Часть 3. Глава 17. Фосфор для мозга

- Николай Гаврилович, миленький, подождите меня пять минут, пожалуйста!
- Не спешите, девушка! Это моя работа – ждать. Что такое эти ваши пять минут? У моего друга Давида теперь целая вечность в запасе. Никогда не торопитесь, Клавдия. Это закон. Идите спокойно и думайте. Всё время думайте.
Клавка взлетела на свой четвёртый этаж, не раздеваясь кинулась в спальню, где в нижнем ящике комода стояла старая, маленькая шкатулка с украшениями. Открыв шкатулку, Клавка вытащила бархатный мешочек и, не раскрывая его, выскочила из квартиры. Закрыв дверь, она сбежала вниз  по лестнице, плюхнулась на заднее сиденье машины и, задыхаясь, попросила:
- Поехали, миленький Николай Гаврилович! Только побыстрее…
- Как  прикажете, Клавдия Алексеевна.

Илья Семёнович Флейшман сразу узнал Клавку и почему-то очень обрадовался.
- Если мне не изменяет память, вы та самая женщина, которую когда-то прислала несравненная Изабелла, жена моего покойного друга Давида?
- Да, Илья Семёнович! Здравствуйте! Я к вам по очень важному делу.
- А как насчёт поговорить? Какое важное дело делается в спешке, без хорошего разговора?
Клавка закусила губу и протянула ювелиру синий бархатный мешочек. Ювелир взял мешочек, но раскрывать его не спешил.
- Так, по нездоровому блеску в глазах я вижу, что вам сегодня не до разговоров. Тогда давайте сразу перейдём к делу. Разрешите полюбопытствовать, деточка, что в этом симпатичном мешочке, который вы держали в своих дрожащих руках, а теперь он плавно перешёл в мои старые руки?
- Это бабушкины украшения, Илья Семёнович. Они старинные. Там настоящие изумруды. Мне нужно знать, сколько они стоят. Я хочу продать их как можно дороже.
- А ну, дайте-ка сюда ваши драгоценности? Так, давайте-ка  посмотрим, что это за изумруды…
Ювелир аккуратно вытащил из мешочка кольцо, серьги и кулон. Разложив всё Клавкино богатство перед собой, Илья Семёнович взял лупу и стал внимательно рассматривать сначала серьги, потом кольцо, а потом кулон. Именно в такой последовательности. После внимательного изучения предметов, он поднял глаза на Клавку и просил:
- Почему вы хотите продать эту красоту?
- Мне очень нужны деньги, Илья Семёнович!
- Надеюсь, в благих целях?
- В очень благих, Илья Семёнович. Я человека спасаю.
- Он болен? Простите, что спрашиваю, но мне нужно оценить ваши риски.
- Он не болен, - не сразу ответила Клавка, но в подробности она вдаваться не решилась. – Ему очень нужны деньги.
- Бекицер, дамочка. Не торопитесь. Я хочу выслушать всю историю.
- Это связано с моим любимым человеком.
- Он аид? Он еврей, я вас спрашиваю?
- Нет. Он не еврей.
- А кто он?
- Илья Семёнович, это что-то изменит, если я скажу вам, кто он?
- Это изменит многое!
- Он наполовину турок, наполовину русский.
- Затурканный русский? Это интересно. Вы отдаёте себе отчёт, куда вы лезете? Вы его хорошо знаете, чтобы рисковать такими украшениями?
- Это всего-навсего украшения. А там человеческая жизнь в опасности, понимаете?
- Не  понимаю.
- Мне очень нужны деньги. Десять тысяч долларов.
- Для этого вашего турецкоподданного шлемазла?
- Почему он шлемазл?
- Потому что только шлемазл и а-поц а-будёновец будет просить деньги у женщины. Вы понимаете, что это похоже на обман?
- И вы туда же… Почему вы так решили?
- Всё просто. Когда у мужчины нет денег, он идёт работать.
- У него был бизнес, но его подставили.
- Ша, дайте мне выстроить логическую цепочку. Не для вас, для меня. Итак, если он сидит в тюрьме, значит он работать не может. Правильно?
- Вот именно!
- Вы видели его фотографию в тюрьме?
- Нет…
- Так откуда вы знаете, что он сидит в тюрьме?
Клавка растерялась, но ответила:
- Он написал мне об этом.
- То есть, с его слов вы знаете, что он сидит в тюрьме. Правильно?
- Да.
- У меня предложение: пусть с вами свяжется его адвокат. Не в письме, а по видеосвязи. Пока вы не убедитесь, что он в тюрьме, вы не можете отправлять ему деньги, девочка. Это нелогично. И потом, у этого вашего Остапа, простите, Бендера  есть родственники?
- Есть, но они отвернулись от него. Все!
- О! Давайте раскрутим эту линию. Вы разговаривали хотя бы с одним из его родственников?
- Нет. Я их не знаю.
- Тогда откуда вы знаете, что они от него отвернулись?
- Из письма… Из его письма.
- Тогда напишите ему, чтобы адвокат связался с хотя бы одним его родственником, и чтобы тот подтвердил, что все родственники от этого красавца отвернулись. Теперь насчёт адвоката. У него вообще есть адвокат?
- У него нет денег на адвоката. И всё его имущество арестовано...
- Вы это точно знаете? У вас есть свидетели? Его соседи, например?
- Нет у меня свидетелей. И соседей его я не знаю…
- Боже, что я слышу, Клавочка! Вы собираетесь продать эти чудесные изумруды вашей бабушки, чтобы просто так послать деньги этому проходимцу?
- Он не проходимец, Илья Семёнович! Он привезёт мне деньги, когда приедет! Мы поженимся, и...
- Ой вэй… Что делать, Готэню? - Илья Семёнович вознёс руки к потолку, потом посмотрел на растерянную женщину и сказал:
- Клавочка, я вам расскажу сейчас один старый анекдот. Слушайте внимательно.
- А изумруды? Вы их купите? Мне не до анекдотов, простите...
- Сначала анекдот, потом решим за изумруды. Представьте себе, что вы и я едем в поезде. В одном купе. Представили? Хорошо. У вас, как у всех еврейских женщин хорошо развито воображение. Наступило время ужина. Оно всегда наступает, даже в тюрьмах. Я достаю головы селёдки и начинаю их есть.
- Зачем?
