Человек изменивший мир - Аристотель
Многие высказывания великого философа актуальны и в наши дни.
«Кто двигается вперед в научном направлении, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
«Дружба лучших людей опирается на добродетель, дружба большинства – на выгоду, а у людей грубых и заурядных дружба зависит от получаемого наслаждения».
Или на злобу дня, о политической власти:
«В настоящее время из-за выгод, связанных с общественным делом и нахождением у власти, все желают непрерывно обладать ею, как если бы те, кто стоит у власти, пользовались постоянным цветущим здоровьем, невзирая на свою болезненность».
Достижения Аристотеля в области науки бесспорны, однако главное дело его жизни остается в тени его научной деятельности и до сих пор недооценено, а ведь именно оно решительно изменило античный мир. Я говорю о педагогическом таланте мыслителя, явным и наглядным достижением которого стало воспитание сына македонского царя Филиппа - юного Александра Македонского. Будущего владыки мира, сумевшего создать грандиозную империю. Всего два – два с половиной года продолжалось общение Александра с Аристотелем, но за это время философ сумел оказать огромное влияние на наследника македонского престола. Царь Филипп пригласил Аристотеля для воспитания своего сына как одного из лучших ученых Греции, и не ошибся. Удивительно, но педагогические идеи, воплощенные в жизнь Аристотелем спустя 2300 лет не потеряли своей актуальности. Многие были открыты заново спустя тысячелетия. Неподалеку от столицы Македонии Пеллы, в местечке Миеза, был создан учебный центр, в котором вместе с царевичем обучались еще несколько детей из влиятельных семей. Надо сказать, что это – давняя македонская традиция, чтобы будущий царь воспитывался и рос вместе со своими ближайшими соратниками. Но в Миезе процессом воспитания руководил Аристотель. Он постарался донести до своих воспитанников наиболее полный объем доступной на то время информации. Изучение литературы, истории, политики, географии, риторики, философии и даже медицины чередовалось с гимнастическими и воинскими упражнениями. С первых дней общения с наследником Аристотель понял, что тот обладает выдающимися способностями почти во всех сферах.
Александр с легкостью выполнял физические и воинские упражнения. Никто не мог сравниться с ним в беге. При этом он обладал феноменальной памятью, мог вникать в самые тонкие и отвлеченные философские построения, а в сложных ситуациях быстро принимать наиболее правильные и эффективные решения. Все это накладывалось на организаторские способности и настойчивость, граничащую с упрямством. Аристотель поставил себе задачу максимально развить способности Александра и придать им нужное направление. В первую очередь – нравственное.
Именно Аристотелю принадлежит идея объединения всего мира под эгидой эллинской культуры. А.Ф. Лосев в своей книге, посвященной философу, писал: «Для Аристотеля было несомненным, что Эллада могла бы владеть миром, будь она объединена. Он не сомневался в культурном превосходстве Греции над всеми окружающими ее народами». Противоречие между царской властью и демократией преодолевалось выдающейся личностью правителя, который служил бы образцом для всех своих подданных. Александр идеально подходил на роль такого правителя. Именно в таком ключе и воспитывал царевича философ.
Идея личного примера и объединения ойкумены под единым управлением упала на хорошо подготовленную почву, и была проведена в жизнь Александром со свойственной ему энергией и бескомпромиссностью.
Позже Александр говорил, что своему отцу Филиппу он обязан тем, что живет, а Аристотелю тем, что живет достойно. До конца жизни Александр возил с собой в золотой шкатулке список Илиады записанный и исправленный для него собственноручно Аристотелем. Специально для Александра философ и учитель написал книгу о том, как подобает царствовать царю и насколько необходимо ему быть добрым. Спустя несколько лет Александр вспоминал эту книгу, а иногда говорил следующие слова: «Сегодня я не царствовал, ведь я никому не сделал добра».
Греческая культура достигла Средней Азии и Индии. Эти страны до похода Александра были известны эллинам лишь понаслышке и представления о них были далеки от реальности. Мир оказался гораздо больше, чем мог предположить даже Аристотель. Но Александр был неудержим. Наверное, в то время никто не понимал, что происходит и как, благодаря походам Александра, изменился древний мир. Да, огромное государство, созданное им, распалось на части после смерти царя. Но остались многочисленные греко-македонские гарнизоны в Азии, основанные города. Начались войны диадохов, где каждый пытался урвать для себя наиболее выгодный и лакомый кусок. Постоянно меняющаяся политическая обстановка вынудила Аристотеля бежать из Афин, где он создал свой Лицей, а затем и привела и к смерти философа. До сих пор неизвестно умер ли он от болезни, был отравлен или отравился сам. Но по территориям эллинистических государств протянулся шелковый путь, объединивший Восток и Запад не только торговыми, но и научными связями. Влияние греческой мысли прослеживается не только в индийской, но и в китайской философии. А династии Птолемеев, правящей Египтом мы обязаны появлением Септуагинты. Птолемей 1 Сотер, основатель династии, кстати, тоже был учеником Аристотеля в Миезе. Чуть позже многочисленные эллинские города и колонии Ближнего Востока органично влились в состав Римской империи. Все это и еще многое, многое другое стало возможным благодаря походу Александра – ученика Аристотеля.
Жизнь философа – наглядный пример того, какую роль в истории занимает личность, какой силой и продолжительностью действия могут обладать идеи. Благодаря Аристотелю мир во многом принял известный нам облик. А ведь он не был ни правителем, ни полководцем. Его оружием был разум. Разум возведенный в абсолют, на высшую ступень мироздания и занявший место владыки на троне нравственности.
Свидетельство о публикации №223082400676