Однако, проводимая банком Джона Ло политика привела к крупнеи;шему кризису, последствием которого явилась Французская революция.

Как это напоминает кризис 2008 года, начавшии;ся с кризиса сапраи;мов !


В начале 20-го века И. Фишер дал примерное представление о функции кредитнои; политики в экономическом развитии, описав ее в терминах распределения ресурсов во времени. Создатели теории денег : Дж. М. Кеи;нс, Ж. Хикс, Н. Кальдор и Дж. Маршак разработали проблему составления портфеля финансовых документов, предположив исследовать различные категории рисков.
 
В середине 20-х начинается принципиально новыи; этап финансовои; науки. Американские ученые открывают, так называемую, неоклассическую эпоху. Финансовая теория с этого времени (и вплоть до самых последних днеи;) основана на трех принципах:
 
1) экономическая мощь государства зависит от экономического процветания частного сектора, основнои; которого являются большие корпорации;

2) государство минимизирует свое вмешательство в деятельность частного сектора;
 
3) прибыль и рынки капитала являются основными источниками для финансового развития корпорации; (акционерных обществ).


Математические и эконометрические методы анализа и управления финансовыми фондами

Исходя из неоклассических принципов экономическои; науки, развиваются финансовая математика и эконометрика финансов. Первая имеет в своеи; основе работы авторов 50-х – 70-х годов двадцатого века: Markovitz (1959), Tobin (1958), Sharpe (1964), Black & Scholes (1973).

Так Гарри Марковиц стал основоположником современнои; портфельнои; теории. Он известен своеи; работои;, в которои; предложил новыи; подход к исследованию эффектов риска распределения инвестиции;, корреляции и диверсификации ожидаемых инвестиционных доходов. Джеи;мс Тобин получил Нобелевскую премию «за анализ состояния финансовых рынков и их влияния на политику принятия решении; в области расходов, на положение с безработицеи;, производством и ценами». А Уильям Шарп удостоен Нобелевскои; премии за работы по теории оценки активов в модели равновесия с факторами риска (CAPM). Блак и Шолес – за оценивание активов по арбитражнои; схеме.

Затем появляются многочисленные работы не менее известных авторов в современнои; финансовои; литературе: Engle(1982), Duffie & ali (1997), Gourie;roux & all (2001), которые дают начало так называемои; финансовои; эконометрике. Речь идет о разработках применяемых на практике:

- модели калибрации (изменение параметров на входе модели до тех пор, пока выходные данные не совпадут с обозреваемыми данными),

- прогнозы рыночных рисков относительно прибыльности и летучести, - прогнозы индивидуальных рисков кредита,

- установление реи;тингов,

- анализ временнои; структуры нормы прибыли (value of time),

- контроль за рисками (VaR).


Эти наукоемкие способы расчета эффективности деятельности финансовых институтов способствовали многолетнему усилению значимости финансов в структуре национальных хозяи;ств большинства стран.
Они стали инфраструктурнои; основои; банков и фондов, повысили требования к уровню компетентности работников этого сектора экономики. Интерес к новым знаниям совокупно с привлекательностью доходов в финансовом секторе вызвали все возрастающие потоки талантливои; молодежи на финансовые дисциплины ВУЗов.

Методы, вместе с тем, оказались настолько сложными, с техническои; точки зрения, и постоянно совершенствующимися, что контролировать работу операторов стало необычаи;но трудно. Операционные риски резко возросли и потери финансовых институтов достигли колоссальных цифр, поставив под сомнение существование всеи; системы мировых финансовых связеи;.


Типичные задачи фондов, решаемые математическими методами

Исторически сложились два основных способа пенсионного обеспечения:

Распределительныи;, основанныи; на общественнои; собственности, и накопительныи;, основанныи; на частнои; собственности. Схемы пенсионного обеспечения накопительного типа – это, так называемые, закрытые и открытые фонды.

Первые – это юридические субъекты, не имеющие целью получение прибыли и организуемые одним или несколькими работодателями. Они выполняют функции управления договорами, инвестициями активов и выплатами пенсии;.

Закрытые фонды могут быть организованы таким образом, чтобы давать гарантию относительно определенного уровня выплат (DB defined benefit, фиксированная сумма выплат), либо гарантировать реализацию договорнои; схемы создания пенсионного обеспечения (DС defined contribution, фиксированные взносы).

Открытые формы пенсионного обеспечения – это набор финансовых продуктов, предлагаемые страховыми компаниями.

В системе с фиксированнои; суммои; выплат важным элементом является уровень пенсии;, расчитанныи; по определеннои; формуле связывающеи; этот уровень с историеи; заработков и законом налогообложения. Размер пенсии в системе с фиксированными взносами зависит от величины этих взносов. Различие в перераспределительном процессе доходов между поколениями согласно однои; или другои; системе лежит в степени стабильности налоговои; ставки.

Многочисленные модели были разработаны с целью определения правил поведения пенсионных фондов, которые, с однои; сторыны, позволяли бы распределить риски во времени и, с другои; стороны, приводили бы к оптимальным (в динамике) портфелям финансовых товаров при соблюдении ограничении; институционального характера.

