Раз полоску Маша жала

В минувшие выходные отпраздновали День Красногвардейского района. И в разных концах народного токовища я видел предметы с удивительным орнаментом. Это были книги, сумки, сосуды, картины с цветным узорочьем, в котором легко просматривался прикладной народный рисунок.
Я вспомнил, что как раз накануне праздника городской музей издал цветной альбом "Культура однодворцев Бирюченского края". Над этой работой коллектив с директором - кандидатом исторических наук Галиной Алексеевной Ямпольской трудились долго. И книга, я полагаю - это еще одна веха к освещению темы народного быта. В музее постоянно идёт работа по разгерметизации народного орнамента, и очень здОрово, что узор этот оказался в гуще современного праздника. И наверняка найдутся те, кого он зацепил, ведь такой народный костюм носили все наши бабушки и прабабушки. И если, скажем, мы оказались бы сегодня на ярмарке в позапрошлом веке, то вполне могли бы читать бессловесные письмена на киках, юбках и понёвах тогдашних модниц. Не надо было, например, спрашивать у молодки - откуда она, и какого рода-племени. Уже по окантовке одинакового узора было ясно - перед тобой замужняя женщина, вдова или солдатка. И о достатке её можно было судить по орнаменту, и даже о том, что женщина, как теперь сказали бы, находится в активном поиске.
Чтобы было понятней, что такое народный узор. Во многом тот же принцип визуальной передачи  информации стал основой чтения предметов так называемой полковой либерии - солдатского обмундирования. Ведь по цвету петлиц, по канту на брюках, по околышу фуражки можно всё узнать о военном, даже не спрашивая у него ни о чем.
К сожалению, мы потеряли и народный костюм, и полковую либерию. Нынче одежда на женщине не означает ничего. Разве что иногда выдает тех из них, кто в поиске.


Рецензии