О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности. 3

   О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности.
             Глава третья «Идеал – понятие нехристианское».
Упомянутая в прошлой главе мисс Мейбл Чилтерн – младшая сестра Роберта – и он назначен опекуном девушки. Значит,  родители рано с этой земли ушли – но скорбное событие за пределами пьесы. Можно ещё предположить, что уже совсем молодому Роберту пришлось заботиться о сестре. 
Однако всё случившееся уже так или иначе пережито – и не вчера. О безвременно ушедших родителях и юных годах Роберта разговора нет.  Кроме случая с тем самым письмом…
Мейбл - чистая, добрая, остроумная девушка – в пьесе говорится, что она участвует в благотворительном представлении женской ассоциации, членом которой является Гертруда. В представлении в пользу бедняков. Да и вообще с доверием относится к жене брата – когда Артур сделает Мейбл предложение – к Гертруде влюблённые к самой первой пойдут, чтобы обрадовать. А то, что в финале Мейбл выйдет замуж за  лорда Горинга, даже нечитавшим «Идеального мужа» уже ясно...
    Кстати, если речь о «сверхнациональном» и «сверхкультурном», то вспоминается невольно и пьеса великого русского драматурга, созданная примерно на четверть века раньше, - «На всякого мудреца довольно простоты» А.Н.Островского. Чем-то перекликаются лорд Артур Горинг  и Мейбл Чилтерн с Егором Курчаевым и Машенькой.
Эти бесхитростные молодые люди тоже «в меру» легкомысленны, тоже зла никому                не делают и не желают, не пытаются что-то  необыкновенное из себя «изображать» – и тоже в финале соединяются…   
Конечно, незачем Мейбл знать о давнем проступке Роберта – да никто и не расскажет.
          Удивлённый выбором «этой милой, умной» девушки, отец Артура требует от сына стать для этой девочки идеальным мужем. Но Мейбл «идеал» вовсе не нужен.  «Это – то, чего нет на этом свете – разве что на том», - говорит она будущему свёкру. (В самой пьесе слов у каждого героя больше – и  смысл их несколько глубже, чем в фильме. Но основное, конечно, сохранено). У Мейбл с Артуром просто есть любовь.
А в её полушутливой фразе тоже довольно глубокий смысл. Прежде всего, что на земле идеала нет и быть не может. Вообще слово «идеала», хоть и нередко встречается в литературе, присуще скорее культуре дохристианской - и значение его несколько трансформировалось.
Идеальных людей нет – потому что все мы грешны – и жизненно необходимо, чтобы грех в «норму жизни» не превратился. «Идеальный» Роберт, как выяснялось, совершил в молодости большой грех. Хорошо, что ни Артур, ни Гертруда от него за это не отворачиваются. Снова вспоминаются слова Артура о сострадании…
И вот в финале отец Артура сообщает, что Роберту предлагают «портфель министра», что у политика блестящее будущее, что у него есть для этого всё, чего так недостаёт «легкомысленному» Артуру.
Пожилому, «всезнающему» графу и в голову прийти не может, что без Артура  никакого «блеска», никакого триумфа не было бы. Артур же, улыбаясь, соглашается,  - и словно между ним, Робертом и Гертрудой «тайный сговор». Вернее – тайна, которую никому больше знать незачем. Никогда… 
И ещё – когда Гертруда, «благодаря» миссис Чивли (кстати, героиня ведёт себя очень неумно) узнаёт о поступке Роберта, мир для неё словно рушится. И звучат  в ответ из уст отчаявшегося супруга слова о том, что пусть лучше женщины не создают себе идеалов.
Конечно, в его положении лучше было бы промолчать, но смысла слова эти не лишены.
Конечно, речи о том, чтобы «скатываться» к объяснению совершаемых поступков  теорией Фрейда – и не предъявлять к человеку, к людям вообще никаких нравственных требований, быть не может. Некую «грань» должно познать каждому – чем раньше, тем лучше. 
Но всё-таки в пьесе – да, наверное, и не только – идеалу противопоставлена любовь, противопоставлены сострадание, умение прощать. Ведь именно об этом и говорил лорд Горинг в беседе с Гертрудой. Словами о любви, о новой жизни и завершается пьеса.(Это – единственное существенное отличие фильма от пьесы).
Наверное, понял что-то и проживший  более суток в страхе и отчаянии Роберт Чилтерн, наверное, «смягчила» свою «безжалостность в правоте» и Гертруда. Дай Бог, чтобы этот урок не прошёл бесследно.
Кстати, Вечные Истины звучат из уст не только героев, которым в целом симпатизирует писатель, но и тех, что симпатии ни у кого не вызывают – та же миссис Чивли говорит, что человек не может «выкупить» своё прошлое. Не может…
Кстати, произносится наравне со всякими глупостями вроде той, что не надо давать женщине того, чего она не может надеть вечером. Наверное, у главных героев, отношение к женщине всё-таки иное...
Но всё же появление миссис Чивли невольно заставило главных героев задуматься                о нравственных ценностях…
Однако некоторые вопросы всё же ещё остались. Для следующей главы…
(Продолжение следует)...


Рецензии