Счастливый

– Скажите, вам встречался – хоть раз в жизни – абсолютно счастливый человек? По-настоящему, глобально, счастливый? Считайте, что встретили. Нет, без тени иронии – это я! У меня есть всё, что ценится в этом мире: уютный просторный дом в престижном посёлке, люксовая машина, красавица-жена. Чудесная женщина, между прочим, и очень меня любит! И дети у нас просто замечательные. Близнецы. На минуточку, студенты Мэрилендского университета. Я человек реализованный и влюблённый в свою профессию, что само по себе, согласитесь, удача редкая. Мало того, что мой труд доставляет мне наслаждение, он вдобавок ещё и заработок приносит отличный! Плюс признание, чтобы не сказать – славу. Коллеги дали мне кличку «Везунчик», у меня уйма поклонников, а завистников – ещё больше. К тому же я абсолютно здоров, тьфу-тьфу-тьфу… Извините. Мы, артисты, народ суеверный.

Ах, я до сих пор не сказал, что я актёр? Да! Я актёр. Так называемого «второго плана», но чрезмерная… ммм… амбициозность никогда мне и не была свойственна. Возможно, из-за отсутствия грандиозного таланта. Кстати, редкое качество – умение оценивать себя трезво, не правда ли? В конце концов, важен не размер дара, а то, как ты им сумеешь распорядиться. Я – сумел. Я востребован, поскольку трудолюбив, не капризен и берусь за любые предложения. Нет больших и интересных ролей? Не беда, пусть будут небольшие, зато много! Реклама так реклама, утренник – значит, утренник. Чёс по захолустьям с концертными номерами – вполне неплохо, серьёзный корпоратив – вообще сказка!

Вот благотворительных мероприятий не люблю. Мой принцип – любой труд должен быть оплачен. Вам нравятся больничные ароматы? Приятно скоротать вечерок с парой дюжин калек или того хуже – часок-другой поразвлечь детей-даунов? Мне – нет. Но приходится, приходится: работа на имидж, знаете, это тоже своего рода депозит. Так что случалось и потерпеть. Цинично? Зато, признайтесь, вполне честно.

Так вот. Поступает мне частное предложение. Повеселить в течение часа чьего-то там родственника. На минуточку, в хосписе. Первый порыв – отказаться немедленно и категорически. Я, как, наверное, и многие из вас, втайне страдаю канцерофобией. К тому же до сих пор не известно точно, как эта штука передаётся. Мало ли что, тьфу-тьфу-тьфу…

Но деньги предлагают… достойные. Даже более чем. Как раз жене на Канары, к юбилею.

Попытался всё же отмазаться – мало ли у нас в стране артистов, за втрое меньшую сумму с радостью побегут. Говорят – хотят именно меня и только меня, другой не нужен. Немножко добавили. Убедили. (Вздыхает с некоторой долей обречённости.) Пошёл.

Я отправился туда прямо с халтуры в детском саду. Нёс голубой шарик с весёлым смайликом и сборник стихов-потешек для дошкольников. Какой-то карапуз вручил. «Ты плавильный Кощей, – говорит. – Ооочень селдитый! Плиходи к нам ещё!» Ну, и как этого родственника прикажете веселить? Потешки ему почитать?



(Наугад раскрывает книжку, читает.)



По двору скакали козы

И глодали с клумбы розы.

Пёс Буран облаял коз.

Поздно! Не осталось роз…



Господи, чушь какая…



(Листает дальше.)



В пещере мрачной средь мощей

Кощунствовал старик Кощей…



Это что – для детей такое пишут?! Потешки?!! Но – в точку. Именно это старику Кощею и предстоит. Кощунствовать над мощами… Человек умирает: скажите, до веселья ему?! Ладно, как пойдёт. Сориентируемся, как говорится, на местности. Можно что-нибудь из Зощенко почитать, Чехова… Репертуар у нас небедный. На худой конец узнАю, кого из эстрадников любит, спародирую. Это всегда беспроигрышно. Тут тебе не день простоять да ночь продержаться – жалкий какой-то часик.

Шестьдесят, однако, минут…

Ничего. Выдюжим!



(Садится в припаркованный автомобиль, отъезжает.)



