Рецензия на ораторию Дедал Миланы Алдаровой

    Читая ораторию “Дедал” сознаешь насколько она не похожа на другие произведения, насколько загадочна, но в то же время с самого начала понятен стиль написания - то мы в текстовом лабиринте, то уже в полёте мысли:
- силою разума в воздух поднявшемся имя которого долго дремало в замшелых подвалах истории;
- мы не только по трассам поднебесья вольно ширяем, но одолев испоконно причальные тросы планеты в чёрную беспредельность — в даль без дна! 
    Чтобы проще понимать о чём говорит Милана Алдарова, необходимо расставить акценты: что такое лабиринт, что собой олицетворяет Минотавр. И далее по тексту находить акценты, смысл которых нужно раскрыть для того, чтобы понятно было во круг чего идёт повествование. Тогда мы посмотрим на ораторию взглядом писателя.
    Милана Алдарова уделяет особое внимание олицетворению и метафорам - не только отдельными словами, но чаще абзацами.
    Поговорим о лабиринте Дедала - “он возвёл Лабиринт. Жилище Минотавру. Надежную, конечную пристань”. Лабиринт олицетворяет наше подсознание, во второй главе очень точно идёт описание лабиринта-подсознания: 
- удалился от сует повседневности внимать в великом уединении;
- Девять Скрижалей вынес;
- вывел из пещер его обитателей, возвёл сто городов; 
и таких цитат во второй главе можно еще найти.
    Далее идёт описание греха-позора, не всегда видимого, чем-то закрытого -украшенного. Так автор Алдарова видела в сказаниях описание “образ сияющего золотом и благоухающего амброзией быка, чудесный бык, дивный бык... “. И далее по тексту олицетворение в других образах, чтобы ярче передать смысл понимания украшенного греха. Как только мы признаем свой грех, мы его видим - автор нам рассказывает так - “Выдумала Пасифаэ небылицу про быка, дабы прикрыть неприглядность будничных плутней распутницы, не умеющей с достоинством ждать мужа!” И уже явный грех -   описание мифологического Минотавра мы видим так: “что ни день явственнее проступало уродство...”. Как и обычно в жизни человек испытывает чувства по отношению к какому-то проступку, Милана Алдарова литературно выразила оттенки этих чувств - “беспричинные шквалы буйства, багровая лютость, пугала, раздававшийся порой дикий рёв лишал меня покоя...”.
    Возведенный лабиринт как наше подсознание, а Минотавр - грех в нём: не скрытым - приукрашенным - “Никогда бы не смог тот сбежать и, уподобясь родителю, носиться по острову. Изничтожающе”. А примирение со своим грехом - “И мало-помалу душные клубы безотлучных, мучительных опасений рассеялись. Бесследно. Будто гнилостный болотный туман под жарким дыханием добротворного летнего солнца... Натешился Посейдон страданьями Миноса, простил мне вину перед собой...”
    Милана Алдарова обладала удивительным даром описывать наши чувства посредством историко-художественного восприятия, и именно в оратории наглядно про демонстрировала как человек переживает вновь и вновь эмоции, возвращающие его сознание к проступку:
- Зачадил слушок, будто вечерами тайком покидает дворец...Дабы унять глупые толки, пришлось заточить его в подземелье. Но раздававшийся порой дикий рёв лишал меня покоя. 
    И вновь описание нового греха - гордыни, как в лабиринте, мы проходим по тексту, читая в различных образах:
- надругательски, низко отрёкся от слова посула.
- тяжко было на сердце у Алкида. Помню, сумрачным появился у меня. Молчаливым. Полынью горчила свежая обида.   
- Не примирились со справедливостью, как приличествует благородным. На пиру, где хвалу победителю хором взносить надлежит, повели злокознивые, сплошь неподобные речи.
Вновь Милана Алдарова говорит нам, сравнивая грех с быком:
- Рыщет по Марафонской равнине бешеный бык, опустошает окрестности.
- Испугался малодушный родич, запаниковал. Распорядился. Снять запор с загона тайно ночью! И снова одичал вновь-вырвавшийся-на-волю. 
