О Русском Шамане замолвите слово -32

Прекрасны вы, брега Тавриды,
Когда вас видишь с корабля
При свете утренней Киприды,
Как вас впервой увидел я;
Вы мне предстали в блеске брачном:
На небе синем и прозрачном
Сияли груды ваших гор,
Долин, деревьев, сел узор
Разостлан был передо мною.
А.С. Пушкин «Таврида». 1822 г.

Шаман и жаркая Таврида

   Человеческое общество существует на земле уже сотни сотен лет, и его история – это история сотен народов и цивилизаций, которые возникали, сталкивались друг с другом, рассыпались в прах, либо возвышались, покоряя новые времена и пространства. Историю человечества во времена его детства и юношества двигали вперед молодые бесстрашные герои с горячей кровью, с жаждой славы и власти, полные любви к Отечеству и стремлением заглянуть за горизонт, постичь неизведанное. В этом круговороте времен и событий рождались и сотни раз проигрывались ставшие «вечными» сюжеты- истории героических побед, великой славы и бесславного поражения, спасительной любви и всепоглощающей ненависти, жестокого коварства и ужасного предательства, женского ожидания и лебединой верности, святого мученичества и непоколебимой веры…

   «Во Вселенной бессчётное множество миров, а я еще и одного не завоевал!» - именно такие великие цели ставил перед собой Александр Великий (Македонский), который принял на себя царские обязанности в шестнадцатилетнем возрасте, а в двадцать стал единоличным правителем Македонии. Царь Митридат VI Евпатор в свои двадцать, также стал единовластным правителем Понтийского царства, раскинувшегося на берегах Тавриды в античные времена (столица Пантикапей- нынешняя Керчь). Князь Александр Невский, причисленный к лику святых Русской православной церкви, в девятнадцать лет разбил шведов в знаменитой Невской битве, а в двадцать один год одержал победу над немецкими рыцарями в Ледовом побоище на Чудском озере.

   Прекрасные молодые герои древнегреческих легенд, которым не было и тридцати, отправляются на корабле Арго к опасным берегам Тавриды и Колхиды за золотым руном; знаменитая Орлеанская дева Жанна д Арк, в свои семнадцать лет принимает командование французской армией; русский князь Владимир Красно Солнышко в двадцать лет объявляет себя князем киевским, а в двадцать семь лет принимает историческое решение о крещении древней Руси и проходит обряд в крымском Херсонесе; князь Дмитрий Пожарский совершает свой подвиг и становится национальным героем в тридцать три года, освободив Москву от литовско- польских оккупантов в XVII веке во времена Великой Смуты.

    Можно бесконечно спорить, какова же на самом деле роль отдельно взятой личности в истории: делают ли историю обезличенные народные массы, и не будь одного героя, народ вынес бы на поверхность потока времен в этой же роли другого человека; или же именно блистательные герои, пророки, вожди и пассионарии крутят колесо событий в истории человечества, обладая непреодолимым страстным внутренним стремлением изменить окружающий мир, «прогнуть его под себя»?

    Можно спорить, но бесспорно одно: все эти люди, изменившие плавный ход событий, имели в душе так называемую «искру божью», обладали способностью убеждения и становились примером и путеводной звездой для прочих. А еще, в большинстве своем, в период своих великих свершений и открытий, они были молоды, честолюбивы и патриотичны. Великие цари и тираны, ученые и поэты, полководцы, герои, преобразователи- Иван Грозный, Петр I Великий, Наполеон Бонапарт, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Георгий Жуков, Юрий Гагарин…  И кто знает, говорил бы сегодня Донбасс по-русски, если бы не личность легендарного Бати, Александра Захарченко?


     В сегодняшнем постаревшем постиндустриальном обществе историю XXI века «прогибает под себя» холодная мертвеющая кровь мирового правительства, состоящего из полуживых геронтократов с пустыми глазами и каменным сердцем.

    Прошло уже несколько дней с момента моего возвращения с фестиваля Таврида -Арт на крымской земле под Судаком, где я набиралась впечатлений в качестве зарегистрированного зрителя, и конечно, мечтала снова увидеть вживую на сцене выступление великолепного Шамана. Однако после чудесной поездки в голове по- прежнему только белый шум, где словно конфетти в тумане, плавают разрозненные мысли и обрывки ярких воспоминаний.

