Тарадеи, Шацкий район

ТАРАДЕИ – село, административный центр Тарадеевского (с 2017 – в составе Ольховского) сельского поселения Шацкого района Рязанской обл. Расположено на р. Тарадее (правый приток р. Чечёра) в устье руч. Буркачи в 11 км к юго-зап. от г. Шацка и в 143 км к юго-вост. от г. Рязани. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Тарадеи постоянно проживает 137 чел. (в 1989 – 376 чел.).

Первонач. насел. пункт носил название Новое; затем – Вознесенское, Тарадеи тож; Козмодемьянское, Вознесенское, Тарадеи тож; с начала 20 в. – Тарадеи. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, новое – противоположно старое, ветхое, древнее, давнишнее, прежнее, прошлое; недавно созданное, сделанное, явленное; незадолго конченное, происшедшее; нашего века, этого года, месяца, дня; другое, иное, не то, что было прежде: доселе неведомое или не бывшее; не держанное, не ношенное и пр. Название Вознесенское и Козмодемьянское селение получило по расположенной в нем Вознесенской церкви с Космодамианским приделом, а Тарадеи – по названию реки, на к-рой расположено. Происхождение гидронима не установлено.

С. Новое дворцовой Верхоценской (Конобеевской) волости Шацкого уезда упом. в окладных кн. 1676, где ему дается следующее описание: «Церковь Вознесения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в дворцовом Новом селе. У тое церкви двор попа Никиты, двор просфирницы Стефаниды. А к той церкви земли и сенных покосов сказал – не дано. К той церкви в приходе: двор великого государя конюшенной и скотской в нем живет прикащик подключник Ерофей Ивинской, двор винокуренного дозорщика шляхтича Ивана Сташкеева, конюхов и кузнецов и коновалов 11 дворов, тяглых волостных крестьян 63 двора, 3 двора вдовьих, 6 дворов бобыльских. И всего 87 дворов. И по сказки за рукою тое церкви попа Никиты и по досмотру старца Никонора и детей боярских и подъячего и по новому окладу, доведется с тое церкви дани 1 руб. 21 алтын 2 деньги, пошлин гривна, а преж сего тое церкви дани не было, построено то село дворцовое внове по указу великого государя на дикой земле и церковь освещена в ноябре месяце нынешнего 184 [1676] г. К сим окладным книгам села Новаго вознесенской поп Никита руку приложил».

С. Новое дворцовой Верхоценской (Конобеевской) волости Шацкого уезда упом. также в писцовых кн. 1679 – 1682 (письма и меры кн. Василия Кропоткина и подьячего Ивана Кудрявцева), где дается следующее описание его межевой дачи: «Село Новое на устье дву речек Тородей. Пашни церковные 40 четв., сенных покосов 150 копен, итого 15 дес., а четвертми иметца 10 четв. Межа той церковной земли и сенным покосам у Куликовской дороги по которой ездят в село Новое по межевой от танбовца Карпа Курдина стоит столб, по меже налеве земля тяглых полянок направе церковная земля.

В селе же Новом государевой десятинной пашни 422 дес. с полудесятиною, а четвертми иметца 282 четв. без третника. Сенных покосов 2640 дес., а четвертми иметца 880 четв. Села же Новаго под житным и под конюшенным и конскими дворы и под гумном и под всякими заводы и всяких чинов жителей под усадьбами 200 дес., а четвертми иметца 67 четв. без третника. За десятинною пашнею и за сенными покосы пашни и сенных покосов 2457 дес. с полудесятиною, а четверми иметца 1638 четв. с третником. Порослей и ржавцев и всяких неугодных мест 2006 дес., 1307 четв. с третником. В селе ж Новом 4 выти с полувытью по 16 дес. на выть, итого по 144 четв. Завытной земли по 40 четв. Под сенные покосы 100 дес., а четвертми иметца 33 четв. с третником. На животинные выпуски 50 дес., а четвертми иметца 16 четв. без третника.

Межа села Новаго дворовым и всяким заводам и усадбам и пашни и сенным покосам у верхнева гумна подле вершины, что в меже с шацкими служилыми казаки с государевою с десятинною пашнею той вершины от водотечи столб, по меже на праве десятинная пашня и сенные покосы, на леве за речками за Шачею и за Тарадеею земля и покосы Шацкаго города разных чинов служилых людей. Межа животинным выпускам и тягловой и завытной земли и сенным покосам первому полю за речкою Тарадеею позади огородов тяглых полянок против старого конюшеннаго двора от речки Тарадеи поставлен столб, писана по урочищам. Межа другому полю, что за верхним гумном от столба писана по урочищам. Межа третьему полю и животинным выпускам подле проезжей дороги, что ездят из села Новаго в Шацкой, у дороги на левой стороне против гумна попа Никиты поставлен столб, писана по урочищам. Межа сенным покосам от столба, что поставлен у речки Вопши в меже села Кривой Луки сенным покосам, писана по урочищам. Межа церковной земле третьему полю от речки Тарадеи поставлен столб, писана по урочищам».

Ок. 1691 с. Новое, Вознесенское тож, было пожаловано царем Петром I Алексеевичем (1682 – 1725) в вотчину начальнику Посольского приказа боярину Льву Кирилловичу Нарышкину (1664+1705), который был родным братом царицы Натальи Кирилловны и приходился дядей по матери Петру I. В дальнейшем с. Новое перешло по наследству к его сыновьям – Александру (1694+1745) и Ивану (1700+1734) Львовичам Нарышкиным.

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Вознесенское, Тарадеи тож, было отнесено к Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ. В начале 18 в., в связи с войнами, которые вел царь Петр I, строительством флота и Санкт-Петербурга, положение крестьян с. Вознесенского значит. ухудшилось. Дело доходило до того, что для сбора недоимок власти схватывали неплательщиков, «без выпуску содержали под караулом и нещадно били». Многие поля не обрабатывались, избы стояли не огорожены, без крыш. Во второй четв. 18 в. только из одного с. Вознесенское бежало «работных людей Донской судовой компании» и «безвестно пропало» свыше 600 чел.