    Следующая глава “Тесей”, как бы странно это ни прозвучало, начинается с описания мыслей автора и его чувств, обращение к читателю - быть услышанной, понятной. Насколько талант мастера восхищает - владение искусством, чтобы рассказать своему читателю, какие пути он проходит и на шаг не отступить от исторической темы.
- Хвала тебе, беспрепонная Тюхэ, чьи прихоти низвергают смертных в пучину бедствий либо взносят на гребень бурливых жизненных волн! Вновь твоё среброкрылое колесо повернулось стремглав в мою сторону! Отныне всем ведомо благоволенье ко мне Посейдона... 
- Гляди, я кидаю в море кольцо! Пусть твой отец Посейдон поможет тебе его достать. 
- И вот стою перед Миносом. Солёные ручьи струятся по мне, а на голове блистает златой венец достодивной чеканки. Прими своё кольцо, о государь!   
- Не меньшей, чем сакральный подарок родительский. Так и не расстаётся с гигантской чудо-раковиной.
- Мы в сияющих морских чертогах. Радугой переливается строгая мозаика стен с вкрапленными светлячками. Матово мерцают витые колонны, отделанные бесценным розовым и голубым жемчугом. Удивительных рисунков решётки из ветвей красных и чёрных кораллов одна за другой, сами! распахиваются при нашем приближении.   
- Мириады крошечных созданий безостановочно движутся в вертикальных плоскостях. Каждое по своему постоянному пути.
- А первые мои подвиги пришлись на дорогу из Арголиды в Аттику...Дивные тогда открылись мне тайны...Известному зоркой учёностью. А тот, разгадав сокровенный оракул...
    При понимании о чём писала поэтесса сложность восприятия текста перестает быть сложностью, начинаешь читать его легко, видя, как Милана Алдарова проходила какие-то конфликтные ситуации и отрицания. Ведь суть авторского написания художественных текстов, чтобы читатель увидел отражение его чувств и при этом понимал мифологические, исторические моменты прошлого. И вот пройдя лабиринты сознания - пережитые чувства, в виде восхищения, отрицания, борьбы и так далее. Автор приводит к своей мысли:
- Я! Укротил палицей Перифета И провёл по городу на виду у всех.
- Я убрал Критского Быка, я истреблю и его хвостатое отродье...Убить Минотавра мой долг перед собой. И боги всегда на стороне того, кто идёт своим путём!
-  Но из ловушки глухой Лабиринта смертный не выйдет...О благоуханная!  Хитростных козней дока цветущая! Не оставляй меня смерти бесславной!Выведи! И на высоком Акрополе светы взнесёт...
    Вот уже читаем главу “Ариадна”, пожалуй, спрошу автора: и как тебя понять, в чём сложный путь твоей мысли. Автор ответит:
- Опять ревёт Минотавр...тревожное беспокойство впускает длинные щупы-шипы метко, цепко, спрут щупальца! в вечного узника, во владетеля! Лабиринта. Толстые кирпичные стены лишь приглушают мычание. Минотавр есть кара. Неотклонная кара за неповиновение, объяснял отец. Нельзя самовольно определять конец наказанью, как нельзя преступать пределы допущенного ЗАКОНОМ. Я недооценил значимость покорности смертных тому, что их выше. И вот несу бремя вины. 
- В Лабиринте круглый год приятная прохлада, ноздреватый, в мелких порах известняк и в безотрадный зимний дождь хранит здоровую сухость.
- Безысходное унынье сменяет его, жалующийся плач разлуки.
- Не смочили они уст вином. Не утолили жажды соком кислого кизила... И не видят, не слышат. Простились с надеждой. Чужды всему живому. Точно сошли уже в царство теней.
    Более понятен смысл этой главы будет, если мы прочитаем строки из Библии Евангелие от Матфея 25 глава. Милана Аладарова пояснила мифологическую историю про жертвоприношение Минотавру опять олицетворением. В противовес отказа от своих талантов - жертвоприношение грехам, поэтесса рассказывает:
- Лишь один Тесей, ровно сам олимпиец, спокоен. Безмятежно вечеряет, осушая кубок за кубком. С удовольствием пробует из подносимых блюд. Со вниманьем смакует незнакомые кушанья и напитки. Как сияет на светлых его кудрях всезлатой венец Афродиты!
