Пушкин Титул номер 1 - национальный поэт

Трудность согласования и единогласного понимания для многонациональной страны 200 народов и народностей:

                Пушкин - национальный поэт

7 июня 1880 было наконец утверждено публично и принято единогласно (почти):
Пушкин - национальный поэт
Если по умолчанию речь идет о русской нации России, то, пардонэ-муа, это чистый национал-шовинизм …

История этого титулования по основным ее реперам такова:
(1)
Первым об этом титуле живого кумира еще при жизни Поэта заявил Гоголь: в статье «Не;сколько слов о Пу;шкине» впервые заговорил о Пушкине как о величайшем русском национальном поэте:
"Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла."
[«Мысль эта была высказана и гениально обоснована Гоголем в настоящей статье впервые и впоследствии развита Белинским, Герценом и всей последующей передовой демократической русской критикой». — Ю.М. Лотман, Б.В. Томашевский, Г.М. Фридлендер Комментарии //Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений:[В 14 т.]/АН СССР. Ин-т рус.лит. (Пушкин.Дом). — [М.;Л.] Изд-во АН СССР, 1937—1952. — Т.8. Статьи. — 1952. — С. 739—810]

прим.
«Не;сколько слов о Пу;шкине» — статья Н.В. Гоголя. В 1835 г была опубликована в первой части сборника «Арабески»[см. Арабески. Разные сочинения Н. . Часть первая. — СПб.: Типография вдовы Плюшар с сыном, 1835. — С. 213—225]. Статья была датирована автором 1832 годом, однако в действительности работа над ней была начата не ранее конца 1833 г. и завершена в сентябре—октябре 1834 г [см. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений и писем в 23 томах. Том 3. М.,Наука,2009 — с.665]. Это не исключает предположения о зарождении замысла статьи в 1832 г.[там же]

По мнению литературоведа Эрика Найдича:  Эта статья была событием для русских читателей. Со свойственным только гению ви;дением Гоголь открыл много тайн пушкинского творчества, впервые сказал о нём как о величайшем русском национальном поэте. Статья Гоголя появилась в годы, когда значительная часть литературных критиков отвернулась от Пушкина или освещала его творчество односторонне
[см. Лермонтов и Пушкин // Найдич Э.Э. Этюды о Лермонтове.— СПб.:Худож. лит.,1994. — С. 105—113]
О том же, что Гоголь пророчествовал о Втором пришествии развитого духа Пушкина чрез 200 лет (т.е. в период 2023-2035 гг)  как то никто из пушкиноманов заболтать не решился...  2023 еще имеет шанс отличиться. Ждем-с...

(2)

Вторым (по значимости) с обнародованием этого титула Пушкина подоспел (после не решившегося рисковать И.С. Тургенева) Ф.М. Достоевский - в Речи (очерке) об А. С. Пушкине, произнесенной 8 июня 1880 г. в Москве на торжественном заседании Общества любителей российской словесности по случаю открытия памятника Пушкину, что была подготовлена самим писателем к печати в виде отдельной главы «Дневника писателя» (см. Дневник писателя. Ежемесячное издание. Год III. Единственный выпуск на 1880. Август. Глава вторая):

"«Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа», — сказал Гоголь. Прибавлю от себя: и пророческое. Да, в появлении его заключается для всех нас, русских, нечто бесспорно пророческое. Пушкин как раз приходит в самом начале правильного самосознания нашего, едва лишь начавшегося и зародившегося в обществе нашем после целого столетия с петровской реформы, и появление его сильно способствует освещению темной дороги нашей новым направляющим светом. В этом-то смысле Пушкин есть пророчество и указание.

... в «Онегине», в этой бессмертной и недосягаемой поэме своей, Пушкин явился великим народным писателем, как до него никогда и никто. Он разом, самым метким, самым прозорливым образом отметил самую глубь нашей сути, нашего верхнего над народом стоящего общества.

Повсюду у Пушкина слышится вера в русский характер, вера в его духовную мощь, а коль вера, стало быть, и надежда, великая надежда за русского человека,
В надежде славы и добра
Гляжу вперед я без боязни, —
сказал сам поэт по другому поводу, но эти слова его можно прямо применить ко всей его национальной творческой деятельности. И никогда еще ни один русский писатель, ни прежде, ни после ею, не соединялся так задушевно и родственно с народом своим, как Пушкин.