   Загадочный Крым, прекрасная Таврида, блистательный Боспор… Крымский полуостров - это сравнительно небольшой кусочек суши, разделяющий воды Азовского и Черного морей в виде контура крупной птицы, вздымающей крылья в полете, если смотреть из космоса. И только тонкая ниточка суши- Перекопский перешеек- связывает Крым с материком. Однако войны за этот лакомый «кусочек» шли беспрерывно на протяжении тысячелетий. Поэтому благословенная крымская земля на несколько метров в глубину в буквальном смысле слова пропитана слезами и кровью, стоит на костях своих защитников, а во многих местах до сих пор начинена смертоносным металлом, оставшимся с прошлых военных времен.

Контур Крыма очерчен морями,
Словно птицы легенд силуэт,
Что взмахнувши однажды крылами,
Вдаль стремится сквозь тысячи лет.

Помнит птица античные храмы,
И как конницы скифов летят…
Многих войн незажившие шрамы
Под ее опереньем горят.

Большекрылая птица сказаний
Будет вечно над морем скользить.
Крепко держит за крылья желаний
Перешейка тончайшая нить.
(стихи автора)

    Я уверена, что на благословенной земле Тавриды Ярослав Шаман был счастлив, как были счастливы и мы, многочисленные участники и зрители. Необыкновенная кипучая энергия молодежного творчества, креатив молодого искусства в сочетании с опытом и талантом зрелости, многочисленные встречи с резидентами фестиваля, с коллегами по цеху(одно перечисление известных имен заняло бы целый абзац), участниками Движения первых, участие в масштабных постановках, блестяще исполненные новые номера и уже полюбившиеся зрителям песни, презентация необыкновенной этно-оперы «Князь Владимир» - все это пятый, юбилейный фестиваль Таврида-Арт в бухте Капсель глазами Ярослава Шамана.

Глубокий омут серых, нежных глаз,
Улыбки ласковой волшебное сиянье.
Красивый воин, душу не таясь
Ты открываешь, словно тайну мирозданья.

Под голос твой, звучащий как орган,
Мелодией космической вселенной.
Открыл сердца, прекрасный наш SHAMAN,
Чтоб мы могли лететь над чёрной бездной!

Ты даришь нам огонь волшебных истин,
Под песню трепетных и ласковых начал.
Своим вокалом, будто ярким, нежным светом,
Ты нам сердца собой околдовал !

Пускай любовь горит в очах и сердце,
В глубоком омуте нежнейших, серых глаз!
Улыбки ласковой волшебное сиянье,
Родной певец, без всяких громких фраз!

 (стихотворение Елены Щербаковой)

   И, как сказал Ярослав в своем интервью, характеризуя изменения, произошедшие в российском Крыму: «Из ничего – стало все!». В этот раз Шаман и сам стал, пожалуй, самой яркой звездой этого фестиваля, покорив зрителей своими феерическими выступлениями, неуемной вулканической энергией, любовью к ближнему, мудростью в экспресс-интервью и волшебным шаманским голосом.

Уже в другом интервью в ответ на вопрос журналистки от издания «Панорама ТВ» (Санкт-Петербург) «Вас называют голосом новой эпохи и самым патриотичным певцом современности. Не слишком ли тяжелая ноша в тридцать один год?», Ярослав ответил буквально следующее:
«Бог дает человеку только то, что ему по силам. Это моя миссия, и я буду нести ее столько, сколько мне отпущено. Что касается «голоса эпохи» - давайте не будем отнимать хлеб у авторов учебников истории»

Вы видели, какого цвета его голос?
Аквамарин бездонной глубины!
Сине-голубой манящий космос
И зелень распустившейся весны!

Какого цвета его песни, вы слыхали?
У них оттенки разные совсем:
От серых лезвий закалённой стали
До красных роз и белых хризантем.

А руки? Его руки - в цвет мелодий!
То вальса белого пленительный аккорд!
То в такт разнохарактерных рапсодий,
То гармоничный, романтический фокстрот.

А может рассказать про цвет энергий,
Которые бурлят в его крови?
Их у него с рождения в резерве:
Цвета Надежды, Веры и Любви!