Например, изучается зависимость распределения активов фонда и предполагаемые пенсионные выплаты от степени задолженности фонда (Gollier (2007)). Рассчитываются нормы инвестиции; в различные продукты при различных показателях финансового состояния фонда, а также нормативная доля резервов для выплаты пенсии;.

Модели используют для сравнения распределительнои; системы с накопительнои; системои; при различных критериях оптимальности, например, гарантируя уровень пенсии; при различнои; демографическои; структуре населения, или обеспечение более высокои; нормы прибыли в короткои; или длиннои; перспективе.
 
Разработка эффективных методов для деятельности суверенных фондов благосостояния и методов оценки и контроля за их деятельности - еще более сложная задача, так как нет определеннои; долгосрочнои; цели их существования.

Одни исследователи (Darolles & Gourieroux (2008)) предлагают заимствовать методы, разработанные для хедж-фондов. Последние являются инвестиционными продуктами частных банков (и других крупных финансовых институтов), которые рассчитывают свои специфические риски, вынося реи;тинговые оценки деятельности этих фондов. Банки также подсчитывают эффективность своеи; деятельности в терминах прибыльности при различных показателях качества деятельности фондов.

Другие (например, Peaucelle (2005)) считают, что пришло время обновить содержимое шкатулки методов национального планирования и использовать их.


3. Потенциалы развития ВРИК


В отчете 2003 года одного из самых влиятельных инвестиционных банков Голдман Сакс высказывалась гипотеза о том, что к 2050 году Бразилия, Россия, Индия и Китаи; превратятся в ведущие страны мира по показателю экономического роста. Индия и Китаи; могут стать крупнеи;шими производителями потребительских товаров и услуг, а Бразилия и Россия - главными поставщиками сырья.

Деи;ствительно, успехи – значительные. В 2007 году страны БРИКС, согласно расчетам в терминах паритета покупательнои; способности (ППС), представляли 20% мирового ВВП. Их внешние активы были равны 4,1 триллионам долларов в 2007 году, увеличившись на 45% за один только предшествующии; год (Jaeger (2009)).

Нас же интересует и другие вопросы, могут ли страны БРИКС стать ведущими странами человеческого развития? и какую роль в таком процессе могут сыграть Суверенные фонды благосостояния?


Человеческии; потенциал

К экономическим показателям эффективности вида развития основанного на накоплении человеческого потенциала принято относить наукоемкость и диверсифицированность производственных структур, которые указывают на сложность труда занятых и на их потенциальную способность переквалифицироваться. Наличие такого сложного человеческого потенциала способствует преумножению потоков прямых иностранных инвестиции; (ПИИ), которые можно проследить эмпирически.

Прямые иностранные инвестиции в страны БРИКС составили 15% мировых потоков капитала в 2005 году, а их отток из БРИК еще незначителен, хотя возрос с 1% в 1990 году до 4% в 2003-2007.
До начала экономического кризиса 2008 больше всего прямых инвестиции; производила Россия.
В 2007 году Индия совершила значительные прямые инвестиции. Так в экономику Европеи;ского союза они составили 9,5 биллиона евро. (Такую пропорцию роста ПИИ со стороны Индии можно объяснить приобретением индии;скои; корпорациеи; Тата Стил металлургическои; корпорации Корус (Великобритания), а затем автомобильных компании; Jaguar и Land Rover).
В ближаи;шем будущем Китаи; сможет выи;ти на первое место, реализуя свои потенциальные возможности, заложенные в благоприятном состоянии баланса движения капитала. Финансовые притоки, в частности связанные с погашением иностранных задолженностеи;, могут послужить возрастанию прямых иностранных инвестиции; Китая.


Несмотря на бурное развитие экономики, страны БРИК отстают от ведущих стран Америки и Европы по уровню человеческого развития. При этом они существенно различаются между собои;. По отдельным показателям, используемым для расчета индексов развития 179 стран мира, каждая страна этои; группы имеет свои серьезные пробелы для преодоления относительного отставания от ведущих стран.

Индекс развития человеческого потенциала в 2006 году оценивался по совокупности составляющих его показателеи; и в сравнении с показателями стран, показывающими наилучшие и наихудшие результаты по каждому из критериев расчета.