… ибо Пушкин был всегда цельным, целокупным, так сказать, организмом, носившим в себе все свои зачатки разом, внутри себя, не воспринимая их извне.
Но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин. И эту-то способность, главнейшую способность нашей национальности, он именно разделяет с народом нашим, и тем, главнейше, он и народный поэт.

Пушкин лишь один изо всех мировых поэтов обладает свойством перевоплощаться вполне в чужую национальность

Это только у Пушкина, и в этом смысле, повторяю, он явление невиданное и неслыханное, а по-нашему, и пророческое, ибо… ибо тут-то и выразилась наиболее его национальная русская сила, выразилась именно народность его поэзии, народность в дальнейшем своем развитии, народность нашего будущего, таящегося уже в настоящем, и выразилась пророчески. Ибо что такое сила духа русской народности как не стремление ее в конечных целях своих ко всемирности и ко всечеловечности? Став вполне народным поэтом, Пушкин тотчас же, как только прикоснулся к силе народной, так уже и предчувствует великое грядущее назначение этой силы. Тут он угадчик, тут он пророк.»

К титулу Пушкина «Национальный поэт» лидер почвенников-литераторов добавил титулы целокупного цельного русского народного пророка, народного поэта, олицетворения силы духа русской народности в стремлении всемирности и всечеловечности (что уже явно отдает идеей Русского мира)

(3)

 Через четверть века очередь титулования Пушкина  дошла до непризнанного писателя и критика Аполлона Александровича Григорьева:

« А Пушкин - наше всё: Пушкин представитель всего нашего душевного, особенного, такого, что останется нашим душевным, особенным после всех столкновений с чужими, с другими мирами. Пушкин - пока единственный полный очерк нашей народной личности, самородок, принимавший в себя, при всевозможных столкновениях с другими особенностями и организмами, - все то, что принять следует, отстранивший все, что отстранить следует, полный и цельный, но еще не красками, а только контурами набросанный образ народной нашей сущности, - образ, который мы долго еще будем оттенять красками. Сфера душевных сочувствий Пушкина не исключает ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически - нашего. «
(А.А. Григорьев "Взгляд на русскую литературу со смерти Пушкина". 1859)
Силой его пера Пушкин  получил титулы самородка и образа народной нашей сущности  с единственно полным очерком нашей народной личности  и нашего задушевного , не исключающих ничего до него бывшего и ничего, что после него было и будет правильного и органически - нашего.

Это как у Татьяны Лариной – русский душой, сам не зная почему …  Главное – любить русскую зиму да верить судорожно приметам ветхозаветной старины и итогам святочных гаданий

(4)

Следующим в этой процессии надо выделить поэта Иннокентия Федоровича Анненского:

«все, что было у нас до Пушкина, росло и тянулось именно к нему, к своему ещё не видному, но уже обещанному солнцу. Пушкин был завершителем старой Руси. Пушкин запечатлел эту Русь, радостный её долгим неслышным созреванием и бесконечно гордый её наконец-то из-под сказочных тряпиц засиявшим во лбу алмазом.»
(Из статьи И. Анненского "Пушкин и Царское село". 1899)

(5)

Не отставал и Константин Дмитриевич Бальмонт:
 
«Пушкин был поистине солнцем русской поэзии, распространившим свои лучи на громадное расстояние и вызвавшим к жизни бесконечное количество больших и малых спутников. Он сосредоточил в себе свежесть молодой расы, наивную непосредственность и словоохотливость гениального здорового ребенка, для которого все ново, который на все отзывается, в котором каждое соприкосновение с видимым миром будит целый строй мыслей, чувств и звуков.
(К. Бальмонт  "О русских поэтах. Фрагменты из лекций". 1897)

*****

Даже такой парадоксалист как философ, публицист  и критик В.В. Розанов  в своих коробах заявил:
Пушкин – национальный поэт
(см. ст. А.С. Пушкин)
И дал этому доп. Обоснование
И только потом в заметке «Кое-что новое о Пушкине» он рекомендовал обратить  внимание на тему «Жид и Пушкин» …

Как говорится, вставай проклятьем заклейменный ...

*****

Инфо к размышлению :

Отчего все отмечали именно русскость … 

А как быть мери, весам, вепсам, чуди, поморам, чукчам, лопарям, мурома, марийцам, чувашам, тувывам, эрзя, евреям или мордвинам? Уж не говоря о гордых народах до-, за и "кавказской национальности" ...


Рецензии