В 1746 имп. Елизавета I Петровна (1741 – 1761) устроила брак Екатерины Ивановны Нарышкиной (1729+1771) с графом Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728+1803), в результате чего с. Вознесенское перешло в его владение. Граф Кирилл Григорьевич Разумовский известен в истории как родной брат фаворита и тайного супруга Елизаветы I графа Алексея Григорьевича Разумовского, президент Российской Академии наук и последний гетман Малой России (Украины; в 1750 – 1764).

По данным 3-й ревизии 1761 – 1767 в с. Вознесенское, Тарадеи тож, насчитыв. 200 дворов, в к-рых проживало 652 души муж. и 648 жен. пола; все – крепост. помещ. графа Кирилла Григорьевича Разумовского. С. Тарадеи являлось центром обширных владений графа К.Г.Разумовского, в состав к-рых входили близлежащие сс. Кулики, Кривая Лука и Кошеляево (Тюрино); в селе располагалась усадьба Разумовских и действовал винокуренный завод.

Сохранилось описание вотчины ген.-фельдмаршала и сенатора графа Кириллы Григорьевича Разумовского (1779): «Загороднаго стану села Вознесенское, Тарадеи тож, в коем состоит церковь деревянная, крестьян муж. 651, жен. 646 душ. Села Кашеляево, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 204, жен. 212 душ. Село Кулики, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 435, жен. 446 душ. Село Кривая Лука, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 254, жен. 264 душ. Деревня Печины, в ней крестьян муж. 155, жен. 156 душ. Вышеозначенный господин находится при дворе Ея Императорскаго Величества в С.-Петербурге. Крестьяне состоят у онаго господина в разных его работах при состоящем в том селе Тарадеях винокуренном заводе. А дом господской состоит только в означенном селе Тарадеях. Винокуренной завод деревянной, состоящий об 22 кубах, работою на англинской манер, из котораго поставка вину бывает подрядная в Москву в каменно-москопитейной дом и в разныя места, фабрик никаких не имеется. Скотоводством и хлебом той вотчины крестьяне не изобилуют. Недоимок на тех селениях никаких не состоит. К тем селениям принадлежит земли господской четвертной дачи в поле, а в дву по тому ж, а именно: к селу Вознесенскому 576 четв., к Кошеляеву 194 четв., к Куликам 484 четв., к Кривой Луке 160 четв., к деревни Печинам 145 четв. Свойством земля обстоит черноземная, на которой сеется хлеб: рожь, овес, греча, просо, ячмень, семя коноплянное. Урожай в сем году имелся арженой весьма в малом, яровой в среднем количествах. За недостатком землю нанимают города Шацка у однодворцов в разстоянии в 10 верстах. Излишняго хлеба в продажу не имеют. А для курения подряднаго вина на означенной завод хлеб покупается разных мест подрядчиками, откуда кто поставить может.

Водою довольствуются речною, колодезною и прудовую, и к употреблению людям и скотине удобна. В дачах онаго господина протекают речки: первая чрез село Тарадей, называемая Тарадейкою, которая вершиною взялася от села Куликов и впадает устьем в речку Польную Шачу в дачах города Шацка однодворцев, на которой состоит при показанном винокуренном заводе мельница о 3-х поставах мучная; вторая чрез село Кашеляево, называемая Польная Шача, которая вершиною взялася в лесу из родников и впадает устьем в речку в Лесную Шачу, что под городом Шацким, на которой состоит в поле по проезжей из Шацка к селу Тарадеям большой дороге мельница о 2-х поставах мучная-ж; третья через село Кривую Луку, называемая Вопша, которая вершиною взялась из дач села Альхов, а впадает устьем в реку Серп, состоящую в селениях Тамбовских дворцовых волостей.

Конных заводов не имеется. Излишней скотины тех селений крестьяне в продажу не имеют. Покосом довольствуются своим без излишества и нигде не нанимают. Базаров и ярмонок никогда не бывает. В дачах обстоит одно чернолесье. В звериных и в рыбных ловлях того господина крестьяне не упражняются, и на струговую работу не ходят, и в зимнее время никуда ни под какой извоз не ездят, кроме как для отвозу в показанныя места того подряднаго вина. Крестьянки в зимнее время, кроме обыкновенной их пряжи на холсты и сукна, отменнаго рукоделия никакого не имеют, и волны с овец, за умалением скота, в продажу не употребляют.

Большая дорога обстоит только через показанное село Тарадей, лежащая из Шацка к городу Переславлю в 200 верстах, а проселочныя только обстоят чрез оное село Тарадей на село Кашеляево в 4 верстах, чрез Кошеляево на Кулики в 3 верстах, чрез Кулики на Кривую Луку в 8 верстах, чрез Кривую Луку на деревню Печины, а от Тарадея до оных Печин 18 верст. В дачах того господина по большой проезжей из Шацка дороге чрез речки обстоят партикулярных 2 моста, первой чрез Польную Шачу в разстоянии от села Тарадей в 3 верстах, втарой чрез Тарадейку в показанном селе Тарадеях. А крутых и опасных мест к съезду топей и никаких для проезжих трудностей по предписанным дорогам не состоит. А инструментом крестьянским обрабатывается земля одними сохами.

К сему описанию той вотчины показатель земской Иван Пермяков руку приложил».

В 1779, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II (1762 – 1796), с. Вознесенское, Тарадеи тож, вошло в состав Шацкого уезда Тамбовской губ.

К 1783, по данным 4-й ревизии и «Примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», в сс. Вознесенское, Тарадеи тож, и Кривая Лука Шацкого уезда Тамбовской губ. проживало 1252 души муж. пола. Межевая дача сс. Вознесенское и Кривая Лука составляла 9174 дес. 1418 кв. саж. земли, в т.ч. удобной 8805 дес. 562 кв. саж. В числе землевладельцев значился генерал-фельдмаршал граф Кирилл Григорьевич Разумовский.

В 1789 по инициативе и иждивением гетмана Малороссии генерал-фельдмаршала графа К.Г.Разумовского в с. Вознесенское вместо старой деревянной была построена новая кирпичная Вознесенская церковь.

