Анкета и не только
Это было в родильном доме на улице Льва Толстого в Самаре, как сообщили ему родители. Ходил в детский сад, окончил школу с серебряной медалью, и музыкальную школу.
Немного о Самаре(она же именовалась и город Куйбышев).Основана в 1586 году.
За всё её существование чужеземные захватчики с Запада до неё не добирались- ни шведы, ни литовцы ,ни поляки, ни немцы. Слишком далеко. С Востока подходило калмыцко- ногайское войско , но в Самару войти не решилось.
Вот свой, Емельян Пугачёв, в неё заходил в 1773 году. И ещё в 1918 году её захватили белочехи.
Очень много известных людей были как-то связаны с Самарой. Молодой В.И.Ленин до революции два года работал в Самарском суде.Там же в Самаре жил соратник Ленина Г.М. Кржижановский.В Самаре начинал литературную деятельность А.М. Горький под псевдонимом Иегудиил Хламида.Долгие годы в Самаре жил писатель Алексей Толстой. Лев Толстой тоже был в Самаре, но проездом, когда лечился в кумысолечебнице.
И режиссёр Эльдар Рязанов во время войны и некоторое время после нее жил в Самаре.
Очень много для Самары сделал в середине девятнадцатого века губернатор Алабин.Сейчас в Самаре губернатор Дмитрий Игоревич Азаров, который также очень много делает для жителей Самары.
И даже "товарищ Сухов" из фильма "Белое солце пустыни" был родом из Самары и в честь него на набережной города установлен памятник. Но вернёмся к автору.
Высшее образование автор получил в КуАИ.( Куйбышеский авиационный институт, моторостроительный факультет.
Сейчас понимаешь, как много разносторонних людей там училось и не только.И всерьёз. Даже турист Валерий Грушин, который погиб , но смог спасти тонущих детей на таёжной речке, был студентом КуАИ. В память о нем в пригороде Самары проводится многолюдный фестиваль туристкой песни. Тысячи людей, обнимая "изгиб гитары жёлтой", всю ночь поют и туристские и другие песни.
После института поступил на работу в ОКБ Генерального и выдающегося конструктора Н.Д.Кузнецова там же в Самаре.
И очень много, много лет там проработал.
Автор не сидел, не привлекался, родственников за границей и на оккупированных территориях не имел.
Не вступал, не состоял на учёте, блюл моральный облик и имел только одну "любимую".
Секретарш не было, всю черновую работу делал самостоятельно.
Жена у меня одна, других не имел.
Имею одного ребенка, дочь,теперь уже кандидата или кандидатку наук, внебрачных детей не имею.
Один ребёнок не потому, что больше не мог.
Жена так захотела, её голос-решающий.
Имею трёхкомнатную квартиру, хилую, не современную дачу, автомашину Калину(поддерживаю отечественных производителей), лодку Прогресс-2 с тридцатисильным мотором Сузуки.
Лодку, к большому моему сожалению, придётся продать, поскольку "единственная моя"( как поёт Киркоров) - жена сказала, что стыдно уже тебе в таком возрасте по Волге разъезжать, хватит и точка!
Читаю и пишу со словарём по-немецки, но не говорю.
Вкладов в зарубежных банках и недвижимости за рубежом не имею. Дальше буду рассказывать о детстве, потому что предполагаю, что большинство моих читателей в 40-вых и 50-десятых годах прошлого века ещё не родилось, и они не знают, как тогда жили.
Наша семья до войны и после неё проживала на улице Водников, второй от берега Волги. Первой была улица Максима Горького.
Самое яркое впечатление детства - выдолбленная тыква на Новый год. В ней прорезались два отверстия -глаза и одно отверстие-рот.
Внутрь ставилась свечка и в темноте появлялся образ страшного чудища. Свет свечи окрашивал в тёплый розовый цвет оставшуюся часть тыквы и она казалась живой.
Хорошо помнится также запах постных щей из квашеной капусты, которыми кормили нас военными годами в детском саду в обед. И до сих ощущается противный вкус рыбьего жира. Ложку его обязательно нужно было проглотить перед едой.
Недалеко от нашего дома на улице Максима Горького была пристань для пассажирских судов. И до сих пор помнится звук объявления по репродуктору на пристани: "Третий звонок пароходу Кремль, следующему до Сызрани". И басовитые гудки колесных! пароходов. Рядом с пристанью всегда было многолюдно. Стояли и ждали подряда артели заготовщиков дров. Они пилили брёвна и потом раскалывали поленья. На себе они несли двуручные пилы, обёрнутые мешковиной и специальные топоры-колуны. Это были в основном жители прибрежных деревень.
Также толпу образовывали пассажиры пароходов, уличные торговцы разными пирожками, ягодами, огурцами, яблоками и мелкими несъедобными, но нужными вещами.
В толпе шныряли мелкие воришки. Помню, как в этой толпе с меня сорвали красивую фуражку двое сопливых подростков и удрали через проходной двор. Запомнился также деревянный ящик с ячейками. В ячейках были уложены конвертики с предсказанием судьбы. Яркий попугай за сравнительно небольшую плату доставал толстым клювом конвертик с предсказанием. Было твёрдое убеждение среди прохожих, что попугай никогда не ошибается.