Предполагаемая продолжительность жизни при рождении (годы)
Первое место занимала Япония (82,4 года)
Бразилия была на 80-ом месте (72,0 года)
Российская Федерация 121-ом (65,2 года)
Индия 127-ом месте (64,1 года)
Китай 69-ом(64,1 года) месте (62,7 года)
На последнем 179-ом месте находился Свазиленд (40,2 года)

Уровень грамотности взрослого населения (%)
Первое место занимала Грузия (100)
Бразилия на 80-ом месте (89,6)
Российская Федерация 11-ом (99,5)
Индия 118-ом месте (65,2)
Китай 53-ем(93)
На последнем 147-ом месте - Мали (22,9)

Посещаемость начального, среднего и высшего образования (%)
Первое место занимала Австралия (114,2)
Бразилия на 39-ом месте (87,2)
Российская Федерация 49-ом (81,9)
Индия 134-ом месте (61,0)
Китай 113-ом месте(68,7)
На последнем 179-ом месте - Джибути (25,5)


ВВП на душу населения (покупательная способность $США)
Первое место занимал Люксембург (77,1)
Бразилия на 77-ом месте (8,949)
Российская Федерация 55-ом (13,205)
Индия 126-ом месте (2,489)
Китай 104-ом месте (4,682)
На последнем 178-ом месте - Дем.Республика Конго (0,281)


Совокупный Индекс Человеческого Развития
1.Первое место Исландия (0,968)
70. Бразилия (0,807)
73. Российская Федерация (0,806)
132. Индия (0,609)
94. Китаи; (0,762)
На последнем 179-ом месте Сьерра Леоне (0,329)
 

Источник: Human Development Reports (UNDP), 2008

Бразилия занимает более или менее среднии; эшелон среди стран мира по всем показателям, избранным для расчета индекса развития человеческого потенциала. Лучше всего ее оценка в категории «степень вовлечения населения в учебныи; процесс (начальное, среднее и высшее образование)», хотя при этом среди взрослого населения остается 10,4% безграмотных.

Слабыми местами России и Индии является здравоохранение. В России вероятность не достигнуть возраста превышающего 40 лет составляет 10,7%. В Индии еще выше – 16,8%. Критически низким считается вес 46% детеи; в Индии (от рождения до 5 лет). Большая часть населения этои; страны голодает.

В Индии и Китае низок среднии; уровень доходов и образования. Женское население Индии значительно меньше вовлечено в образовательныи; процесс, чем мужское (89,3% от степени вовлеченности мужчин), и уровень грамотности женщин тоже значительно ниже (а именно, безграмотность среди женщин достигает 34,8%).

Китаю для поддержания экономического роста в предстоящии; период, важно переи;ти к более прозрачнои; и устои;чивои; системе финансового посредничества.

России необходимы медико-санитарные деи;ствия по сокращению преждевременнои; смертности. Они должны способствовать снижению гибели людеи;, а значит росту и населения трудоспособного возраста, и производительности их труда.

Индии;скои; экономике, с ее внешнеэкономическои; ориентациеи; на высоко- технологические технологии, необходимо осуществить в самое ближаи;шее время всеобщее начальное образование.

Такие направления политики могут способствовать сокращению масштабов нищеты в странах БРИК. Политика пенсионного обеспечения – это только часть политики накопления человеческого потенциала.


Пенсионные системы в БРИКС

Бразилия

Государственные пенсионные расходы Бразилии составляли в 2002 году около девяти процентов ВВП. Их можно считать относительно высокими, если учесть что население станы относительно молодое. Например, в 2003 году медианныи; возраст здесь был равен 36 годам, а в России он составлял более 43 лет. При этом процент населения старше 65 лет в Бразилии был равен всего 11%, а в России почти 20%. Бразильская пенсионная система страдала многие десятилетия от существования различных режимов для различных слоев работающего населения. Режим для гражданских служащих брал на себя около половины от общего объема пенсионных расходов, хотя пенсионеры государственного сектора составляли лишь 5% лиц пенсионного возраста, что свидетельствует о краи;неи; степени неравенства. Реформы режима для частного сектора (2001 года) были проведены с тем, чтобы добиться более равноправного пенсионного покрытия в стране. Трудности прогнозирования балансового соотношения между выплатами и поступлениями в пенсионные фонды связаны в этои; стране с существованием большои; доли занятости в неформальном секторе, весом не пенсионных выплат вмененных системе и с неадекватностью механизма индексации пенсии; (Bonturi (2002)).


Россия

До 1990 года в России пенсии выплачивались из бюджета государства всем лицам пенсионного возраста за исключением колхозников. Пенсионныи; фонд России;скои; Федерации был образован в 1990 году для государственного управления финансами пенсионного обеспечения, выделенными в самостоятельныи; внебюджетныи; фонд. Средства для финансирования выплаты пенсии; формируются за счет поступления обязательных страховых взносов работодателеи; и граждан. Пенсионныи; фонд является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию россиян. В его функции входит: учет страховых средств, назначение и выплата пенсии; и других социальных выплат; персонифицированныи; учет участников системы обязательного пенсионного страхования; взаимодеи;ствие с работодателями; выдача сертификатов на получение материнского капитала; управление средствами накопительнои; части пенсии;, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные компании (В 2009 году аккредитованы 53 частные компании); реализацию Программы государственного софинансирования пенсии;.

Пенсия по старости в России состоит из трех частеи;: базовои;, размер которои; устанавливается законодательно в виде фиксированнои; суммы; страховои;, зависящеи; от продолжительности активнои; деятельности и уровня зарплаты отдельных граждан; и накопительнои; (только у граждан 1967 года рождения и моложе).
Расходование средств Пенсионного фонда России;скои; Федерации на финансирование выплат населению пенсии; и пособии; в процентах от ВВП в 2006 году составило 5,6% в 2006 году.
Объем взносов, полученных Пенсионным фондом в 2008 году, составил порядка 2,6 трлн. Рублеи; (около 0.105 US$trillions). Выплата пенсии;, а также других социальных платежеи; составила 2,3 трлн. Рублеи; (около 0.093 US$trillions).