- Что зачем? Затем, что у меня есть из еды только эти головы!
- А что, разве их можно есть? Мы никогда не ели головы селёдки… Мы их выбрасывали!
- А я их ем. Это анекдот, девочка моя. Вы меня спрашиваете: «Илья Семёнович, на хрена вы жрёте эти головы? Это что за такая еда?» Спрашивайте меня.
- Я?
- Нет, я. Вы, вы.
- Ну ладно. Илья Семёнович, на хрена вы жрёте эти головы? Это что за такая еда?
- Понимаете, Клавочка, в головах селёдки слишком много фосфора. Вы, как медик, должны знать, для чего нужен фосфор. И для чего он нужен, ну?
- Для  работы мозга.
- О! А идише коп! Правильно, моя дорогая! Фосфор нужен для мозга! – говорю я вам. Тогда вы, Клавочка, меня начинаете умолять: "Продайте мне, Илья Семёнович, эти головы". Что вы смотрите на меня? Умоляйте!
Клавка заёрзала на стуле, но попросила:
- Ну, продайте мне, Илья Семёнович, эти головы.
- Хорошо, Клавочка! Я с радостью продам вам эти головы по десять долларов за штуку! И вы таки покупаете эти головы по десять долларов за штуку. И съедаете эти головы в надежде поумнеть. А утром поезд останавливается, вы выбегаете в буфет и видите там что?
- Головы селёдки?
- Нет, вы видите там всю селёдку. Много селёдок. И стоят они целиком, с головой и туловищем, по доллару за штуку.
- Тогда зачем я купила у вас только головы  по десять долларов? – спросила Клавка, явно не понимая, куда клонит этот ювелир с причудами.
- Вот, деточка! Вы сказали, что в головах много фосфора, а фосфор нужен для ума. Таки вы уже начали умнеть!
- Так вы меня обманули с этими головами, чтобы на мне заработать?
- Да!
- Но это нечестно!
- Да! Но тоже самое сейчас с вами проделывает этот турецкоподданный проходимец. Он продаёт вам головы от селёдки по десять долларов за штуку. А вы их покупаете и жрёте, простите за сленг. Вам при этом не вкусно, но вы их всё равно жрёте! А вот если бы вы не были такой дурочкой, простите, вы бы отложили эту проблему с головами селёдки до утра, потом сходили бы в привокзальный буфет и выяснили бы, что вам вешают на уши лапшу. Сейчас за эти головы вы отдаёте самое ценное, что у вас есть. А я предлагаю вам подумать. Я с радостью куплю у вас этот комплект, но не за настоящую его стоимость, иначе я разорюсь. А продам я его в три раза дороже. Потому что здесь не только изумруды хороши. Здесь уникальная работа. Откуда эти серьги?
- Их подарила моя прабабушка Айгюль, она туркменка, моей бабушке Риве, ещё до войны, когда она за деда замуж выходила. Бабушка сохранила, маме на свадьбу подарила. А мама мне отдала…
- И сейчас вы хотите этот бесценный подарок продать за несколько селёдочных голов?
- Так что мне делать, Илья Семёнович! А если с ним, с Эмиром, что-то случится, как я смогу потом с этим жить?
- А если он проходимец, что на то похоже, то как вы будете жить с тем, что отдали приданное своей дочери какому-то бандюку?
- У меня нет дочери… У меня сын. Он в больнице сейчас…
- Тем более! Как вы можете думать за этого вашего жениха, когда вам надо молиться за сына! Сколько ему лет?
- Восемнадцать. Девятнадцатый пошёл… Он чудесный у меня…
- Кто бы сомневался! Вы кормили его фосфором?
- Нет… Он селёдку вообще не любит.
- Так вот: когда он поправится, он обязательно женится. А у нас, евреев, принято, чтобы мама жениха дарила невестке изумруды.
- Правда?
- Конечно! Так в торе и написано: мама жениха должна на свадьбе сына подарить невестке изумруды от прабабушки Айгюль.
- Шутите?
- А идише коп! Вы начинаете соображать… Конечно шучу. Но украшения я вам не отдам, уж простите.
- Что? Вы их покупаете?
- Нет, девочка. Беру на хранение. Бесплатно, заметьте.
- Но я вам не отдаю их на хранение! Это мои изумруды! - возмутилась Клавка.
Илья Семёнович тяжело вздохнул и сказал с горечью:
- Вы мне не верите? Правильно. Стереотип срабатывает: все ювелиры – проходимцы. Но Илья Семёнович никогда никого не ограбил, чтоб вы знали. Так, подворовывал немножко: там грамм, здесь полграмма… Шучу. Я не отдам вам эти драгоценности, пока вы не наделали глупостей. Вы будете вызывать полицию? Я скажу, что это мои драгоценности.
Клавка совсем растерялась.
- Отдайте, пожалуйста! Я вас очень прошу!
- Я отдам вам эти вещи, а вы побежите к другому ювелиру, и он у вас их купит за копейки. Я знаю эту братию. Вы останетесь и без денег, и без украшений. Деньги вы и так найдёте… Я так думаю. А когда вы поумнеете и придёте ко мне снова, я верну вам их в целости и сохранности. Слово Флейшмана.
- Ладно… А это кольцо с бриллиантом, сколько может стоить?
- Вот это, что он вам подарил?
- Да.
- Долларов шестьсот, не больше. Но продать вы его сможете за триста. Вас это не спасёт, как я понимаю.
- Не спасёт. А вы можете купить его у меня за триста?
- Могу. Не нужно вам носить эту дрянь на руке. Поверьте старому ювелиру. Каждое кольцо имеет свою энергетику. Когда я вытащил из мешочка ваш комплект, мне стало мало места в этой мастерской. А когда я беру в руку это кольцо, от него веет дурным предзнаменованием. Будете продавать?
- Да, - сказала Клавка и не раздумывая сняла колечко. Посмотрев на подарок возлюбленного с грустью, она подумала:
«10 000 я, видимо, достать не смогу, но хоть триста долларов я тебе отправлю, любимый. А там увидим…»
Клавка бережно положила колечко на стол, Илья Семёнович отсчитал триста долларов и отдал их Клавке со словами:
- Я буду ждать вас, Клавочка, но после того, как вы заправите мозги фосфором! Рыбный магазин за углом.
- До свидания, Илья Семёнович, - сказала Клавка и вышла из мастерской.

