Осмысление образов Буквицы. Онъ

     Онъ. На мой взгляд, один из самых глубоких и важных образов Буквицы, входит, как составная часть, и в ряд других буквиц. Представляет собой Овал (слово именно на эту букву и начинается) и похоже на яйцо (ove – яйцо(лат.)).
      Здесь вспоминается знаменитое: Что было вначале – яйцо или курица?
Яйцо и является символом начала некой компактной структуры, способной к развёртыванию,  то есть первоначального состояния вселенной. И вовсе не случайно цифра «0» имеет такую же форму и представляет собой точку отсчёта, нулевой уровень, изначальность, зарождение чего-либо.
      С другой стороны, мы видим замкнутую линию, не имеющую ни начала, ни конца, то есть это некое безвременье, пустота. А ноль в том числе означает и понятие «ничто». Но два нуля, соединённых между собой, образуют символ бесконечности.
      Сама же замкнутая структура  показывает, что образ имеет смысл – объединение всего, что внутри замкнутой  линии в нечто целое. Поэтому слова «общий», «объединение», «оба» и начинаются с этой буквы. В то же время, замкнутая линия выполняет роль границы, отделяющей то, что объединено от всего остального. Поэтому с этой же буквы зачастую начинаются слова, связанные с понятиями Отделения, Ограничения, Отрицания. И этим дуализмом она напоминает предыдущую буквицу «нашъ», которая входит в состав образа (онъ), Описываемого нами.
      И если мы уж говорили о символе инь-ян при рассмотрении буквицы «нашъ», то сейчас его тоже стоит упомянуть. Ведь общая его форма в виде шара или круга при проекции на плоскость очень близка к написанию «онъ». Итак как упомянутый символ отражает собой гармонию, единство и борьбу противоположностей, то единство отображается именно формой круга, а борьба – противоположным цветом фигур. Нельзя не заметить. что рассматриваемая буквица также гармонична – она симметрична и по горизонтальной и по вертикальной оси. Форма же шара вообще является наиболее оптимальной. И большинство крупных небесных тел (звёзды, планеты) совершенно не случайно имеют именно такую форму.
    Но если мы говорили о некоторой схожести образов «онъ», «иже» и «нашъ», то нужно сказать и о различиях. «И» и «Н» выражают собой соединение или разделение отдельных людей, структур, понятий. «О» же отражает именно Объединение их в нечто Общее, слияние в нечто большее, более крепко связанное друг с другом, чем в случае с «Н».   
    Кроме того, «О» служит ещё одним символом женского начала. И если V(воронка) выражает уже раскрывшееся женское начало, то «О» (окружность) скорее зародыш чего-то нового, что вот-вот появится, но ещё не открылось миру. Это как Округлившийся живот у женщины – все понимают, что у неё будет ребёнок, но пока его никто не видел.
     Здесь вспоминается слово «колокол», сакральный смысл которого и состоит в объединении  женского и мужского начал (инь-ян)  в форме музыкального инструмента, который как раз и включает в себя коло(круг, окружность) и кол(длинная палка с набалдашником – било), так напоминающие  своим видом женский и мужской половые органы. И вовсе не случайно, что наибольшее распространение колокола получили как раз на Руси, да ещё в столь сакральной сфере, как религия. Это само по себе говорит о  большей приверженности русской цивилизации к балансу, чем западной или мусульманской. Ведь минареты или шпили готических соборов – чисто мужские символы, выражающие индивидуальность. При этом сбалансированность в определённой мере тоже присутствует (парность минаретов или шпилей), но женское начало не просматривается, в отличие от русской традиции ( уже упоминавшиеся колокола или округлость куполов-луковиц, увенчанных крестами. И в этом смысле русское мироощущение ближе к китайскому, чем к крайне эгоистичному и индивидуалистичному западному.
       Осмысление, обоняние, осязание, озарение, обдумывание, оглядеть, ощупать, обследовать, обсерватория, ощущения, обозрение, окинуть(взглядом).
      Что объединяет эти понятия, кроме того, что они начинаются с одной и той же буквы?
      Все они описывают способ и меру познания окружающего. Если осязание – это познание окружающего на ощупь на расстоянии вытянутой руки, то обсерватория – с помощью оптических приборов на огромном расстоянии. Казалось бы, из приведённого  ряда выбивается озарение, но это не так. Это метод чувственного познания путём соприкосновения с Богом, Вселенским разумом – кому как нравится. К чему я это говорю? К тому, что познание окружающего мира и познание Бога если и не идентичны, то, во всяком случае, вещи одного порядка. И то и другое можно познавать бесконечно, а полностью познать невозможно.
      Во многих религиях, особенно монотеистических, имя Бога запрещено употреблять всуе, или запрещено вообще. Поэтому используются эвфемизмы типа Творец, Господь, Всемогущий. Всемилостивый и т.д. Заметим, что все эти эвфемизмы описывают какую-либо одну ипостась или качество Бога. А зачастую в таких случаях просто говорят: «Он» (при этом указывая вверх).
     Например: Он всё видит; от него ничего не укроется. И если при обращении к Богу мы используем такие обороты, как «отче наш», «господи», то «Онъ» используется, когда мы говорим о Боге  с кем-то. Таким образом, получается, что «Онъ» заменяет собой вышеприведённые эвфемизмы, это Бог в какой-то своей ипостаси или части, познаваемой нами в определённое время.
     Числовое значение образа 70 является сочетанием  семёрки и нуля. Про ноль мы уже говорили в начале рассмотрения образа, а семёрка является одним из основополагающих символов нашего мира  (семь чудес света, семь цветов радуги, семь нот, семь дней недели, на седьмом небе от счастья, семь раз отмерь, один раз отрежь, СЕМЬя, семь оболочек человека, седьмой сын седьмого сына, цветик–семицветик, семеро козлят, Белоснежка и семь гномов). Эти и множество других определений из фольклора и быта  разных народов говорят сами за себя. Получается что число семьдесят отражает какую-то компоненту или константу нашего мира в сочетании с его точкой отсчёта и его же границей.
     При просмотре значения образа какой-либо буквицы прошу учитывать сказанное в предисловии.


Рецензии