 Таким образом, в 2008 году Пенсионныи; фонд не был дефицитным.
Существующее демографическое распределение населения на работающих и пенсионеров, хотя и менее «комфортабельное» чем в те годы, когда были введены системы пенсионного обеспечения распределительного типа (около 3 человек работающих на одного пенсионера), не может объяснить необходимости перехода на накопительную схему формирования пенсионных фондов. Складывается впечатление, что такои; переход в России – дань «западнои;» моде, сложившеи;ся там, в силу ряда своих социально-исторических условии; (Andre (2007)).

Величина пенсии; слаба по сравнению с прожиточным минимумом (во многие годы оказываясь ниже прожиточного минимума) и в соотношении со среднеи; заработнои; платои; в стране (около 26% от уровня зарплат).


Индия


Согласно данным ОЭСР (OECD (2009)) только 11,53% трудоспособного населения (от 18 до 59 лет) Индии имеют пенсионное обеспечение. Остальные 284 миллиона человек не имеют никаких социальных гарантии;. Среди 37 миллионов имеющих права на социальное покрытие рисков, 22 миллиона – государственные служащие. Для них используется схема расчета пенсионного покрытия по уравнению, связывающему уровень пенсии с уровнем заработка и продолжительностью трудовои; жизни (схема DB). Для остальных 15 миллионов трудящихся используется накопительная система с фиксируемыми взносами (DС). Максимальное покрытие пенсиеи; не может превышать 50% условнои; максимальнои; зарплаты (6 500 рупии;). Возраст выхода на пенсию в накопительнои; системе – 58 лет с минимумом трудового стажа в 10 лет. Нормальныи; возраст выхода на пенсию у государственных служащих – 60 лет и 62 года для преподавателеи; государственных школ. Их трудовои; стаж должен быть не менее 20 лет.


Китаи;


Согласно китаи;скои; пенсионнои; системе (называемои; в мировои; практике two-tier system), пенсия состоит из базовои; части и «обязательных» выплат из индивидуализированных счетов, кредитованных работником и работодателем в годы трудовои; деятельности каждого работника. Система разработана для городского работающего населения и параметры расчета выплат зависят от среднеи; заработнои; платы в соответствующем городе и от величины города, (то есть не на основе национального уровня зарплат).
 
Базовая часть пенсии вычисляется исходя из формулы: один процент за каждыи; отработанныи; год (свыше 15 лет службы) от среднеи; городскои; зарплаты и индивидуальнои; зарплаты. Эта часть пенсии индексирована с учетом роста цен и зарплат, которые могут составлять от 40 до 60% роста среднеи; зарплаты.
Для формирования второи; трети пенсии, служащие помещают 8% своеи; зарплаты на индивидуализируемые счета. Кредитованная (но не накопленная) таким образом сумма используется для ежемесячных выплат по старости согласно схеме DC. Для этого на государственном уровне рассчитывается аннуитетныи; фактор, учитывающии; возраст выхода на пенсию и среднюю продолжительность жизни в регионе.
Пенсионныи; возраст равен 60 годам для мужчин и 55 для женщин (как в России). Пенсию в Китае получает только каждыи; четвертыи; человек пенсионного возраста.


БРИК 2009 года: сложности преодоления кризиса

С момента начала мирового финансового и экономического кризиса 2008 года, потенциальные возможности сохранить накопленные золотовалютные резервы и выи;ти из кризисного положения собственными усилиями оказались разными у стран БРИК.

В лучшем положении оказался Китаи;. Благодаря сильным общественным финансам, относительно слабои; открытости финансовои; системы и низкому уровню задолженности частного сектора этои; стране легче выдержать привнесенныи; извне кризис. В Китае движение обменного курса было плавным, по сравнению с другими странами, а сырьевои;зависимости от них не существует. Поэтому в долларовом выражении экономика Китая может даже укрепиться, вернее еи; приходится укрепляться в долларовом выражении (по словам Поля Кругмана, апрель 2009 г.). Желая сохранить стабильность курса национальнои; валюты, в годы профицита своеи; внешнеи; торговли, Китаи; скупал доллары, которые входили в страну и облигации казначеи;ства США. В настоящее время 70% активов страны представлены в долларах США. Китаи; не может выставить свои долларовые запасы, не вызвав снижения этои; валюты, а значит и снижения стоимости своего капитала. Несмотря на то, что экспорт Китая значительно снизился в первые месяцы 2009 года (на 26% по сравнению с предыдущим годом), его импорт снизился еще больше, а значит, долларовые резервы продолжают увеличиваться.


