Хлеб всему голова
Растить хлеб – большая, трудоёмкая и очень почитаемая у нашего народа работа. Мне посчастливилось родиться и вырасти в семье кубанских хлеборобов, поэтому я знаю и вкус настоящего хлеба, и его настоящую цену. Хочу поделиться этими знаниями с тобой, мой дорогой читатель.
В мире мало ценностей, которые, как хлеб, ни на день, ни на час не теряли бы своего значения. Актуально оно и сегодня – даже в большей степени, чем в другие времена.
Хлеб на Руси во все времена рассматривался, как священная пища. На столе он неизменно занимает центральное место, ведь не зря говорят: «Хлеб – всему голова». Эти слова лучше всего характеризуют значимость хлеба для российского народа. С этим наиважнейшим продуктом не сравнится никакой другой вид пищи.
Историки утверждают, что хлеб у наших далёких-далёких предков появился около пятнадцати тысяч лет назад. Первоначально они ели зёрна сырыми, затем стали их растирать с помощью камней.
Такая первобытная обработка зерна явилась предтечей появления муки и выпечки хлеба. В изначальном виде хлеб походил на кашицу из недоваренных зёрен. Со временем люди усовершенствовали помол зёрен и вскоре создали разнообразные инструменты: ступки, жернова, мельницы, с помощью которых измельчали зерно. Получив муку, они научились выпекать хлеб, который, правда, почти ничем не напоминал хлеб, каким он существует сегодня.
На Руси изготовление хлеба считалось почетным и серьёзным занятием. Большое значение придавалось качеству выпекаемого хлеба, которое жёстко контролировалось специальными хлебными приставами.
Для русских людей хлеб, как и раньше, сегодня имеет особое, я бы сказал – сакральное значение. На Руси всегда самым большим грехом считалось уронить хотя бы одну крошку хлеба, ещё большим – растоптать эту крошку ногами. Не из-за скупости, а из-за почтительного отношения к бесценному продукту.
Хлебом и солью хозяева всегда встречали дорогих гостей. Этим они показывали свою почтенную покорность. Хлеб вносят в дом на новоселье: «не красна изба углами, а красна пирогами». Краюху материнского хлеба брали с собой в дорогу «хлеб в пути не тягость». Именем хлеба клянутся «Чтоб мне хлеба не видать».
К сожалению, в последнее время, мы перестали задумываться об истинной цене хлеба, стали забывать настоящий аромат и вкус свежеиспечённого хлеба.
Так всё же, что для нас – вкус, аромат хлеба, в чём настоящий вкус кубанского хлеба? Часто мы не задумываемся об этом и воспринимаем их, как вкус и аромат обычных продуктов. А, тем не менее, вкус и аромат у хлеба непростой – в нём и сладость, в нём и горечь, в нём и шум деревьев, и прохлада ветра.
А ещё в нём сомнения и надежды агронома, терпение учителя, выучившего и хлебороба, и пекаря, и агронома, соль от пота тружеников, вырастивших его, запах мозолистых рук мукомола, тепло и нежность рук пекаря. Да много ещё чьего труда в этой ароматной, с хрустящей корочкой, необыкновенно вкусной и полезной буханке кубанского хлеба.
Прежде чем появится такая румяная, с золотистой корочкой буханка, нужно вложить много-много труда, начиная от сортировки, обработки, хранения и подготовки семенного материала. Это очень важный процесс – от него зависит будущий урожай, поэтому этими работами руководят профессиональные специалисты – агрономы-семеноводы.
Затем посевной материал вносят в землю – сеют, но предварительно для этого готовят почву – удобряют, вспахивают, боронят. На Кубани посевы пшеницы проводят в зиму – в середине осени.
Техника, на которой раньше работали механизаторы, была несовершенной – нормальных условий для работы механизаторов не было. Зимой металлические кабины тракторов не утеплялись и не отапливались из-за чего механизаторы работали в условиях жуткого холода. В летнее время, при обработке почвы, другая проблема – невыносимая жара, техника без систем вентиляции, кондиционирования, от чего у механизаторов к концу смены на спине и плечах накапливался слой пыли в палец толщиной, а что говорить о том, сколько её в их лёгких?
В весенние месяцы, для защиты посевов пшеницы от сорняков, вредителей и болезней, применялись ядовитые химических средства – гербициды и пестициды. Всё это крайне отрицательно влияло на состояние здоровья механизаторов.
