Мой спаситель - генсек товарищ Черненко

Записки молодого директора школы – 2

       Многие люди искренне верят, что не бывает в природе случайного везения, либо везение – это некий знак, благосклонность к твоим деяниям всевышнего. Однажды и я поверил, что именно так.

       Вестимо, каждый директор сельской школы однажды приходит к пониманию того, что, как ни крути, вся сегодняшняя жизнь и будущность населенного пункта накрепко переплетена узами с жизнью местной школы. По сути, жители наслега делятся на две социальные группы – сегодняшние родители и будущие родители учащихся. С единым перетекающим связующим звеном – это бабушки и дедушки.
 
      Мы, тогда молодые люди, в кулуарах районных семинаров и совещаний часто спорили о вечном – кто он, директор школы – прежде хозяйственник, либо прежде методист с «Учительской газетой» под мышкой. Если мужчины директора себя упрямо относили к первой категории, то с женщинами директорами все ясно. А госпожа Истина не торопилась рассудить. В спорах директоров - желание сделать лучше жизнь поселения, либо по классике –мотивированные ученики растут в самодостаточных семьях.

        Мой давний знакомый, специалист сельского хозяйства как – то выдал интересное наблюдение из сельской действительности: -  Понимаешь, поголовье дойных коров в хозяйствах конкретного наслега, с незначительной разницей, равно количеству детей на этой территории. Непостижимо, но факт! Такое соотношение наблюдается во всех наслегах района. Я тогда подумал: - А количество уезжающих из наслега семей неизменно равно одной трети учащихся выпускного класса. Семьи лучших выпускников…
 
        Получается, что радужное будущность поселения в разы возрастет, если в наслеге будет своя средняя школа. После многих бессонных размышлений, на свой страх и риск, на общешкольном родительском собрании предложил обратиться к районным властям об реорганизации нашего учебного учреждения в среднюю школу. Родители дружно поддержали, проголосовали. Либо для каждого родителя, как кость в горле, проблема далекого интерната. Самостоятельный выезд ребенка на продолжение учебы в райцентровской большой школе дело хлопотное и бессонное.
 
      Инициатива наказуема – всяк знает эту мудрую присказку. Но, пока гром не грянет … инициатива штука привлекательная, она тотчас обрастает светлой душой и осязаемым телом. Решили наш почин закрепить реальной работой, начальство должно почувствовать серьезность намерений. Потом, нужно как – то решить нехватку учебных классов и кабинетов, опять же, помещений для мастерской и спортзала.

      Думали наивно, что воспользуемся моментом громкого вхождения в нашу общую жизнь Ускорения и Перестройки страны. Так сказать, на волне перемен.

        Окрыленный поддержкой родителей и коллектива, я вылетаю в райцентр. На прием к начальнику районного отдела образования. Идею начальник с натяжкой поддержал, но … как решить финансовые вопросы? Посоветовавшись со своей финансовой службой, он подписывает распоряжение о выделении пяти тысяч рублей (в те времена достаточно внушительная сумма) на проведение капитального ремонта школы. Мол, как хочешь, выкручивайся - сделай ремонт школы и интерната, и постарайся оплатить из этих средств за строительные дела.
    - Думай. Работайте. Не получится, ты знаешь, что инициатива потребует жертв, – вердикт моего начальника.

     Запланированное на короткое северное лето успеваем завершить. Выделенные финансовые средства осваиваем полностью. В сельсовете добились выделения лесоделяны, согласовали земельные моменты. Все проводки через бухгалтерию сельсовета. Сельчан радует свежепахнущий сруб пристроя школы (с расчетом на четыре классные комнаты и мастерскую), рядом витиеватый лабиринт фундамента спортзала.

        Наступает осень, потом приходит зима. Держим кулаки в надежде, что следующей осенью – средней школе быть! И айда – теперешние восьмиклассники уже не будут выпускниками школы, они здесь пойдут в девятый. Приедут новые учителя. Мальчики ждут преподавателя НВП, им бы пострелять … дети охотников таки. Родители довольны прекрасной перспективой. Без ложной скромности – вышли на первое место в социалистическом соревновании среди восьмилетних школ района – результат общего порыва. Теперь морально готовы наступить на соревновательную тропу средних школ. Побеждать научились.

