О наградах подводникам Кригсмарине

Самой высокой наградой Третьего рейха был Рыцарский Крест Железного Креста с Дубовыми листьями, мечами и бриллиантами. Такой награды удостоились за всю войну только 27 немцев, а среди подводников лишь два - Вольфганг Лют и этот Альбрехт Бранди, о котором речь пойдет в этой заметке.  Ну, так Лют потопил 47 судов общим водоизмещением 226 671 брт., а чего добился Бранди? Например, субмаринами под командованием ставшего знаменитым Эриха Топпа  потоплено 36 судов (198 650 тонн) и повреждено 4 (32 317 тонн)], но заслужившего Рыцарский крест только с дубовыми листьями и мечами.

Бранди потопил  всего двенадцать кораблей, из них 4 военных. Может, военные были какие-то особо ценные - вон, Ханс-Дитрих Фрайхерр фон Тизенхаузен потопил всего-то два и стал кавалером Рыцарского креста, но одним из этих двух был линкор "Бархэм".

Но нет, на счету Бранди ничего и близко нет, а самый крупный потопленный им транспорт, танкер "Ательсултан", потянул лишь на 8882 брт.

В статусе ордена также указывается, что им награждаются за выполнение особо трудных заданий и отвагу, проявленную в бою. Ну, давайте посмотрим, как воевал Альбрехт Бранди.

Подводником он стал не сразу. До поступления на флот был командиром подразделения SA, штурмовиков нацистской партии, знаменитых "коричневорубашечников". Опустим его морскую службу до момента, когда он стал лейтенантом, занимая должность вахтенного офицера на тральщике М1, под командой Ганса Бартельса. 24 февраля 1940 года тральщик таранами потопил четыре рыболовных катера нейтральной Дании, погибли 16 рыбаков, спасать их не стали "по военным причинам". В мае Бранди вступил в командование этим тральщиком, в частности, занимавшимся конвоированием подводных лодок.

Решив перейти в подводный флот, он подал рапорт, но безрезультатно и только в апреле 1941-го после второй попытки стал подводником. В декабре 1941-го вышел в боевой поход в качестве командира-стажёра на U-552, лодки с красным дьяволом на рубке. В том походе было потоплено 3 судна, так что Бранди было чему поучиться.

9 апреля 1942 года он получил под командование новёхонькую U-617, но жизнь её оказалась недолгой. Кроме него, лишь 5 членов команды раньше имели опыт службы на лодках, так что до августа пришлось заниматься усиленной боевой подготовкой.

29 августа лодка вышла из Киля в первый патруль с конечной целью прибыть в Сен-Назер. Это заняло 40 суток, по пути было потоплено 4 судна, вторым стал самая крупная добыча Бранди – тот самый восьмитысячник "Ательсултан"

Второй патруль в принципе снова был переходом, из французского Сен-Назера в итальянскую Специю 2-28 ноября 1942 года, ни одной победы он не принёс, хотя сам прорыв в Средиземное море был немалым достижением. Здесь лодка вошла в состав 29-й флотилии подводных лодок и, как и все они, получила эмблему флотилии, онагра, одного из видов диких ослов.
Изначально эту эмблему носила U-338, при спуске на воду утопившая портовый буксир. На Средиземном море эта лодка не бывала, офицеры с неё флотилией не командовали, так что почему осёл стал её эмблемой, неизвестно. Собственной эмблемой U-617 был австрийский герб.

В третьем патруле (21 декабря 1942 - 17 января 1943) Бранди потопил 2 транспорта и первый военный корабль - HMS St. Issey (W 25). На самом деле это был буксир, тащивший две баржи у ливийского побережья, но принадлежавший британскому ВМФ.

Было выпущено две торпеды, позже ещё две. На лодке слышали взрывы и посчитали, что кроме буксира потопили и баржи. На самом деле погиб только буксир со всеми 36 членами команды. 21 января 1943 года Бранди был награждён Рыцарским крестом, выходит, за буксир и 6 не самых крупных транспортов.

Четвёртый патруль (27 января - 13 февраля) - два транспорта и HMS Welshman (M 84). Это был крейсер-минный заградитель водоизмещением 2650 тонн. Обладавший высокой скоростью, он использовался в основном как транспорт снабжения для Мальты и успел совершить 8 рейсов.  При этом он маскировался под французский корабль. Но не помогло, Бранди провести не удалось и две торпеды плюс взрыв котла отправили его на дно. На борту было 289 человек, 124 удалось спастись.

Пятый, шестой и седьмой патрули были безрезультатными, 58 суток в море не принесли успеха. Что не помешало Бранди 11 апреля получить Дубовые листья к своему кресту, возможно, вспомнили про Welshman, всё-таки он играл важную роль в снабжении Мальты.

