Толкование НЗ. Иисус и Никодим. О чем шла речь...

        Евангелие хранит много тайн, которые еще предстоит раскрыть по мере того, как это попустит Бог ищущим истины. Одна из таких тайн – встреча Иисуса Христа с Никодимом. Благочестивый и боящийся Господа иудей – учитель народа, решил принять у себя дома Бога, чтобы прикоснуться к истине, которую искал в своем сердце. Эта встреча очень символична и относит нас к Ветхозаветной истории. Тогда Бог на горе Синай встретился с Моисеем в облаке, скрывающим их разговор от остального народа, не касаясь земли, а в Новом Завете Бог, спустившись на землю, встречается с человеком ночью, которая тоже скрывает их разговор от посторонних. Там Моисей поднялся на гору для встречи с Богом, а здесь Бог спустился на землю для встречи с Никодимом. Там Бог дал Закон жизни (а лучше сказать выживания), а здесь Господь дал закон вечной жизни в Царствии Небесном. Встреча Иисуса Христа с Никодимом лучшее свидетельство слов Апостола Павла о том, что Ветхий Завет был «детоводителем ко Христу» (Гал.3:24).  В Евангелие от Иоанна эта встреча подробно описана в 3-ей главе, толковать которую всю не представляется возможным из-за обилия тем, которые пришлось бы раскрыть. Здесь мы остановимся лишь на нескольких стихах евангельского повествования.
         «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
          Все знают, что речь идет о Таинстве Крещения, которое обязан принять каждый стремящийся стать христианином. Казалось бы, что нового тут еще можно сказать? Не все не так просто. Христос говорит не просто о крещении водой, а о рождении нового человека. Кто такой новый человек? Этот тот, кто станет Сыном Божиим по обетованию после прославления Христа, т.е. после Его воскрешения и вознесения. Уподобление себя Богу, а тем более отождествление себя с Сыном Божьим в Ветхом Завете считалось страшным преступлением и богохульством, за которое полагалось побитие камнями (что иудеи и хотели сделать со Христом). А тут Христос прямо призывает людей уподобится Сыну Божьему. Что значит «стать сыном Божиим по обетованию»? Это не значит стать таким же, как Христос, потому что Он один и других быть не может. Это значит иметь возможность назвать своим Отцом Того, Кого Отцом называет и Христос. Но для этого нужно стать таким, каким был Христос в этой земной жизни, т.е. взять крест Его и пойти вслед за ним. Т.е., принять скорби и искушения, посылаемые Богом и нести их с покорностью до самого смертного часа, как нес Свой крест Спаситель. И только после этого возможно прийти вместе со Христом к Его Отцу, как равный сын. «Стать по обетованию» – значит, что Христос обещает, что каждый, исполняющий Его волю (т.е. Евангельские заповеди) станет в жизни вечной рядом, с Ним, как со своим другом: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15:14). Кроме того, в беседах с учениками Он ни один раз говорит Своим ученикам об их Отце Небесном, который знает все нужды детей Своих. Это совершенно новое учение, которое не было доступно Ветхозаветной церкви. Вот почему, беседа с Никодимом имеет такое важное эсхатологическое (спасительное) значение. Принятие крещения водой и Духом означает получение возможности вступить в вечную жизнь, чего не знал Ветхий Завет, а значит определяет человеку цель и смысл всего его существования, устраняет безысходность и отчаяние в ожидании неминуемой смерти. Древний Израиль ничего подобного не знал и скорбел от одной мысли сгинуть в шеломе (аде). Убивающийся от горя Иаков, которому сообщили, что его сына Иосифа сожрал лев, так говорит о своей посмертной участи: «сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт.37:35). Других вариантов у людей от Адама и до Христа не было. Путь один – шеол или ад. Христос же через крещение водой и Духом не только открывает врата рая, который и до Него был на земле, а дает нечто новое – Царствие Небесное. Вот почему этот стих имеет для нас такое важное значение. Почему крещение должно быть именно водой и Духом, а не как иначе, мы рассмотрим в следующий раз. Слишком объемная и серьезная тема, что касаться ее здесь.
    «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть Дух» (Ин.3:6). 