(отрывок из стихотворения Жанны Сорокиной)

Что же касается будущих учебников и роли личности в истории, то у поклонников Шамана на этот счет свое мнение.
-«SHAMAN это явление! Он не обычный человек! Во всех его словах, поступках, во всем, что он делает чувствуется БОЖЕСТВЕННЫЙ ДУХ! Он выполняет особую миссию! Он чистый сосуд и через него действует Бог! Чтобы МЫ РОССИЯ воспряли духом, и поняли, что против нас весь западный мир, и чтобы мы встали на защиту нашего РУССКОГО МИРА!»

-«Ярослав, не перестаю восхищаться тобой! Это по-нашему, по-русски, устремлённость к казалось-бы, невозможному, глобальное, планетарное мышление! Задача потрясающая - чтобы песни на русском языке слушали, пели и любили во всём мире! Ты невероятен во всём!»

   Искусство, как известно, требует жертв. Как выяснилось, фанатизм (даже в хорошем смысле) жертв требует тоже. Чтобы заснять на мобильный телефон хотя бы отрывки видео с выступлений любимого артиста, от нас с моими спутницами потребовалась бешенная (для нас) физическая выносливость и железобетонная целеустремленность. В Крыму, в том числе и в бухте Капсель под Судаком, стояла пустынная сорокоградусная жара, а по мере накала творческих страстей на главной сцене фестиваля в арт-кластере Таврида, градус вдохновения артистов и восхищения зрителей, только повышался.
 
     Даже темнота, накрывшая сияющую огнями так, что видно из космоса, фантастическую горную долину, не принесла прохладу. Даже легкий морской бриз, подувший со стороны моря, не принес облегчения. Тысячи зрителей в фанзоне стояли вплотную друг к другу настолько тесно, что чувствовали сердцебиение соседа, а любой выпавший из рук предмет так и оставался под ногами, ибо наклониться, чтобы поднять- было физически невозможно. Квадрокоптеры, мигая зелеными и красными огнями, носились над головой, огромные экраны высвечивали крупные планы сценического действа, симпатичные ведущие многословно хвалили спонсоров и организаторов фестиваля.

    Зрители были настроены доброжелательно. Вся эта многоголовая, многотелефонная и многорукая человеческая масса подпевала артистам, аплодировала, визжала, подтанцовывала, снимала видео, покачивалась в такт музыке, размахивала российскими триколорами и пребывала в тайном томительном ожидании. По рядам зрителей шелестело и носилось вроде дуновения ветерка: «Шаман…Шаман…Шаман…»

   С нарастающим напряжением следили зрители и резиденты фестиваля за мощным патриотическим спектаклем «Вера. Надежда. Любовь» о судьбах молодых русских женщин на этой войне, в зоне специальной военной операции. Прекрасное выступление народного артиста Олега Газманова логично вписалось в сценическое повествование, и вдруг… Толпа всколыхнулась, как взметнувшееся пламя, экраны вспыхнули ярко-алыми огненными языками, и на фоне этого пылающего пожара, на сценических подмостках появилась знакомая фигура. Толпа ахнула: «Шаман»!

    И песня «Мой бой», выученная уже до последнего слова, вдруг зазвучала по- новому, с невыразимой экспрессией и болью. И сам Шаман, словно огонь и пламя, словно буря и натиск, и шоу- балет, ведущий свою отдельную от Шамана хореографическую партию, создавали на подмостках Тавриды целостное и завораживающее сценическое действо. А «море поднятых рук с телефонами - как постамент для феерического выступления Шамана» - поэтическое сравнение восхищенной зрительницы.

Разнообразный перелив его эмоций,
Раскрашенных палитрой всех цветов!
И это то, что нам передаётся -
Весь спектр ярчайших красочных тонов!

Оранжевых оттенков его страсть,
Как вулканическая огненная лава!
Мы разноцветными мелками рисовать
С любовью будем его образ славный!

А вот каким раскрасить его Счастье,
Наверное известно лишь ему.
Цвет глаз влюбленных, на него смотрящих,
Увидеть можно только самому!

И если б мне сказали выбрать краски,
Чтоб в цвете дать характеристику SHAMAN ,
Я назвала бы белый, синий, красный -
Своей Страны поющий талисман!

Жанна Сорокина.
21.08.2023 г.

    Песня «Эскадрон» мэтра российской эстрады Олега Газманова в исполнении Шамана на сцене Таврида-Арт потрясла меня до глубины души. Собственных слов у меня не хватает, чтобы описать свои впечатления, поэтому, как обычно, я дам слово для комментариев другим поклонникам.