В 1806 – 1807, после смерти графа К.Г.Разумовского, его наследники продали с. Вознесенское, Тарадеи тож, с усадьбою и имением действит. статскому советнику Василию Сергеевичу Ланскому (1754+1831), после смерти к-рого они перешли во владение его дочерей, фрейлин Императорского Двора Софьи (1796+1877) и Варвары (1800+1881) Васильевны Ланских.

С 1861 по 1925 с. Тарадеи являлось администр. центром Тарадеевской волости Шацкого уезда.

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Козмодемьянское (Тарадей, Вознесенское) Шацкого уезда Тамбовской губ. при рч. Тарадеевке насчитыв. 327 дворов, в к-рых проживало 1144 души муж. и 1162 жен. пола. В селе имелись 1 православ. церковь, больница с аптекой и 2 водяные мельницы о 2 поставах каждая. Жители занимались хлебопашеством и промыслом: плели соломенные шляпы и картузы для своего употребления и на продажу. С. Козмодемьянское состояло в 1 стане Шацкого уезда и находилось в 11 верстах от квартиры станового пристава в г. Шацке и уездного г. Шацка. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Козмодемьянское были крепост. помещ. Софьи и Варвары Васильевны Ланских.

В 1864 в с. Тарадеи была открыта церковно-приход. школа, преобразованная в 1880 в земское смешанное одноклассное нач. училище (школу).

В 1871 в числе помещ. и землевладельцев с. Вознесенское, Тарадеи тож, упом. фрейлины Софья и Варвара Васильевны Ланские (6790 дес. 1920 кв. саж.).

По данным подворной переписи 1882 в c. Тарадеи Тарадеевской волости Шацкого уезда проживало 1348 душ муж. и 1522 жен. пола (всего 2870 чел.), в т. ч. 461 домохозяин. Грамотных было 120 муж. и 7 жен.; 54 мальч. 1 девоч. учились в школе.

За с. Тарадеи было закреплено 3293,0 дес. обществ. земли (в т. ч. 86 дес. неудобной), по 3,0 дес. на надельную душу. Леса крестьяне не имели. Безземельными были 41 домохозяин. 1 семья владела 14 дес. земли на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 18 душевых наделов. 178 семей, каждая по отдельности, арендовали 291 дес. пашни и 37 дес. луга (всего 328 дес.) за пределами общины. Кроме того, 23 семьи в товариществе арендовали покосы на 263 руб. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-5,5; яровых (овес) – сам-3,3. В селе содержалось 573 лошади, 632 коровы, 3902 овцы и 519 свиней. 31 двор имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 100 дворов, не имели никакого скота 19 дворов. В селе было 2093 плодовых дерева и 253 колоды пчел. Имели избы 415 домохозяев; имели по 2 избы – 23 домохозяина. Бездомовых было 5 домохозяев. Не имел ни земли, ни избы 1 домохозяин. В селе насчитыв. 586 клетей (горниц), 499 амбаров и сараев, 357 риг и овинов. На заработки в отход уходили 223 муж. и 11 жен. В селе имелись волост. правление, 1 православ. церковь, земская нач. школа, 13 промышл., 3 питейных и 1 торговое заведения.

С. Тарадеи упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «В 11 вер. от города [Шацка] находится с. Тарадеи (Козьмодемьянское), имеющее 3.500 ж., волостн. правл. и школу. Уже в конце 18 в. оно было вотчиной дворянскаго рода Ланских и родиной Вас. Серг. Ланского, который в 1813 г. был президентом временнаго правления, учрежденнаго имп. Александром I в Царстве Польском, с 1823 по 1827 г. управлял министерством внутренних дел и умер в 1831 г. членом Госуд. Совета. В эпоху освобождения крестьян Тарадеи принадлежали его дочерям Софье и Вар. Вас. Ланским, владевшим здесь 6.500 дес. земли».

К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в с. Тарадеи Тарадеевской волости Шацкого уезда насчитыв. 438 дворов, в к-рых проживало 1433 души муж. и 1457 жен. пола; имелись волост. правление, Вознесенская церковь, церковно-приход. попечительство, земская мужская и церковно-приход. женская школы (в первой вознаграждение законоучителю платилось поурочно) и церковная биб-ка с достаточным количеством книг для чтения. Мелководная р. Тарадейка. Жители имели по 20 кв. саж. земли душевого надела в каждом из 3 полей и занимались земледелием и отхожим плотницким промыслом. При селе (в 4 верст.) располагались усадьба и имение (экономия) помещ. Анны Павловны Свищевой, общей площ. 416 дес. земли.

Вознесенская церковь с. Тарадеи была кирпичной, холодной, с 3 престолами: главным – во имя Вознесения Господня, и придельными – в честь Успения Пресв. Богородицы и св. вмч. Екатерины. Кроме того, изстари праздновалась память св. бессребреников Космы и Дамиана (1 нояб.). В причте Вознесенского храма по штату состояли 2 свящ., 1 диакон и 2 псаломщ. Во владении причта находилось 5 дес. усадебной и 75 дес. пахотной земли; последняя в 2 верст. от церкви, из нее 8 дес. неудобной. Земля давала годового дохода 336 руб. Братский годовой доход составлял 1200 руб. Дома у причта были собственные. В состав прихода Вознесенской церкви с. Тарадеи входило одно только это село.