Первое впечатление – шок. Но совсем не от того, чего ожидал. (Кадры мельком виденной документалки: облезлые стены, битый кирпич, мусор, сорняки, взломавшие останки асфальта. Приют последнего милосердия или руины после бомбёжки? Пресловутые мерзость, разруха и запустение. Гниль и смерть, – зАпах, ощутимо передающийся даже через экран телевизора.)

А тут вполне себе милый дворик. Деревья, дорожки, лавочки. Небогато, конечно, но – выметено, ухожено, подкрашено. Опять же – клумбы с цветочками. И козы их не съели, ну надо же… Раскрытые настежь окна. Фиалки в горшках. Кот на подоконнике лежит, греется. Огромный, пушистый, вальяжный. Прижмурился, вроде как спит, а сам втихую на кур поглядывает, бандюга. Куры? Какие тут могут быть куры?! А они есть. Бродят себе по травке, выклёвывают из неё что-то… И клетка с кроликами. И голубятня. Или я не туда попал?

Туда.

Внутри меня ждут. Светлый холл, гибискусы в кадках, рыбки в аквариуме, фонтанчик журчит, на белых стенах – незамысловатые акварельки.

– Больные рисуют, – кивает заказчик. Достаёт из пакета книгу, протягивает мне. – Ничего особенного не надо. Просто почитайте вслух.

Зощенко. Тут в точку!

– Знаете, она его очень любит.

А здесь – мимо цели. Она. Значит, мой клиент – женщина. Я отчего-то представлял себе изношенного старика, съеденного почти до костей временем и болезнью, которого сплавили сюда в силу его окончательной непригодности для малейших родственных чувств. Ну что ж, пусть будет старушка. Даже, может, и лучше. На женщин моё обаяние действует куда сильнее.

Двухместная палата. Стерильность. Тонкий, едва ощутимый аромат фиалок. Обоняние отказывается верить в царящие здесь немощь и умирание. Зрение – тоже. Кипенно-белое постельное бельё, тумбочки со всякой домашней всячиной, небольшой телевизор; тут и там вязаные салфеточки, коврики, вышитые скатёрки.

Не старушка. Плюс-минус ровесница. Скорее плюс, но ненамного. И – глаза. Нет, не глаза – очи иконописные: льют свет прямо в душу. Огромные, золотистые, тёплые. Внимательные. Живые.

Дурнота и растерянность. Не понимаю, что говорить и что делать. Тону в её взгляде.

– Доброго дня. Присядьте. Хотите воды? – Голос негромкий, но ровный, спокойный, доброжелательный. – Впервые в таком месте? Понимаю.

– Вот, – зачем-то – неуклюже – пытаюсь сунуть ей в руку шарик. Книги летят на пол. Шарик зависает под потолком. И стул свалил.

– Спасибо, – в глазах искрится смешинка. – Зощенко и потешки для дошколят… Прекрасный выбор! С чего начнём?

– …

– Тогда – Зощенко, пожалуйста, «Галошу». Мой любимый рассказ.

Кое-как подбираю с пола книжки, отыскиваю текст: гвоздь репертуара, но в памяти – зияющая дыра.

Смотрю в книгу – буквы плывут, голос хрипнет. Судорожно откашливаюсь. Застываю.

– «Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно», – подсказывает она.

Не помню, как прочёл. Видимо, отвратительно. Вежливое «спасибо» и «рада была с вами познакомиться». В общем, гуляй вася, премного благодарны за вашу халтуру. Больше не надобно.

– Я же… не отработал… меня же… на час…

– Всё отлично. Большое спасибо. Всяческих вам удач. – Погасший свет, потухший усталый голос.



Забыв про заказчика и про машину, потерянно бреду к метро. В полном раздрае. Такого позора со мной ещё не случалось, даже в студенчестве. Плюнуть и забыть! И чёрт с ним, с гонораром.



Вечером позвонил её родственник: «Когда и где я могу передать вам деньги за… гм… визит?» Внутри – всплеск раздражения шекспировского героя: «Хочу забыть, а ты напоминаешь!»

Деньги – с досады – взял.