-«Очень даже достойно исполнил Ярослав!!! Спасибо Газманову за то, что позволил ему спеть эту песню!! Ярослав не разочаровал!!! Здорово!!!! а песня как будто для Ярослава написана. Очень органично: и голос, и эмоциональность, и фланкировка, все к месту и вообще супер!!!»

-«Это что - то бесподобное!!! Ураган!!! Вихрь!!! Сокровище наше родное, ты из всего сделаешь шедевр!!! И песня звучит по-новому и шашка к месту!!! Красавец, талантище, любимый певец и самый лучший во всём!!! Восторг, один восторг от выступления!!!»

-«Да, это именная наградная офицерская казачья шашка. Наша фан-группа подарила Ярославу эту шашку перед концертом в Краснодаре 01 февраля 2023 года. Заказывали в оружейной палате Ростова-на-Дону. Мы очень рады, что наш подарок пригодился Ярославу»

-«У Ярослава очень богатый низкий регистр с искорками медово- искристого тенора. Как уникальный камень самоцвет. Восторг!»

-«У меня душа не помещается в грудной клетке, вылетает, выползает вслед за глазами от этого исполнения и такого владения шашкой - РОДНОЙ, когда ты еще и этому научился-то!??????? Оооо, Газманов доволен, конечно!!! Знал, кому отдавать этот хит!»

    Когда ведущие уже за полночь объявили сольное выступление Ярослава, зрители взорвались приветственными криками, а когда в программе пришел черед и для песни «Я русский», то в человеческом море поднялся настоящий шторм. И гимн России в конце своего небольшого сольного выступления Шаман исполнил с особым чувством и полной отдачей. А все зрители пели гимн вместе с ним как коллективную молитву, как клятву. Потому как Господь сказал: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Не зря ведь «Одна ты на свете! Одна ты такая -Хранимая Богом родная земля!» - поем мы вместе и вслед за Шаманом.

Мы навсегда с тобою связаны судьбою,
Молитвой мы всегда с Россией и с тобою!
Любимый образ в сердце каждого Родного:
Прекрасный наш SHAMAN на фоне Триколора!

(стихи Татианы Тихоновой)

  Вообще, российский флаг и российский гимн стали поистине лейтмотивом этого молодежного фестиваля. Триколор встречался на каждом шагу. Многие зрители зажимали в руках небольшие флажки и счастливо размахивали ими. Большие полотнища накидывали на плечи. И даже великолепное Арт-шествие, полное фантастических костюмов и образов, с высоты птичьего полета выглядело как волны красного, синего и белого цветов.

«У нас особое отношение к бело-сине-красному знамени – это наш официальный государственный флаг, который был утверждён в этом качестве Петром Великим. Трёхцветный флаг вновь был поднят над нашей страной 22 августа 1991 года. С этим флагом мы преодолели немало трудностей и испытаний, но, по сути, восстановили суверенитет нашей страны. Россия – тысячелетняя страна и цивилизация. Наш государственный флаг – это символ нашего единства. Уверен, что государственный флаг всегда будет вдохновлять нас идти только вперёд, до победы, утверждать славу России», – отметил наш Президент в поздравительном слове ко Дню российского флага.

   Практически каждый день фестиваля, каждый концерт открывался и закрывался государственным гимном России в современной, я бы даже сказала, молодежной аранжировке, в исполнении различных артистов и вокальных групп. При этом почти все зрители пели вместе громко и с удовольствием главную песню своей Родины. И сразу вспомнилось, как впервые наш Гимн был исполнен с концертной сцены в новой аранжировке, Ярославом Дроновым в Ялте в 2022 году. Я хорошо помню, что это событие произвело тогда эффект разорвавшейся бомбы.

Как вольный ветер, голос Ваш чудесный,
Славу России Гимном воспевает!
Великая прекрасная Россия
Вас Триколором нежно обнимает!