С 1918 по 2006 с. Тарадеи являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельского округа). Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 04.01.1923 Шацкий уезд с с. Тарадеи был передан в состав Рязанской губ.; 20.02.1924 он был преобразован в Сасовский уезд. 31.08.1925 была упразднена Тарадеевская волость, а входившие в ее состав селения, в т. ч. с. Тарадеи, включены в состав укрупненной Шацкой волости. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Тарадеи вошло в состав Шацкого р-на Московской обл. В 1930-е в с. Тарадеи была осуществлена коллективизация сельск. хоз. и создан колхоз. В 1933 нач. школа в с. Тарадеи была преобразована в непол. среднюю. Одновременно была закрыта сельск. Вознесенская церковь; колокольня и и купола храма были сломаны; здание использовалось как сельский дом культуры.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шацкий р-н с с. Тарадеи. К 1940 с. Тарадеи состояло в составе Шацкого р-на Рязанской обл.; в с. имелись неполн. сред. школа, клуб, биб-ка; действовали колхоз и молочно-товарная ферма (МТФ). В Тарадеевской неполн. средней школе (директ. Даниил Никитич Кузнецов) работало 14 учит. и обучалось 427 учащ. (1937). К 1980 в с. Тарадеи проживало 390 чел.; имелись почта, медпункт, неполн. средняя школа, дом культуры и биб-ка; действовал колхоз «Россия».

В 2006 – 2017 с. Тарадеи являлось администр. центром Тарадеевского сельского поселения, образованного на основе объединения трех упраздненных сельских округов – Казаче-Дюковского, Тарадеевского и Шевырляевского (в 2017 присоединено к Ольховскому сельск. поселению).

По данным на 2019/20 в с. Тарадеи имеются отд. почтовой связи, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) и биб-ка.

Достопримечательности:
• Храм Вознесения Господня (Вознесенская церковь); построена в 1789 по инициативе и на средства гетмана Малой России генерал-фельдмаршала графа К.Г.Разумовского. Сохранились основ. объем и трапезная храма без колокольни и венчаний; не действующий.
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.

Известные уроженцы:
• Вениамин (Благонравов Василий Антонович; 1825+1892) – архиерей Русской Православной Церкви, архиепископ Иркутский и Нерчинский, православный писатель и миссионер.
• Кондрашкина Анна Григорьевна (1929+2008) – советский и российский врач, кандидат медицинских наук; основатель школы микрохирургии уха Дальневосточного государственного медицинского университета; заслуженный врач РСФСР.
• Стрижев Александр Николаевич (1934+2022) – писатель и литератор, фенолог; член Союза писателей РФ; член-корреспондент Академии славянской культуры.
• Чулкова Анна Фёдоровна (1934+2020) – технолог-кондитер Владивостокской кондитерской фабрики Приморского края; автор конфет «Птичье молоко»; Герой Социалистического Труда.


ПЕРСОНАЛИИ:

ВЕНИАМИН (БЛАГОНРАВОВ ВАСИЛИЙ АНТОНОВИЧ; 1825+1892) – архиерей Русской Православной Церкви, архиепископ Иркутский и Нерчинский; православный миссионер и писатель. Василий Антонович Колчев родился 20 января/1 февраля 1825 в селе Тарадеи Шацкого уезда Тамбовской губернии (совр. Шацкий район Рязанской обл.) в семье сельского священника Антония Колчева. При поступлении в Шацкое духовное училище получил фамилию Благонравов. С 1840 обучался в Тамбовской духовной семинарии, а в 1846 был направлен учиться в Казанскую духовную академию. 27 августа 1849, обучаясь на последнем курсе академии, Василий Антонович Благонравов был пострижен в иноческий чин с именем Вениамина, 9 октября того же года рукоположён во иеродиакона. В 1850 он окончил академию со степенью магистра, а 31 октября определён бакалавром той же академии на кафедру церковной истории. 20 ноября 1850 рукоположён во иеромонаха. С 1852 иеромонах Вениамин – помощник инспектора Казанской духовной академии. 28 ноября 1856 возведён в сан архимандрита; с 21 апреля 1857 – профессор Казанской духовной академии. 21 января 1858 назначен инспектором той же академии. По отзыву историка Казанской духовной академии профессора Знаменского, архимандрит Вениамин в академии отличался талантливостью, редкой любовью к занятиям науками и безукоризненным исполнением всех требований тогдашней строгой дисциплины. Другие современники его сообщают, что он читал курс церковной истории так подробно, что студенты прозвали его «Махиной в 1001 лист», находя в нём сходство с арабскими сказками «Тысячи и одной ночи». В его лекциях не было ни строгой научной системы, ни логического порядка, но все они были пропитаны монашеским духом и главное внимание обращали на высоту подвигов восточных аскетов, на темы о нестяжательности монахов, о целомудрии, смирении и т.п. С 22 апреля 1858 архимандрит Вениамин был назначен ректором вновь открытой Томской духовной семинарии. С 23 августа 1861 – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богородицкого Игрицкого монастыря. Профессор Знаменский свидетельствует, что Вениамин носил в себе задатки настоящего учёного, но не имел времени предаваться научной кабинетной работе, потому что занялся широкой и многотрудной практической деятельностью сначала по устройству вновь образованной Томской духовной семинарии, потом по управлению епархиями и по делам сибирских миссий. 20 мая 1862 архимандрит Вениамин был хиротонисан во епископа Селенгинского, первого викария Иркутской епархии и назначен настоятелем Забайкальской духовной миссии. Миссия эта вступила при нём в новый блестящий период своей деятельности: за 6 лет обращено было в православие до 2000 человек. 18 марта 1868 преосвященный Вениамин был назначен епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. 4 июня 1868 он был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде. По его инициативе была открыта духовная семинария в городе Благовещенске. С 31 марта 1873 преосвященный Вениамин был назначен епископом Иркутским и Нерчинским. Его деятельность на Иркутской кафедре была исключительно плодотворной, в течение 16 лет управления епархией он обратил в православие до 30 000 бурят. Вениамин оказывал большое материальное вспомоществование и Японской православной миссии. 16 апреля 1878 преосвященный Вениамин возведён в сан архиепископа. В 1885 под его председательством состоялся в Иркутске собор сибирских архипастырей. 30 августа 1887 высокопреосвященный Вениамин был награждён бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. В конце 1890 избран почётным членом Московской духовной академии. Отчёты Вениамина о деятельности сибирских миссий за разные годы представляют собою драгоценные церковно-исторические этюды, дающие много сведений о состоянии сибирского ламаизма. Отчёты эти печатались в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» и в некоторых духовных журналах, а в 1883 – 1886 изданы отдельно под названием «Труды православных миссий Восточной Сибири» (Иркутск, 1883 - 1886). В эти «Труды», кроме отчётов о миссиях Камчатской, Японской и Забайкальской, вошли миссионерские журналы, статьи разных лиц о верованиях инородцев, письма Вениамина и его статьи: «Ламское идолопоклонническое суеверие в Восточной Сибири», «Положение христиан в бурятских обществах под начальством язычников» и «Обязанности русского государства по обращению иноверцев и раскольников к православной русской церкви». Последние три статьи были изданы отдельной брошюрой: «Жизненные вопросы православной миссии в Сибири» (СПб., 1885). Вениамину принадлежат также статья о буддизме: «Настоящий буддизм» в «Иркутских Епархиальных Ведомостях» (1890) и немало проповедей и катехизических поучений, из которых некоторые переведены на бурятский язык. Аладыка Вениамин, архиепископ Иркутский и Нерчинский, скончался 2/14 февраля 1892 в Иркутске после непродолжительной болезни. Погребён в Иркутском кафедральном соборе.

