Чехов

«— Отчего у вас в Сибири так холодно?

— Богу так угодно! — отвечает возница.

Да, уже май, в России зеленеют леса и заливаются соловьи, на юге давно уже цветут акация и сирень, а здесь, по дороге от Тюмени до Томска, земля бурая, леса голые, на озёрах матовый лёд, на берегах и в оврагах лежит ещё снег… <…> Вечером земля начинает промерзать, и грязь обращается в кочки. Возок прыгает, грохочет и визжит на разные голоса. Холодно! Ни жилья, ни встречных… Ничто не шевелится в тёмном воздухе, не издаёт ни звука, и только слышно, как стучит возок о мёрзлую землю …»

Так описал в первом путевом очерке цикла «Из Сибири» своё путешествие на остров Сахалин А.П. Чехов. Не секрет, что эта поездка, длившаяся почти год, свела Антона Павловича в преждевременную могилу. Другое дело, когда и как заразился он туберкулёзом.

В начале 1890 г. 30-летний молодой, но уже именитый писатель и врач Чехов вознамерился лично увидеть далёкий остров Сахалин и то, как осваивает Россия сибирские просторы. Власть была не против, Антону Павловичу без проволочек выдали подорожную. Но путешествовал он за свой счёт. 21 апреля 1890 г. бодрый, здоровый, готовый к приключениям Антоша Чехонте отправился в путь из Москвы.

С 1870-х гг., в связи с ростом численности населения в центральных и южных губерниях и усиливавшимся малоземельем крестьяне стали самовольно переселяться на Урал и в Сибирь. Правительство решило упорядочить этот процесс, и 10 июля 1881 г. были введены «Временные правила» о переселении крестьян. В том же году в селе Батраки на Волге был учреждён первый государственный пункт помощи для переселенцев в Западную Сибирь. Немногим позднее второй такой пункт был основан в Тюмени.

К 1890 г. Транссиб ещё только был в головах правительственных чиновников. Строить его начали в 1891 г. со стороны Владивостока. Поэтому по Западной Сибири Чехов частично ехал дорогой крестьян-переселенцев, а затем следовал трактом каторжников.

Поскольку само путешествие, жизнь и каторгу на острове (как уголовников, так и политических) Антон Павлович описал сам в очерках «Из Сибири» и в «Острове Сахалин (Из путевых записок)», отошлю читателей к этим воистину замечательным произведениям. Отмечу только, что на острове Чехов жил и путешествовал 3 месяца, после чего 1,5 месяца возвращался на пароходе «Петербург» по Тихому и Атлантическому океанам домой, побывал в Гонконге, Сингапуре, Коломбо и Порт-Саиде. По миру тогда бушевала холера, поэтому писатель ограничился четырьмя портовыми городами. 2 декабря 1890 г. пароход «Петербург» благополучно прибыл в Одессу. После прохождения трёхдневного карантина, Антон Павлович сошёл на берег. «Известный наш беллетрист А.П. Чехов, — сообщило «Новое время», — возвратился из своей поездки на остров Сахалин. На днях он будет в Москве».

После Сахалина Чехов много путешествовал, несколько раз посетил Западную Европу, побывал в Южной России, в промежутках между путешествиями написал и опубликовал «Остров Сахалин», пьесы «Юбилей», «Чайка», «Дядя Ваня», повесть «Палата № 6», рассказы «Попрыгунья», «Анна на шее», «Дом с мезонином» и др., когда 21 марта 1897 г. во время обеда с А.С. Сувориным в ресторане «Эрмитаж» у него горлом пошла кровь. Кровотечение остановили только утром следующего дня. Врачи диагностировали чахотку той стадии, когда лопаются бугорки и открываются каверны.

«Чахотка числилась первой по счёту среди причин смертности у взрослого населения Российской империи. До наступления эры антибиотиков она внушала примерно такой же ужас, какой сегодня внушает рак. Даже больший. Рак — всё же больше болезнь пожилых людей, а туберкулёз в могилу чаще всего сводил молодых — в 25—45 лет. От чахотки же в возрасте около 30 лет умер Николай1, один из старших братьев Антона Павловича, талантливый художник. Думается, картина ухода брата навсегда осталась с Антоном Павловичем и сыграла свою негативную роль в развитии его болезни, подкашивая надежду на благоприятный исход» (В. Гоношилов).
_______________________
1 Н.П. Чехов (1858—1889) умер за 10 месяцев до начала путешествия его младшего брата на Сахалин.

Более 100 лет между биографами писателя идёт спор о том, где и когда Чехов заразился туберкулёзом и почему не смог вылечиться, если для этого у него имелись все возможности? Ведь его же лечащий врач тоже болел чахоткой и излечился в те же годы, что и Чехов.

Выдвинуто несколько версий, но под стандартную периодизацию подпадает только одна. Дело в том, что симптомы чахотки при её лёгочной форме (а именно такой заболел Антон Павлович) проявляются в течение 3 лет болезни, после чего больные живут относительно короткое время, всё зависит от условий жизни, качества питания и лечения.

Наиболее известные версии.

1) Чехов заболел в декабре 1884 г. Об этом случае сам Антон Павлович написал следующее: «Оно (кровохарканье. — В.Е.) было обильно. Кровь текла из правого легкого. После этого я раза два в году замечал у себя кровь, то обильно текущую, то есть густо красящую каждый плевок, то не обильно; каждую зиму, осень и весну и в каждый сырой день я кашляю. В крови, текущей изо рта, есть что-то зловещее, как в зареве. Когда же нет крови, я не волнуюсь и не угрожаю литературе “ещё одной потерей”. Дело в том, что чахотка или иное лёгочное кровохаркание узнаётся по совокупности... Если бы то кровохарканье, которое у меня случилось в Окружном суде, было симптомом начинающейся чахотки, то я давно уже был бы на том свете, вот моя логика». Т.е. сам Чехов отрицал возможность тогда чахотки, но биографы на этом настаивают. Отмечу также, что при наличии в организме туберкулёзных палочек Чехов никогда не смог бы без тяжких последствий совершить столь трудное путешествие в противоположный Москве конец страны.

2) Писатель заразился во время поездки по Сибири или при общении с каторжанами на Сахалине. Однако симптомы туберкулёза проявились только через 6 лет после этого. Версия сомнительная уже потому, что в последующие годы Чехов много разъезжал по миру, и условия, в которых он тогда жил, никак не способствовали торможению развития болезни.

3) Чехов подхватил туберкулёзные палочки во время работы над книгой «Остров Сахалин». Писатель полагал свой труд научным, много работал с источниками, в первую очередь со статистическими сборниками, которыми часто пользовались другие читатели. А медицинской наукой признанно, что туберкулёзные палочки долее всего живут в бумажной, прежде всего книжной пыли. Да и временные показатели течения болезни соответствуют этой версии. Образно говоря, Сахалин достал Антона Павловича в Москве.

Кто здесь прав, кто ошибается — не нам судить.


Рецензии