(стихи Татианы Тихоновой)

-«Его песни - это глоток свежего воздуха!- пишут в комментариях зрители - Нам внушал (и небезуспешно) вездесущий Запад, что русские - это плохо, стыдно. А Ярослав первый поднял голову и заявил:" Я русский, я иду до конца всему миру назло." Я всегда гордилась своей Родиной, но тут просто плечи расправились и крылья выросли. Благодаря этому очень мудрому мальчику нас что-то озарило, и мы поняли, что с нами Господь. Если раньше я хоть немного, но сомневалась в правильности выбора действий нашей страны, то теперь просто уверена в том, что мы всё делаем верно. И ещё. Слова Гимна я выучила тоже благодаря Ярославу. Не потому, что я не патриот России, а просто потому, что я родом из СССР и всегда "скатывалась" на слова Гимна Советского Союза (хорошо учили). Несколько раз послушала Шамана и больше не "скатываюсь". Спасибо, земляк! Привет из Тульской области»

-«Ярославушка - наша любимая Душа!!! Его сердце и сердце НАРОДА бьются в одном ритме, - одно целое!!!»

-«Ярослав, как Ангел Света, летает над спящей Россией, пытаясь её разбудить. У него получается. Думаю, что это его миссия, данная ему свыше. Храни его Бог. Яркая звезда на нашей эстраде с богатым внутренним миром. Ему есть что сказать. Он искренне отдает себя всего людям. Его нельзя не любить»
-«Он настоящий, он живой, и он Русский. Желаю ему творческих успехов и бесконечного здоровья. Слушаю его песни каждый день. У моего друга родился сын, и он его назвал Ярослав, в честь самого патриотичного и талантливого певца нашего времени. Спасибо что он у нас есть!!!!!!!»

  Однако, нет увы, пророка в своем Отечестве. И не все наши соотечественники подобным образом оценивают творчество молодого музыканта. Снова успех Шамана, его роль выразителя чаяний и настроений народных масс, не дает покоя завистникам и предателям. Смотрю на ютубе прекрасно и профессионально сделанный фильм (ибо более двух часов экранного времени- это вам не видеоролик!) под претенциозным названием «Как музыка манипулирует нашим сознанием? Шаман, Гагарина, Цой, Noize MC, Земфира // А поговорить?...», получивший за несколько дней миллион просмотров. Не обольщайтесь по поводу названия! Все громкие имена известных музыкантов – лишь приманка! Весь фильм – «и это все о Нем!»

  И среди тысяч(!) хвалебных отзывов по поводу изощренных инсинуаций (сколько же у нас ждунов и врагов внутренних!), как одинокий голос Правды, как отрезвляющий голос Разума, звучит комментарий неизвестного мне пользователя:

-«О, это «дивное» интервью, это собрание высокопарных профессионалов, это смелое и надменное препарирование музыки и текстов- так же, не что иное, как манипуляция. «Давайте -ка мы вам сейчас расскажем, как интересно музыка влияет, как ее - музыку, берут в услужение плохие люди и делают вас лжепатриотами». Ну почему вы решили, что мы идиоты? И без вашей просветительской деятельности не разберемся?!!!»

   Ого! Хорошо же разворошил Ярослав осиное гнездо, если более десятка профессионалов в течение двух часов(!) беззастенчиво врут и манипулируют фактами, чтобы очернить одного- единственного парнишку с волшебным голосом, всего лишь исполняющего собственные песни. Не припомню, чтобы кто -то еще удостоился подобной "чести". В бой против одного- единственного Воина Света брошена целая армия Тьмы. Антиподы правды, бесы манипуляции.

Все на свете имеет свою антитезу:
День и ночь, плюс и минус,
Тут я в дебри залезу-
Электрон- позитрон, это античастицы,
И последует взрыв за попыткой сродниться.

Красота и уродство, инь и ян – антиподы,
И хотя это вещи единой природы,
И хотя между ними
Всегда притяженье,
Ценим мы доброту, а ко злу – отторженье.

Ложь и правда, предательство, вера и честь…
Есть Христос и Антихрист, Антимир тоже есть.
Тьма ползет антисветом,
Мир застыл в ожиданьи.
Выбор станет ответом, быть иль нет мирозданью.

(стихи автора)

   Конечно, самым ожидаемым событием фестиваля молодого искусства Таврида-Арт лично для меня, была презентация этно-оперы Игоря Матвиенко «Князь Владимир» с Ярославом в главной роли. Несмотря на то, что угомонились мы с девчонками, полные впечатлений предыдущего дня, накануне только часа в три ночи, к мероприятию готовились тщательно, копили силы, заранее занимали места в фанзоне, активно подпевали хитам группы «Корни» и «Фабрика», которые выступали на разогреве.

