О фильме Вальхалла, сага о викинге

Говоря о кино, я не могу не упомянуть шедевр Николаса Виндинга-Рёфна "Вальхалла, сага о викинге", снятый в две тысячи девятом году. Вообще в Скандинавии как-то редко снимают фильмы про викингов, разве что Исландия в этом продвинулась. И это не удивительно, ведь современные скандинавы разительно отличаются от викингов, вернее даже не викингов, а от мифа о них. В этом фильме сразу чувствуется мастерство оператора, потому, что каждый кадр этого фильма похож на картину в рамке на стене. Это портреты суровых мужиков на фоне ирландских или исландских пейзажей. Реплик очень мало, но они очень весомые и врезаются в память. Впрочем, главный герой - одноглазый, как бог Удин, вообще ничего не говорит. Его содержат в клетке, приковывают к скале, плохо кормят, используют, как гладиатора в Риме. Он непобедим, те кто ставят на него деньги, всегда выигрывают, и это приносит доход его владельцам. Действие фильма происходит во времена начала, распространения христианства среди языческих викингов. Один из язычников говорит, про христиан, что они страшные люди, потому что они едят своего бога и пьют его кровь. И даже он, жестокий разбойник, находит поедание своего бога отвратительным.

Языческие вожди торгуются друг с другом, кто будет владельцем непобедимого воина, похожего на их бога, руководящего Вальхаллой, Удина. И тут я невольно вспомнил многих верующих, которые относились они к своим богам примерно так же, как эти вожди к этому гладиатору, как к собственности, которая служит им. Какое наивное высокомерие! При передаче гладиатора, который способен видеть будущее, от одного вождя к другому, он убивает и воинов и вождя, которому достался. Он действует молча, спокойно, технично, размеренно. Вождя он перед смертью разделывает, пока тот ещё жив и подходит к этому делу творчески. Некоторые воины убегают, и он смотрит на их бегство брезгливо. А ведь так часто бывает, когда некоторые люди, после ряда удач, уверены, что бог у них на цепи, что он будет им служить вечно, оказываются выпотрошены, а их отрубленные головы насажены на пику. Оказывается бог просто терпел их какое-то время, чтобы потом позабавиться.

За безмолвным воином увязывается беспризорный мальчишка, он не знает, чем он может быть полезен для этого грозного мужика, и предлагает говорить, вместо него. Воин, вроде как не против, во всяком случае не прогоняет его, и не возражает, потому что не может говорить. И тут на пути воина встречаются страшные христиане крестоносцы, которые как раз кого-то покрестили огнем и мечами. К одноглазому они со своими проповедями не приставали, просто пригласили его вместе отправиться на дракаре в Иерусалим, где много золота и его можно себе присвоить под благовидным предлогом освобождения гроба господня от неверных. И тот вроде и не против, хотя его эти люди только что хотели убить на всякий случай, но один их них рассказал о том, что это у них вряд ли получится.
И вот языческий бог в одной лодке с крестоносцами посреди океана. Они попали в туман и умирают от жажды, ветра нет, и надежды на спасение, и понятия никто не имеет, где они находятся. Представители самой милосердной религии, решают, найти виноватого и убить его, в надежде на то, что это спасет их от гибели в тумане. В жертву решили принести мальчишку, как самого бесполезного, но Удин убил парочку, пытавшихся совершить жертвоприношение, и дал понять, что может перебить и остальных, потому решили они отказаться от такого решения своих проблем. Вообще люди не изменились, они и поныне, попав в неприятную ситуацию принимаются искать виноватых, и наказывать их, а не решать проблему, и только получив по мозгам, они соглашаются с тем, что это бесполезно.

Похожий на древнего бога воин увидел в своем видении, что воду за бортом стало можно пить, очнулся, попробовал и она оказалась пресной, потому что они оказались у устья большой реки неведомой тогда Северной Америки. Главный крестоносец и проповедник начинают строить планы основания нового Иерусалима, и уже назначили себя его царями, успокаивают своих разочаровавшихся воинов, которые ожидали найти много золота, женщин и прочих благ, а тут дикие леса, да ещё и странное местное население встречает их стрелами. Есть особенно нечего, а главное, непонятно что делать дальше. Один из воинов пытается сожрать другого, но у него это как-то не получается, решимости не хватает. Все на нервах, кроме одноглазого, который вполне спокоен, и строит пирамидку их камней.

Строить новый город крестоносцы, не смотря на планы их лидеров не хотят, да и не свойственно им что-то строить, что-то спалить, разрушить или кого-то убить - это да. Вот они и начинают убивать друг друга, потому что местные не особенно хотят вызывать их на дуэль с секундантами на заре, они просто ждут, пока пришельцы ослабнут от голода, и изредка посылают в них стрелы из укрытий. В результате междоусобных разборок одноглазый Удин перебил большую часть из них, и куда-то направился, и оставшиеся в живых пошли за ним и мальчишкой, надеясь на то, что он их куда-то выведет. Но их беспокоит то, что их новый лидер, ничего им не обещает и вообще ничего не говорит. Тогда один из них обратился к мальчишке, спросил, что с ним будет, и мальчишка уверенно сказал, что он умрет. Хотя пацан и не сказал когда, это всем христианским викингам не понравилось. Проповедник им хотя бы вечную жизнь в раю после мучений на земле обещал. Они решили дальше не идти за непобедимым воином, которому последователи были совсем ни к чему. Хотя догадаться, что все они умрут или от голода или от стрел аборигенов очень быстро, было не трудно.

Удин оказывается на берегу океана с пацаном, а у них за спиной целая толпа индейцев с булавами и луками со стрелами. Одноглазый идет им навстречу, пацан следует за ним, но одноглазый молча велит пацану остаться, бросает свой топор и не сопротивляется, когда индейцы начинают его убивать. И как-то без слов становится ясно, что он предложил им сделку - он приносит себя в жертву, а они оставляют в живых мальчишку. И во время этой немой сцены, смысл которой становится ясным без слов, и чувствуется какое-то странное облегчение. Безмолвный воин отнял у других множество жизней, убийства были способом его существования, он был мастером этого дела, он больше ничего не умел и был лучшим в этом. И вот его долгий жизненный путь завершается жертвой своей жизни, ради сохранения жизни какого-то болтливого и наивного мальчишки. Во всей этой сцене нет ни сентиментальности, ни надрыва, на пафоса, всё молча, спокойно, неторопливо, размеренно...

С первых кадров фильма зрителю показывают, как мало стоит человеческая жизнь. Смерть случается на каждой пятой минуте фильма. И жестокость эта почище звериной, ведь хищники убивают сугубо для насыщения, не берут от природы лишнего, а люди убивают друг друга просто ради забавы или на всякий случай. К концу фильма зритель ожесточается и уверяется в том, что важно только одно - выжить и убить других, и всем друг на друга плевать. Но тут неожиданно случается это жертвоприношение главного головореза и возникает ощущение того, что с его жертвенной смертью необоримая жестокость побеждена и посрамлена.

Мне подобные фильмы нравится смотреть много раз с разными людьми, наблюдая за их реакциями. Я будто бы смотрю это кино разными глазами каждый раз. Да, некоторые пытались изобразить на лицах скуку и отсутствие интереса к происходящему на экране, но это им плохо удавалось. Фильм оказывал на них гипнотическое воздействие. Да, возможно, их ощущения приятными назвать было нельзя, но однозначно то, что в плане познания бытия они после просмотра изрядно продвинулись.


Рецензии