Кстати, тогда же Бранди заявил о потоплении крейсера HMS Uganda и ещё одного судна, не это ли повлияло? Эти победы позже не подтвердились. Исследователь Ровер указывает и на другие не подтвердившиеся позднее успехи Бранди, впрочем, на Средиземном море немецким подводникам тщательно рассматривать результаты своих атак было смерти подобно, это не просторы Атлантики.

28 августа 1943 года лодка вышла в свой седьмой, последний, патруль. 6 сентября был потоплен HMS Puckeridge (L 108), эскортный эсминец. Две из четырёх выпущенных торпед попали в 1000-тонный корабль, чего ему хватило за глаза. 62 погибших и 129 спасшихся.

12 сентября в 01:50 ночи U-617, застигнутая на поверхности, подверглась атакам глубинными бомбами с двух британских Веллингтонов. Лодка отбивалась, хвостовой стрелок одного самолёта был убит, но спастись ей не удалось. Начался сильный пожар, и лодка выбросилась на камни близ Мелильи в испанском Марокко

Вся команда благополучно добралась до берега, была интернирована испанцами и чуть позже отправлена в Германию. Другая версия: Бранди содержался в офицерском лагере под Кадисом (Испания). Ему удалось бежать, и он вернулся в Германию. В Берлине он сообщил лично адмиралу Дёницу о своих приключениях. Про доклад верю, а в то, что испанцы держали его в лагере - нет.

А лодку долго превращали в хлам авиация и эсминцы союзников.
20 декабря 1943 года Бранди вышел в патруль из Тулона на своей новой лодке, U-380, но 33 дня в море успеха не принесли. А уже 13 марта 1944-го она была уничтожена налётом авиации прямо в базе.

Что ж, в апреле Бранди получил следующую лодку, U-967. Во время своего единственного патруля на ней он 5 мая 1944 года сумел потопить американский эскортный эсминец USS Fechteler (DE 157). Эсминец разломился на две части и затонул, но основная часть команды спаслась, погибло только 29 человек. За такое дело Бранди был награждён мечами к Рыцарскому кресту. Ему принадлежит фраза: "Командир носит награды не для себя, а для команды".

В следующем патруле он сильно заболел, и лодка была вынуждена вернуться в Тулон. 8 августа её также потопила авиация в базе. А Бранди после выздоровления был назначен командовать соединением подлодок на Балтике и здесь 24 ноября 1944 года он стал вторым обладателем бриллиантов к Рыцарскому кресту. За что? Пишется, что "за его достижения в качестве командира подводной лодки". Фюреру виднее, короче.

Потом с января 1945 года он командовал соединением мини-подлодок. С января по май 1945 года этим лодкам удалось потопить 9 судов союзников общим водоизмещением 18384 тонны и повредить ещё 3 судна водоизмещением 18451 тонну, при этом 35 лодок было потеряно.

Далее канадский плен и с сентября 1945 года Бранди работает каменщиком, - а что делать? Начинает изучать архитектуру и становится востребованным архитектором, его приглашали строить и за границу, в Саудовскую Аравию в частности.
Умер 6 января 1966 года в возрасте 51 года.

О чем эта заметка, спросите вы, уважаемые читатели? Да о том, что к концу войны награды Третьего рейха сильно обесценились. Справедливости ради надо сказать, что условия для немецких подводников в начале войны отличались от условий в конце её, как солнце от Луны.  «Жирные» по словам самих подводников Третьего рейха 1940 год  и первая половина 1941 года позволяли атаковать транспорты противника без опасения за отпор, ибо одиночные суда или небольшие конвои с одним эсминцем в качестве охранения были беззащитными, особенно в центре Атлантического океана. Именно тогда наиболее результативные командиры немецких субмарин Кремер, Прин, Лют и потопили львиную долю транспортов, за что получили свои награды. По положению, за потопление транспортов противника в 100 тысяч брт полагалась награда – Рыцарский крест Железного креста, за 200 тысяч брт – дубовые листья к нему, за 300 тысяч брт – мечи к Рыцарского кресту. А вот бриллианты, похоже, за 400 тысяч брт, но такого количества водоизмещения судов противника ни один подводник в Германии не потопил.

А когда конвои, идущие через Атлантический океан, стали сопровождать большое количество судов охранения и авиация конвойных авианосцев на всем протяжении о Северной Америки до Англии, успехи немецких подводников резко сократились, несмотря на революционную по тем временами тактику «волчьих стай». Вот и стали награждать командиров, чтобы поддержать их дух и боевитость. Видимо, и Бранди из их числа. Ему повезло, ведь среди немецких подводников были самые высокие потери во Второй мировой войне. Почти 75% подводников Третьего рейха покоятся на дне Атлантического океана, Северного, Норвежского и Средиземного моря.


Рецензии