        А инициатива - абсолютно ничего не меняется в этой жизни (!) - все - таки наказуема! Еще как! В отчете по итогам финансового года бухгалтерии сельсовета вышестоящее ведомство обнаруживает вопиющий случай – грубый факт допущения нецелевого использования бюджетных средств, выделенных на капитальный ремонт. Также документировано, что краски, известь и другие материалы были куплены на личные (!) средства родителей, они же вовлекались к ремонтным работам по классам. Что абсолютно неприемлемо в обществе развитого социализма! Вдобавок ко всем этим нарушениям, в летние месяцы ученическая бригада работала в пришкольной теплице за деньги! Налицо «мещанский подход» в деле воспитания подрастающего поколения.

          Сперва был выговор от начальника образования. Дальше – ответственная выволочка от партийного руководства. Уходят в небытие предварительные подвижки по принятию кандидатом в члены коммунистической партии. Такая жирная точка в возможном карьерном росте! Увы, расклад грустный. Дело пахнет уголовным преследованием за нецелевое расходование бюджетных средств. В лучшем случае – условный срок, если суд примет во внимание возраст, ранее несудимость и искреннее раскаяние. За что? Обидно! Партия наша мудрая, как никак я ее кадровая единица, потому решает рассмотреть мое персональное дело на заседании комитета партийного контроля. Маячит толика надежды, что дело может не дойти до суда.

        Председателем комитета народного контроля оказалась женщина в годах, из учителей. Внимательно выслушала мой сбивчивый рассказал о моем видении роли школы, поинтересовалась, служил ли я в армии. Отвечаю утвердительно, а город в центральной части России, где проходил службу … оказывается городом, где она училась в институте!  Земляки!? Задает второй вопрос: - Характера хватит ли, если она поставит дату рассмотрения в начале марта, то бишь через два месяца, что крайний срок. После Дня Советской армии в феврале, тем паче в январе – феврале самолеты практически не летают, холод, - соглашаюсь безропотно. Утопающий хватается за соломинку. Я – двумя руками! К сожалению, она права, многие не выдерживают горькое испытание ожиданием конца…

     Жизнь школы идет свои чередом. По обыкновению, коллектив делится на два лагеря – за меня и против. Как был прав мой учитель литературы! Из - под палки заставлял читать произведения классиков. Он ввивал гвоздем в наши ветреные головы: - На ваши большие или маленькие проблемы во взрослой жизни – ищите подсказку у классиков! Вот приеду в отпуск, обязательно пятизвездочный коньяк подарю. Пока суд да дело, Гоголя и Салтыкова - Щедрина перечитаю.

       И вот в одно февральское утро включаю черно - белый телевизор. На весь экран генеральный секретарь ЦК партии товарищ К.У. Черненко. О чем он глаголит с раннего утра?  Добавляю громкость и ящик выдает: - Существовала порочная практика. Руководителей научных институтов, высших и общеобразовательных учреждений, которые в свой страх и риск укрепляли материальную базу учреждения несправедливо наказывали.   Отныне партия не допустит такого к ним отношения (так я воспринял суть его слов).
    
   Оказалось, Политбюро ЦК обсуждает вопрос о ходе реализации основных задач реформы общеобразовательных и высших учебных заведений страны.
     Сегодня какое число? На календаре - 16 февраля. Сие событие как отразится в моей истории, аккурат две недели до дня Икс? Боюсь загадывать…

       До Москвы шибко далеко. Однако решение политбюро входит в жизнь в тот же день, с шестью часовой разницей. Вызывают в райцентр. Нет, отнюдь не как нерадивого. Наоборот, отмечают, что, оказывается (?!), руководимая мною школа уже успешно претворяет в жизнь решение партии. Маховик набирает обороты. Представляют на присвоение почетного звания «Отличник народного просвещения РСФСР». А с Москвы почему – то приходит Почетная грамота Министра Просвещения СССР, позже выяснилось, на «Отличника» физический возраст подвел.

         Скоро стал кандидатом в члены партии.  Весной был рекомендован в председатели сельского совета. Секретарь райкома напутствовал на прощание: - Помни, далеко не на каждое твое «самовольство» прилетит на спасение Везение. Известно от кого. Потому работай на совесть, в духе времени, дерзко и осмотрительно (как сие понять?), теперь ты руководитель самого крупного в районе сельсовета.

       Осенью коллектив школы приглашал на выстраданный праздник – на открытие девятого класса. Не смог приехать на торжества, либо находился на другом конце большого района.      


Рецензии