6. Строение коры головного мозга

                С мышлением и сознанием человека связана работа коры головного мозга. Нервная структура головного мозга состоит из нейронов, которые связаны друг с другом. Со всеми органами и тканями организма центральная нервная система связана через нервы, выходящие из головного мозга и спинного мозга. В большинстве своём нейроны являются специализированными, в зависимости откуда и куда они проводят нервные импульсы. На периферии тела человека, во внутренних органах и тканях нервные клетки связаны с рецептором – миниатюрным органическим устройством, предназначенным для восприятия различных видов энергий – механической, электромагнитной, химической и другими и преобразования её в энергию нервных импульсов.

Рассмотрим строение поверхности коры головного мозга. «Она представляет собой верхний слой переднего мозга, образованный в основном вертикально ориентированными нейронами, их отростками – дендритами и пучками аксонов, идущих от этих клеток вниз, к нижерасположенным отделам мозга, а также аксонами, поступающими от нижележащих мозговых структур. По особенностям распределения нейронов в слоях коры, их величине и форме всю кору головного мозга разделяют на ряд областей: затылочная, теменная, лобная, височная, а сами эти области – на более мелкие поля, отличные друг от друга по своей структуре и назначению.

По распространенной классификации кору головного мозга делят на 11 областей и 52 поля. Всего в наиболее развитых полях она имеет 6-7 слоёв нервных клеток, и количество слоёв зависит от древности соответствующего участка коры.

По времени появления отделов коры головного мозга  её подразделяют на новую, старую и древнюю. «Новая кора в процессе филогенетического развития постепенно увеличивалась и заняла относительно больше места, чем старая и древняя.

Древняя кора устроена наиболее примитивно. В ней имеется всего один слой нервных клеток, который к тому же ещё не полностью отделён от подкорковых структур.

Старая кора также состоит из одного слоя, но он уже полностью отделился от под корки». На долю новой коры у человека приходится 95,6 % , древней 0,6%, а старая составляет 2,6% площади всей коры головного мозга. Многослойность нейронов характеризует именно новую кору (старая и новая кора отделились полностью от подкорки), которая кроме собственной сложной структуры имеет ещё достаточно развитые связи внутри себя и со всеми другими отделами мозга.

«Речь в коре головного мозга локализована в нескольких центрах и её месторасположения является наиболее широким и сложным. Один речевой центр локализуется в лобной, другой в теменных, третий в височных долях. Это свидетельствует об особой важности речи в регуляции психики и поведения человека на высших уровнях 

В психологии различают элементарные эмоции, высшие чувства, причём первые считаются в основном врождёнными, а  вторые – приобретёнными в результате научения.

На психологическое и поведенческое развитие человека играет наследственность и среда. При любых обстоятельствах активная речь не может быть оформлена ранее одного года, но ребёнок всегда говорит на языке той страны, в которой он родился и вырос. Современный человек рождается, живёт и развивается в особой, отличной от природы, искусственно созданной им социальной среде.

Окружающая среда толчок к развитию тех или иных наследственных качеств  человека. Следовательно, влияние среды на человека больше чем наследственность.

За период 1,65 млн. лет объём мозга человека возрос в три раза, от 400 см до 1300 см кубических, но это не дало развития интеллекта человека. За последние  50. 000 лет мозг (объём) не изменился, но возникло в человеке что-то, что дало  развитие интеллекта, причём очень быстрое. Человек стал общаться с природой с помощью дополнительных средств (машин, орудий труда, приборов и т.п.)

Возможно, это связано с новой корой головного мозга, и её возникновением. Следует отметить, что в первые два месяца жизни ребёнка работают древняя и старая кора, а только потом вступает в работу новая кора головного мозга. Можно предположить, что старая кора головного мозга дала возможность  перейти от обезьяны к первобытному человеку.

                Почему обезьяна, которая ходила на четверёньках, вдруг стала на две ноги? Почему человек не может сразу ходить и даже ползать, как только родится, а все остальные животные могут. В одной из книг я прочитала, что человек рождается с не вполне развитым физическим телом, поэтому такое происходит. Для полного развития ему нужно ещё три месяца, кроме девяти, всего двенадцать месяцев. Тогда он сможет хотя бы ползать. Так трёх месячный младенец способен уже ползать. Почему же человек рождается девятимесячным?  Дело в том, что строение скелета человека таково, что он  тогда не способен будет разродиться. Думаю, что это связано с соотношением размера таза и размера двенадцатимесячного ребёнка.  Кто создал человека?   

               Следовательно, изменение структуры коры головного мозга связано с этапами развития человека.

В кору головного мозга поступают импульсы, идущие от подкорковых структур и нервных образований ствола мозга; в ней  же осуществляются основные психические функции человека. Афферентные импульсы поступают в кору головного мозга в основном через систему специфических ядер (скопления нервных клеток) таламуса, причём его волокна заканчиваются в так называемых первичных проекционных зонах коры головного мозга. Эти зоны представляют собой конечные корковые структуры анализаторов. Например, корковая зона зрительного анализатора расположена в затылочных отделах больших полушарий, слуховая занимает поля в верхних отделах височных долей, кожная чувствительность представлена полями сенсорной зоны, обонятельные ощущения локализованы в более древних отделах коры головного мозга. С движениями в коре головного мозга преимущественно связана моторная зона. В этой же области топологически представлены отдельные движущиеся части тела.

                Похож ли головной мозг на компьютер? Скорей всего, на компьютер с искусственным интеллектом. Если это так, то способно ли физическое тело жить самостоятельно (без души), ведь оно имеет собственную программу  развития (ДНК). Что будет, если мы отключим компьютер от сети питания? Он не сможет работать. Так и физическое тело человека. 

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немова.


Рецензии