Пока гром не грянет или диалог с Богом. Часть 5

Духовный учитель

Сегодня понятие «Бог» сопоставили с религией – и это ошибка. Мы не критикуем религию, но мы должны осознанно ощущать присутствие Бога в сердце, то есть внешние традиции должны служить главному. Общение с Богом естественно для любого человека. Мы находимся в области сомнений: то вспоминаем, то забываем о Боге, постоянно колеблемся. В Ведах приводится пример с бревном, плывущим по реке. Оно не управляет собой, плывёт по течению — это характеризует наше положение в этом мире. Мы плывём по этой жизни и не знаем, куда нас вынесет. Плавать мы умеем, не тонем. Но у любого бревна есть шанс прибиться берегу где-нибудь на поворотах реки. Также и у любого человека есть шанс встретить в своей жизни Духовного учителя, святую личность. Он и есть представитель Сверхдуши, который скажет то, что говорит сердце – бескомпромиссно, честно. Это ведический принцип: мы берём воду из реки, молоко берём у коровы, а знание получаем от духовного учителя, больше неоткуда его получить. У всего есть своё предназначение, поэтому нужно знать, откуда получать духовное знание. Сейчас люди не знают этого источника. Но, если мы будем нацелены на правильные вещи, Сверхдуша поведёт нас к этому источнику. Когда я бываю в Индии, меня поражает одно природное явление. В домах Индии мраморные полы, дерево не используют, там нет стёкол на окнах, отопительных батарей. Так вот представьте: вы идёте на кухню, берёте сладкий шарик — гулабжамун — и капля его сиропа падает на пол. Но вы этого не замечаете. Когда вы вернётесь через полчаса, то вы увидите целую армаду муравьёв, прекрасно выстроенных в шеренгу, которые двигаются вдоль плинтуса, опасаясь идти сразу напрямик к этой сладкой капле. Если проследить за этой живой цепочкой, то станет ясно, что она движется с первого этажа, с земли.

Но откуда они узнали о лакомстве? Я всегда удивляюсь, как они способны это понять, ведь их мозг даже через лупу не разглядеть. Но как-то они узнают об этой капле, выстраиваются в один ряд, договариваются между собой и двигаются все сразу, тысячами. Птицы летят косяком, также безошибочно определяя направление. Животные автоматически это знают. Муравей не идёт к астрологу, чтобы уточнить, упала ли капля сиропа от гулабжамуна в том доме или нет в соответствии с положением Луны. Не бывает такого, чтобы муравей пришёл, а сиропа не обнаружил. Он точно знает куда идти.

Лес не оставляет мусора и отходов. Когда умирает дерево или животное, отдельные живые существа всё это перерабатывают. Кроме того, никто не умирает от голода. В природе всё точно выверено, каждый атом на своём месте. Но у людей в жизни полный хаос. Всё потому, что человек не общается со Сверхдушой. Животные общаются неосознанно, они действуют инстинктивно, под влиянием силы Сверхразума, подчиняясь его голосу, его вдохновению. Но людям представляется возможность сделать свой выбор и заинтересоваться Богом, развивать преданность Ему и отношения с Ним. Мы не можем жить как животные, так как всякий раз мы используем свою возможность свободно выбирать, и потому сомневаемся на каждом шагу. Поэтому нам нужно знание. А его может дать Сверхдуша.

Для этого не нужно много информации. И сейчас мы не давали её много, а лишь приводили обычные жизненные примеры. Теперь следует развивать внутреннюю интуицию, отношения с Богом. Но мы не должны придумывать, как это следует делать, а обязаны обратиться к духовному наставнику. Знание можно получить только из верного источника, иначе ум нас обманет. Ум тоже может имитировать Сверхдушу. К примеру, человек мог жениться, но потом увидеть другую женщину и сказать: «Только она мне дана Богом! Чувствую!». Первый брак, говорится, от Бога, а второй уже от чёрта. Ум может нам сказать пойти на развод, бросить семью и детей и уйти к любовнице, но Сверхдуша никогда такого не скажет. Сила, которая может заставить нас не слышать Сверхдушу – это вожделение. И это единственное препятствие общения с Богом.

У нашего духовного наставника, Шрилы Прабхупады, оставившего перевод ведической литературы, которым мы сейчас пользуемся, было много учеников в Европе, Америке, России. Так это знание стало распространяться повсюду. Насколько я помню, во Франции когда-то был открыт храм, где проводилась церемония установление одной из особых форм Господа – Джаганнатхи (имя переводится как «Повелитель вселенной»). Это совершенно невероятная, экстатичная форма Господа. Когда Прабхупада рассказал о Ней своим ученикам, один из них решил сделать из дерева эти формы, чтобы катать их на колесницах по улицам на фестивале Ратха-ятры, как это делают в Джаганнатха-Пури, когда все тянут за канаты и избавляются от всех грехов. Так делают на фестивале Ратха-ятра во многих городах мира, в том числе и в городах России. Прабхупада пришёл в мастерскую с учениками посмотреть, как идёт работа над изготовлением форм Божества. В это время ученика-мастера не было, он куда-то вышел. И прямо на изваянии Джаганнатхи, наверху, на голове Господа, лежал окурок. Этот ученик уже занимался служением, но ещё не бросил курить. Все это заметили, замолчали, замерли.