• Источник: Вениамин (Благонравов)// Сайт Древо. Открытая Православная Энциклопедия: https://drevo-info.ru/articles.html.

КОНДРАШКИНА АННА ГРИГОРЬЕВНА (1929+2008) – советский и российский врач, кандидат медицинских наук; основатель школы микрохирургии уха Дальневосточного государственного медицинского университета; заслуженный врач РСФСР. Анна Григорьевна Кондрашкина родилась 9 октября 1929 в селе Тарадеи Шацкого района Московской области (совр. Рязанская обл.). В 1937 переехала с семьей в город Хабаровск. В 1949 окончила среднюю школу; в 1954 – Хабаровский государственный медицинский институт (совр. Дальневосточный государственный медицинский университет). После окончания вуза работала в поликлиниках города Хабаровска педиатром и отоларингологом. В 1957 – 1973 – врач в лоротделении 2-й городской клинической больницы. В 1964 А.Г.Кондрашкина прошла специализацию по микрохирургии уха в Центральном институте усовершенствования врачей в городе Москве, став первым на Дальнем Востоке специалистом в этой области. В 1965 на базе 2-й городской больницы ею был создан Дальневосточный региональный центр микрохирургии уха, который стал базой для подготовки новых специалистов в этой области. С 1973 по 1988 А.Г.Кондрашкина работала доцентом кафедры болезней уха, горла, носа Хабаровского медицинского института. В 1988 перешла в сурдологический центр краевой клинической больницы № 1. Лично провела более 1000 операций по восстановлению или улучшению слуха, а также ряд операций, связанных с заболеваниями мозга, удалением злокачественных опухолей полости носа, гортани, ранениями в области лица и шеи. Ею были разработаны 24 рацпредложения по улучшению операционного инструмента для микрохирургии уха, которые были внедрены в практическое здравоохранение, а также предложен ряд новых методов диагностики различных заболеваний уха. Кроме того, в течение многих лет А.Г.Кондрашкина возглавляла работу хабаровской школы передового опыта отоларингологов, обучив своей специальности многих дальневосточных врачей – 8 из них стали впоследствии специалистами высшей категории. Наряду с практической медицинской деятельностью занималась и научной работой, активно публиковалась в научных журналах. В 1971 защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата медицинских наук на тему «Роль и место блокады артериального притока по системе наружных сонных артерий в комплексном лечении некоторых больных со злокачественными опухолями полости носа, околоносовых пазух и глотки». Избиралась депутатом Совета народных депутатов Центрального района города Хабаровска, участвовала в работе краевого общественного центра «Ариденс», была членом совета музея Железнодорожного района. Анна Григорьевна Кондрашкина скончалась в 2008 в городе Хабаровске. 

• Источник: Кондрашкина Анна Григорьевна //Сайт Википедия. Свободная энциклопедия: https://ru.wikipedia.org/wiki.