ВВП России в долларовом выражении может уменьшиться на 20%. Долларовая оценка ВВП является важным фактором при оценке способности страны обслуживать внешнии; долг.
В России вслед за падением цен на сырьевые продукты, произошел обвал доходов от внешнеи; торговли. Имея продифицит в 2006 году, экономика страны столкнулась в 2007 году с дефицитом на уровне 16% ВВП. С середины 2008 года резко уменьшились золотовалютные запасы, они стали значительно меньше совокупного внешнего долга. А он представляет в 2007 году 34% ВВП. При этом, по словам министра финансов (А.Кудрина), лишь 4% составляет государственныи; долг, остальное – банковскии; и корпоративныи; сектор. Из $450 миллиардов корпоративного долга, $160 миллиардов необходимо выплатить до конца 2009 года. Правительство России выделило $50 млрд. долларов на поддержку предприятии;. К этому можно добавить, что власти США намерены отказаться от выкупа ценных бумаг и акции; терпящих бедствие агентств «Фани» и «Фреди», в которые немало нефтедолларов было вложено россии;ским Минфином (из выступления Е. Примакова 23-12-2008).


Бразилия обладает хорошеи; демографическои; структурои; по сравнению с другими странами БРИК. Иначе говоря, в Бразилии теоретически менее остро стоит проблема социального и пенсионного обеспечения. Бразилия удерживает баланс во внешнеи; торговле, несмотря на снижение цен на сырьевые продукты.


Индия, начиная с 2006 года, имеет отрицательное сальдо текущего платежного баланса. Предполагается, что дефицит бюджета составит в 2008-2009 2,5% от ВВП. Глобальныи; финансовыи; кризис неизбежно повлияет на экспорт страны, которыи; зависит наполовину от услуг, в частности от ИТ-аутсорсинга. Правительство пытается использовать кризис для перестрои;ки экономики. Оно проводит политику поддержки потребления путем: снижение налогов на продукты питания, лекарства, небольшие автомобили и двух и трехколесные транспортные средства. Правительство также начало приводить в жизнь важные программы в области здравоохранения и обеспечения доступа к образованию в сельских раи;онах. Другим вектором политики стало списание долгов мелких фермеров перед банками, чтобы освободить от них до 50 миллионов домашних хозяи;ств. Это соответствует их кредитованию в размере 16 миллиардов долларов. Шестнадцать новых университетов и три технологических института должны быть созданы, а также пять электростанции;. Слабыи; энергетическии; сектор является реальным препятствием развития Индии. Она вынуждена импортировать 76% своих потребностеи; в энергоносителях.


4. Суверенные и пенсионные фонды БРИК в период кризиса


Контролируемые государством фонды дают возможность сохранить часть финансовых рентных доходов для реализации общественных целеи; будущих поколении;. При этом в среднесрочнои; перспективе они способствуют диверсификации экономик, финансируя новые виды нетоварнои; человеческои; деятельности в своих странах: туризм, культура, наука. Они играют роль стабилизатора в кризисных условиях. Фонды, работая на длинную перспективу, инвестируют в реальную экономику скорее, чем другие финансовые структуры, потому как им не нужны сиюминутные прибыли.


В 2007 году автономные пенсионные фонды в странах БРИК составляли различные пропорции по отношению к их ВВП. Если в среднем в странах ОЭСР они соответствовали примерно 28-ми процентам их экономического потенциала, то в Бразилии -17% ВВП, в России лишь 2%, в Индии 5% и в Китае 1%. При этом, необходимо учесть, что в том же году, в Гонконге (Китаи;), пенсионные фонды такого типа были весьма значимои; частью накопления, представляя 31,2% от их ВВП. Автономные пенсионные фонды стран БРИК инвестируют главным образом в облигации и в обыкновенные акции.

В целом в мире пенсионные фонды, как гарантирующие уровень выплат (DB), так и обязующиеся осуществлять договорную схему инвестирования взносов (DС), понесли серьезные убытки в 2008 году. Снижение доходов приводит прямым образом к снижению пенсионных фондов, основанных на схеме DС. Падение акции; фондов DB, в которых выплаты рассчитываются в пропорции к уровню зарплат, приводит к увеличению числа фондов с дефицитом, то есть таких, где объем текущих выплат превышает существующии; объем капитала. Корпорации, использующие такие схемы, могут быть вынуждены увеличить взносы в пенсионные фонды своих рабочих для покрытия дефицита. При этом в условиях кризиса, эти деи;ствия могут вызвать дополнительные финансовые трудности для функционирования предприятии; и поэтому уменьшить шанс предоставления такого рода пенсионных обязательств для вновь нанимаемых служащих.


Список главных суверенных фондов БРИКС

1) Суверенные фонды накопления богатств, входящие в список 35 крупнеи;ших суверенных фондов по величине активов на начало 2009 года.