    И опять же отношение человека к своим талантам или способностям, ведь не только положительные моменты встречаются, но и отрицательные стороны тоже существуют, Милана Алдарова нашла ту тему из мифологии, где наиболее ярко можно представить одолевающий человека страх:
- Окончились пляски. Голубоватым чадом исходят курильницы. Благоухают, потрескивая, сухие ломкие ветви мелколистного тамариска, брошенные в огонь. Одуряюще пахнут, медлительно увядая, венки из роз и петрушки. Вздохи медуницы щемящею негой проникают в душу. Томительные ароматы источают разгорячённые Терпсихорой тела, умащённые благовониями. Я грызу сладкий горох и слушаю кифареда, прибывшего на чёрнопарусном судне печали.
    И как со страхами, со своей печалью справляется человек - как это выражено в мифологии:
- Мастерски’ воспевает богов и героев маститый ученик Орфея, многажды венчанный лавром мусических прей.   
- опушила золотом его ланиты, свершает он подвиг за подвигом. ….мужеством и находчивостью сокрушая навстречное зло.
- Трус! коль не тронешь других, обладая силой! а я сызмала не боюсь ничьей мести!
    И опять же, чтобы ближе подойти к особенной стилистике оратории, было больше понимания о чём идёт речь в мифе, обратимся к Библии, где, прочитав несколько строк - осознанно прочитаем главу “Ариадна”: Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова, глава 37. Теперь приведу несколько цитат из оратории:
- Говеть ей меж обид и бед день за день на мёд прогорклый милости случайной
- чтоб не ссориться мне с Креонтом, приезжай сама, без услуг моего способства. И когда сбылись худшие её опасения... 
- Нежданное прибытие Тесея принуждало к безотлагательности решенья. Испугалась. Зашептала, очерняя.
- ...испепелил ей душу, потеря его обуглила сердце.
- Лазури ясных юношеских глаз  не доверяй! 
- Будь начеку…Враг бдит ища слабинку...Коварно  втай лазутчики мышкуют...
    Соотнеся главу из Библии, найдя для себя понимание опасения героини и как допустила она в своей душе страх: “томилась предчувствием развязки. Созревающей неотвратимо. И скоро, как сорные травы.”, далее читаем про Тесея и победу над критским быком: “смирил неустрашимый Тесей.” Бык как грех, причем Аладарова очень гневно описывает свою слабость, слабость человека, наделенного талантом. Избежать, уклониться от опасностей, не отказаться от наделённых способностей   - воспеваются герои, которые смогли преодолеть - она смогла рассказать, пояснить мифы, написать, о чем нас пытаются предостеречь наши прошлые поколения:
- Нет больше Критского Быка, бича нашей чести. Сгинь его мерзопакостный отпрыск, и В ЛЕТУ КАНЕТ ВОПИЮЩИЙ ПОЗОР РОДА МИНОСОВА...
- Как хорош как мужествен был чужестранец из волн взмыв на берег навстречу толпам в сверканье победном венца!
- Внучек чудесноспасённого чада Танталова... Печать, скрепившая жуткую память...
    Как же сложно наше подсознание - лабиринт, как терзают наши грехи - быки, но вот же воплощение наших смирений и побед над ними - Тесей и другие герои мифов, но главное победив свои слабости, опять же не впасть в “Испугалась. Зашептала, очерняя.” У нас множество информации как нити по ней выходим из лабиринтов, но что ждет там:
- Позднее прикажет престолодержец Крита предать погребенью умерших, дабы их тени не призывали на него мщения змеевласых, кровавоглазых, свистящих бичами Эриний.   
- Испугавшись опять же, начинаем свой грех прятать - “пожизненное заключенье в опустевшей тюрьме.”
    Но Милана Аладарова написала вывод в той ей понятной стилистике, объяснила нам миф - не вечная борьба, а познание:
- Внемли моей просьбе смиренной! Пусть благородный Тесей сразит Минотавра! Пусть безущербно отыщет дорогу на волю! Я убегу с ним! Венец златой Афродиты преподнесёт мне! И званье царицы афинян! А в стольный родимый Кносс по волнам отправлю гонца крылатый сосновый ларец вскрай полный даров драгоценных И злого проклятья бодец отец не ринет во дщерь невестку Владыки Зыбей!
