О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности. 2

   О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности.
   Глава вторая «Понять человека можно, только имея сострадание…»
А теперь перед нами тоже, можно сказать, чистые сердцем – по крайней мере – бесхитростные, никому зла не делающие и нетщеславные. Они несколько старше  Вирджинии и Сесла и по сюжету с потусторонним миром не общаются. Это – кажущийся несколько легкомысленным тридцатипятилетний лорд Артур Горинг и милая, остроумная девушка Мейбл Чилтерн  в пьесе «Идеальный муж». 
К этим героям вернёмся чуть позже, а пока обратимся к главным событиям и мыслям писателя.
Читая ли пьесу, видя ли её не сцене или в экранизации, снова и снова ощущаешь гениальность писателя, соединившего то, что называют тонким, английским юмором                с беспощадно поставленными нравственными вопросами. Замечательный русский фильм 1980 года с целым созвездием известных актёров – один из самых ярких тому примеров… А ещё с умением героев из высшего света, улыбаясь, предлагая чай, «соревнуясь»  в остроумии, говорить крайне нелицеприятное. (Нечто похожее  присутствует и в другой пьесе того же автора «Как важно быть серьёзным», и в пьесе «Стакан воды» изображающего Англию французского писателя Эжена Скриба).
 Ну о манерах - так, заодно. Возвратимся к названию. Кстати, а кого идеальным мужем  называют? Одного из главных героев - сэра Роберта Чилтерна, баронета, товарища министра иностранных дел. (Думаю, многие помнят, что слово «товарищ» в данном контексте означает «помощник», говоря современным языком, - «заместитель»). Роберту пророчат блестящее будущее, да и настоящее его не хуже, все считают молодого политика образцом честности, неподкупности, здравомыслия…
И вот доброе имя, карьера главного героя под угрозой из-за совершённого в молодости некрасивого, опрометчивого поступка. А спасает Роберта его главный друг – легкомысленный вроде бы  лорд Артур Горинг.
Итак, на званом вечере в доме Роберта и его супруги Гертруды  появляется миссис Чивли, которую когда-то знала Гертруда и презирала эту «лживую женщину». 
И вот эта женщина требует от Роберта Чилтерна поддержать в Парламенте своим «громким» именем мошеннический проект, шантажируя тем самым проступком – письмом, в котором говорится, что главный герой много лет назад продал министерский секрет. Если письмо это получит огласку, доброму имени, безупречной репутации, блестящей карьере  конец.
И едет Роберт за советом к своему, на первый взгляд, легкомысленному другу Артуру.
Никому больше невозможно страшную тайну сию доверить. А рассказать жене – чистой, честной, непреклонной в своих нравственных убеждениях Гертруде – значит потерять её любовь навсегда. Потерять любовь женщины, которую супруг боготворит.
И вроде бы легкомысленный Артур, как было уже сказано, спасает, а ещё,  благодаря ему, супруга Роберта, которая узнает обо всём от самой миссис Чивли, в конце концов прощает мужа, проявив понимание, сострадание.
Ведь именно Артур выражает мысли писателя о том, что человека можно понять, если иметь к нему сострадание. Именно лорду Горингу  «поручено» поговорить с леди Чилтерн, «не раскрывая сути». Именно он – кажущийся неглубоким человек предлагает помощь Гертруде, если будет трудно. Знает, что понадобится…
Всё разрешается неожиданно и словно само собою. К Артуру приезжает сама миссис Чивли, и, вспоминая их старую любовь, предлагает пожениться в обмен на письмо Роберта Чилтерна.
Но Артур давно уже любит Мейбл, да и  помнит о лживости, о меркантильности бывшей возлюбленной…
«Вы не сделаете этого», - говорит он  миссис Чивли о готовящемся ею шантаже – потому что сам на подлость не способен в принципе…
И вдруг выясняется, что десять лет назад миссис Чивли украла драгоценность, подаренную Артуром на свадьбу кузине. Чтобы лорд Горинг  не вызвал полицию, миссис Чивли отдаёт письмо,  которое тут же горит в пламени свечи. Разумеется, Артур вникать в написанное не стал.
Всё происходит по сути в течение одного дня – потому что на другой – слушание в Парламенте. Нелегким было это время для Роберта Чилтерна, готовившегося к провалу, к концу карьеры, возможно даже, к разрыву с женой. Было о чём задуматься… 
А произошедшее в доме Артура, благодаря чему было  спасено доброе имя,                не разрушилась карьера, случайность? Воля Проведения, как в классической литературе говорится...
А вопросов ещё немало остаётся … 
(Продолжение следует)


Рецензии