СТРИЖЕВ АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ (1934+2022) – писатель и литератор, фенолог; член Союза писателей РФ; член-корреспондент Академии славянской культуры. Александр Николаевич Стрижев родился 12 августа 1934 в селе Тарадеи Шацкого района Московской области (совр. Рязанская обл.) в крестьянской семье с крепкими православными традициями. С детства он полюбил книгу, увлекался поэзией Некрасова, Никитина, Кольцова. Окончил неполную среднюю школу в родном селе, и тогда же начал писать стихи. После окончания школы решил продолжить учебу в городе Москве. В 1958 окончил редакционно-издательский факультет Полиграфического института; в 1965 – биологический факультет Сельскохозяйственного института; публиковался в студенческих многотиражках. С 1959 по 1994 А.Н.Стрижев работал в Аграрном книжном издательстве. 11 сентября 1964 в областной газете «Ленинское Знамя» появилась его первая заметка о природе, и с этого времени он становится постоянным автором рубрики «Заметки фенолога» в московских газетах. «Такого в нашей стране еще не было: со страниц газет полилась жизнь живая, с народной мудростью, с горестями и радостями, запечатленная бессчетными поколениями «в седом слове». Впервые вышли из тьмы забвения святцы, православные праздники, народное счисление времени» (Д.Тукмаков). За 20 лет А.Н.Стрижев опубликовал свыше 3000 статей, вызвавших широкий интерес читателей. Начиная с 1966 он в течение 16 лет вел в журнале «Наука и Жизнь» рубрики «Народный календарь» и «Русское разнотравье». В 1968 вышла в свет его книга «Народный календарь», в 1971 – «Календарь русской природы», один из главных трудов, воплотивший религиозно-философскую картину мира. Не имея возможности открыто исповедовать свое мировоззрение в условиях идеологических запретов, Стрижев избрал форму «фенологических очерков» как единственно возможный легальный способ говорить о христианской духовности народа. «Календарь русской природы» близок натурфилософским книгам М.Пришвина и дневниковым записям Б.Шергина, а глубинный христианский подтекст, неразрывная связь природных и церковных событий, лирические картины детства сближают это произведение с «Летом Господним» И.Шмелева. Книга выдержала 6 изданий (с 1971 по 2000). Александр Николаевич Стрижев – автор 25 книг о природе: «Народные приметы», «Большая книга леса», «Календарь русской природы», «Ваш кормилец огород», «Лесные ягоды» и др., в каждой из которых автор стремился «открыть русским людям красоту неизреченную Божьего мира». Стрижев известен также как автор литературоведческих трудов, посвященных Е.Замятину: он подготовил и впервые опубликовал многие произведения писателя, составил библиографию, записал воспоминания о Замятине его современников – К.И.Чуковского, М.Л.Слонимского, К.А.Федина. Стрижев – автор-составитель указателя литературы о В.К.Тредиаковском (2003). В 1967 А.Н.Стрижев познакомился и близко сошелся с А.И.Солженицыным, выполнял ряд его ответственных поручений, за что не раз подвергался преследованиям со стороны властей. По просьбе Солженицына, работавшего над эпопеей «Красное колесо», он подготовил словарь тамбовских говоров. Итогом размышлений писателя о сложном, полном трудностей и скорбей пути русской жизни явился роман «Хроника одной души» (1972). Социальные, этические коллизии показаны в нем глазами крестьянина. Время действия романа – 1941, но многочисленные реминисценции отсылают читателя в прошлые эпохи. Здесь в полной мере проявилось дарование Стрижева как тонкого стилиста, блестяще владеющего словом, языковым богатством: «Подхватишься с хлебушком на улицу, жуешь его, черствый, над горсточкой, и крошки ссыпаешь в рот. Гожо-то как стало, теперь попить из ведра – и можно задать стрекача на выгон. Там уж ребятня возле котла-колдобины кружком расселась, рассказывают наперебой былицы и сказки...». Эта книга существенно отличается от традиций так называемой деревенской прозы 1970-х, в которой, по мнению Стрижева, было много искусственного, нарочитого. В романе он стремился к неприукрашенной правде жизни, воссоздал физиологию деревенского бытия середины 20-го века. Роман написан свободно, без оглядки на цензорскую «проходимость». Книга, написанная в 1972 и получившая одобрение Солженицына, смогла быть издана только 19 лет спустя. С начала 1990-х А.Н.Стрижев всецело посвящает себя духовной прозе. Преобладающими жанрами в его творчестве становятся литературный портрет, очерк, жизнеописание. Он впервые донес до российского читателя наследие выдающихся духовных писателей, которые были забыты или замалчивались многие десятилетия: А.Н.Муравьева, И.Шмелева, С.Бехтеева, В.Никифорова-Волгина, Л.Зурова, Н.Мотовилова, Н.Д.Жевахова, Е.Поселянина, А.Платоновой, В.Маевского, А.Глинки, А.Ишимовой. В 2005 они были собраны Стрижевым в цикл «Русские жизнеописания. Рассказы о духовных писателях». А.Н.Стрижев написал очерки об историке церковного искусства Н.П.Кондакове, богословах В.Лосcком, В.Зеньковском, И.Андреевском, а также о публицистах, литераторах, церковных деятелях – архимандрите Фотии (Спасском), адмирале А.С.Шишкове, архиепископе Никоне (Рождественском), Б.Ширяеве, иеромонахе Серафиме (Роузе), П.Паламарчуке. Стрижев издал книги, посвященные церковной истории России, подвижникам веры – преподобному Серафиму Саровскому, праведному Иоанну Кронштадтскому, св. Иоасафу Белгородскому и св. Димитрию Ростовскому. А.Н.Стрижев внес значимый вклад в осмысление деятельности Н.А.Мотовилова и его записей (Серафимово послушание: Жизнь и труды Н.А.Мотовилова. М., 1996; Чего не изрекал преподобный Серафим: К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве// Москва. 2003. № 12). На протяжении многих лет Стрижев занимался изучением жизни и творческого наследия С.А.Нилуса, публиковал и комментировал его труды. Литературные портреты А.Н.Стрижева отличает внимание к духовному потенциалу личности, деталям биографии, обретающим символический смысл. Фигура того или иного деятеля под пером Стрижева предстает как живой, подлинно художественный образ. Духовная проза А.Н.Стрижева публиковалась в журналах «Москва», «Купель», «Благодатный огонь», «Вече», других периодических изданиях. Некоторые номера популярной историко-культурной газеты «К свету» целиком состояли из материалов А.Н.Стрижева. Стрижев – автор многочисленных статей для «Энциклопедии Русского Зарубежья», «Энциклопедии литературоведческих терминов», «Православной энциклопедии». Он подготовил более 30 авторских программ на радио «Радонеж». Вышли в свет антологии А.Н.Стрижева «Православная икона. Канон и стиль: к богословскому рассмотрению образа» (1998), «Православное детство: сборник душеполезных рассказов» (2000), «Яблочный Спас. Книга для чтения в православной семье» (2004). А.Н.Стрижев автор-составитель сборников «Ф.М.Достоевский и Православие» (1997), «А.С.Пушкин: путь к Православию» (1999), «Духовная трагедия Льва Толстого» (1998), куда вошли статьи русских религиозных деятелей, философов, литературоведов. Материалы, собранные Стрижевым, послужили основой научной разработки религиозной проблематики их творчества в 1990-е. Стрижев – редактор-составитель полного собрания творений духовного писателя 19 в. святителя Игнатия (Брянчанинова) (2001- 2006). Еще в 1980-е Стрижев одним из первых заговорил о необходимости канонизации Иоанна Кронштадтского, поднял вопрос о прославлении Царственных мучеников. В начале 1990-х А.Н.Стрижев – заместитель председателя Союза православных братств, автор Манифеста монархического движения. С 1995 – литературный редактор журнала «Купель», научный редактор издательства «Паломник». Член Союза писателей России с 1994, Международного фонда славянской письменности, член-корреспондент Академии славянской культуры, действительный член Географического общества. За свои труды Александр Николаевич Стрижев награжден Патриаршим орденом Святителя Иннокентия Московского (2009), медалями Академии Российской словесности «Ревнитель просвещения» (1999) и общества «Радонеж», удостоен 1-й премии имени С.А.Нилуса (2001) «за литературные труды, в которых выявляется историческая правда о прошлом России», премии «Новое время» имени А.С.Суворина (2004) «за вклад в отечественную словесность». Александр Николаевич Стрижев скончался 17 марта 2022.