    Подошли мы к следующей главе “Дедал”, где всё прошлое олицетворение мифов воплощены в реальность, исторически достоверны:
- Разбил сады, руководствуясь правилами соразмерности и прислушиваясь к подсказкам Геи. Научил твоих людей различным ремёслам. Преподал им выбор формы и материала в согласии с назначением.
    Самые главные слова в этой главе, которые бы пояснили суть — это “в согласии с назначением”:
- Порой незадачливый хорохоря из чужеземцев, снедаемый глада лютей, не уймёшь! невтерпёж! любопытством, не внимая хмуросторожким острасткам, отваживался заглянуть вовнутрь. И никто его больше не видел.
    Поэтесса, опираясь на мифы Древней Греции, поясняет передаваемый ими смысл, поясняет сложность и в то же простоту устройства сознания, способностей:
- На западе, за многоярусным хранилищем. Где теснятся ряды расписных пифосов с оливковым маслом, вином и гроздьями винограда. Где в глубокие, облицованные пористым, круглогодично дышит, погоды не слыша, известняком прямоугольные ямы ссыпают зерно. Где постоянная прохлада бережёт соленья, варенья, копчёности, мёд, воск и прочие запасы. Там заложил я, тара к товару! Вечный Дом, Укром-На-Века. Для зловещего узника Миноса. Для Быка Миноса. Для МИНОТАВРА.
    Каждому человеку дан талант и способность, лишь развиваясь в этом направлении можно постичь определенных успехов, возможно это и помогает не теряться в лабиринте, идешь своей дорогой познания - нитью.
- Я дал тебе покой. Утишил твою язву. Приглушил грызущую боль, над коей ты был не властен.
- Ради поиска Высшей Истины. Любитель и знаток тонкой игры ума.
- Вечновлекущая тайна слова... Что ж, я размотал поднесённый тобою клуб. Расчленил явленную целокупность на элементы. Разъяснил тебе парадокс. И удоволенная душа твоя взыгралась радостью. Умеешь ты ценить подлинное Знание. И носителя его умеешь чтить.
- Достигнет апогея...Зазвучат золотые гармонии кифары и напевные строфы умело слаженных од...придёт час наслажденья высокой поэзией. 
    Большое количество прекрасных сравнений, погружение в водоворот познания, увлекает, объясняет Милана Алдарова разными прообразами, когда человек в своей стихии, в своих знаниях - “достигает апогея”. Красочно и ярко обрисовала она танцы, веселье. И далее идёт описание, олицетворение обрывочных знаний:
- Слово, камень... Бросил камень в стоячий пруд. Взволновалась сонная тишь. ...Поднялись со дна пузыри, лопнули на поверхности. И снова дремлет тусклая зеленоватая гладь...Вскипят горечью. И разорвут в клочья хрупкую видимость благоденствия!
- Холод непонимания...Коченел разум.  Стыло сердце.
    Изучая мифы, поэтесса Аладарова видит в них призыв, найти ключ своих знаний, идти своим путём и в стилистике оратории вторит этим историческим эпосам:
- Выслушай прошу и да взмахнёт прощальным крылом твоя грусть...Минотавр падёт от руки бесстрашного Тесея! В ней возблещет чести оплот!
- Только ты можешь помочь о строитель Лабиринта!
- А чертежи? Сожжены Его же опасчивостью. Пусть так. Пусть рассыпалась пеплом хрупкость папируса. Но доверенное ему не развеялось дымом...НЕЛЬЗЯ ЗАБЫТЬ СВОЕ ТВОРЕНЬЕ! Заклинаю прародителем твоим Гефестом от кого досталось тебе мастерство о Эвпалам-Прекраснорукий! Вопроси лоно памяти! умоли Мнемосину! изготовь новый ключ!
    А дальше нас ждет песня “МЕСОД”. Почему в стиле песни написала поэтесса эту главу? Это хор веков, поющих свою песню, общение времен.
- Счастлива ли ты, царица? Сыпучий песок Наксоса не сохранил следов порхающих лёгких ступней!