Тогда Прабхупада сказал: «Посмотрите! Вот такая маленькая вещь может быть между вами и Богом! Она может быть препятствием, если вы к ней привязаны». Бык сильный, его нельзя остановить, но, если продеть кольцо через его нос, то его можно удержать одним пальцем, так как это место самое болезненное. Наше уязвимое место – это наши чувства, особенно сексуальные привязанности. Я не хочу сказать, что их нужно пресекать, но их нужно упорядочить, контролировать и в конце, конечно, придётся оставить. Жизнь сама распорядится таким образом. Взять силы для этого мы можем только у Сверхдуши. Эта энергия Сверхдуши будет действовать как обезболивающее, она устраняет все препятствия и страдания, так что Вы не заметите их. Эта подпитка будет разливаться по телу как оздоровительная сила, когда человек болеет и вдруг выздоравливает, просыпаясь. Всё внутри оживает. Вы ничего не боитесь, бесстрашны.

Вожделение держит нас через это «кольцо», но при этом мы говорим: «Я свободен!» Поэтому возникает чувство, что мы одновременно и нужны друг другу и, мешаем. Супруги должны быть связаны не вожделением, оно болезненно, а Сверхдушой, а брак должен быть освящён. Дружба также священное понятие. Все наши взаимоотношения должны быть духовны, а материальная энергия и человеческое тело – прекрасный инструмент для служения высшей цели. Именно в этом его предназначение.

Можно жить просто и достичь высшей цели жизни. Когда мы жили в Петербурге, в советские времена, мы уже начали практиковать эти знания. Наша дочь росла вместе с нами. Мы жили в коммунальной квартире, и у нас ничего не было, но мы не испытывали нужды. Это были постсоветские времена, люди ещё не были приучены к капиталистическому образу жизни, поэтому нам было просто. Мебели у нас не было, я спал в спальнике на полу, даже без подушки, потому что так легче вставать. Утром медитировал, до этого принимал холодный душ. У нас не было стиральной машины, телевизора. Мы рисовали, играли на музыкальных инструментах, приглашали гостей, всегда много общались. Однажды наш ребенок написал рассказ, ей тогда было около 6 лет, он назывался «Что было и чего не было», где она перечисляла имущество наших соседей: телевизор, много мебели, шкафы с книгами, которые никогда не читают, всякие полки с хламом. Обычно люди не расстаются с этими ненужными вещами, копят их годами, чтобы после смерти их выбросили родственники. Я был в гостях у одного человека, у него в туалете была вся подписка «Наука и жизнь». Он туда садился часа на полтора, как в личном кабинете. У нас было другое сознание и другие принципы жизни. Дочь всё это наблюдала, писала о нашем образе жизни: что у нас было и чего не было.

Мы жили в страшной коммунальной квартире, на первом этаже питерского дома с дворами-колодцами, как в романах Достоевского, куда никогда не попадал солнечный свет. Мы могли его увидеть только отражённым в стекле. Не выйдя во двор, нельзя было понять, какая на улице погода: солнце или пасмурно, или дождь. Круглые сутки в квартире горел свет. В таких коммунальных квартирах можно заболеть туберкулёзом. На всех одна кухня, один туалет и ванная с раскрошенными стенами, фанерными дверями, дырявые паркетные полы. С дырами, ведущими в подвал, где живут крысы. Мы с женой волновались только об одном, – что ребенок запомнит это место как свою родину, привяжется к этой квартире и этим условиям жизни. Тогда я говорил жене, что дочь ещё маленькая и, возможно, не запомнит, а мы успеем переехать. Потом мы жили на Урале, много переезжали после и, наконец, оказались в Индии, в городе Вриндаван. Моя дочь была уже взрослая, ей было около 15 лет. Однажды вечером, после посещения нескольких храмов, мы ехали на рикше. Мы испытывали такое блаженство! Тогда я сказал ей, что самое большое удовольствие в этом мире не сравнится даже с крупицей того, что человек получает во Вриндаване. Это невероятное счастье! А она мне ответила: «Да! Как в коммуналке!». Тогда я был расстроен тем, что мы заложили нашей дочери глубокие впечатления на всю жизнь, связанные с жизнью в этой коммуналке. Я её спросил: «Почему коммуналка?! Почему ты её помнишь?». На что она сказала: «Ты меня не понимаешь! Коммуналка это Вриндаван! Вы там постоянно пели Святые Имена и готовили пищу, освещали её, приходили гости, вы всегда служили Богу! Для меня коммуналка – это Вриндаван!».

Везде можно жить как в духовном мире, если служить Богу, общаться с Ним в собственном сердце. Это не стоит каких-то денег или усилий, за это не нужно платить никому пожертвования. Нужно только искреннее желание. В этом нет ничего сложного, и это настолько естественно, настолько органично, что каждый будет счастлив. Высшее предназначение человека – быть счастливым. Этому нужно учить своих детей, потомков, это и называется «преемственность религии».


Рецензии