    И тем не менее, когда на сцене началось священнодействие театра и оперы, и появился Шаман в образе молодого князя Владимира, это было неожиданно и ошеломительно! Безусловно, понравились вокальные партии, на удивление легко запоминающаяся музыка, необыкновенные образы главных героев. Подбор актеров удивительно точен, каждый из них на своем месте, с характерным тембром голоса и неповторимой манерой исполнения. Конечно, прекрасен и органичен в своей роли Шаман! Но и его партнеры по сцене – молодая певица Соя (Асият Сайгидова ) в роли жены князя Рогнеды, сам Игорь Матвиенко в роли бога Одина (путника Ганграда), Николай Расторгуев в роли воеводы Федора- были великолепны. Отзывы зрителей не заставили себя ждать.

-«Это прекрасно!!. Ария Владимира и Рогнеды, диалог Владимира и Ганграда сразу стали любимыми. Игорю Матвиенко очень подошла его роль, молодец! А голос Расторгуева такой свой, отеческий. В общем все срослось!! Любовь сразу. Хочется продолжения. До апреля заслушаем этот отрывок до дыр!»

-«Ярослав очень естественен и органичен в роли князя Владимира. Он же народник, как подчеркивал Агутин. В данном случае это огромный плюс, школа сильная, хотя думаю, ему абсолютно все по плечу. От просмотра отрывка спектакля невозможно оторваться, настолько завораживающе исполнение роли в целом, и конечно же вокальной партии РОДНЫМ. Костюм князя он носит, как будто всегда в нем ходил. Блестящий артистизм и харизма отличительные признаки нашего любимого ЯРОСЛАВА – SHAMANа»

-«Это же ещё " сырые" наброски! Ещё над всем этим будет работа и работа. Премьера ещё будет только в 2024 году. Будет ещё столько исправлений и добавлений за это время! Все будет на высшем уровне, все ошибки исправят. Работа ведь только- только началась, а уже столько сделано. Просто поразительно! А как Шаман все это успевает делать при его гастрольном графике- это вообще в голове не укладывается! У него ведь каждый день почти концерты, всякие мероприятия. Провел такой грандиозный концерт на стадионе у себя в Новомосковске, съездил в Новороссию на благотворительные гастроли, теперь вот здесь " дает жару", и вскоре в Питере будет опять его грандиозное представление на 60 тысяч зрителей. Как этот парень везде успевает, уму непостижимо. Бог дал ему столько силы, энергии, таланта, упорства, внешней и внутренней красоты, и ума, что поражаешься, как это все вмещает в одном человеке. Но Бог не даёт нам того что нам не по силам. Значит у Ярослава особая миссия на нашей земле. Он уже прошёл Огонь, Воду, остались только Медные Трубы. Не сомневаюсь, что и с этим он справится. Такой уж он есть, и его не сломить...»

   Впечатлила меня оригинальная сценография, хотя с моей точки зрения, действо больше напоминало не оперу, а современный мюзикл, где задействованы все из возможных сценических эффектов. Декорации, костюмы, движущиеся видеоэкраны, текстовая информация, феерическое сочетание света, музыки, вокала, динамическая сцена, участие массовки, отличная хореография и мелодичное народное пение. Я бы еще несколько доработала костюмы, хотя очевидно, что они сценически условны. В целом, я бы назвала это представление современным синтезом искусств (вокал, музыка, хореография, театр, кино), стилей и жанров по мотивам исторических событий Древней Руси.
 
    Несколько сыроватой показалась драматургия, хотелось бы более четкой сюжетной линии, большего взаимодействия героев в рамках сюжета, тем более, что основная масса зрителей не знакома собственно с фабулой данного произведения. По содержанию (а зрителям была представлена концертная версия первого действия оперы), я бы сказала, что это не исторически точный документ жития Великого князя, а скорее Легенда о Князе Владимире по мотивам его жизни, поиска истинной веры и собственного пути. Мы видим начало борьбы юного князя Владимира за его законное место под солнцем.

   Отцом будущего Князя всея Руси Владимира Красно Солнышко был легендарный киевский князь Святослав Игоревич, а матерью – ключница Малуша. В Киеве воспитанием малолетнего Владимира занималась его бабка, княгиня Ольга, принявшая христианство в Константинополе, и дядька по матери- воевода Добрыня. Святослав, уходя в военный поход, по традиции, поделил свои владения между сыновьями. Ярополка оставил он княжить в Киеве, Олега – поставил над древлянами. А Владимиру достался Великий Новгород.

