Библия об имени Божием

Если бы Божественные имена в действительности были нетварными, то святые пророки могли бы позволить себе назвать их тварными? Ведь мы веруем, что через пророков говорил Сам Бог – Дух Святой.

Тем не менее, пророки говорили следующее:

Книга пророка Исайи, глава 63:

11 Тогда народ Его вспомнил древние дни, Моисеевы: где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих? где Тот, Который вложил в сердце его Святаго Духа Своего,
12 Который вёл Моисея за правую руку величественною мышцею Своею, разделил пред ними воды, чтобы СДЕЛАТЬ Себе вечное имя,
13 Который вёл их чрез бездны, как коня по степи, [и] они не спотыкались?
14 Как стадо сходит в долину, Дух Господень вёл их к покою. Так вёл Ты народ Твой, чтобы СДЕЛАТЬ Себе славное имя.

Книга пророка Иеремии, глава 32:

20 Который совершил чудеса и знамения в земле Египетской, [и] [совершаешь] до сего дня и в Израиле и между всеми людьми, и СОДЕЛАЛ Себе имя, как в сей день,

Книга пророка Варуха, глава 2:

11 И ныне, Господи, Боже Израилев, Ты, Который вывел народ Твой из земли Египетской рукою крепкою, и знамениями, и чудесами, и силою великою, и мышцею высокою, и СОТВОРИЛ Себе имя, как сегодня:

Откровение Иоанна Богослова, глава 3:

12 Побеждающего сделаю столпом в храме Бога Моего, и он уже не выйдет вон; и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё НОВОЕ.

Могли ли пророки ошибаться и называть нетварные Божественные энергии (то есть, Самого Бога) созданными? Говорить, что Бог сотворил свои Божественные энергии, то есть Самого Себя? Или что какая-то часть Божества может быть новой? Это нелепость!

По учению святителя Григория Паламы, Божественные энергии – это Сам Бог, хотя и не в Своём Существе. Вопрос о том, являются ли имена Божии нетварными Божественными энергиями (то есть, Самим Богом) – это, если можно так выразиться, вопрос о границах Божества. О том, что нетварно, а что тварно. О том, что считать Богом, а что не считать. То есть, это вопрос догматический. Называя имена Бога божественными энергиями, имяславцы включают тварные Божественные имена в состав Самого Бога (да простит мне Бог такие слова!), и тем самым смешивают Бога с тварью. Этим они не славят Бога, а хулят Его.


Рецензии