О сверхнациональной, сверхкультурной Соборности. 4

   О «сверхнациональной»,«сверхкультурной» Соборности.
     Глава четвёртая «Об уме, глупости и честности».
Не ожидала, честно говоря, что размышления о пьесе в две главы не уложатся.
Так какие же вопросы ещё остались?
Один из них – об уме и глупости. В  беседе Роберта Чилтерна с Артуром возникает имя барона, подтолкнувшего Роберта на тот самый неблаговидный поступок, внушившего молодому тогда человеку, что главная ценность – власть, которую дают деньги.
Роберт называет барона умным человеком, но для Артура этот барон - прежде всего мерзавец. Лорд Горинг, по его же собственным словам, предпочитает «честных дураков» - потому что  «в защиту глупости можно сказать многое».
   Конечно, «глупость» в данном контексте скорее всего означает отсутствия хитрости, нежелание  гнаться за выгодой, переступая нравственные понятия,  – а уж ни в коем случае не «глупость, идущую от греха», которую воплощают многие непривлекательные персонажи того же А.Н.Островского.
По сути, звучит вопрос о том, что же на самом деле лучше, важнее - словно невозможно соединить в себе и ум, и благородство. (Снова вспоминается ещё одна классическая английская пьеса - «Школа злословия» Р.Б.Шеридана. Самая, наверное, положительная героиня - Мария говорит, что если ум состоит лишь в том, чтобы высмеивать людей, которые ничего плохого не сделали, она согласна «получить от Бога двойную порцию глупости». Очень похожая антитеза).
И пусть ум, как написал Н.В.Гоголь, «рангом» ниже разума, а уж тем более - мудрости,с нечестностью он сочетаться не должен...
 А о честности, о правде – второй вопрос. Итак, во второй главе мы вспоминали, как миссис Чивли приехала к Артуру. Она вошла в гостиную, когда хозяин беседовал со своим отцом и потому  видеть её не мог. Когда же дворецкий сказал,  что в гостиной дама, Артур был уверен, что приехала за советом всё узнавшая Гертруда. Неожиданно появившийся Роберт, застав у своего друга миссис Чивли,  решил, что они с Артуром – любовники…
И вот счастливый финал – сожжено компрометирующее письмо – и Роберт спрашивает, чем может отблагодарить друга. 
Однако просьбу Артура дать согласие на брак с Мейбл старший брат сначала  отвергает – именно из-за своих подозрений. Благо, девушки в этот момент рядом не было. Так в самой пьесе – в фильме этого нет…
И тогда Гертруда раскрывает то, о чём говорить не хотела:  в тот вечер  Артур ждал её, а не миссис Чивли,  - отчаявшаяся Гертруда собиралась прийти за советом.
 И звучат из уст Роберта Чилтерна прекрасные слова о том, что супруга для него выше всяких подозрений. 
 Счастливые Артур и Мейбл соединяются. Обо всём же остальном, в финале происходящем, мы уже говорили ранее…
А беседуя о творчестве великого английского классика, остаётся вспомнить ещё одно очень известное, очень важное в  мировой литературе и, конечно, в данном контексте произведение.
В завершающей главе…   
(Завершение следует)


Рецензии