Две книги

«Пепел Клааса стучит в моё сердце»
Недавно, разбирая домашнюю библиотеку ушедшей из жизни сестры, я нашёл книгу с дарственной надписью автора: «Елене Илларионовне Сорокиной на добрую память о совместной многолетней работе на «Звезде» и с наилучшими пожеланиями от автора» Далее следовала подпись автора с датой 11.11.15 г. Автор книги - подарка: Александр Наумович Лившиц – кандидат технических наук, лауреат Государственной премии России, к моменту публикации книги много лет проработал в «НПП «Звезда» имени академика Г.И. Северина». Название его книги: «Аварийное покидание летательного аппарата».
Финал работы на «Звезде»» Е.И. Сорокиной отмечен в журнале «Вестник авиации и космонавтики/AEROSPACE HERALD/ 5. 2002 на страницах 61 – 64. В начале трудовой карьеры на заводе, окончив Биофак МГУ, она принимала участие в доработке скафандра СК-2 для Валентины Терешковой. Основная часть трудовой биографии сестры носит закрытый характер.
**
Книга «Аварийное покидание летательного аппарата» стилем изложения неожиданно напомнила книгу, полсотни лет назад купленную случайно на уличном книжном развале в Москве. На её потрёпанной мягкой пожелтевшей обложке я прочитал: Г.Д. Смит, «Атомная энергия для военных целей», Трансжелдориздат, 1946. Тиражом 50000 экз. эту книгу в русском переводе в те довольно далёкие времена распространяли советскому читателю как «Официальный отчёт о разработке атомной бомбы под наблюдением правительства США». Предисловие к книге начинается словами Л.Р. Гроувза, генерал-майора США:
«Рассказ о том. как была создана в Америке атомная бомба, представляет собой увлекательный, но сугубо научный отчёт. Разумеется, в данное время этот отчёт не может быть написан со всеми подробностями по соображениям безопасности. Однако, нет причин, по которым историю административно-организационных мероприятий по изготовлению атомной бомбы и основные научные представления, послужившие фундаментом для различных практических выводов, нельзя было бы сделать достоянием широкой публики. Для этого и издаётся отчёт профессора Г. Д. Смита.
В этой книге содержатся все научные данные, опубликование которых не может нарушить интересы национальной безопасности. К частным лицам или организациям, участвовавшим прямо или косвенно в осуществлении проекта, обращаться с просьбами о сообщении дополнительных сведений не следует. Лица, разглашающие или собирающие любым способом дополнительные данные, подлежат суровым наказаниям, предусмотренным законом о шпионаже.
Работа увенчалась успехом благодаря усилиям многих тысяч учёных, инженеров, рабочих и руководящего персонала, чей упорный труд, молчаливая настойчивость и товарищеское сотрудничество сделали возможными описанные ниже беспримерные технические достижения».
**
Приведу лишь одно воспоминание участника Советского Уранового Проекта. Известно, что Пётр Леонидович Капица категорически высказывался против работы над атомной бомбой, ссылаясь при этом на мнение Эрнста Резерфорда о нереальности затеи. Капица был за это подвергнут на ряд лет домашнему «заточению» у себя на даче, на Николиной Горе, так как Сталин сказал Лаврентию Берии: «Я тебе его с постов сниму, но ты мне его не трогай!» Мнение Капицы видимо в среде советских физиков было достаточно весомо, и чтобы его преодолеть, специалистам, нужным для развития совершенно секретной работы над бомбой, давали прочесть книгу профессора Г.Д. Смита. Трагедия Хиросимы и Нагасаки была описана рядом других авторов значительно после выхода в свет книги Смита на английском языке.
**
Спустя десятки лет в Предисловии к своей книге Александр Наумович Лившиц пишет похоже: «В этой книге представлена история развития средств аварийного покидания летательных аппаратов различного назначения и прежде всего истории разработки этих средств на предприятии ОАО «НПП «Звезда», изначально созданном для этих целей. При этом основной целью автора было не просто воспроизвести хронологию разработки этих средств, а представить его внутреннюю логику, результаты проведённых аналитических и экспериментальных исследований, позволивших выбрать оптимальное направление развития и соответствующие конструкторские решения.
Многолетний опыт участия автора в создании средств аварийного покидания позволяет ему сформулировать некоторые специфические особенности конструирования, расчётных и экспериментальных исследования функциональных, прочностных, динамических и других характеристик такого достаточно своеобразного объекта техники, каким являются средства спасения. Всё это может представлять интерес для специалистов авиационно-космической отрасли, которые занимаются проблемами спасения экипажей в аварийных ситуациях, а также для студентов и молодых инженеров, которых интересует эта проблематика. Для них эта книга, возможно, позволит сэкономить силы и время на этапе знакомства со спецификой этой техники, а, возможно, и повлияет на выбор будущей профессии. Насколько окажутся оправданными эти ожидания, насколько эта книга будет полезной и интересной – об этом окончательно судить читателям».
В разделе «Вместо эпиграфа» этот же автор пишет:
«Эта книга не научная монография, не мемуары и не историческое исследование. Это всё вместе – краткая хронология создания на ОАО «НПП «Звезда» имени академика Г.И. Северина» средств спасения с попыткой нахождения внутренней логики этого процесса. Поскольку сам автор был расчётчиком исследователем, то это логика в его изложении касается не выбора конкретной конструкции, а выбора прежде всего её принципиальной схемы, позволившей обеспечить выполнение основных требований, которые определяют главные характеристики разрабатываемых средств спасения.
