О фильме Вальхалла, сага о викинге
Языческие вожди торгуются друг с другом, кто будет владельцем непобедимого воина, похожего на их бога, руководящего Вальхаллой, Удина. И тут я невольно вспомнил многих верующих, которые относились они к своим богам примерно так же, как эти вожди к этому гладиатору, как к собственности, которая служит им. Какое наивное высокомерие! При передаче гладиатора, который способен видеть будущее, от одного вождя к другому, он убивает и воинов и вождя, которому достался. Он действует молча, спокойно, технично, размеренно. Вождя он перед смертью разделывает, пока тот ещё жив и подходит к этому делу творчески. Некоторые воины убегают, и он смотрит на их бегство брезгливо. А ведь так часто бывает, когда некоторые люди, после ряда удач, уверены, что бог у них на цепи, что он будет им служить вечно, оказываются выпотрошены, а их отрубленные головы насажены на пику. Оказывается бог просто терпел их какое-то время, чтобы потом позабавиться.
За безмолвным воином увязывается беспризорный мальчишка, он не знает, чем он может быть полезен для этого грозного мужика, и предлагает говорить, вместо него. Воин, вроде как не против, во всяком случае не прогоняет его, и не возражает, потому что не может говорить. И тут на пути воина встречаются страшные христиане крестоносцы, которые как раз кого-то покрестили огнем и мечами. К одноглазому они со своими проповедями не приставали, просто пригласили его вместе отправиться на дракаре в Иерусалим, где много золота и его можно себе присвоить под благовидным предлогом освобождения гроба господня от неверных. И тот вроде и не против, хотя его эти люди только что хотели убить на всякий случай, но один их них рассказал о том, что это у них вряд ли получится.
И вот языческий бог в одной лодке с крестоносцами посреди океана. Они попали в туман и умирают от жажды, ветра нет, и надежды на спасение, и понятия никто не имеет, где они находятся. Представители самой милосердной религии, решают, найти виноватого и убить его, в надежде на то, что это спасет их от гибели в тумане. В жертву решили принести мальчишку, как самого бесполезного, но Удин убил парочку, пытавшихся совершить жертвоприношение, и дал понять, что может перебить и остальных, потому решили они отказаться от такого решения своих проблем. Вообще люди не изменились, они и поныне, попав в неприятную ситуацию принимаются искать виноватых, и наказывать их, а не решать проблему, и только получив по мозгам, они соглашаются с тем, что это бесполезно.
Похожий на древнего бога воин увидел в своем видении, что воду за бортом стало можно пить, очнулся, попробовал и она оказалась пресной, потому что они оказались у устья большой реки неведомой тогда Северной Америки. Главный крестоносец и проповедник начинают строить планы основания нового Иерусалима, и уже назначили себя его царями, успокаивают своих разочаровавшихся воинов, которые ожидали найти много золота, женщин и прочих благ, а тут дикие леса, да ещё и странное местное население встречает их стрелами. Есть особенно нечего, а главное, непонятно что делать дальше. Один из воинов пытается сожрать другого, но у него это как-то не получается, решимости не хватает. Все на нервах, кроме одноглазого, который вполне спокоен, и строит пирамидку их камней.
Строить новый город крестоносцы, не смотря на планы их лидеров не хотят, да и не свойственно им что-то строить, что-то спалить, разрушить или кого-то убить - это да. Вот они и начинают убивать друг друга, потому что местные не особенно хотят вызывать их на дуэль с секундантами на заре, они просто ждут, пока пришельцы ослабнут от голода, и изредка посылают в них стрелы из укрытий. В результате междоусобных разборок одноглазый Удин перебил большую часть из них, и куда-то направился, и оставшиеся в живых пошли за ним и мальчишкой, надеясь на то, что он их куда-то выведет. Но их беспокоит то, что их новый лидер, ничего им не обещает и вообще ничего не говорит. Тогда один из них обратился к мальчишке, спросил, что с ним будет, и мальчишка уверенно сказал, что он умрет. Хотя пацан и не сказал когда, это всем христианским викингам не понравилось. Проповедник им хотя бы вечную жизнь в раю после мучений на земле обещал. Они решили дальше не идти за непобедимым воином, которому последователи были совсем ни к чему. Хотя догадаться, что все они умрут или от голода или от стрел аборигенов очень быстро, было не трудно.
Удин оказывается на берегу океана с пацаном, а у них за спиной целая толпа индейцев с булавами и луками со стрелами. Одноглазый идет им навстречу, пацан следует за ним, но одноглазый молча велит пацану остаться, бросает свой топор и не сопротивляется, когда индейцы начинают его убивать. И как-то без слов становится ясно, что он предложил им сделку - он приносит себя в жертву, а они оставляют в живых мальчишку. И во время этой немой сцены, смысл которой становится ясным без слов, и чувствуется какое-то странное облегчение. Безмолвный воин отнял у других множество жизней, убийства были способом его существования, он был мастером этого дела, он больше ничего не умел и был лучшим в этом. И вот его долгий жизненный путь завершается жертвой своей жизни, ради сохранения жизни какого-то болтливого и наивного мальчишки. Во всей этой сцене нет ни сентиментальности, ни надрыва, на пафоса, всё молча, спокойно, неторопливо, размеренно...
С первых кадров фильма зрителю показывают, как мало стоит человеческая жизнь. Смерть случается на каждой пятой минуте фильма. И жестокость эта почище звериной, ведь хищники убивают сугубо для насыщения, не берут от природы лишнего, а люди убивают друг друга просто ради забавы или на всякий случай. К концу фильма зритель ожесточается и уверяется в том, что важно только одно - выжить и убить других, и всем друг на друга плевать. Но тут неожиданно случается это жертвоприношение главного головореза и возникает ощущение того, что с его жертвенной смертью необоримая жестокость побеждена и посрамлена.
Мне подобные фильмы нравится смотреть много раз с разными людьми, наблюдая за их реакциями. Я будто бы смотрю это кино разными глазами каждый раз. Да, некоторые пытались изобразить на лицах скуку и отсутствие интереса к происходящему на экране, но это им плохо удавалось. Фильм оказывал на них гипнотическое воздействие. Да, возможно, их ощущения приятными назвать было нельзя, но однозначно то, что в плане познания бытия они после просмотра изрядно продвинулись.
Свидетельство о публикации №223082701003