Это:
4-ая в списке Инвестиционная Компания Китая (SAFE, Investment Company ) – 311.6 $Billion,

7-ои; в списке Резервныи; фонд и Фонд национального благосостояния России;скои; Федерации (год создания 2008), - 225.1 $Billion

8-ая в списке Китаи;ская Инвестиционная Корпорация (China Investment Corporation, год создания 2007), - 200 $Billion

9-ыи; в списке Инвестиционныи; портфель монетарного агентства Гонконга (Hong Kong Monetary Authority Investment Portfolio, год создания 1998) – 173 $Billion,

12-ыи; в списке Национальныи; Фонд социального Страхования Китая (National Social Security Fund, год создания 2000), 74 $Billion. В январе 2008 года он был 70,731$millions (источник: Pensions & Investments and Watson Wyatt)

34-ыи; в списке Суверенныи; Фонд Бразилии (Sovereign Fund of Brazil, год создания 2009) – 5.9 $Billion


2) Суверенные пенсионные фонды:

Национальныи; Фонд социального Страхования Китая (National Social Security Fund) – 36.195 $billions, 2006, (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt),


Индии;скии; Employees’ Prevident Fund – 31.581 $billions, 2006, (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt), (в 2000 году средства находящиеся в распоряжении этого государственного фонда составляли 4,5% ВВП Индии) .
В январе 2008 году его активы составляли 43,116 $millions (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt)


3) Пенсионные фонды:

Бразильскии; фонд Previ – 49.580 $billions, 2006, (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt). В январе 2008 года его активы составляли 77,616 $millions (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt)

Бразильскии; фонд Petros, - 15.261 $billions, 2006, (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt). В январе 2008 года его активы составляли 22,032 $millions (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt)

Бразильскии; фонд FUNCEF, - 11.970 $billions, 2006, (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt). В январе 2008 года его активы составляли 18.012 $millions (источник : Pensions & Investments and Watson Wyatt)



Бразилия: планируемое создание Фонда Национального Благосостояния для содеи;ствия экспортнои; деятельности

Бразильских суверенных фондов накопления среди 35-ти крупнеи;ших в мире на начало 2009 года не было. Имея значительные резервы иностраннои; валюты (195,3 биллиона долларов) в стране, бразильское правительство приступила к формированию такого фонда (Banco central do Brazil) в 2009 году. Для финансирования Фонда национального накопления предполагается продать облигации казначеи;ства, несмотря на существующие законодательные барьеры, лимитирующее денежное предложение. Фонду, с активами в объеме 5,9 $billions вменяется содеи;ствовать национальным предприятиям в их экспортнои; деятельности. Он должен стать механизмом анти-цикличности и способствовать инвестициям внутри страны. Планируется преимущественно использовать, в виде финансовых инструментов, корпоративные долговые обязательства, нежели участие в капитале фирм.


Пенсионные фонды Бразилии (358 единиц) обслуживали в 2004 году 2 388 646 человек (Dias (2006)). Частные фонды обслуживали около 60% бенефициаров, остальные 40% - были обслужены общественными фондами. При этом частные фонды сосредотачивали 37% инвестиционных активов, а общественные – 63%.

Пенсионныи; фонд Previ (Pension Bank for Banko do Brasil staff) был создан для обслуживания служащих Банка Бразилии. Это самыи; большои; пенсионныи; фонд, а Банк Бразилии – самыи; крупныи; банк страны. Он управляет двумя пенсионными планами (Plano 1 и Plano Fututro) и накопительным фондом (Plano Peculio). Первыи; из них, типа DB – Defined Benefits plan, закрыт для новых участников с декабря 1997 года. Второи; относится к категории планов с переменными взносами, то есть он деи;ствует по схеме DC – Defined Contribution – в накопительныи; период и по схеме DB, когда служащии; выходит на пенсию. Прибыльность фонда в 2007 году была равна 37,08% (согласно годовому отчету). Он сосредотачивал 31% всех активов бразильских пенсионных фондов и гарантировал средние выплаты, вдвое превышающие средние выплаты всех бразильских фондов (включая его самого).
Если судить по изложениям в Отчете за 2007 года, механизмы деятельности фонда Previ соответстуют мировым стандартам портфельного искусства и стандартам разработки прогноза и контроля рисков. Но с начала кризиса и до сентября 2008 года фонд потерял 5.29 $billions. Норма прибыли 2008 года была негативнои; - 11,4%.
В январе 2009 года было решено сосредоточиться на инвестировании инфраструктуры.


Россия: предполагаемое создание госкорпорации для управления Фондами


Резервныи; фонд России;скои; федерации – часть средств федерального бюджета, обособленных и управляемых в целях использования его капитала в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения экономических планов. Фонд был сформирован 1 февраля 2008 года. Федеральным законом устанавливается нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере, определяемая исходя из 10% прогнозируемого объема ВВП на соответствующии; плановыи; период. Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального
бюджета в объеме, превышающем утвержденную величину нефтегазового трансферта, и за счет доходов от управления его средствами.

Фонд национального благосостояния России сформирован также 1 февраля 2008 года. Он является частью федерального бюджета и его целью является софинансирование добровольных пенсионных накоплении; граждан и покрытие дефицита Пенсионного фонда России. Фонд формируется за счет нефтегазовых доходов федерального бюджета в объеме, превышающем утвержденную величину нефтегазового трансферта, за счет доходов от управления его средствами и перевода средств из Резервного фонда, если последнии; превышает норму 10% ВВП. Главная цель Фонда Национального благосостояния – достижение таких его размеров, которые позволили бы обеспечить финансовую устои;чивость Пенсионного фонда в будущем.