При этом автор хотел выразить своё восхищение и преклонение перед людьми, коллективом, сотрудниками предприятия, благодаря труду которых, их таланту, их огромной ответственности и любви к делу стали возможными все наши успехи.
Эти люди – рабочие, инженеры, руководители. Автор с многими из них продолжает работать, многих из них помнит. Их чудесные профессиональные и личные качества сделали работу автора на предприятии долгой и памятной для него, помогли в значительной степени сформировать цель и смысл его профессиональной жизни».
Книга роскошно издана, но ничтожным тиражом – 500 экз. По моему мнению подобные книги нужно прочитать ещё школьникам – старшеклассникам, чтобы заранее составить представление о масштабах и специфике уровня знаний при спасении лётчика в аварии. Так когда-то Ландау требовал от своих учеников умения свободно интегрировать как дышать, так написал академик Ландсберг свою «Оптику» - прочитав её в девятом классе средней школы, я смог уже на первом курсе ВУЗа заняться научной работой, предварительно факультативно отработав практикум для третьекурсников, так инженер на уроках черчения в моей школе так научила учеников делать эскизы деталей, что мы, став студентами в технических ВУЗах, быстрее однокурсников освоили черчение как язык инженера. Правильно поступили в Трансжелдориздате, выпустив в 1946 году книгу «Атомная энергия для военных целей» тиражом в 50 тысяч экземпляров, видимо, помня советский девиз «Догнать и Перегнать» - «ДиП».
Наши же современные книгоиздатели вместо того, чтобы показать массе старшеклассников и студентов, какими математическими методами решаются проблемы безопасности – сегодня
на скоростных летательных аппаратах на Земле, а завтра, может быть, – на Южном полюсе Луны или в долине Маринер на Марсе; как сочетаются расчёты и моделирование опасных ситуаций в промышленности и в науке, сделали вместо 50 тысяч экземпляров жалкую подарочную серию в 500 экземпляров, которая бесполезно сгниёт на полках самодовольных старцев (мол, «были когда-то и мы рысаками!»).
**
Эти две книги о смертельно опасных профессиях пронизаны чувством удовлетворения авторов от проделанной тяжёлой многолетней работы для обеспечения безопасности своих стран, и благодарностью тысячам рабочих и специалистов, сделавших важное дело. Но при их изданиях не изжито мировоззрение временщиков – «наше дело – прокукарекать, а там хоть не рассветай!», не принята во внимание опережающая возраст и рамки органов образования любознательность нашего молодняка, в том его коротком периоде бытия, когда он ещё не отягощён – в массе – болезнями предков, проблемами становления собственной семьи и имеет возможность читать, мечтать и ДУМАТЬ!
Мне стыдно, что книга о насущной проблеме – доходчивости языка русского инженера до нас -читателей и наших детей – купируется (кастрируется?!) пятьюстами книжками (500 штук) об аварийном спасении летчиков! На фоне роста аварий от безграмотности. Например, устроить склад аммиачной селитры возле бензозаправки в Дагестане!!! Каково? Что – надо ещё повторять, что будущие идеи с их «темными местами» надо закладывать для «вызревания» в головы молодых мечтателей, а не на полки честолюбивых старцев? Или: будем продолжать давать ордена пилотам лайнеров, посадившим самолёт на кукурузное поле? А кто будет заранее думать о массовом спасении пассажиров в многоместном лайнере, настигнутом аварией? Кому, как не молодняку загружать головы «гиблыми проблемами», широко тиражируя «Аварийное покидание летательного аппарата» с прицелом на самолёты с высокой пассажировместимостью? Не садиться же каждый раз лайнеру брюхом на воду Невы или Гудзона: поплывёт – утонет?!!
Решение каждой ПРОБЛЕМЫ, а не задачки, требует объединения под одной крышей (в корпусах, охваченных общим забором) сотен и тысяч рабочих и специалистов, владеющим общим «новоязом» из терминов, стандартов, правил, чертёжной документации, программного обеспечения, и мн. др. Привыкать к нему надо смолоду как к любому иностранному языку. Это общеизвестно. Хотя было бы интересно познакомиться с воспоминаниями конструкторов, переводивших документацию американских самолётов Б-29 в документацию советских Ту-4. 


Рецензии
Сергей, сколько интересных фактов и событий хранит
Ваша память. Здорово, что Вы делитесь своими воспоминаниями.
Думаю, они могут быть полезны студентам физических и химических
факультетов. Интересно и с любовью Вы пишете о Вашей сестре -
незаурядном человеке, которая была увлечена своей работой
и приносила пользу развитию космонавтики.
Поздравляю Вас с Вашим профессиональным праздником - днём атомной
промышленности. Успехов в творчестве. Ваша проза читается с интересом.
Нелли.

Нелли Добротолюбова   28.09.2023 23:22     Заявить о нарушении
Дорогая Нелли, в комплиментарном отношении Ваш отзыв и приятен, и современен. Но хотелось бы, чтобы рецензент написал его не для удовольствия автора публикации, а для удивлённого возгласа: «Что случилось в нашей стране, если об актуальных оборонных проблемах стали печатать книги в подарочном формате при гигантской разнице в тиражах (в прошлом и теперь – 50000 и 500 экземпляров), вместо популяризации этих проблем массовыми дешёвыми тиражами?!
Сергей

Сергей Таллако   29.09.2023 15:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.