• Источник: Составлено по данным сети Интернет.

ЧУЛКОВА АННА ФЕДОРОВНА (РОГОЖКИНА; 1934+2020) – технолог-кондитер Владивостокской кондитерской фабрики Приморского края; автор конфет «Птичье молоко»; Герой Социалистического Труда. Анна Федоровна Рогожкина родилась 22 февраля 1934 в селе Тарадеи Шацкого района Московской области (совр. Рязанская обл.) в крестьянской семье. В 1940 вместе с родителями переехала на постоянное место жительства в город Владивосток Приморского края. Окончила неполную среднюю школу. В 1949 А.Ф.Рогожкина поступила на работу ученицей на Владивостокскую кондитерскую фабрику. С 1950 работала упаковщицей, фасовщицей. В 1953 – 1955 проходила стажировку и курсы повышения квалификации на кондитерской фабрике «Рот Фронт» в городе Москве. Позднее неоднократно проходила курсы повышения квалификации на кондитерских фабриках города Ленинграда (совр. Санкт-Петербург). В 1967, после поездки министра пищевой промышленности в Чехословакию, где он был «поражён» очень вкусными сбивными конфетами местного производства, представителей всех кондитерских фабрик страны собрали на фабрике «Рот Фронт» в Москве, и дали кондитерам задание сделать такие же конфеты – по образцу, но без рецепта. В том же 1967 специалисты Владивостокской кондитерской фабрики под руководством кондитера-технолога Анны Федоровны Чулковой разработали и начали выпускать конфеты «Птичье молоко». Они же первыми в стране внедрили механизированную технологию их производства, изготовив 12 т конфет. Рецептуру и технологию приготовления конфет признали лучшей в СССР. В дальнейшем объемы выпуска конфет «Птичье молоко» на Владивостокской кондитерской фабрике были увеличены до 35 т в месяц. В 1971 за успешное выполнение задания Министерства пищевой промышленности СССР Анна Фёдоровна Чулкова была награждена орденом Ленина. Рецепт конфет «Птичье молоко» послужил образцом для других советских кондитерских предприятий. Кроме того, при непосредственном участии А.Ф.Чулковой были созданы рецепты конфет «Золотой Рог» (бронзовая медаль ВДНХ СССР), «Комета», «Метеорит», шоколадно-вафельного торта «Мечта», всего около 100 наименований кондитерских изделий. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1986 за выдающиеся производственные достижения, успешное выполнение заданий XI-й пятилетки и социалистических обязательств, и проявленную трудовую доблесть Чулковой Анне Федоровне было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением второго ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». В дальнейшем А.Ф.Чулкова стала мастером высшего класса кондитерского производства СССР; работала бригадиром на Владивостокской кондитерской фабрике. Вышла на пенсию в 1994. За время трудовой деятельности была награждена 2 орденами Ленина (1971, 1986), орденом Октябрьской революции (1981), медалями. Лауреат Государственной премии СССР (1982). После выхода на пенсию Анна Федоровна Чулкова работала в краевом Совете ветеранов. Проживала в городе Владивостоке. Скончалась 24 апреля 2020; похоронена на Морском кладбище. 

• Источник: Каргапольцев С. Чулкова Анна Федоровна// Сайт Герои страны: https://warheroes.ru/main.asp.


ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):

ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ОПИСИ ДЕЛ, ПОСТУПИВШИХ НА ХРАНЕНИЕ В АРХИВ Г. ТАМБОВА:

[1691 г.]. По грамоте 7199[1691] г. по указу великих государей пожаловано боярину Льву Кирилловичу Нарышкину в вотчину из дворцовых сел: села Конобеево, Ялтуново, Черная Слобода с приписными селы, деревнями, в том числе село Сюп и другие села и деревни, с починками, пустошми, бортными ухожьями, с крестьянами и бобылями, с лесами и со всякими к ним принадлежащими угодьями по писцовым книгам. Вследствие сего оное имение в том 7199[1691] г. за Нарышкиным отказано, и ему с писцовых книг 130[1622], 131[1623], 187[1679], 188[1680], 189[1681] и 190[1682] гг. выписи даны и в тех писцовых книгах написано:

В писцовых книгах 130[1622] и 131[1623] гг. в тех селах и деревнях, и пустошах в каждом написана четвертная пашня и покосы порознь, а в некоторых точное число четвертей и урочищи, в других же числа не означено; всего написано известною мерою 29.880 четвертей, да бортные ухожьи по именам без меры по урочищам, всего 308 бортных ухожьев с липягами, дубровами, лесами, полянами, лугами да покосами, дикими полями, степями, реками, озерами, бобровыми гонами, рыбными ловлями и со всякими угодьи; да без означения угодей 469 ухожьев; и тою 777 ухожьев без показания им меры и по рекам: Цне и по обе ея стороны, по Вопше, по Хопру, по Елани и по другим. А по писцовой 187[1679], 188[1680], 189[1681] и 190[1682] гг. написано также при каждом из оных селений и пустошей известная мера пашне и покосам, и окружныя межи, и сказано: что пред писцовыми 130[1622] и 131[1623] гг. книгами прибыло 19.388 четвертей, да в сих же книгах написаны еще пустоши и полянки без меры.

[1730 г.]. Явочная челобитная, поданная в Шатскую провинциальную канцелярию, прикащика села Вознесенскаго Григорья Немтинова о воспрещении крестьяном разных селений Тамбовской дворцовой волости въезжать в бортныя ухожья Нарышкиных по обе стороны Цны и речки Обши, рубить хоромной и дровяной лес, ловить и бить зверей и птиц, брать пчел и всякое угодье пустошить, в водах рыбу ловить всякими снастями и запоры запирать, и в леса прокладывать чрез поля новыя дороги, и т.п.

