Братья Карамазовы О чём великий роман?

    
     На эту тему к настоящему времени написано много критических статей, которые в общем и целом сводятся к версии подтверждения писателем важности основных принципов христианства.
     Но, что, если христианство принимает в фабуле романа не целевую, а методическую функцию? Что, если православная вера  воспевается Ф.Достоевским не столько как принцип, но используется как метод и символ для понимания чего-то более сложного, о чем писатель попытался поразмышлять. 
     По поводу этого вопроса давайте, например, сначала заглянем в Википедию.
В разделе "Философские вопросы в романе" записано буквально следующее.
     "Три брата, Иван, Алексей (Алёша) и Дмитрий (Митя), «заняты разрешением вопросов о первопричинах и конечных целях бытия»[20], и каждый из них делает свой выбор, по-своему пытаясь ответить на вопрос о Боге и бессмертии души".
     Поразительно, но и в этом образце "неизведанной классики" читатели даже за столь длительный период до нашей современности, похоже, опять не нашли главной мысли автора.
     Начнём с того, что ключ к пониманию своего творения писатели очень часто прячут в названии произведения.
     В связи с этим задумаемся над простым вопросом, - почему "Братья Карамазовы"? Ведь первое, что напрашивается здесь в "надпись на знамени", скорее, увязывается в более короткий символ - просто "Карамазовы". Или старик Фёдор Карамазов менее значим для понимания сущности христианства в романе, чем его сыновья? Он, ведь, тоже не меньше, чем его сыновья, мучается в путанице нравственных проблем. Но именно "Братья Карамазовы" здесь несколько настораживает в логике смысла.
     Давайте попробуем в этом разобраться в несколько иной версии.
     По-нашему мнению, роман, скорее, имеет отношение к футурологии человечества, чем к апологетике христианства. О таком предположении здесь уместно говорить по нескольким причинам.
     В истории семьи Карамазовых Достоевский иллюстрирует фактически всю духовную историю человечества, экстраполируя её в будущее. И - не просто в будущее, но в желаемое будущее, которое единственно способно продлить величие человеческой природы. Разбираемся.
     В исторической хронологии становления человека старик Фёдор Карамазов это "человек дикий". В парадигме "Инстинктов гуманоидного комплекса"  просматривается особенная низость и примитивность его жизненных интересов.
     Он обладает огромной жаждой жизни a-, успешно социализируется b-, чрезвычайно и безудержно сексуален с- (именно об этом свидетельствует жуткая история происхождения его внебрачного сына).
     Но уже  высший из низменных инстинктов d- (рейтинговый инстинкт) для Фёдора Карамазова не составляет весомой значимости. Старик Карамазов может с удовольствием корчить из себя шута и не видит никаких проблем в демонстрации хамства и подонства.
     Однако, как человек Фёдор Карамазов уже весьма изобретателен в интригах и в примитивном беспринципном стяжательстве (Инстинкт креативности g-).
     В результате мы видим набор a-, b-, c-, h-, что в теории "Пирамиды инстинктов" составляет т.н. "синдром дьявола".
     Картина несколько меняется в образе Дмитрия Карамазова, для которого помимо низменных инстинктов уже актуальны и вопросы чести (инстинкт d-) и семейные отношения (инстинкт e-). Дмитрий остро чувствует унижение, которое не прощает даже собственному отцу и вполне адекватно для достойного человека воспринимает семейные узы, которые связывают его с братьями, и даже проявляет зачаточные признаки способности к платонической любви.
     В Дмитрии Карамазове мы наблюдаем уже "человека культурного", хотя и ещё неустойчиво  "культурного" в тех эпизодах, где инстинкт воли fr- подавляет эти культурные напластования.
     Затем на смену человеку "волевому и примитивно культурному" приходит человек познающий. Это - Иван Карамазов, который глядит на мир прежде всего с позиций научного рационального знания. Для уже вполне "культурного" Ивана все эпизоды жизни составляют, прежде всего предметы познания, и он часто одинаково бесстрастно созерцает этот мир во всех его сложных (иногда - несправедливых и жестоких) проявлениях, стремясь понять сущности. Все инстинкты от a- до f- для Ивана существенны, но акцент на инстинкт креативности и познания мира g- здесь вполне очевиден. Это уже не примитивный порыв старика Карамазова, умеющего конструировать подлости. Познавательный импульс Ивана уже развит во много раз и ведёт его по жизни, заставляя принимать и доблести и подлости в качестве явлений особой человеческой природы. Типаж Ивана Карамазова соответствует в человеческой истории примерно эпохе Возрождения.
      А должно закончиться это всё "человеком духовным" - бескорыстно любящим этот мир и необходимым для всех. Таков - Алексей Карамазов, для которого низменные инстинкты в ряду от a-  до d- фактически на составляют никакой доминанты, и который единственно наполнен всепрощением и состраданием ко всем и к каждому (высший инстинкт h-).
     Такое состояние души часто мучительно для человеческой природы Ивана, но он парадоксально нужен всем, поскольку лишь рядом с ним люди обретают особую сладость и смысл существования. Бескорыстная и нерациональная любовь Алексея к любому представителю человечества роднит его с Христом, который здесь приобретает символическое значение. Подчиняясь именно такой любви падает старец Зосима к ногам Дмитрия Карамазова, а Христос - целует инквизиторов. Это совершенно очевидно!
     И вот теперь становится понятным, что "Братья Карамазовы" звучит в названии романа не в смысле подтверждения родственных уз действующих лиц, но - в смысле родственного объединения четырёх фундаментальных типов представителей всего человечества, которые природа одного за другим породила в эволюции. Оставаясь братьями по происхождению они продолжают кипение страстей и в современности, и, наверное, не должны окончательно исчезнуть даже в будущем. 
     Что же мы имеем в результате?
     Федор Достоевский в литературной семантике открывает для себя "пирамиду инстинктов гуманоидного комплекса" и пытается объяснить её человечеству.
     Здесь мы отмечаем и хронологию становления инстинктов гуманоидного комплекса от a- до h- и экстраполяцию процесса на будущее.
     Однако стоит заметить, что подобная экстраполяция вряд ли корректна в качестве неизбежного закона эволюции. Федор Достоевский в том несколько утопичен, поскольку "человек духовный" типа Алёши Карамазова достижим лишь как вариант эволюции, но не как её закономерный исход. Ведь мы сейчас наблюдаем всё усиливающийся тренд человечества в основной массе - к типажу Фёдора Карамазова.
     Возможен ли "человек духовный" в интерпретации Ф. Достоевского.  Для ответа на этот вопрос придётся подождать, наверное, ещё лет двадцать.
    


Рецензии
Суть Кармы зов как вызов в новый мир,
Сознание в котором как кумир
Будет влиять на будущее наше,
Которое мы пьём уже из чаши
В серебряной красе или уродстве
Души, то в радости, то в злобстве.

Геннадий Макеев   23.09.2023 10:53     Заявить о нарушении
К сожалению, не понимаю, что такое "Карма"...

Александр Васильевич Гринь   30.12.2023 11:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.