Самым ответственным этапом в выращивании хлеба является сбор урожая. Можно хорошо и вспахать, и посеять, и удобрить, и обработать пшеничные поля, но потерять урожай из-за многих факторов – плохих погодных условий, некачественной подготовки уборочной техники, низкой организации уборочных работ и много ещё из-за чего. Поэтому к уборке урожая все службы всегда готовятся очень тщательно.
Иногда, на досуге, перед глазами встаёт картина из далёкого детства, когда на кубанских полях созревает пшеница. Это начало июля – разгар лета, вокруг жёлтые пшеничные поля, залитые ярким солнцем и разделённые узким полосками лесопосадок с сочной зеленью. Голубое небо усеяно лёгкими белыми облаками. Ветер подымает рыжие волны созревающей золотистой пшеницы, от чего поле становится очень красивым.
Совсем скоро по полям пойдут комбайны – начнётся уборка урожая. Мне была хорошо знакома эта пора – мой отец работал комбайнером, и я с мальчишками не раз бывал на полевом стане. Отец брал меня к себе в кабину комбайна, и я до сих пор, на подсознательном уровне, помню и запах созревшей пшеницы, и запах пыли, поднимающейся в кабину от работающего подборщика.
Во время уборки урожая я видел отца очень редко – он работал до поздней ночи, а с рассветом опять уходил на работу в поле. Мозолистые грубые руки отца, пропахшие солнцем, пшеничным полем и ветром, мне запомнились навсегда. Почти все отцы моих друзей работали на тракторах и комбайнах. Механизаторы трудились день и ночь в поле, выращивая пшеницу, они считали хлеб главным богатством.
Доставался хлеб тяжким, ежедневным трудом – отсюда и трепетное, уважительное отношение к нему: «Хлеб – кормилец», «Хлеб – всему голова», «Без хлеба сыт не будешь» – часто слышал я от отца и деда.
В нашей семье отношение к хлебу было трепетным. Я хорошо знал, что ни в коем случае нельзя выбрасывать недоеденную горбушку – это считалось большим грехом. Я часто слышал от бабушки, когда она, стоя перед иконой, сосредоточенно шептала: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…». Значит хлеб – это что-то очень важное в жизни. И это я усвоил на всю оставшуюся жизнь…
Раньше на Кубани уборку озимых зерновых вели раздельным способом. Сначала хлеба скашивали жатками в валки, а потом проводили подбор и обмолот комбайнами. Но случалось так, что в период уборки проходили дожди и, если они продолжались несколько дней, то зерно в валках намокало и начинало прорастать. Валки нужно было сушить, постоянно их переворачивая. Специальных машин для этого не было – для этой работы привлекали всех работающих, и они вручную вилами переворачивали валки.
В настоящее время процесс выращивания пшеницы стал более механизированным, появились современные высокопроизводительные сельскохозяйственные машины с хорошими условиями труда для механизаторов.
Окончание основных работ по сбору урожая всегда отмечалось широко. Праздник назывался «День Урожая», он посвящался собранному урожаю, плодородию и семейному благополучию. Это самый грандиозный праздник в любой кубанской станице. Праздник ощущался в каждой семье, взрослые говорили: «Есть хлеб – будем жить!»
Собрав урожай, его надо надёжно сохранить, а это тоже тяжелый труд. Так что у хлебороба практически не бывает «каникул» – только собрал урожай – начинай готовиться к закладке следующего. И так происходит из года в год…
После переработки пшеничного зерна на муку, она отправляется на хлебозавод, где из неё выпекают тот самый душистый, ароматный, с золотой корочкой хлеб.
В годы моего детства хлеб выпекали в домашних условиях. Такой хлеб значительно отличался от того, что выпекали в пекарне и отличался в лучшую сторону. Неизменной картиной в такие дни были мальчишки на улице с большими краюхами свежего хлеба.
Помимо хлеба бабушка обязательно пекла из свежей муки плюшки, рогалики, пироги и пирожки. В такие дни хлебный запах, запах духмяного поля, хрустящей, поджаристой корочки разносился по всему двору и даже из дома на улицу…
Свидетельство о публикации №223082701005
http://proza.ru/2017/10/06/160
Андрей Жеребнев 17.12.2023 19:01 Заявить о нарушении