    И хор в стиле отрицания поёт, что знания не отнимутся, общение не исчезнет, жаждущий всегда познает:
- Не подставляем мы выю волами ярму предписаний. Не испрашиваем дозволений. Не приемлем запретов. И не терпим преград не зрим препон. Когда займется полымя сверкающей ИДЕИ! Удержу не знаем! Когда зазвенит всеобуяющий ЭНТУЗИАЗМ.  Ничто не охладит кипения порыва. Ничто не отрезвит опьянения восторгом. Ничто не загасит пылающего факела стремлений. Ничто не остановит нас на пути к манящей мете!
    И как бы ни казалась песня одной героини, как бы опечалена она не была: “Ты оставил меня одну. На пустынном берегу покинул”, но опять же не уныние славится в мифах, а данные возможности:
- Нет, мне не след убиваться, покорствуя бедам! Не приличит зане; Миноиде плакаться. Зализывать раны языком жалоб. Врачевать язвы бальзамом слёз. К АИДОНЕЮ ДОСТОЙНО УЙДЕТ АРИАДНА!
- Печаль! отступись! Отпусти! к иному причалу лети! хор стонов с собой захвати! 
- Радость! приди! обойми!
- Тучи пологом тканым. Птицы званые гости. Ветер гимны слагает.
6 главу оратории можно выразить следующими словами:
- Не отягчайте плоть вещным излишеством, ибо усыпляет оно! Бодрствующим храните разум!...Презренен слепец, не устремляющийся к познанию тайн божественных. Ничтожен глухой, к слову, вещему. Помните! СОКРЫТА ИСТИНА ОТ ОТУПЕВШЕГО! Лишь всеохвату энтузиазма дано вместить толику подлинной благодати. Посему вы, явившиеся на глас Вакха! В приобщенье к мистерии отведайте вина живоначального! Но глоток! и дальше! выше! Стряхните бремя забот вседневности! Отрешитесь от скверн-лихоманок житейских! Воспарите на крыльях воодушевления!Погрузитесь в очищающие волны эфира!  И гармоний надзвездных!
    Милана Алдарова сравнивает пиршество с познанием (имея в виду познание как наука, искусство), разнообразными красочными метафорами пытается нам показать невидимый удивительный мир, как же он разнообразен: “Ты не узнала меня?” и каждый находит то, что ему предназначалось. И после этого лабиринта мыслей, она поясняет: 
- Я велик и могуч. Никто не властен уклониться от силы моей...дано наделять
- Сокрыты они в моём напитке. В колдовском безотказном напитке коим я осчастливил мир. В ВИНЕ ХМЕЛЕТВОРНОМ! 
- ОПЬЯНЕНИЕ ВОСТОРГОМ!
- Гефест родился слабым да хилым...спасли охромевшего. Выходили. Подрос...выковал дивное кресло из злата...хитроумные путы. Не расторгнуть их никому!   
    Чтобы продолжить повествование следующей части 7 “На орхестре”, начну со стихотворных строк предыдущей главы:
- Песню ввысь возноси! Возликуй! Возопи! Гулкий глас подыми к небесам Град и весь! дол и лес! И надзвездный эфир! И подземную глубь! Обыми звоном струн!...силой светлой стиха! Пусть взлетит наш глагол птицей чайкой в века!
    “Пронзителен молнийный свет вдохновенья!” - Милана Аладарова написала главу в стихотворной форме, и вместе с ней проходим пути рифм сложения при этом оставаясь в историческом моменте Древней Греции. Она смогла передать чувства автора, который творит, смогла передать разговор между стихами разных времен:
- Пойми ярь порыва! Смысл жеста! Толк звука! язык велий тела! Поющего душу! Дай высказать...
    Снова и снова в различных гранях она передает смысл, как свет, проходящий сквозь призму, так и ее оратория — это множество прекрасных метафор, прошедшие сквозь историческую веху. Она пишет вывод рифмой о чувствах, о талантах, о страхах и грехах, о преодолении своих сомнений и боязни, о служении своего предназначения:
- Проникший в науки вовек охранится от скверны
- Блуждая в ночи моих бед, оступаюсь. Пусть ссадины саднеют! Ни в деле, ни в слове, ни в мыслях, не мысли о друг! Поступиться премудростью...
