Юный фойербаховец

Вчера вновь открыл для себя замечательного мыслителя, о котором почему-то забыл, хотя прекрасно знал в недавнем прошлом, что Людвиг Фойербах замечательно соответствует моему мировоззрению! Я благо дарю моей подруге В. за то, что прислала мне его цитату для рассуждения и напомнила о нем!

Начал вчера читать его работу «Сущность христианства» (1841). И пускай я прочитал всего лишь 30 страниц! Все равно напишу о ней и о нем свои мысли, ведь кроме меня этот мой маленький секретик все равно никто не знает!

Мы с моим другом Людвигом поразительно похожи. Оба получили христианские знания в начале своего мыслительного пути, оба потом отказались от этого тлетворного учения. (Странным является факт, что многие [если не все] выдающиеся мыслители-материалисты так или иначе были связаны с христианством. Я думаю, это повод задуматься для христиан, что с их религией происходит что-то не то, раз такое количество просвещенных умов делает такие негативные выводы об этом учении.)

Мыслитель так и пишет (цитата как всегда не дословная): «Вначале, когда человек мал умом, он экстериоризирует Бога, ставит его вне себя и поклоняется ему как чему-то внешнему. Когда же он продвигается по своему философскому пути, необходимость в чем-то внешнем потихоньку начинает отпадать. Ум становится слишком гордым и слишком великим, чтобы поклоняться кому-то еще, кроме самого себя любимого. Сам человек для себя теперь становится своим Богом». Здесь мы встречаемся с фойербаховским антропологизмом и антропоцентризмом: религию философ выводит из человеческой сущности!..

У Фойербаха прекрасный и легкий язык! Читать его совсем нескучно! Я бы даже повторился и назвал его «религиозным атеистом» (он сам себя так и называет). Он пишет, как мыслитель восхищается небом, сравнивает разум человека и разум животного… Его мысли поразительно совпадают с моими! Даже Ницше оказался не столь близким для меня (его критика христианства слишком негативна и резка). Если бы я не знал, что Фойербах старше Ницше на 40 лет, я бы непременно подумал, что Людвиг начитался Фридриха. (Интересно, а Фридрих был знаком с работами Людвига?)

Еще Фойербах очень почитает человеческие чувства. По его мысли, весь мир человека находится в нем самом. (А вот это уже близко к солипсизму, что вновь мне симпатично.)

И что мне теперь делать с уничтоженной во мне религиозной метафизикой? Мне так скучно становится порой. Я понимаю, что можно нафантазировать себе чего угодно (как я и делал это раньше). Но возникает вопрос: для чего? Чисто для развлечения? Как-то бессмысленно это получается. Раньше я все мечтал, что помагичу немного, позанимаюсь картами таро, и передо мной начнет раскрываться этот неведомый, трансцендентный мир: придут боги, демоны, духи, станут рассказывать всякие откровения… Но не случилось этого. Случилась только лишь ПУС-ТО-ТА! Нет ничего ни в сердце моем, ни вне его… Скучно… Скучно!.. Очень бессмысленно и скучно живется мне на этом свете… Получается как в «Матрице», и я даже не знаю, что лучше: знать «правду», но пребывать в «бедности», или погрузиться в «иллюзию» и быть «богачом»…

25.08.2023

Изображение:


Рецензии