Без любимых друзей жить на свете нельзя

  "Без любимых друзей жить на свете нельзя, изначально нам свыше даются друзья"-написал когда- то Глеб Дейниченко.Вот такие близкие и родные для меня суворовские други верные Лидия Николаевна и Александр Сергеевич Ермаковы.
   Мы не виделись пять лет после моего отъзда в Гатчину. А встретились после разлуки всего на полдня и будто не расставались вовсе. Вспомнили моего мужа талантливого Глеба Дейниченко, его стихи и прозу, послушали песни, которые сочинил и исполнил Александр Сергеевич. Съездили на могилку и поклонились нашему Глебу Николаевичу. Память о нём жива до сих пор. Спасибо вам, мои дорогие за то,что вы есть.
  Нашей дружбе в этом 2023-м году исполнилось 20 лет. А началось всё в мае 2003-го,когда Лидия Николаевна -учитель русского языка и литературы  Суворовской школы №1  пригласила моего мужа Глеба Дейниченко на открытое занятие  "Поэты нашего края".
 Мы жили тогда в посёлке Ханино,переселившись из объятого гражданской войной Душанбе в Тульскую глубинку. Оба работали в районной газете "Светлый путь",где Глеб публиковал свои стихи,рождённые  в жизненных потрясениях. А я вела общешкольный  факультатив "Основы журналистики" в Суворовском детском творческом центре и,естественно,среди юнкоров у меня были и ученики Лидии Николаевны из первой школы. 
  Встреча  состоялась и Глеб сам написал  об этом в газете «Светлый путь». Добавлю только, что мой  муж, сидя  перед школьниками, с чувством и волнением  читающими его философские стихи, прослезился. Закрыл глаза ладонью и  пиная меня  под столом ногой, потрясённо   шептал   в моё ухо: « Что же вы со мной  делаете?!! Всю душу вытянули…»

  Привожу целиком газетную заметку
 «РОЗЫ ЗОЛОТЫЕ ЛЕПЕСТКИ»
  « Перебирая в памяти далёкие и теперь уже безвозвратные годы моей юности, ничего не нахожу для души милее сердцу школьных лет. Дорогие мои учителя, приоткрывшие для меня тайны бытия,  научившие ценить волшебство поэтического слова  и самое великое  из этого бесценного богатства - любовь и дружбу. Вечная вам благодарность и поклон  земной. Где вы мои школьные коридоры с их неугомонной беготнёй на переменах?  Где мой класс с чёрными досками и партами, изрезанными  перочинным ножом? Не забыть мне запах мела у доски и сакраментальную реплику любимого классного руководителя, сетующего на нашу лень: «Вы, друзья мои, пилите сук, на котором сидите…»
  А разве ещё раз так сильно  забьётся сердце, когда мелькнёт тонкая девичья  фигурка  в белом платье - великая тайна твоей первой влюблённости?
Всё это пришлось  мне сумбурно вспомнить и по –хорошему переволноваться недавно, когда  получил я  приглашение поучаствовать  в
«Литературной гостиной», состоявшейся в школе № 1. Сумбурно  потому, что это было неожиданно, тем более в такое горячее  для  школы время, как экзамены. А ещё потому, что предметом гостиной  стало моё скромное поэтическое творчество,  иногда являющееся на  страницах единственного за всю мою стихотворную стезю периодического издания- газеты «Светлый путь», за что искренняя  моя благодарность.
   Я не профессиональный поэт, никогда не стремился к подобной славе, но всегда считал,  что работа  со словом, пусть журналистским, обязывает меня, как филолога по образованию, совершенствоваться. А самое  совершенное, на мой взгляд, в словесности -это делание стихов.  Стихи -высшая степень  концентрации прозы. И вот дети, школьники, читали мои стихи разных лет, читали с душой, открывая для  меня самого какие-то новые смысловые ударения,  неожиданные ритмы.  И что особенно порадовало - прочитано  было много  стихов сложных, серьёзных, которые  мне самому дались нелегко.
   Стихи звучали в оригинальном  музыкальном  сопровождении солистов школьного  эстрадного  ансамбля, и в сценическом исполнении. Прекрасно  был оформлен класс, где  проходила встреча: много цветов, рисунков-иллюстраций к стихам, на стенах-стенды со стихами местных поэтов В.Азарова, Г.Воловик, Г.Тюхановой и других о родном крае, о Родине,о любви,о жизни. Вот почему тема «Литературной гостиной» так и называлась «Поэты родного края».
  Душой и вдохновителем этого замечательного действа стала  преподаватель  литературы и русского языка Лидия Николаевна Ермакова. Человек  неординарный, энтузиаст и ценитель  художественного слова,  она сумела зажечь огонёк любви к поэзии в юных душах своих питомцев. И уж совсем неожиданным  для меня подарком прозвучал записанный на плёнку «Романс» на мои стихи в исполнении   автора музыки А.С. Ермакова, супруга  Лидии Николаевны, известного в городе не только делового человека, но и  музыканта ,вокалиста.
 Этот день, эта памятная встреча в школе с моими юными почитателями  показались мне  знаковыми. Если  есть  сегодня в российской глубинке такие люди, такие воспитатели  молодёжи,  жива любовь к родному краю ,Родине, к прекрасному, значит, жива Россия, бьётся её большое вечное сердце.
  В 60-е годы прошлого века  замечательный русский писатель К.Г. Паустовский издал повесть «Золотая роза» о муках и радости творчества, о величии художественного слова, его влиянии  на человеческую  душу. От века и доныне осыпаются розы золотые  лепестки для всех неравнодушных.
           С благодарностью-Гл.Дейниченко.".