- Плащ чести да будет светлей
- Очистившись сердцем возвысившись мыслью, свой светоч вплети в гущу игрищ сакральных Муз-Мыслящих!
    В Древней Греции в мифах видно по этапное познание сути, как-то блуждание в лабиринтах или выполнение подвигов Гераклом. Милана Алдарова очень точно передала смысл истории того времени, воздвигая стихотворное, прозаическое произведение - ораторию, описывая в главе “Зов отчины” строительство дворца. Прекрасные слова нашла она для описания хора времен:
- И живой организм слагает шумливую разноголосицу в сладкозвучный, согласованный хор. Услышать его. И открыть вещей зрячести взора. Вот задача художника!
    При этом она не забывает нам говорить про вдохновение в любом ремесле: то, что “...в порыве...обгоняют...неостановимы...молненноглазного".
    И, наверное, для меня самым необычным показалось то, как Милана Аладарова смогла между двумя главами провести параллели: вспомним главу, где она описывала созревание винограда, виды вин, пиршество и так далее. И здесь найдем цитаты и будет понятна эта параллель:
- Покачивают волны золотой челн,
- Вкушать освежающий отдых,
- Двух десятков сортов самородного золота,
    И далее можно полностью привести эти две ветви рядом, причём это смысл наших знаний, такой метафорой она смогла нам рассказать о простоте и сложности нашего искусства. Что для человека искусство (наука) — это работа по взращиванию, это возможность плоды испробовать, сделать из них разные сорта вин. Празднуем урожай, выбираемся из лабиринтов нитями-пониманием. Здесь же употребляются такие слова как гордыня, кровь, жертвы - всё то, что она говорила ораторией, победа над страхами, понимание своих грехов, а не украшение жертвоприношением.
    Далее по тексту Милана Аладарова пытается нам объяснить суть общения между разными поколениями посредством художественных текстов и любым выражением искусства или науки, в принципе, то, что нам и поясняют в мифах Древней Греции. И всегда у всего существует начало отсчета, любое допустим новое написанное стихотворение, это повод, чтобы поговорить с автором - отрицать или подтвердить его мысли.
- Умел ценить новоуслышаннную мысль. И приискивал параллели.
    Глава “Возместье” больше похоже на лирическое отступление, передаваемое чувства автора: сожалении об упущенном времени, потери вдохновении и так далее, но поэтесса выдержала всё это и рассказала в строгом мифологическом повествовании.
    И вот уже в главе “Чаяние” идёт пояснение - почему именно в сравнении с сознанием в Древней Греции выбран лабиринт, почему столь пугающие мифы про зависть и соперничество написаны. По мимо того, что нас наделяет природа каким-то талантом, на основе ведомого вдохновения мы создаём ценности искусств, у нас есть наша жизнь - с нашими ситуациями, переживаниями - мы в своем сознании-лабиринте выстраиваем стены - иногда противоречащие реальности, не всегда верные, отраженные нашими словами. Но мудро устроена Вселенная, общаясь сквозь время через литературу, находим единые знания, что-то отрицаем, спорим, но пытаемся выстроить путь к верным знаниям, чтобы не теряться - протягиваем нить веками:
- Наблюдая за восстановлением приведенной в негодность флотилии...поднимают со дна поврежденные, затопленные суда...латают пробоины.
- Каждого обстали жужжащие слепни недоверия.
- Правда, вызывающе нелепая, обескураживающе бессмысленная, неукрытая, словно голая ветла на юру, ни на миг не забрезжила прозорливцу.
    Опять же метафорами выстраивает поэтесса свою мысль, с различных сторон, чтобы увидели, прочувствовали. Одна и та же мысль как многогранник в различных вариациях, находя общую суть - понимаем мы древних греков. Понимаем их мифы про шлем Аида, крылатые сандалии, две противоположности нашего сознания: или мы не видим то, что происходит, не замечаем, или наоборот понимание, легкость сознания, воодушевление. Милана Аладарова,  изучая мифы Древней Греции, погружаясь в пространство той истории, вдохновилась этими образами и отразила всё это в своих текстах:
- ...слава сообщала острову блеск таинственности, присвояя   населению неизъяснимое превосходство над сущими народами...Воистину непростительно.
