Сель в горах близ Ашхабада...

Рассказ из походных заметок горного полазушника с позывным Ношпа, в миру – Андрей Краснюк.

В горы ходить – любимый наш досуг и прекрасное времяпрепровождение. Не вспомнить когда, к походам в горы Копетдага собралась группа, насчитывающая костяк из пяти-шести и разрастающаяся в разные поры до пары десятков человек. Как-то раз выдался случай пойти турпоходом на речку, протекающую в одноимённом красивейшем ущелье Секизяп. Проводника, знающего те места, среди нас не оказалось, но разве остановит влюблённых в горы туристов такая мелочь?

До Геок-Тепе и чуть ближе к ущелью нас подбросил на «газельке» знакомый водитель, отказавшийся везти дальше только на гравиевой дороге. Делать нечего, спешились и пошли подниматься вдоль речки вверх. Лето в разгаре, жара, печёт беспощадное солнце, даже возле речки духота – шли медленнее самой тормозной черепахи. Зато глазам радость – места обалденные. Ущелье то сужается, то раскрывается, речка, где прозрачная, где водопадом сходит, а на каменных перекатах и поплавать запруды подходящие. Рыбёшки мелкие бегают, крабики клешнями обороняются, по берегам кущи райские, а в них и пташки певчие.

Дошли до какой-то привлекательной полянки возле речки и тут же остановились на ночлег. Пока расположились, пока лагерь разбили, ужин приготовили, поели от души, вроде как и не кушали на природе никогда – уже подкрался поздний вечер. Разбрелись по палаткам. Ночь обещала быть душной, а вскоре и комары начали долбить. Мучились-мучились, отбивались, и тут тётка Шура, как мы её ласково зовём, не выдержала, обошла местечко и кричит с пригорка: «Эй, горе-полазушники, поднимайтесь сюда! Здесь и ветерок гуляет, и комарья вроде бы нет!»

Несколько девчонок перешли наверх, самые стойкие, а с ними и ленивые остались у берега. Опустилась ночь, не успев заснуть, почувствовали капельки дождя, который потихоньку расходился всё больше и больше. В какой-то момент дошло до ливня. Кто-то громко хохотнул, что жаль мол, что наши хлипкие палатки не шифером покрыты, промокают насквозь.

Ливень поутих, многие поднялись развести костёр, чтобы просушиться и погреться. И вдруг по ущелью пронеслась волна непонятного гула. Затем вторая, третья. Гул возрос до грохота, приближающегося всё ближе и ближе. Это шла сель. Вдруг на мгновение всё стихло, и на лагерь возле речки резко обрушилась стена песчаной жижи. Все, кто был в лагере, сразу оказались по пояс в мутном месиве песка, воды и глины.

Поток нёсся, срывая всё на своём пути, и затаскивал в основное русло реки. В лагере началась паника, все стали вылавливать вещи, рюкзаки, и выбрасывать подальше от селевого потока на берег. Много чего у нас тогда унесло. Слышим сверху крики: «Помогите, помогите!» В ответ чей-то удивлённый возглас снизу: «Ба! Там-то что могло случиться – на горе-то?!».

Побежали смотреть, вскарабкались и увидели картину: Девчонки стоят по грудь в таком же месиве, тянут руки и зовут на помощь. Оказалось, по склону горы был проложен арык, спускающийся на бахчевые поля – до дождя по этому арыку тёк небольшой ручей, теперь же нёсся поток глины.

Девчонок вытянули, хотели спускаться, а склон так развезло, что кроме как на заднице не съедешь. Собрались в кучу, нашли кусок клеёнки, накрыли девчонок, а к рассвету дождь прекратился совсем. Огляделись – о, ужас! Стали искать, что осталось в глине, стаскивать в одно место. Ополоснуться нечем, в речке муть мутная. Как смогли, собрались и пошли на выход. Недалеко был поселок Бирлешик, дошли туда, а там тоже беготня и полная сумятица – селью смыло много хозяйских построек, залило угодья.

Смотрим, едет грузовик, махнули рукой – остановился. «Довезёте нас до психушки?» А дорога та спускалась к психбольнице и, не доезжая, уходила вправо на Геок-Тепе, до которого было километров пять. Водитель вылез из машины, стал нас разглядывать, и насмехаться. Ну, садитесь в кузов, говорит.

В общем, устроились в кузове, поехали. Грузовик спустился с горы, повернул влево и подъехал к воротам психушки. Всё, приехали, кричит водитель. Мы: нам не сюда, а вы куда путь держите? Еду в Геок-Тепе, отвечает, мы: ой, и нам туда же надо! Ёклмн! – рассмеялся водитель, – А я-то думал вы отсюда?!

Добрались до Геок-Тепе, а посёлок тоже весь плавает. Договорились там с водителем ПАЗика, который и вернул нас домой в Ашхабад.


Рецензии