   Настоящая Рогнеда Рогволодовна была богатой и знатной полоцкой княжной. Когда Владимир посватался к ней, она высокомерно отказала будущему правителю Руси, и оскорбила его, посмеявшись и назвав сыном рабыни. Владимир не стерпел оскорблений и насмешек. Он в ярости разгромил Полоцк, и силой увез Рогнеду, сделав ее своей женой.

  После гибели Святослава от рук печенегов, между его старшими сыновьями Олегом и Ярополком завязалась междуусобица. Олег был убит, а Ярополк присоединил его земли к своим владениям. Собирался пойти Ярополк и на Новгород, угрожая младшему брату. Поэтому Владимир бежал оттуда в варяжские земли, к викингам. Но, спустя два года, он возвращается на родину уже с целым войском варяжских наемников. Примыкают к нему и новгородцы. Владимир намерен биться с Ярополком за великокняжеский престол и высшую власть на Руси.
 
Теперь уже Ярополк бежит, опасаясь за свою жизнь, а Владимир в 978 году объявляет себя князем киевским, Великим князем всея Руси.

Для Вас, SHAMAN, писалась эта роль,
Задолго до того, как музыкантом проявились,
Невероятно просто вы вживаетесь в неё,
Как будто жили в древности или родИлись.

Прекрасным сложный образ Князя создаёте,
Играете легко, как будто его близко знали!
В его терзаемой язычеством душе потёмках
Вы светлой Истины зерно нашли и показали!

Загадочный далёкий непонятный лидер,
С непостижимым для сознанья житиЕм,
Нам через Вас становится Родным и близким.
Его духовный выбор станет ясен всем!

Чудесной древней исторической страницы
Легко вы раскрываете невидимую суть,
Чтоб берегли мы веру, что должна цениться,
Продолжив Родины, проложенный веками, путь!

(стихи Татианы Тихоновой)

  Мне тоже показалось удивительным, как во многом перекликаются роль молодого князя и личность самого Ярослава – какой- то перехлест времен и смыслов. Вновь на сцене перед нами разыгрываются вечные, но не стареющие сюжеты. Будучи на чужбине, наблюдая за летящим в небе соколом, Владимир тоскует по родине, по родному гнезду, называет Киев отчим домом, за который придется вступить в бой. Когда Рогнеда пытается отговорить мужа от опасной затеи, он убежденно отвечает: «Это мой путь!» Буквально этой же фразой ответил Ярослав на вопрос журналистов о реакции его жены на поездки в зону СВО. А уже на предложение Федора оставить Рогнеду и не брать ее с собой, князь отвечает: «Она теперь моя семья»

    Молодой князь не утратил юношеского любопытства, интереса к устройству окружающего мира, к вопросам жизни и смерти. Он ведет с таинственным Ганградом философские беседы о богах, о происхождении Вселенной. «Мой Бог, мой отчий дом, мой путь, мой выбор, моя семья» - вот эти реперные точки, точки опоры, скрепы, если хотите, которые и древнерусский оперный князь, и Ярослав Шаман расставляют в своей жизни.

   Выглядит представление очень эпично! Вдумайтесь лишь: события, представленные на сцене, разворачивались в истории России более тысячи лет назад! Как интересен для нас мир наших предков- суровый, полный опасностей, трудных выборов, но и не лишенный прекрасных порывов человеческой души! Удачи всему коллективу, всем участникам желаем и здоровья, и сил, огромная благодарность вдохновителю и постановщику, композитору, энтузиасту Игорю Игоревичу Матвиенко!

   Таким образом, нам представлена «этно - опера, где соединилось все- и рок, и фолк. Молодёжь не знает истории России, Руси. Реализация проекта этно-оперы -реконструкции “Князь Владимир” позволит выразительными средствами оперной постановки рассказать самой широкой аудитории об исторической роли Князя Владимира в крещении Руси, собирании земель Русских и формировании ранних основ российской государственности, что в свою очередь обеспечит подъем патриотического духа и гордости за свою страну. В связи с этим, проект этно-оперы "Князь Владимир" видится логичным мероприятием в общей канве деятельности продвижения традиционных ценностей среди населения России» - пишет в комментариях искушенный зритель.
   Премьерный показ этно-оперы обещают весной 2024 года в столице, а также планируется осуществить постановку и в Крыму летом того же года.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ!
   Выражаю благодарность всем поклонникам артиста Ярослава Дронова, и просто комментаторам из Сети, чьи отзывы и комментарии я использовала в своих статьях "О Русском Шамане замолвите слово".