 Романс «Прощайте, нам не по пути» на стихи Глеба Дейниченко  положил начало  творческому содружеству с местным музыкантом и бизнесменом Александром Ермаковым. Мы ещё не были с ним знакомы лично ,но  через своих учеников-юнкоров я передала его жене Лидии Николаевне  стих Глеба для новой песни «Свет не венчальный».  Вскоре автор музыки и исполнитель прислал нам диск с записью песни и опять мы с Глебом изумились, как  незнакомый человек проникает в текст, эмоции и чувства поэта.
   Наконец мы познакомились с музыкантом лично : Александр Сергеевич в домашней студии звукозаписи показал нам и другие свои песни. А ещё предложил издать стихи Глеба отдельным сборником. Составляла сборник под названием "Созвездие Льва" я сама,а обложку сделала художница из детского творческого центра Регина Соловьёва.  Случилось это после трагического события-в ноябре 2003-го года разбился на машине сын Глеба Олег.Он-военный авиаинженер служил в вертолётном полку города Пугачёва. Я боялась,что у Глеба от горя разорвётся сердце, и молила Бога,чтобы он излил свою боль в стихах. Перед новым 2004-м годом измотанный потерей муж положил  мне листок вот с такими трогающими душу строками:

Никто не знает, кроме Бога,
Какой тебе отпущен срок,
Какой неведомой дорогой
К Нему ты ступишь на порог.
И ничего не взять с собою
В небытиё иль бытиё,
А на земле, простясь с душою,
Лишь имя  доброе своё.
Оставить в памяти короткой
Немногих истинных  друзей,
Что за молитвой или водкой
Помянут  в горький юбилей.
И только в сердце одиноком
Рыданьем вымытая соль
Замрёт болезненным  пороком,
Ночами разъедая боль.
 
