Оптина пустынь

В трёх километрах северо-восточнее прославленного древнего русского города Козельск находится один из самых известных мужской монастырей русской православной церкви –  Введенский ставропигиальный мужской монастырь, известный в народе, как Оптина пустынь.
 
Город Козельск прославился своей героической обороной в 1238 году во время монгольского нашествия хана Батыя на Русь.
 
От Козельска до Оптиной пустыни проложена хорошая асфальтированная дорога. После моста через реку Жиздру, дорога пролегает по красивому сосновому бору, и далее идёт вдоль монастырской рощи. На подъезде, ещё из лесу открывается прекрасный вид на голубые купола колокольни и главного собора монастыря.

По преданию, монастырь был основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта (Оптия), в монашеском чине – Макарий. В старинном поминальнике Оптиной обители 1670 года записано, что Оптинская обитель существовала уже в XV столетии.

Первые письменные упоминания об Макарьевской Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. По окончании Смутного времени Оптина пустынь оправилась от постигших её бедствий, от литовского разорения. В этом монастырю помогли значительные денежные вклады царствующих особ.
 
В XVIII веке материальное положение монастыря было тяжёлым. По указу Петра I Оптина пустынь должна была платить оброк государству, деньги были нужны на строи-тельство Петербурга и на войну со шведами. Этот оброк был для Оптиной пустыни неподъёмным, поэтому в 1724 году пустынь упразднили. К этому времени в обители было всего двенадцать человек. Однако, уже в конце 1726 года по указу императрицы Екатерины I Оптина пустынь была восстановлена.

Начиная с середины XVIII века в обители начинается строительство церковных сооружений – деревянной колокольни, храма Введения Пресвятой Богородицы. В начале XIX века построили новую трёхъярусную колокольню, Казанский храм, больничную церковь с кельями при ней.

В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь се-лились пустынники – люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. Всей духовной жизнью монастыря стал ведать старец (настоятель оставался администратором).

На рубеже 1890-х и в 1900-х годов в Оптиной пустыни проживал Митя Козельский – русский юродивый, пользовавшийся позже расположением и доверием императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. После удаления от двора он стал ярым противником Григория Распутина.
 
После Октябрьской революции пустынь была закрыта, но монастырь был сохранён, как исторический памятник «Музей Оптина пустынь».

Перед Великой Отечественной войной на территории монастыря Оптина пустынь был открыт, сначала дом отдыха, а после раздела Польши в 1939 году, по приказу Лаврентия Берии он был преобразован в концлагерь «Козельск-1», где разместили 5000 польских офицеров, около 4400 из них позднее были отправлены в Катынь на расстрел.

Во время Великой Отечественной войны на территории Оптиной пустыни сначала был госпиталь, в 1944-1945 годах проверочно-фильтрационный лагерь НКВД СССР для возвратившихся из плена советских офицеров. После окончания войны и до 1949 года здесь размещалась воинская часть.

В конце 1987 года Постановлением Правительства РСФСР Оптина пустынь была передана Русской православной церкви. В настоящее время монастырь практически полностью восстановлен и функционирует в полном объёме.

В Оптиной пустыни мы с женой оказались летом 2012 года. Поехали туда целенаправленно, так как слышали много хорошо об этой обители. Сразу скажу: «Наши ожидания оправдались полностью».

Попадая на территорию монастыря, оказываешься в райском уголке – тихо и спокойно, везде царит чистота и порядок, кругом разбиты красивые цветочные клумбы, рас-тут пышные кустарники, голубые ели.

Главных храмом монастыря является Собор в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, освящён он был в 1771 году. В монастыре есть и другие храмы: Храм в честь иконы Божией Матери «Казанская», Храм в честь иконы Божией Матери «Владимирская», Храм в честь Преображения Господня, Храм в честь преподобной Марии Египетской, Храм в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», Храм в честь преподобного Илариона Великого, Храм в честь Всех Святых. Кроме того, у монастыря есть подворья: Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Москве и Храм Успения Пресвятой Богородицы в Санкт-Петербурге.

Территория, занимаемая основными объектами монастыря около четырёх гектаров. В Оптиной пустыни, как в любом другом монастыре есть своё подсобное хозяйство – сельскохозяйственные угодья – сад, теплицы, огороды, животноводческое хозяйство, рыбное хозяйство, пасека, элеватор, кормоцех, пекарня, свечной цех. Помимо послушников в монастырь на работу приезжают трудники, для которых в монастыре есть гостиница.

Мне, как человеку родившемуся и выросшему в кубанской станице, было приятно увидеть образцовое хозяйство монастыря, невооруженным глазом видно, что здесь всё в полном порядке, причём порядки строгие.
 
В этом мы ещё раз смогли убедиться, когда увидели, как собираются монахи и послушники на молитву, а затем и трапезу. Дисциплина здесь «железная», никто никем не командует, никто никаких указаний не даёт, но и монахи, и послушники, как по команде собрались сначала у храма на молитву, а затем, так же организовано прошли к трапезной.
 
Обратил на себя внимание один старец, невысокого роста, худощавый, одет строго и аккуратно, видно было, что он если не самый главный здесь, то очень авторитетный монах. На переходе монахов из храма к трапезной к нему подошла женщина, что-то ему говорила, видимо про-сила благословления, затем поцеловала ему руки, а он перекрестил ее и погладил по голове. Интересно, что пока он разговаривал с женщиной, никто из монахов к трапезной не пошёл – все ждали, когда он освободится. Для меня, чело-века военного, это говорило о многом…

Нам стало понятно почему сюда тянутся люди со всего света. Дело не в ухоженности территории монастыря и красоте его храмов, хотя это тоже очень важно, дело в каком-то совершенно ином мире, который царит здесь. Покой и умиротворение, появляется ощущение отрыва от проблем земной жизни, отстранения и защищенности.
Здесь понравилось всё, и на душе было так хорошо, что уезжать из монастыря никак не хотелось.
 
Решили, что приедем сюда ещё раз, чего желаю и тебе, мой дорогой читатель.


Рецензии