* * *



…Забыть не удавалось… В конце концов, списал это на тоненький голосок совести: заказ не выполнил, а бабки присвоил. Выходов два: или вернуть доллары, или доделать работу. Ни того, ни другого не хотелось мучительно. «Сходи к психологу», – посоветовал товарищ. Я пошёл к Ней. Сам не понимая, зачем. Вместо Зощенко – пять жёлтых манго и веточка сирени, мимоходом сорванная с куста.



…Рассмотреть, кто же лежит на другой койке. И поздороваться, с обеими. А то в прошлый раз… Господи, какой позор… Всё, стёрто, забыто, пройдено! Выдох, и…



Она спала. Про товарку опять не понял. Нечто, отвернувшееся к стене, с головой укрытое одеялом. Осторожно положил на Её тумбочку сирень и фрукты, на цыпочках вышел в холл.



Оказывается, здесь нет зеркал, нигде, даже в туалете. И часов. Удивился. Подошёл к дежурному посту с улыбчивой медсестричкой, полюбопытствовал.

– Вы часто нравитесь себе в зеркале?

– Случается. – Легонько хорохорюсь, «делаю личико»: парень, мол, я ещё хоть куда. Девочка – прехорошенькая.

– А когда нездоровы?

Киваю.

– Дошло. Видеть, как с каждым днем из тебя вытекает жизнь… Черты же меняются…

– Да. Зеркала и часы немилосердны.

– А часы почему? Погодите, я сам. Больные будут думать, сколько им осталось, и ждать конца? Считать минуты, а не проживать их?

– И это тоже.

– Есть что-то ещё?

– Есть. Часы съедают время. Не замечали?

– Это как?

– Извините, меня вызывают в седьмую. – На ходу обернулась. – Влюблённые часов не наблюдают, потому что на часы забывают смотреть, не до этого им!



Так. Ладно. Головоломки оставим на потом, и вообще это не мои проблемы. У меня часы и на руке, и в телефоне, на эпизод не опоздаю. Зеркала имеются в "бэхе", сбЕгать недолго.

Почему-то хотелось предстать перед Ней в максимально презентабельном виде, а не как в прошлый раз – молодящийся небритый тип в мятой футболке и драных джинсах.

Проснулась..?

Спят…



(Смотрит на часы.)



Что ж, время пока есть.

От нечего делать разглядываю висящие в холле картины. Почему-то на большинстве изображены бабочки, хотя видно, что люди их рисовали разные. День загадок какой-то. Может, у них тут классы? Прикатывают в холл кровати, расставляют по кругу; в центре – богемного вида субъект в испачканной робе: сегодня, мол, тема урока – мотыльки.

И сегодня, и вчера, и поза-позавчера… Ну, нравится людям бабочек рисовать. Яркие, красивые, глаз радуют… И хорошо. Что хоть что-то их может порадовать.



(Выходит к машине, смотрится в боковое зеркало, прихорашивается. Потом – на часы. И на входную дверь.)



Нет, сегодня уже толком не поговорить.



(Уезжает.)



Всю ночь мне снились часы. Растекающиеся часы Дали. Ржавые древние хронометры. Современные электронные, мельтешащие цифрами всех цветов радуги. И даже Биг-Бен – но с нашими отечественными курантами на фасаде. Часы превращались в бабочек, рои бабочек, с хищными жалящими хоботками, ненасытно сосущими Время. Проснулся от отчаяния, с мыслью: «Время кончается. Навсегда».





* * *



Я ходил к Ней почти каждый день, как на работу. Мы или молчали, или говорили о какой-то ерунде. А мне хотелось совсем другого...

Сегодня я, наконец, решился. Прикоснулся к Ней. К Её руке. Якобы случайно, в попытке поправить одеяло. Она – не отдёрнула. Тёплая нежная кожа, бьющийся пульс. Слегка сжала мою лапищу-лопату, которая, скорее, подошла бы фермеру, чем артисту.

– Зачем вы ко мне приходите? Вам же за это не платят.

Лучше бы Она залепила мне пощёчину.



