В очереди за стипендией

В очереди за стипендией.

Зачем люди неизвестные пишут об известных, о знаменитых и публичных?

А я отвечу - чтобы себя "возвысить" до уровня прославленного, "культового" персонажа. Это как орден себе навесить, носить его с гордостью и чувствовать себя "героем". Особенно приятно написать об известном субъекте гадость какую-либо бытовую, ну, чтоб унизить "героя", "принизить".

Вот и я, где-то, такой же, может быть... или нет, я, конечно же, не такой, я - нет, я - сякой.

1990 год. Я - на четвертом курсе.

Стоял в очереди из студентов и работников консерватории на первом этаже в бухгалтерию, еще старое здание на Театральной, теперь почти отреставрированное наконец-то.

В очереди - человек двадцать.

Нервные все - уже пошли задержки выплат. Я занял и отошел, тут же, к стеночке встал, в сторонке (я всегда в сторонке).

Последним передо мною стоял высокий тубист, лет тридцати, крепкий блондин, из провинции. Кроме учебы он подрабатывал рабочим сцены в Оперной. Я его знал, контактировал с ним по определенным вопросам.

Перед ним нетерпеливо переминались, тихонько обсуждая что-то, три женщины - за зарплатой - педагог и работницы консерватории. А за два человека до оконца выдачи зарплаты и стипендии стоял - Андрюшечка - малая домра популярного квартета , они уже сильно известны были тогда, но еще оставались студентами...

Стою я, значится, и тут мимо меня, быстрым шагом, в это фойе-холльчик перед кассой влетают остальные два (альтовой домры, вроде не было) участника знаменитой четверки - Андрей - баян ансамбля, и контрабас-балалайка (или была альтовая, чего-то я запамятовал).

Андрей - с баяном на плече в чехле. Явно куда-то торопятся они. Ну и, мимо этих женщин, тубиста и меня собираются пристроиться к малой домре - Андрюшечке, пытаясь пролезть с громоздкой ношей вперед, к окошку, через блондина-монтировщика оного.

Тетки их явно узнают, я тоже конечно - и никто не против, понятно, что "малая" занимал очередь на всех четверых.

Но только - не тубист.

Он ставит им шлагбаум в виде себя с вытянутой длиннющей и мощной рукой, преграждает путь. Физический контакт имеет место быть.

Ну не знает верзила-монтировщик-тубист-блондин о всероссийской славе квартета, не в курсе он, бывает.

И видит он, только лишь, вопиющую несправедливость такую, как в поликлинике, мол, мы тут стоим, а эти - самые умные, лезут, понимаешь, мол.

Но мы находились, все же, не на базаре.

Андрюша - парень попроще (это - не Андрей, это, знаете ли, есть разница) пытается всем объяснить, что, мол, мы - вместе все, понятно же должно быть.

А тубисту - по-хрен.

Не пускает - и все.

Андрей прет с баяном, Андрюшечка начинает с тубистом толкаться, дело, прям, к драке идет.

Тубист одной рукой держит шлагбаум, другой борется с "малой домрой" - здоровый парень-то, блондин-то. Ансамблийцы - парни тоже не слабые все, но он их на голову выше.

И тут "баян"-Андрей командует громко:

- Стоп!

Все останавливаются.

- Вы кто такой? - зло глядя в глаза тубисту, громко вопрошает он. - Фамилия ваша, должность, студент?

Парень продолжает по инерции держать у груди Андрея руку-шлагбаум.

Баянист-Андрей резко, уже в полном бешенстве, бьет обеими руками по этому "шлагбауму" (тяжелый "Юпитер" - на плечах):

- Да уберите вы руки, - он, буквально, - на пределе, но свое бешенство контролирует, - кто вы такой, откуда?

И здесь тубист совершает ошибку - он отвечает. И тем проигрывает. Ответом своим он, как бы, узаконивает право Андрея-баяниста его спрашивать, право сильного.

Тубист называет свою фамилию - украинскую.

Дальше происходит то, чего я, например, никак не ожидал:

- О, да он хохол, - обращается ко всей аудитории Андрей и поворачивается демонстративно к блондину спиной, мол, о чем с ним разговаривать. Снимает с плеч баян, ставит на мраморный пол и занимает место за тубистом. Молча. Остальные участники квартета, также молча, следуют его примеру.

Парень стоит, словно оплеванный, явно - в растерянности, не понимая, что ему делать. Он так и не нашелся что-либо ответить.

Как-бы, - он прав во всем, цели добился, а, как-то, победа-то не полная оказалась. И грустно ему стало...отчего-то.

Дама из очереди ему посочувствовала :"Вы правы, молодой человек". Но про "звезд" не просветила, так как они стояли рядом.

Я стою, думаю: "Пусть уйдут - потом получу". "Неудобно" мне стало... от чего-то...

Я уже тогда, не особо-то куда, торопился.

С "малой домрой" я учился в Волгоградском Училище Искусств на два курса младше. Была там у нас некая "дедовщинка". И однажды наши четверокурсники меня прижали в туалете (я "послал" старосту оркестра) с намерением поставить меня на место, по их мнению - зарвавшегося, и, слегка так, побить по лицу моему замечательному.

"Малая домра" был одним из них, поэтому и Андрюшечка.

С "баяном" я учился у одного педагога в консерватории, у Шарова. Он, "баян", был на курс старше, местный питерский. Но он из-за концертной деятельности, практически, на занятия не ходил, только экзамены сдавал. Они уже с Шаровым коллегами были тогда.

А я вообще решил на третьем курсе бросить консерваторию, так как для себя не видел смысла в дальнейшем обучении. Но меня все уговорили получить диплом. Оказывается, весьма много людей только из-за диплома и учатся.

А я тогда искал самого себя, болтался, как..., повторял чужие глупости, на распутье я находился и тоже не особо посещал Олега Михайловича.

Гастролей у него в то время стало меньше, чем раньше, и он часто подолгу находился в Питере. Было время для преподавания, в отличие, например, от восемьдесят седьмого года, когда он нас, студентов, своим присутствием нечасто баловал.

Ходил я к нему не более одного раза в месяц. Андрей вообще не ходил. Финн был какой-то. Калинин на дир. симф. перевелся. Больше никого у него не было тогда.

Пришел я к нему как-то, а он сидит - грустный, меланхоличный такой весь: " Чего вы ко мне не ходите-то, сижу тут, как в гробу, один".

Он любил повторять: " Есть четыре разновидности занятий:
1. С нотами и с инструментом.
2. С инструментом, но без нот.
3. С нотами, но без инструмента.
4. Без инструмента и без нот".

Мне нравится, хорошо сформулировано...

Что ж, "медальку" я себе привесил... пойду покурю...


Рецензии