        Этими словами Иисус объясняет Никодиму, что плотское рождение производит всего лишь тело, которое по смерти сгниет и исчезнет, а рождение от Духа – это то, что никогда не умрет и не сгниет, а будет жить вечно. Причем, обратите внимание, что слово «Дух» упоминается в смысле Третьей Ипостаси Святой Троицы и пишется с заглавной буквы. Это еще одна глубокая тайна беседы Христа с Никодимом. Рожденный от Духа – значит, что человек, возлюбивший Сына Божьего и стремящийся к Нему, сподобляется особого посещения Святого Духа, который обновляет или заново рождает человека, каковым он был сотворен изначально. Рожденный от Духа не имеет ничего общего с плотью, т.е. с земными страстями, привязанностями, ценностями и стремлениями. У рожденного от Духа только одно устремление и одна ценность – Бог и Царствие Небесное. Все остальное в этой жизни для него «Прах, взметаемый ветром от лица земли» (Пс.1:5). Но рождение от Духа возможно только по принятии крещения от воды и Духа, и никак иначе. «Рожденное от Духа есть Дух» – говорит Христос. Т.е., принявший крещение получает задаток усыновления Богом и Божественную благодать, не отделимую от Божественной сущности, и, таким образом, становится, в определенном смысле, богоносцем, ибо Дух – тоже Бог. Подчеркивая это, Спаситель говорит Никодиму: «Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.3:7). Употребление множественного числа в слове «вам» не случайно. Этим Христос говорит, что тайны Жизни Вечной, которые Он открывает Никодиму должны стать достоянием всех людей, а не удерживаться им, как личное достояние и откровение Бога. «Родиться свыше» – значит, что рождение Духом зависит не от человека, а от Бога, а самого факта крещения для этого мало. Бог только тогда родит человек свыше, когда увидит его стремление родиться в Духе. В противном случае, Христос бы не стал обострять внимание на этом, а ограничился тем, что сказал в начале беседы: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Таким образом, Он сначала говорит об условии необходимом для рождения свыше, т.е. о Таинстве Крещения, а потом, развивая учения, по мере готовности Никодима слушать и услышать, раскрывает смысл крещения – рождение от Духа свыше, т.е. указывает путь, которым Его ученик должен идти, чтобы получить это рождение, т.е. стяжать «Дух мирен» или особую благодать, как ее называл прп. Серафим Саровский. При этом, важно знать, что рождение свыше - это процесс, который, начавшись с момента крещения не прекращается до самой смерти. Но в одном случае  он приводит к рождению Нового Адама или человека во Христе т.е. к Жизни Вечной, а в другом  - к "выкидышу", образно говоря, или к смерти душевной, за которой следуют вечные муки, если после крещения человек  в следующий раз попадает в церковь только в гробу.
       «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». (Ин.3:8). 
        Это очень сложное место сложное место с точки зрения православной экзегетики (толкования). Мы обязательно посвятим ему отдельную статью. А в данной работе ограничимся лишь упоминанием о том, что этими словами Господь открывает Никодиму две истины: первая – неисповедимы пути Господни, что значит, не пытайся понять как происходит рождение от Духа, ибо это превышает твой разум, и второе – наитие или пришествие Духа в человеке происходит внезапно и только тогда, когда Бог увидит, что человек готов к этому. Дух появляется внезапно, осеняет любящего Бога, и исчезает также внезапно, оставляя человека для прохождения искушений и испытания его веры. Благодать Духа не может ощущаться подвижником всегда, иначе он превратится в овощ или просто погибнет. Она на короткое мгновение осеняет его, побуждает к борьбе, дает скрытые силы и предоставляет ему возможность самому идти, падать, вставать, и снова идти к Богу, храня в сердце воспоминания о ее действии и сладости бытия с Богом. Это вечная энергия для идущего в след за Христом, которая никогда не иссякнет, если человек сам не сойдет с выбранного пути. Это вечный двигатель для идущего, в определенном смысле. Но, судя по всему, Никодим не очень понял, о чем Христос ему говорит, и задает естественный для не рожденного свыше вопрос: «Как это может быть?» (Ин.3:9). Пораженный Христос в сердцах отвечает: «Ты – учитель Израилев, и этого ли не знаешь?» (Ин.3:9). Спаситель намекает Никодиму на то, что он, будучи учителем народа, т.е. богословом, говоря нашим языком, не понимает самой сути Закона Моисея, которому он учит других. А весь смысл этого Закона заключается в том, что есть Бог, и есть человек, которого Бог создал, т.е. родил, и не просто родил, родил свыше, Своей волей через Сына в Духе.  Христос ничего нового Никодиму не сказал. Он просто раскрыл суть Домостроительства Божьего от создания Вселенной до сотворения человека. Книжники и фарисеи, которые учили народ Закону, этот смысл Пятикнижья (Торы у иудеев) напрочь забыли или не поняли, и все их учение сводилось к требованиям соблюдать обрядовую сторону веры, неукоснительно следовать ограничениям, установленных Законом. В таком учении вся суть Божественного откровения, сотворения человека и смысл бытия утрачивалась ритуальными обрядами, карательными нормами Закона и пищевыми религиозными запретами.
    На этом мы остановимся, чтобы не перегружать вдумчивого читателя изобилием информации. Желающий имеет всю возможность поразмыслить над сказанным, а толкованию остального мы положим свое время.


Рецензии