В детстве я сломал любимую куклу сестры. Нарочно. Со злости. Чем-то девчонка меня сильно достала. Ждал, что заревёт и полезет в драку, и я смогу наподдать ей от души, не боясь гнева родителей – «Она же первая начала!» Никогда не забуду её взгляда – недоумённого, раненого: «Зачем?» Сестрёнка прижала к себе останки куклы и спряталась под одеяло. Лежала там тихо-тихо, не шевелясь и не издавая ни звука, и так долго, что я испугался и побежал за мамой: «Люська тоже умерла!»

Нам было по четыре с половиной года, но мы уже знали, что такое смерть: незадолго до этого друг за другом, с разницей в неделю, ушли дед и бабушка. Так же, не шевелясь, лежали на кровати, с головой укрытые простынёй.



Не понимаю, зачем я Ей это рассказал. Да я вообще забыл напрочь эту историю! Куклу починили, Люська не умерла, мне не попало. Было бы о чём вспоминать!

Она тихонько погладила меня по руке.

– Сестра вас давно простила. И вы простите – не себя, этого мальчика. Дети часто бывают жестоки, по незрелости ли души, по недомыслию или ещё почему-то – кто знает. А мы… На то мы и взрослые, чтобы уметь прощать. Мы же всегда прощаем детей, правда?

Я выскочил из палаты, сотрясаясь в рыданиях, как дурак, – не понимая, что на меня накатило.



* * *



Через день я снова туда пошёл. С уже традиционными манго и сиренью. Было неловко: как-то Она отреагирует на мою давешнюю выходку?

– Давно хотела спросить, вы телепат? Откуда вы знаете, что я люблю манго, причём именно жёлтые, и обожаю сирень?

Смотрю на Неё. Опускаюсь на край кровати. Молча, краешком губ, улыбаюсь стене напротив.



Потому что я знаю про Тебя всё. Я не знаю твоего имени и сколько Тебе лет, я не знаю, кто Ты по профессии и есть ли у Тебя семья. Но я! Знаю! Про Тебя! Всё! До самого донышка.



Мы же вместе с самого рождения Вселенной. Неужели Ты совсем ничего не помнишь из прожитых со мной 100500 миллионов счастливых жизней? Ну хоть что-то? Хоть один эпизод? Даже вот это?!



Вечер. Одуряющий аромат роз. Кусты магнолий, осыпанные крупными белыми цветами. Белая балюстрада, огораживающая обрыв. Внизу – море. На заасфальтированной площадке перед балюстрадой танцуют отдыхающие – под аккомпанемент местного оркестрика, на удивление слаженного. Духота. Звёзды. Томление тел и душ. Озноб предчувствия: Сейчас. Твоя жизнь. Изменится.



«Объявляется белый танец!»



Почему-то не вальс, танго. Ну, пригласи же меня, пригласи!



Танцуем.



(В реале в палате он тихонечко напевает тот же мотив: «Это танго любви, танго нашей любви»… Она смотрит на него с улыбкой, но видно, что мелодия ей незнакома.)



– А вы хорошо поёте, не знала.

– Никак не решусь спросить: почему – я? Столько артистов – лучше…

Поняла. Кивнула. Прикрыла глаза.

Думал, всё – не ответит.

– Мне… приснилось…

– Приснилось что? (Удивлённо, с надеждой.) Я?

Слабо махнула рукой:

– Неважно. Не буду морочить вам голову. Это был очень хороший сон, правда. Когда вы приходите, мне… светло жить.

– И мне.



(Пауза. Смотрят друг другу в глаза. Она, вдруг.)



– Можете пообещать мне одну вещь?

– Конечно. Что угодно.

– Не имею права, но попрошу. – Привстала с подушки. – Дайте честное слово, что никогда, ни при каких обстоятельствах, вы не уйдёте…

– Ну, уйти придётся (разводит руками), но я же вернусь. Завтра. И потом. Даже если вздумаете прогнать, вернусь.

– …честное слово, что не уйдёте добровольно из жизни. Никогда. Даже в самом беспросветном отчаянии. – Обессиленно откидывается назад, но продолжает смотреть, серьёзно и требовательно.

Я ожидал другого.

– Даёте?

– Ну… Даю…

– Спасибо. Верю, что сдержите. До завтра! Я буду вас ждать.




* * *



Назавтра.