  На этот текст Ермаков написал песню под названием "Ничего не взять с собою". Мы слушали её и плакали вместе с Лидией Николаевной.А потом Ермаков загрузил Глеба творческой работой по уши,стремясь отвлечь старшего друга от грустных мыслей.Поручил  написать книгу о родословной Ермаковых,свозил его на свою родину в деревню Буки , в музеи Калуги,Хвастовичи,познакомил с земляками-участниками Гражданской  и Великой Отечественной войн. Глеб писал эту книгу с большим воодушевлением,пропуская исторические факты через себя  и судьбы своих родных и близких.Повесть получилась потрясающей даже для главного героя-потомка Ермакова племени. Вот ссылка на повесть,которую я разместила  на своей странице на Проза.ру   http://proza.ru/2019/02/28/1594

   Глеб прожил после гибели сына Олега всего четыре года.Вот плоды этих лет:
Сборник стихов "Созвездие Льва"(Калуга,издательство "Политоп" 2004)
Историко-биографическая повесть "Время Александра Ермакова"(Калуга,издательство "Политоп"2006)
"Коловерть" стихи и повесть о Сталине "Император"(Тула,издательство "Гриф и К" 2007).
 А ещё Ермаков сочинил песни на стихи Глеба  "Лида" и "Алина", завлекая его рассказами о жене и внучке, сделал около 10 вариантов записи песни "Не спеши",пытаясь поймать настроение автора.
  И в болезни страшной не оставил своего друга  и похоронил Глебушку со всеми почестями в конце ноября 2007 года. Участвовал во всех вечерах памяти Глеба Дейниченко,исполняя под гитару песни на его стихи.   Спустя годы написал ещё две песни  "Покаяние" и "Только ты"
Об этом я подробно рассказала в книге "О чём молчат стихи",которую  в Суворове издали по своей инициативе мои верные Ермаковы. http://proza.ru/2018/10/23/1374.
А ещё Лидия Николаевна собрала стихи моего сына Сергея Азарченко в сборник "Я держу на ладошке звезду" и сама издала книгу прямо ко дню рождения автора. Сергей мой был тронут до глубины души.

 ... Мы с сыном были в гостях у тульских родственников всего четыре дня и отдыхали на их базе отдыха  "Велесов лес". В день отъезда (поезд на Питер у нас был поздно ночью) Ермаковы приехали за мной на базу отдыха. По дороге в Суворов в машине мы опять слушали с дисков песни,сочинённые Ермаковым и Дейниченко,вспоминали слова-перевёртыши  и шутки Глеба. Александр Сергеевич признался мне, что не хватает ему в сегодняшней жизни Глеба Николаевича,который был  и другом,и братом,и соавтором,и просто замечательным человеком,писавшим гениальные стихи. Так и сказал-гениальные стихи. И я согласилась с этим.
 После обеда в их доме Ермаков по нашей с Лидией Николаевной просьбе взял в руки гитару и я,как в былые времена подпевала ему "И улыбка другая и голос, и у плеч незнакомая стать. Почему же прошедшая молодость не устанет тебя окликать?" и
" Встаёт ли солнце,золотом оплавив
Стволы горящих сквозь туман берёз,
Или дрожат,свой робкий след оставив,
Над лугом крылья тонкие стрекоз.". 
 На обратном пути  из Суворова мы тоже не грустили: как отметил Ермаков, стихи Глеба жизнеутверждающие и нам надо помнить об  этом.

   ... Судьба редко кому посылает такие подарки-настоящих и верных друзей. Мне повезло,у меня есть Ермаковы и в горе, и в радости. Обещали навестить меня в Гатчине. Буду ждать!

Стихотворение Глеба Дейниченко  приведу  в полном варианте. Это и про Ермаковых он написал:

ДРУЗЬЯМ
Без любимых друзей
Жить на свете нельзя,
Изначально нам свыше
Даются друзья.
Если ты под счастливой
Звездою рождён,
В тот же миг для тебя
И твой друг наречён.
Если нет его рядом-
Такая судьба.
В сердце долго печалью
Исходит труба.
Друг с тобою всегда:
В грозном клёкоте дней
И в молчании вечном
Могильных камней.
Счастье вдруг прикоснётся
Волшебным крылом-
С другом давним опять
Я сижу за столом.
Хлеб насущный с тобой
Разделю не спеша,
Самый редкостный хлеб,
Что взрастила душа.

         *****
Тула-Суворов-Гатчина,август 2023 года.


Рецензии