- Беспрепятственно уходят. И приходят, когда взгадается. Не властны над ними людские, пустые...
- Если бы у меня был шлем Аида...примостился бы зорко. Чтобы первым увидеть родную землю.
- ...крылатые сандалии ему не в щеголянии одалживали... помчался бы...гордо...как сокол...как бог.
- Не замечал пут, прикрепивших наглухо к острову. Царским гостем мнил себя...Выходит, они соделали меня пленником. Собственные мои мысли...Да, что же я! К воронам мудрствования!
    И вот уже подходит к Дедаловым крыльям, олицетворяющим знание. Если в лабиринте блуждаем, выстраиваем стены из страхов, можем выбраться только пониманием, двигаясь по нити. То изобретенные крылья как знание и мудрость - крылатые сандалии Дедала. Но опять же в мифах ни шаг не отходят от веденой мысли - что каждому человеку присуще свои способности и таланты, здесь о сыне Дедала. В нашей Библии та же мысль проходит, нужно только соотнести с этими текстами - 2-я Маккавейская 2 глава. Прочитав эту главу из Библии, увидим грань нашей жизни:
- Ибо как строителю нового дома предлежит заботиться обо всем строении, а тому, кто должен заняться резьбою и живописью, надлежит изыскивать только потребное к украшению, так мы думаем и о себе. Углубляться и говорить обо всем и исследовать каждую частность — свойственно начальному писателю истории.
    Милана Алдарова, чтобы передать смысл истории с сыном Дедала, попыталась это сделать в виде сравнения с другими мифологическими героями, где употребляет такие слова как “мне ли не знать; а ну, набрать высоту; ишь, развизжались! Уже поднялся я!вон куда!; и в дни Сириуса не бывает такого; тоже мне призер...”. Выбирая гиперболические выражения для описания чувств Икара, она попыталась нам объяснить, что в мифах рассказывают движение человека в своей судьбе, ведется по своим талантам, присущем ему, но ни в коем случае не завистью, ни в коем случае соперничеством в виде “а я лучше, а не правильнее”:
- Сердцем взглянув в недоступное оку и уху...
- Родича мудрости коего мы благосклонны! Безупустительно!
- А ты, беспечный, позабыл указания многоопытного своего наставителя...
    Читая эту главу, можно видеть, что сравнение идёт Дедала с его сыном как одного человека, затерявшийся в своей гордыне (мы читали ранее в первых главах о превосходстве):
- Вечнозеленой дерево...в безветренный день...печальный страж покоя..
    Милана Аладарова дописывает ораторию “Дедал” выводом. Она видит эфемерное пространство, где присутствует общение веков, концентрируя разные грани информации в одну - находится правильный ответ. Это развитие информации - эволюция. Где боги Олимпа олицетворяют собой различные знаниями - каждому человеку присуще свои таланты, боги оберегают свои владения. Для меня это информационное пространство во времени, требующее доказательство и углубленного изучения. В психологии существует такая теория “подсознание общее”, где все ответы и знания существует, только стоит этим подсознанием научиться пользоваться. Не совсем согласна с данной теорией, информационное пространство существует в силу наличия определенных данных - тех, которые сами люди создают, развивают — это наша литература, наука, выдвинутые предположения и так далее. Отдельный человек с его знаниями в этом информационном пространстве важен, что он создаст не сегодня, а завтра, какие мысли выскажет не час назад, а через несколько минут или часов. Всё это, если можно так выразиться, генерируется для будущих свершений - эволюционируем.
    Я восхищена способностью Миланы Аладровой, я восхищена подбором слов для описания чувств и сознания, ее видением эмоций в человеке и умением описать это олицетворяя невообразимыми и непостижимыми образами. И как бы казалось, всё это сокрыто от понимания, лишь поняв и увидев реальность, которую хотела передать поэтесса этими словами, начинаешь чувствовать на сколько глубоки наши переживания, насколько они нас тревожат. Лишь соотнеся с образами можно прочувствовать оттенки, которые запрятаны где-то очень далеко, но появляющиеся. 


Рецензии