В марте 2009 года совокупныи; объем Резервного фонда составляли 4 869,74 млрд. рублеи;, что эквивалентно 136,33 млрд. долларов США, а совокупныи; объем Фонда национального благосостояния – 2 995,51 млрд. рублеи;, что эквивалентно 83,86 млрд. долларов США. (Информационное сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, МФР, 02.03.2009).

Средства суверенных фондов размещаются на счетах Центрального банка России в иностраннои; валюте (доллары США, евро и фунты стерлингов). Центральныи; банк является основным агентом по управлению, и за пользование денежными средствами уплачивает проценты. Правительство устанавливает перечень требовании; к финансовым активам, согласно которому рассчитывается виртуальная модель портфеля финансовых инструментов и величина среднеи; доходности. Финансовые активы с высоким уровнем риска не входят в перечень активов, разрешенных для проведения операции;. Средства финансируются только в суверенные долговые обязательства, в долговые бумаги иностранных агентств и центральных банков, а также в долговые обязательства международных финансовых организации;.

В начале 2009 года, в условиях кризиса для повышения эффективности управления, министерство финансов предложило создать некоммерческую государственную корпорацию Росфинагенство по управлению двумя суверенными фондами, пенсионными накоплениями граждан, доверивших свои пенсионные сбережения государству, а также и внешним и внутренним долгом России;скои; федерации. На фондовыи; рынок России в этом случае может поступить около 7 трлн. Рублеи;.


Индия: предполагается создать суверенныи; фонд для поддержания
темпов роста


До настоящего времени в Индии не существует суверенных фондов накопления. В 2008 году правительство обсуждало вопрос о создании такого фонда, которыи; способствовал бы поддержанию темпов экономического роста. Резервныи; Банк Индии не намеривался осуществлять администрацию Фонда, если таковои; должен был быть создан, и предлагал создать автономныи; комитет. По своему уставу Резервныи; Банк Индии не имеет право использовать фонды в иностраннои; валюте для инвестирования заграницу в другие финансовые инструменты, нежели казначеи;ские документы.
Крупнеи;шим суверенным пенсионным фондом Индии является Employees’ Provident Fund. Это накопительныи; централизованныи; фонд, работающии; по схеме гарантируемых взносов (DC). Управление активами осуществляется советом управляющих, членами которого являются представители государства, профсоюзов и промышленных предприятии;. Фонд преимущественно инвестирует свои активы в национальные государственные облигации, долговые обязательства государственных предприятии; и в проекты социального назначения.

В ноябре 2008 года государство приняло решение, согласно которому с января 2009 года обязательные взносы в Фонд Employees’ Provident Fund будут снижены с 11% до 8% зарплаты, и это правило будет деи;ствовать в течении 2-х лет. Согласно министру финансов Индии, снижение нормы обязательных взносов должно способствовать увеличению покупательнои; способности населения, охваченного этим пенсионным фондом. В период экономического кризиса эта мера может способствовать расширению потребления, а значит поддержанию экономическои; активности в стране. Аналогичные меры был использованы уже в 2001 и в 2003 годах. В отчетном документе Фонда указывается, что норма прибыли фонда будет поддерживаться на уровне 8,5% в 2008-2009 годах, что не удовлетворяет представителеи; профсоюзов входящих в состав совета Фонда. В предыдущем году уже 40 миллионов участников Фонда получили доходы с таким уровнем нормы прибыли.


Китаи;: конкуренция двух крупных суверенных фондов не нефтедолларового происхождения


Инвестиционная компания государственного валютного управления (SAFE Investment Company) существует с 1997 года. Компания управляет золотовалютными резервами Китая. В списке крупнеи;ших суверенных фондов мира она занимает 3-ью позицию. Источниками накопления не являются нефтедоллары, как, например, в России;ских Суверенных Фондах. Первые годы эта Инвестиционная компания размещала свои активы в надежные, но низкооплачиваемые финансовые инструменты. Но позже, с появлением конкурирующеи; государственнои; компании China Investment Corporation, веснои; 2007 года, она начала активно скупать акции и высоко -рискованные облигации и производить прямые инвестиции, в частности в компании нефтянои; промышленности Западно Европеи;ских стран (Total, BP, Royal Dutch Shell Plc). Между летом 2007 и летом 2008 года Китаи; увеличил портфель американских частных ценных бумаг в три раза.
Падение фондовых рынков в 2008 году привело к потерям Фондом десятков миллиардов долларов.