    Отдельное спасибо хочу сказать Жанне Сорокиной, Елене Щербаковой, Татиане Тихоновой, Наталье Ивакиной за разрешение на использование их прекрасных стихотворений.

   Также благодарю всех, кто пишет комментарии под ссылками на мои статьи в фангруппах, и администрацию этих групп за публикации, всех, кто ставит лайки и читает мои обзоры. Мне очень приятно, честное слово! Спасибо!

«О Русском Шамане замолвите слово», Содержание - музыкальные и кинообзоры,    http://proza.ru/2023/05/17/718


Рецензии
Мила! Статья глубокая, ёмкая, даже добавить нечего!
Спасибо, что поделилась с нами впечатлениями о мероприятиях,- это бесценно! Почитала, и как будто сама там побывала.
Спасибо огромное за подробный разбор, оперы, за исторические справки.
Будем ждать полную версию оперы! И готовиться, что бы быть подкованными по всему, что там могут показать.
В моем сознании SHAMAN теперь - Ярослав-SHAMAN-Владимир, потому что Владимир, - это часть нашего Продюсера, поэтому он его так легко играет. Для него это органичная роль!

Когда-то читала житие мучеников Феодора и его сына Иоанна, поэтому, когда пел Расторгуев, прослезилась. Как ему подходит эта роль.

Очень понравилась идея со шрамом на лице Володимира, как параллель с германо-скандинавским верховным богом Одином! Вообще образ, созданный Ярославом, сразил наповал! Невыразимая красота!
Актеры подобраны идеально для всех ролей!
Прошу прощения за длинный текст, просто эмоции переполняют, так все понравилось!
Ещё раз, спасибо за статью, за интерес к "родной" поэзии с нетерпением буду ждать следующей!

Татиана Тихонова 2   24.08.2023 14:29     Заявить о нарушении
Татиана, спасибо за прекрасный отзыв. Что касается многословности, я тоже грешу этим все больше и больше, но так много хочется сказать, а когда напишу, вырезать фрагменты текста уже жалко, надеюсь, что мои читатели осилят "много букофф" из любви к предмету обсуждения.
Действительно, исторический экскурс для понимания этно-оперы очень важен. Там, на Тавриде, все впечатления просто обрушились на нас, зрителей, но не каждый и не сразу осознал смысл происходящего на сцене, программки как в театре никто не выдавал)))на боковых экранах шел очень длинный тест-пояснение, но быстро и непривычным стилизованным шрифтом. Поэтому я дома тоже полезла в интернет освежить свои знания по истории. Наверное, перед премьерой придется перечитать все жизнеописание Владимира. А насчет Федора я не знала еще, почитаю. Наверное, есть еще много скрытых смыслов, которые мы не сразу уловили. Спасибо за прекрасную поэзию, будем ждать премьеры. С благодарностью. Мила)))

Мила Пархоменко   24.08.2023 16:07   Заявить о нарушении
Комментарии от подписчиков в группе:

Галина Бюллер
Галина, спасибо огромное! Прочитала на одном дыхании! Всё так выразительно изложено- окунулась в атмосферу прошедшего действа! Спасибо ещё раз!!!

Мария Шестакова
Спасибо Миле Пархоменко за интересную статью, а Вам, что поделились ею!!! Мне всегда читать статьи сложно, легче видео посмотреть, но статьи Милы как-то сами читаются, это очень интересно, сижу под впечатлением!!! А ещё спасибо всем, кто пишет очень красивые стихи!!!

Ольга Иванова
Мила Пархоменко, спасибо Вам! Всегда жду с нетерпением Ваши статьи о Ярославе и прочитываю с большим удовольствием!

Елена Пиотровская
Мила, спасибо Вам! Как всегда, великолепно!!!

Жанна Сорокина
Как же здорово! Не устану благодарить Милу за те эмоции, которые вызывают её творческие порывы! Превосходно!

Ирина Тюре
Огромное спасибо Мила!!!!

Ирина Костяева
Спасибо большое, здорово как всегда!!!

Мила Пархоменко   24.08.2023 19:47   Заявить о нарушении