Концепт театра, произведение и сознание

Исследования интеграции Науки и Искусства

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства


Заметка
Концепт театра: встреча произведения, действительности и сознания


В продолжение исследования и разработки подхода к сохранению живого произведения искусства в данной заметке рассматривается соединение концепта театра, произведения, сознания и действительности.

В сохранении живого произведения театрального искусства важно учитывать, каким образом при его создании встречаются концепт театра, произведение и сознание, времена и пространства различных форм реальности.

Комплекс «концепт театра, произведение и сознание» захватывает и действительность, частью которой является само живое произведение, шагающее таким образом через его сохранение из настоящего, становящегося прошлым, в будущее. В этом заключается суть подхода к сохранению живого произведения театрального искусства – дление его жизни.

Как и общий концепт театра, важно также познание концепта самого живого произведения театрального искусства. И в данной связи интересно понятие образа спектакля, применённое Г.А. Товстоноговым по отношению к постановке пьесы «Оптимистическая трагедия» Всеволода Вишневского [1]. Это один из приёмов запечатления, в котором сохраняется и сам образ произведения, и дух идеи и автора. Здесь же нераздельно следует и действительность: «Жизнь, отражённая в пьесе Вишневского, многопланова, противоречива и сложна» [1]. Так на примере образа «Оптимистической трагедии» можно рассмотреть это соединение событий прошлого и близкого современникам переживания через настоящее, героического времени и авторского голоса, эпоса и поэзии.

Произведение сталкивается сразу с несколькими сознаниями в своём рождении и жизни. И ещё более можно прочувствовать взаимодействие концепта театра, произведения и сознания в работе над постановкой с автором пьесы. Вновь на примере воспоминаний К.С. Станиславского о замечаниях А.П. Чехова во время подготовки постановки пьесы «Дядя Ваня» относительно образов героев: «он всегда так высказывал свои замечания: образно и кратко» [2], например, «башмаки дырявые и брюки в клетку», - и создатели постановки старались постигать особенности мышления автора произведения. И эти особенности сознания, создавшего произведение-источник, столь трудны в воплощении, – это претворение не только задумки, но и хода и образа мыслей, анализ и запечатление которых также является задачей сохранения.

Каким образом само живое произведение помещается в рамки действительности и в себе же несёт действительность – можно рассмотреть в сравнении с концептом живописи и её произведения. К примеру, любопытно описание Максом Дворжаком живописи Питера Брейгеля словами театрального концепта: «сцена картины», образующая «театр изображаемых действий» [3]. И данное восприятие точно описывает концепт произведения живописи с её чувством пространства и образами, тогда как живое произведение театрального искусства взаимодействует и с живописью и другими искусствами, и наряду с пространственно-образными категориями вмещает также и информатику ключевой идеи постановки и связанность действий – самую действительность той части жизни, в которой разворачивается и жизнь творимого произведения театрального искусства.

Жизнь произведения театрального искусства сопряжена со знанием старого и познанием нового действительности – той, что творится в произведении и той, в которой данное произведение созидается. В отношении новизны должно быть чёткое правило, которое чувствуется и улавливается, например, с чтением научной фантастики, когда автор представляет новую действительность без всякого её объяснения как данность. На это указывает и Бертольд Брехт, когда автор без каких-либо комментариев описывает как реальность то, чего «раньше не было» (см. «Изображение нового», Бертольд Брехт) [4]. И о новом театре Брехт говорит в контексте истории: «мир преобразовывался тогда, когда представители чего-то нового страстно стремились сделать выводы», а затем ведётся титаническая работа по «осуществлению» этих задумок через её «организацию» [4]. Тогда как относительно традиций Брехт указывает на поиск образцов, отыскание которых затруднительно в «нашем временном и пространственном окружении» [4] - и это уже вопрос к сохранению информации, запечатлению тех самых образцов и длению традиций.

Путешествия произведения во времени и обретение своей жизни в разные времена касается и раскрытия его содержания с каждым новым этапом действительности. Пример поиска нового в знакомом – а новое всегда будет открываться в произведении с течением времени – можно найти в описании Г.А. Товстоноговым постановки «Доходное место» Марка Захарова по произведению А. Островского [1], о том раскрытом гражданском чувстве драматурга, об игре отдельных сцен дважды с точки зрения того или иного персонажа, и, как пишет Г. Товстоногов, «все находки были подчинены раскрытию главной темы, которая тревожила острыми вопросами: как жить?...» [1] (и т.д.). И режиссёр также пишет, что, к примеру, с постановкой пьесы «Три сестры» всё «по-новому проявило новое время» [1].

Всё это взаимодействие различных сфер жизни и действительности, информатики произведения и авторского сознания, сходящихся в создании живого произведения театрального искусства, что необходимо исследовать. Так о первом впечатлении и на всю жизнь любви к театру Фёдор Шаляпин написал как о сне наяву, «сном, которого он никогда не видел, но ждал по сей день», и когда увиденный им спектакль завершился, ему «не верилось, что та жизнь прекратилась». И чтобы данная жизнь не прекращалась, её нужно длить и сохранять...

2023, Ксения Мира, исследование и разработка подходов к сохранению живого произведения театрального искусства

Литература

[1] Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: Учебное пособие. – 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. – 400 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература). С. 98.
[2] Станиславский К.С. А.П. Чехов в Московском художественном театре. Библиотека ежегодника Московского художественного театра. Москва, 1947. - 91 с. С. 35.
[3] М. Дворжак. История искусства как история духа (Серия «Мир искусств») / Пер. с немецкого А.А. Сидорова, В.С. Сидоровой, А.К. Лепорка, под общей редакцией А.К. Лепорка – 336 с., ил. С. 269.
[4] Брехт Б. Теория эпического театра: пер. с нем. – М.: Академический проект. Гаудеамус, 2019. – 560 с. – (Театр: теории и практики). С. 415-416.


Рецензии