Когда дверь за Клавкой захлопнулась, Илья Семёнович аккуратно сложил украшения в синий бархатный мешочек и спрятал в потайной сейф. Потом он набрал номер на мобильном телефоне и подождав немного, сказал:
- Изабелла, душа моя, ты оказалась права: девочку нужно спасать от неё самой. Она, как ты и предполагала, приехала ко мне и притащила комплект от прабабушки... Какой? Серьги, кольцо и кулон... Да какие там драгоценности! Стекло! Простое стекло в позолоте. Стоимость – три копейки. Но там дорога память. Я восхищаюсь твоей проницательностью! До сих пор жалею, что не я тебя первый увидел, а Додька. Конечно, моя Сарочка была не хуже! Она вообще была святой! Как они там, наверху? С Додькой, небось, по райским кущам бродят, засранцы. Взяли и бросили нас на полпути... Но ты – это ты… Обнимаю тебя и зайт гезунт, дорогая!

Продолжение:http://proza.ru/2023/08/27/1603

Если вы случайно пропустили какую-либо главу, то здесь удобно читать, начиная с любой главы: https://yapishu.net/book/376886


Рецензии
Майя, я очень рад что мы знакомы и немного знаем друг-друга. Я прочитал эту главу и подумал,-Вы умница и приносите своим творчеством пользы гораздо больше чем Вы предполагаете. Не только коасочно излагая события, отношения, поведения действующих лиц. Используя отдельные слова нашего дорогого языка Вы даёте возможность частично приобщиться к течению ваших мыслей от которых становится тепло на душе. Они родные, -интонации, выражения, поведение. Дай Вам Бог творить, творить и говорить с нашей разношерстной аудиторией. С уважением Самоил.

Самоилас Лорманас 2   26.08.2023 10:07     Заявить о нарушении
Дорогой Самоилас! Мы очень хорошо знаем друг друга! Каждое ваше произведение раскрывает вас, вашу душу, сердце мысли как нельзя лучше! Спасибо за дружбу, друг мой дорогой! Спасибо за то, что помните папу, за каждую строчку, написанную Вами с любовью к этому миру... Ваша Майя.

Ася Котляр   28.08.2023 21:07   Заявить о нарушении