– Я всё время думаю о вашей странной просьбе… Почему? Из досье на штурмбанфюрера, пардон, лицедея Х: «Оптимист, характер жизнелюбивый, в склонности к меланхолии и суициду замечен не был».

– Вы обращали внимание на рисунки, висящие в холле?

– Да. Удивился ещё – там сплошь бабочки.

– Потому что это особый символ. А для нас, здешних, значимый вдвойне.

– Символ? Символ чего?

– Люди – своего рода бабочки. Вы тоже.

– Человек-мотылёк? Слишком легко порхаю по жизни?

– Речь совсем не об этом. Вот смотрите. Сначала на свет появляется яйцо. В нём происходят какие-то процессы, пусть скрыто. Но оно живое, живёт. Как плод внутри материнской утробы. Потом из него выходит на свет личинка – гусеница. Маленький человечек родился на свет, проживает отпущенный ему век…

– Ползая и пресмыкаясь.

– Ну пожалуйста, не надо иронии. Однажды гусеница закутывается в кокон, это её саван смерти. Куколка очень напоминает мумию, не находите? А потом…

– Рождённый ползать таки взлетает. Правда, для этого ему пришлось, на минуточку, умереть.

– Многие издревле считают, что бабочка, радостно порхающая среди цветущего сада – это символ следующей стадии жизни человека. Что он «отошёл в мир иной» в самом что ни на есть прямом смысле: сбросив кокон, обрёл новую форму и новую жизнь.

– Ага. Порхает в раю. Пока какая-нибудь птичка не склюёт.

– Ну и циник же вы!

– Циник. Ещё какой.



Мне снилось, что мы бабочки. Летаем над горной речкой, отчего-то поросшей вдоль берегов кустами сирени. Она и я. Вместе. Вдвоём. И это был – рай.



Мне казалось, Она понимает, что я чувствую. Что испытывает ощущения сродни моим. Постоянно ищу подтверждения в Её глазах, словах, жестах… Не нахожу. Даже про насильственный уход – это было не ко мне лично. К любому человеку, к людям вообще.

Чтобы научиться летать, бабочка должна последовательно пройти все стадии трансформации, какими бы мучительными они ни были. Ни одну нельзя прерывать насильно. Нехитрый урок, но… Его бы в школьную программу ввести! Сколько же людей на Земле так и не стали бабочками…

Не переживу Её ухода.



Сегодня в дверях столкнулся с пожилым мужчиной с чемоданчиком на колёсах, чуть не сбил его с ног. На мои извинения он широко улыбнулся: «Меня выписали!»

– Выписали – умирать дома? – спрашиваю у вахтёра.

– Жить! Иногда случаются чудеса. Даже у нас.




* * *



– А это опять я. – Киваю в сторону соседней койки. Шёпотом: – Как ни зайду, всё время спит.

– Она очень тактичный человек. Не хочет мешать. Вас три дня не было. Боялась, что уже не придёте.

– Не мог, закрутился, работа... Ну никак, никак не получалось, простите.

– Ну что вы, не извиняйтесь, не за что. Просто я… немножко скучала. Не стоило, конечно, вам этого говорить.

– Я тоже очень скучал. Правда. – Сжимаю Её руку, пытаюсь погладить по волосам.

– Не надо.

– Почему?!

– Потому что я уже почти бабочка. А вам ещё…

– Придётся поползать?

– И, надеюсь, долго и счастливо. – Улыбается. – Читали? – Показывает на книгу на тумбочке. – Проглотила, пока вас не было, от корки до корки.

– Милан Кундера. «Невыносимая лёгкость бытия». Нет, не читал. Странное название. Лёгкость – это лёгкость. Штука весьма приятная. Как она может быть невыносимой? Оксюморон какой-то…

– Возьмите почитать. Хотите?



Мне прилично за сорок. Но никогда раньше я не задумывался о смысле жизни. Наоборот – если поднималась такая тема, страстно убеждал друзей, что время и силы куда полезнее тратить на саму жизнь, чем на подобные разговоры. Мысли о смерти? Посещали, конечно, но это пока где-то там, далеко… Ещё будет время подумать.

А уж с умирающими рассуждать на подобные темы и неуместно, и бестактно. Но с Ней это было так легко, так естественно, что только потом, дома, я корил себя – ну зачем? Лучше бы почитал Ей стихи, Она очень любит поэзию.