[1730 г.]. Явочная челобитная, поданная в Шатскую провинциальную канцелярию, прикащика села Вознесенскаго Григорья Немтинова о приезде разбойников в деревню Рысли в домы двух крестьян, которых, захватя в избах, били мучительски смертно кистенями и огнем жгли, тако ж де и жен их и работников смертно били и огнем жгли ж… и деньги и всякие пожитки пограбили. При челобитье приложен реестр пограбленному с означением цены каждой вещи.

[1750 г.]. О порубке леса в дачах графа Разумовскаго крестьянами дворцовых сел Шатскаго уезда.

[1765 г.]. Явочная челобитная в Шатскую канцелярию старосты села Большаго Пролома, Семена Петрова, о присылке, кого следует, в село Пролом для осмотра и описи битых крестьян, которых в канцелярию «за великою болезнию везти никак не можно». Прикащик села Тарадей, принадлежавшаго графу Разумовскому, Яков Раутер, с крестьянами в числе 300 человек, прибыв во время жатвы ржи в урочищах деревни Шевырляя, били крестьян проломских смертно, стреляли в них из ружей, 10 человек ранили, да 9 в Проломской князя Долгорукова вотчине не явились, пропали без вести.

[1766 г.]. О беглом крестьянине графа Разумовскаго Игнатье Степанове, совершившем, по собственному признанию, много разбоев. 49 листов.

[1770 г.]. Контракт о поставе с 1771 по 1775 г. в г. Нижний Новгород простаго вина по 10.000 ведер в год с завода графини Разумовской.

[1779 г.]. Описание, учиненное Шацкаго уезду вотчины его сиятельства господина генерал-фельдмаршала, сенатора и разных орденов ковалера, графа Кирилы Григорьевича Разумовскаго нижеписанным селениям: Загороднаго стану села Вознесенское, Тарадеи тож, в коем состоит церковь деревянная, крестьян муж. 651, жен. 646 душ. Села Кашеляево, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 204, жен. 212 душ. Село Кулики, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 435, жен. 446 душ. Село Кривая Лука, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 254, жен. 264 душ. Деревня Печины, в ней крестьян муж. 155, жен. 156 душ. Вышеозначенный господин находится при дворе Ея Императорскаго Величества в С.-Петербурге. Крестьяне состоят у онаго господина в разных его работах при состоящем в том селе Тарадеях винокуренном заводе. А дом господской состоит только в означенном селе Тарадеях. Винокуренной завод деревянной, состоящий об 22 кубах, работою на англинской манер, из котораго поставка вину бывает подрядная в Москву в каменно-москопитейной дом и в разныя места, фабрик никаких не имеется. Скотоводством и хлебом той вотчины крестьяне не изобилуют. Недоимок на тех селениях никаких не состоит. К тем селениям принадлежит земли господской четвертной дачи в поле, а в дву потому-ж, а именно: к селу Вознесенскому 576 четв., к Кошеляеву 194 четв., к Куликам 484 четв., к Кривой Луке 160 четв., к деревни Печинам 145 четв. Свойством земля обстоит черноземная, на которой сеется хлеб: рожь, овес, греча, просо, ячмень, семя коноплянное. Урожай в сем году имелся арженой весьма в малом, яровой в среднем количествах. За недостатком землю нанимают города Шацка у однодворцов в разстоянии в 10 верстах. Излишняго хлеба в продажу не имеют. А для курения подряднаго вина на означенной завод хлеб покупается разных мест подрядчиками, откуда кто поставить может. Водою довольствуются речною, колодезною и прудовую, и к употреблению людям и скотине удобна. В дачах онаго господина протекают речки: первая чрез село Тарадей, называемая Тарадейкою, которая вершиною взялася от села Куликов и впадает устьем в речку Польную Шачу в дачах города Шацка однодворцев, на которой состоит при показанном винокуренном заводе мельница о 3-х поставах мучная; вторая чрез село Кашеляево, называемая Польная Шача, которая вершиною взялася в лесу из родников и впадает устьем в речку в Лесную Шачу, что под городом Шацким, на которой состоит в поле по проезжей из Шацка к селу Тарадеям большой дороге мельница о 2-х поставах мучная-ж; третья через село Кривую Луку, называемая Вопша, которая вершиною взялась из дач села Альхов, а впадает устьем в реку Серп, состоящую в селениях Тамбовских дворцовых волостей. Конных заводов не имеется. Излишней скотины тех селений крестьяне в продажу не имеют. Покосом довольствуются своим без излишества и нигде не нанимают. Базаров и ярмонок никогда не бывает. В дачах обстоит одно чернолесье. В звериных и в рыбных ловлях того господина крестьяне не упражняются, и на струговую работу не ходят, и в зимнее время никуда ни под какой извоз не ездят, кроме как для отвозу в показанныя места того подряднаго вина. Крестьянки в зимнее время, кроме обыкновенной их пряжи на холсты и сукна, отменнаго рукоделия никакого не имеют, и волны с овец, за умалением скота, в продажу не употребляют. Большая дорога обстоит только через показанное село Тарадей, лежащая из Шацка к городу Переславлю в 200 верстах, а проселочныя только обстоят чрез оное село Тарадей на село Кашеляево в 4 верстах, чрез Кошеляево на Кулики в 3 верстах, чрез Кулики на Кривую Луку в 8 верстах, чрез Кривую Луку на деревню Печины, а от Тарадея до оных Печин 18 верст. В дачах того господина по большой проезжей из Шацка дороге чрез речки обстоят партикулярных 2 моста, первой чрез Польную Шачу в разстоянии от села Тарадей в 3 верстах, втарой чрез Тарадейку в показанном селе Тарадеях. А крутых и опасных мест к съезду топей и никаких для проезжих трудностей по предписанным дорогам не состоит. А инструментом крестьянским обрабатывается земля одними сохами. К сему описанию той вотчины показатель земской Иван Пермяков руку приложил.

• Публикация: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1884 – 1918. – Вып. 1 – 58.


Рецензии