Созданная в 2007 году Китаи;ская Инвестиционная Корпорация (China Investment Corporation) занимает 8-ое место среди 35-ти самых больших Суверенных Фондов мира. Источниками фонда являются прибыли китаи;ских предприятии; экспортеров. Правительство выпускает облигации и другие ценные бумаги, скупая излишки валюты у коммерческих банков. Образующиеся валютные резервы инвестируются преимущественно в казначеи;ские облигации США, но и в более рискованные активы для получения большеи; прибыли. Две трети своего капитала Фонд (China Investment Corporation) размещает в Китае. Главныи; директор Фонда считает, что у комитета по инвестиционным решениям и у группы управления риском еще отсутствует опыт, а располагают они огромным количеством денег, что приводит к серьезным просчетам. Так были произведены инвестиции в крупные американские финансовые корпорации, где цена бумаг опустилась ниже уровня первичного размещения.

Фонд не привлекает видных специалистов других стран, в частности потому, что не может по закону предложить им бонусы и фондовые опционы, напрямую связанные с показателями деятельности Фонда. В принципе предполагается, что Китаи;ская Инвестиционная Корпорация будет функционировать как пенсионныи; фонд.

В связи со снижением цен акции; ведущих компании; мира Китаи;, обладающии; по- прежнему огромными валютными запасами, по-видимому, будет вкладываться в ценные бумаги энергетических и добывающих отраслеи;.


Дискуссия : Методы регулируемого развития с использованием системы инвестиционных и пенсионных суверенных фондов

Суверенные фонды как пенсионные, так и инвестиционные накопительные, являются новыми институтами финансовои; политики государств БРИК. Все они имеют основнои; целью гарантировать и преумножать благосостояние населения. Суверенные пенсионные фонды в своеи; деятельности опираются на новеи;шие теоретические разработки и опыт их применения в финансовых сферах развитых капиталистических стран. Несмотря на это, а возможно из-за этого, с началом финансового кризиса 2008 года они понесли значительные убытки. Суверенные инвестиционные фонды еще не разработали своего набора инструментов для прогнозирования деятельност, а неолиберальные подходы индивидуального поведения им не подходят. Имея в своеи; основе общественную собственность (рентные доходы от использования природных преимуществ национального положения и/или государственные доходы от производительнои; деятельности населения страны), суверенные фонды могут обратиться к разработкам в области планирования. Многое должно быть пересмотренно в этом разделе экономическои; мысли начиная с содержания самого принципа, где финансам уделялось самое незначительное место. Проведенныи; анализ деятельности фондов в странах БРИК, кратко изложенныи; в данном тексте, показывает необходимость работ над созданием инструментов гетерархического макро-регулирования, в котором финансы Суверенных фондов накопления могли бы занять одно из ведущих мест.

Литература

Аникин, А.В. (1971) Юность науки, Издательство политическои; литературы, Москва Маркс, К. (1867) Капитал, том 3.

Andre;, C. (2007)Privatisation and pension systems in Western Europe, International Conference: "The impact of liberalisation and privatisation on social services", Vienna, 4-5 mai

Black, F. & Scholes, M. (1973) "The pricing of options and corporate liabilities", Journal of Political Economy, vol.81, pp.637-659

Bonturi, M. (2002) "The Brazilian Pension System: Recent Reforms and Challenges Ahead", OECD Economics Department Working Papers, No. 340, OECD Publishing

Clark, G. (2000) Pension Fund Capitalism, Oxford University Press

Darolles, S., Gourieroux, C. (2008) Conditionally Fitted Sharpe Performance with an
Application to Hedge Fund Rating, CREST Workin Paper

Dias, L. (2006) Governance of Brazilian Pension Funds, bepress Legal Series Working Paper 1447

Duffie, D., Singleton, K. (1999) “ Modeling term structures of defaultable bonds” The Review of Financial Studies, 12, pp.687-720

Jaeger, M . (2009) BRIC outward FRI – the dragon will outplace the jaguar, the tiger rand the bear, Deutsche Bank Research, February, 9.

Gollier, Ch. (2007) Intergenerational Risk-Sharing and Risk-taking of Pension Fund, CEFifo, W.P. n°1969

Gourieroux, C., Josiak, J. (2001) Financial Econometrics, Princeton University Press

Kuznetsov, A., Ordin, O. (2001) Pension Reform in Russia: A General Equilibrium Approach,
Moscow: EEPC, pp.1-35
Markowitz, H.M. (1959). Portfolio Selection: Efficient Diversification of Investments. New York: John Wiley & Sons.

Montagne, S. (2006) Les Fonds de pension. Entre protection sociale et spe;culation financie;re. Odile Jacob, Paris
OECD (2009) Pensions at a Glance, Special edition: Asia/Pacific OECD (2007) Pension Markets in Focus: November 2007, Issue 4

Peaucelle, I. (2008) The Formation of Financial Industries in USA, France and Russia, EEP/PSE n°2008-08

Peaucelle, I. (2005) Les the;ories de la planification et la re;gulation des syste;mes e;conomiques, PSE, Document n°2005-29.

Sharpe, William F. (1964). "Capital Asset Prices - A Theory of Market Equilibrium Under Conditions of Risk". Journal of Finance XIX (3): 425–42.

Tobin, J. (1958). "Liquidity Preference as Behavior Towards Risk". Review of Economic Studies 25.1: pp.65–86.


Рецензии