Мои. Про любовь. Я опять их начал писать.



– Мы сотни жизней прожили с Тобой,

Но для меня и это – слишком мало.

И почему-то кажется порой,

Что Ты меня ни разу не узнала.



– Ваши?

– Да.

– Плагиат. – Смеётся.

– Плагиат?!

– «Влюбились мы – в который раз, /Но ты меня не узнавала». Андрей Вознесенский. Воистину, «ничто не ново под луной».

– Я не плагиатчик…не плагиатор! Я вообще не знаком с его поэзией! Я написал это сам, для Вас!

– Ну, простите меня, простите. Пожалуйста. Я такая зануда, да? Прекрасные стихи. Спасибо. – Берёт мою руку, прижимает к щеке. – И погода сегодня замечательная. Пойдёмте гулять?

– А как вы...?

– Себя чувствую? Великолепно! Ваши стихи влили в меня целое море энергии.



Гуляем по саду. Возможно, я всё же решусь Её поцеловать.




* * *



На следующий день с огромным букетом роз врываюсь к Ней.



(Две пустых койки. Шок. Мёртвым взглядом обводит палату. Постоял. Развернулся, направился к дверям. Механическим шагом, как робот. Вернулся. Сел на её кровать. Погладил подушку.)



– Мне не хватит мужества спросить, стала Ты бабочкой или случилось чудо. Я трус. Даже имени твоего не решусь узнать. Как не отважился вчера дочитать до конца стихи. И тем не менее. Считай это моим официальным предложением.



Я знаю, счастье есть. Из этих глаз

Оно струится. Я тону в их свете.

И попрошу у Бога в этот раз,

Чтоб на Тебя похожи были дети.



Я его видел. Нашего с Ней ребёнка. Невозможного. Незачатого. Я видел его, - как вас. Каждую крохотную деталь. Его зажмуренные глазки. Вот он сосёт большой палец левой руки. Не знаю, какого он пола, но разве это так важно? А вот круглая, как мячик, пяточка, недовольно бьющая по...



(Реплику героя перебивает весёлый рингтон. Автоматически достаёт из кармана мобильник. Отстранённо, – погружён в себя и своё горе.)



– Да? Слушаю вас. Где это – Чегдомын? Четыре концерта, я понял. Райдер? (Деловито.) О какой сумме идёт речь? Да, райдер обсуждается. Да. (Смотрит на часы.) Ждите. Буду. Да. Плюс-минус пятнадцать минут. Нет, машину не надо, я за рулём. Не волнуйтесь, успею.



Я успею. Я обязательно успею…



(Поворачивается спиной к зрителям, опускает голову вниз. Поднимает ворот рубашки, заносит ногу для шага. Оборачивается. Его глаза – это взгляд совсем другого человека – не того, которого мы видели в первом эпизоде: живая рана. Свет гаснет.)


Рецензии
Как человеку приземленному и слегка циничному, мне хочется, но трудно поверить в реальность персонажей. Наверное, они таковыми и не задумывались? Написано настолько легко, что текст проглатывается и (я думаю) запомнится. Это аллегория? Многократного возрождения жизни и сознания? Неразрывной связи душевно близких людей? Я понял из предыдущей рецензии и обсуждения, что это киносценарий. Да, фильм представить себе могу. Он, часом, поставлен?
Искренне,

Леонид Кряжев   21.11.2024 02:27     Заявить о нарушении
Не умею придумывать, к сожалению) Герои - из жизни. Но есть нюансы)
Спасибо Вам за добрые слова. Аллегория? Возможно. Но,скорее, - Лемнискаты Бернулли, в плане трансформации личности и сознания - в процессе, возможно, не одной жизни)Во всяком случае, ЭТО было главной задумкой автора. А каждый читатель видит своё - видимо, текст позволяет)

Нет, к сожалению, пока не снят - там решили, что про революцию и Крупскую - актуальнее)

Durochka62   21.11.2024 02:55   Заявить о нарушении
Если "пока", значит еще есть надежда. Что уже очень неплохо))

Леонид Кряжев   21.11.2024 04:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.