Никогда не говори никогда

Запланированная встреча с друзьями не состоялась.
Вернее, я на неё не попала. Почему? Долго объяснять.
Зато, вместо неё я поехала к брату, где собралась давно знакомая компания: мой сын с семьёй и друзья по Баку. Не считая самого брата с женой и сынишкой осьмнадцати лет. Дружно так, весело посидели. Брат нажарил на балконе мясо баранины и шримпы (креветки) на гриле. Салатики разные из русского магазина и торт украсили почти праздничный стол. Впрочем, почему почти? Каждая такая встреча уже сама по себе праздник.

Были тосты. Было выпито много водки, коньяка, пива и вина. Я, как обычно, пила сок. Чёрная смородина. Очень вкусно!
А потом, когда уже было всё съедено и выпито, включая чай с тортом, после бурных дискуссий о прочитанных книгах (в основном обсуждался Дэн Браун "Код да Винчи" и ещё пару его книг) и фильмах, как русских, так и американских (дружно повосхищались "As much as it gets", поругали получившего "Оскара" "Million dollar baby"), вдруг, после всего этого интеллектуального пиршества друг задал мне невинный вопрос: - "Всё ли ещё со мной моя скрипка?"
 - "А куда же ей деться?" - Тут же отреагировала я. Хоть и не играю на ней уже сто лет, и лежит она, бедненькая, в шкафу, а я даже боюсь к ней прикоснуться, посмотреть, не говоря уже о том, чтобы смычком поводить по струнам (кстати, не полопались ли они от долгого безделья?), а всё же ни за что с ней не расстанусь. Никому не продам!

И вот тут мой братик задал мне каверзный вопрос. Вернее, даже не вопрос, а ответ. Этакий стейтмент. "Никогда не говори "никогда".
Я, конечно, встала на дыбы: "Не продам. Никогда. Да и стоит она не дорого. Хоть и работы мастера. Ну, может, тысчонку какую-нибудь, или две..."
А брат не унимается: "А если бы предложили миллион? Или два?" И так внимательно смотрит на меня.
Я только раскрыла рот, чтобы сказать нет... да призадумалась...
А правда, что тогда?.. Неужели бы продала? Или отказалась? Миллион долларов, всё-таки... не шутка...

Нет, я конечно же знаю, что никто и никогда не предложит мне за мою скрипку миллион долларов. Даже и сто тысяч. Почему знаю? Да потому, что когда прибыла морем моя скрипка в Штаты, я тут же  побежала к скрипичному мастеру, чтобы он её починил. Деки расклеились. И,кажется, я спрашивала его о цене на мою скрипку. Хорошо помню, ни о каком миллионе не было и речи!
Ну, а всё-таки... Что, если бы -  да, предложили?...
Меня чисто психологически заинтересовала эта задачка.
Как бы я поступила?

Жена брата заинтересовано слушала  нас и даже пыталась спорить со мной.
Я принялась объяснять ей, что моя скрипка - больше, чем просто инструмент, на котором я училась играть, на котором зарабатывала свою зарплату в симфоническом оркестре. Она для меня - часть меня самой. Может, моя лучшая часть...
Невестка отказывалась понимать меня. Сама она пианистка, но у пианистов всё по-другому. Они не привязываются, как скрипачи (вообще, все струнники) к своему инструменту. Это мы не расстаёмся со своей скрипкой. Куда мы, туда и скрипка. Положили её в футляр, взяли за кожаную ручку и - вперёд! На концерт, на репетицию, в Москву, в Нью-Йорк, без разницы. А пианистам куда? Тяжёлый рояль на плечо не взвалишь... В каждом концертном зале стоит рояль и им привыкать к нему по-новому.

Я не стала ей рассказывать, как в детстве, мама рассердившись, что я лентяйничаю, закинула мою, тогда ещё маленькую скрипочку, на шифоньер и сказала, что раз не хочу заниматься, то и не будет мне больше уроков музыки, а я с рёвом и истерикой просила, умоляла, достать мою скрипочку и вернуть мне, я буду, буду заниматься! И скрипка была возвращена мне. И как я тогда, впервые, почувствовала свою неразрывную связь с этим кусочком дерева, как будто мне жизни без неё (скрипки) не будет, как будто я лишусь чего-то, руки или ноги... Моё имя, моя большая овальная родинка на левой руке и моя скрипка - всё это было моей самоиндефикацией. Без них я была бы не Я. А кто-то другой. Другая девочка. И как же можно мне лишиться скрипки?!

Я по-прежнему продолжала лениться, и моей маме стоило много нервов и сил заставлять меня играть надоевшие гаммы и этюды, разучивать пьески и концерты. Но всё равно, с божьей помощью, наделившей меня толикой таланта, я продиралась через тернии постижения мастерства игры, окончила одну музыкальную школу, другую, потом консерваторию. И вот, наконец, я зарабатываю свой кусок хлеба, играя в симфоническом оркестре. Делаю то, что люблю больше всего на свете. И работа эта приносит мне наслаждение, заставив забыть о всех муках ученичества, дарит несравненную радость, радость и гордость. Я - музыкант! Я - скрипачка! Я наравне с другими музыкантами творю музыку, купаюсь в её волнах, забываю обо всё на свете!

.... Мне стоило больше времени написать об этом, чем прочувствовать, в те минуты, что я сидела за столом и пыталась объяснить моей невестке.

Да, так уж случилось. Жизнь в новой стране развела нас со скрипкой, как случается иногда и в семейной жизни. Но нас так многое связывало с ней, мы прошли буквально рука об руку через радости и огорчения, страхи и надежды, а главное, любовь к музыке!

И после всего - продать? Мою скрипку?
Да, но за миллион...
Неожиданно для самой себя я говорю брату: Да, я бы продала.
И тут же чувствую себя, как проститутка на панели.
А тут ещё вспомнился американский фильм "Indecent proposal", где молодая супружеская пара, горячо любящая друг друга, после долгих и тяжёлых размышлений решается принять предложение миллионера продать ему одну ночь с красоткой женой за миллион долларов, и что из этого вышло.
Конечно, продать скрипку, это не одно и то же, что продать себя. Но всё же, всё же...

Как хорошо, что я знаю, что моя скрипка не стоит миллион!
И мне никогда не придётся принимать тяжёлое решение!
А оставлю я её своим внукам и правнукам!


Рецензии
Вопрос поставлен некорректно. Даже не так, глупый задан вопрос. Смысл имеет иная его постановка: ради чего можно продать скрипку (или другую значимую только для тебя вещь)? Вы бы продали скрипку, если бы это нужно ради спасения от смерти Вашего ребенка, мужа, другого очень близкого Вам человека?
С симпатией, Александр

Александр Егоровъ   04.05.2024 23:17     Заявить о нарушении