Питер Рубенс. Венера и Марс

Peter Paul Rubens , "Венера и Марс", (1632-1635) (133х142) (Генуя , ди Страда Нуова)

 Как хороша , пышногруда, чувственна Венера ! Она центр, свет , она та, что олицетворяет в древнеримской мифологии саму любовь, да, да, ту самую, что "движет солнце и светила". И только её божественной, всепоглощающей, животворительной и всепобеждающей сути доступно покорить сердце и завладеть душой мощного , божественного Марса.

  Бог войны, Марс, её муж, - их руки удерживают священный сосуд , -драгоценный семейный очаг. Венера прижимает сосуд к своему телу, надёжно удерживает его обеими руками, оберегая, но и одной сильной руки, скорее даже пальцев одной руки Марса достаточно, чтобы символ семейного очага был надёжно защищён от всех случайностей и невзгод. Воинственность Марса в борьбе со стихиями и природными потрясениями простирается дальше - к защите домашнего очага от воинственных соседей - тогда он с мечом встаёт на пути злонамерений врага.

  Здесь же крылатый малыш Амур - плод любви Венеры и Марса, их сын, неотступно следует за своей божественной матерью: семейство в сборе!

  Но не дремлют искусители, - Бахус, бог вина и веселья уже соблазняет Марса бокалом вина, улыбается весёлой, беззаботной улыбкой, намекает на возможность расслабиться и погулять всласть, но взгляд Бахуса завлекающий и одновременно испытующий, - он так надеется соблазнить мужественного Марса! Но начеку и Фурия, она, - тёмная и злобная, богиня войн и раздоров, ненависти и кровавой мести, нашёптывает о войне , распре, раздоре с энергией такой силы, что лицо её искажено до умопомрачительного безобразия , гримасы, ужасающе страшной.

  Марс, могущественный Марс, в явной растерянности, раздираем противоречиями, ему хочется и любви Венеры, и веселья Бахуса , и случая показать свою мощь и силу в сражении с кем бы то ни было - природным катаклизмом или войском врага.

  Его рука на плече и груди Венеры, он чувствует нежность её кожи,  горячую силу всепоглощающей любви, призывающей, исходящей от томности её взгляда, но пальцы его руки напряжены и, кажется, могут причинить боль - так раздирают его внутренние противоречия и взгляд его отвлечён ото всех - он погружён в себя, в неуверенности, так не свойственной ему, сильному главе семейства, ответственному за весь божественный мир, растерян, в оцепенении , в попытке сделать првильный выбор. И у богов бывают слабости !

  Выбор ? Это так просто , - дети всегда правы и знают больше взрослых богов, - Амур через мгновение выхватит отцовский меч из ножен , чтобы могущество отца Марса стало могуществом его любви к прекрасной Венере!

 

  Бог есть любовь. Потому собрание божественных мифических персонажей , в динамике волнующей сцены их взаимодействия, с атрибутами , свидетельствующими об их предназначении, - с заманиваниями к развлечениям Бахуса, яростным шипеньем Фурии, сладострастным взглядом Венеры , трепетом крылышек Амура и великолепии красок и волнительных складок одежд - все и всё побеждается еле слышным звуком: сталь о сталь, - мечь из ножен, - обезоруживающая сила любви.


Так, в конце-концов, чистота детства спасает мир.


Рецензии