Рядом с пассажирской пристанью стояла "рыбница". Небольшая плоскодонная баржа с отверстиями в днище, разделенная на поперечные отсеки. В отсеках плавала живая рыба, которую ловили неводами или подъемными пауками рыбаки. Желающие купить рыбу показывали на ту, которая им больше нравится. И рыбак доставал ее большим сачком и отдавал покупателям. Мы ходили на такую рыбницу с дедом. Какой только рыбы тогда не вылавливами в Волге: сомы, огромные, как подносы, лещи,сазаны, судаки,жерехи, жирная плотва и колючие стерляди, иногда и осетры!
Как говорил, жили мы тогда на улице Водников в одноэтажном пятикомнатном доме.В большой средней комнате была русская печь и эта комната была рабочим местом деда.Для отопления других мест использовались печи "голландки" , о которых сегодня мало кто знает.
Это кирпичная цилиндрическая печь с наружным металлическим кожухом, которая устанавливалась в стыке внутренних углов смежных комнат. Она отапливала несколько комнат сразу.Как ясно из названия, эта печь была ввезена в Россию из Голландии очень известным русским императором. Фасадные уличные окна на ночь от лихих людей запирались поворотными деревянными ставнями с металлическими шкворнями.
Шкворни через отверстия в раме окон пропускались внутрь дома и там фиксировались запорами.В холодных сенях вдоль боковой стороны дома стояли два примуса и керогаз. Под полом сеней жили козы, которые иногда шаловливо заглядывали через щели в полу сеней на людей.
Внутри жилых кварталов были противопожарные кирпичные разделительные стены, потому что пожары в деревянных домах с печным отоплением были нередкими.
Дед мой был ремесленником. Он делал деревянные каблуки для сапожников. До сих пор помнится технология их изготовления. Сначала топором вытёсывались длиной метра полтора деревянные бруски. Затем эти бруски дополнительно обрабатывались так называемым стругом, металлическим тесаком с двумя деревянными ручками по краям струга. Для этого дед садился на специальную лавку и одевал на грудь войлочный упор, в который упирался один конец бруска. Другой конец бруска прижимался ремнем к лавке с помощью специальной, расположенной под лавкой доски, на которую надо было давить ногами. После завершения работы стругом нужно было разделить бруски на части по возможному числу каблуков. Дед пилой делал надрезы на бруске, но не до конца.
И далее наступала работа для внука. Автор (подросток) брал этот брусок с пропилами, с размаху бил бруском по лавке, чтобы от него отламывалась заготовка каблука. Потом дед различного вида стамесками доводил с помощью картонных шаблонов каблук до нужных размеров. Затем к деду приходили сапожники. За неспешной беседой деда с сапожниками, когда обсуждалось и ожидаемое ежегодное снижение цен, и посещение Москвы Мао-цзедуном, заказчики и изготовитель подбирали нужные им каблуки и расходились до следующей встречи.
Дед, как и герой рассказов Фазиля Искандера, очень любил слушать прогноз погоды, который звучал из картонной тарелки, известной по множеству фильмов. Для него этот прогноз - был святым делом, и пока звучал прогноз, все должны были молчать.
Бабушка хорошо готовила. Помню её вкусные пирожки с мясом. Мясо ни в коем случае не пропускали через мясорубку. Оно рубилось на мелкие кусочки специальной сечкой в деревянном корытце. Пирожки были сочные и сейчас уже таких не делают. И помню, что ещё у бабушки были специальные деревянные пирамидки, формы, куда набивалась творожная масса для так называемых "Пасх".
Запомнились также керосинщики. В русской печи, которые были и у нас в доме, и в других дома рядом, готовить еду было неудобно. Они использовались лишь для обогрева зимой. Поэтому для приготовления пищи применялись примусы и керогазы, о которых современные жители не имеют представления.
Примус имел цилиндрический небольшой высоты корпус-Топливный бачок, с металлическими ножками снизу
для установки примусана пол или на стол.Вверху тоже были опоры -ножки, на которые ставилась кастрюля, сковорода или чайник.
К верхней части приваривался подкачивающий поршень для подвода воздуха в топливнй бак .Керогаз имел тоже самое, но горелка у него была посложнее.В ней сгорал не керосин, а газ из газификатора. В нем керосин превращался в газ, который горел. Керогазы были дороже примусов, но экономичнее.
Для доставки керосина к домашним хозяйкам и появились керосинщики. Эти люди наливали керосин в бочку на колёсах с двумя оглоблями . В передней части оглобель закреплялся кожаный ремень-лямка. Упираясь грудью в этот ремень керосинщик отправлялся в нелёгкую дорогу.
В некоторых определённых местах керосинщик останавливался, доставал хриплую дудку и извещал её звуком домохозяек, что керосин приехал. Хозяйки хватали емкости и сбегались на звуки. Кто не успевал, приходилось ждать следующего визита керосинщика. Керосинщик попутно собирал старое тряпьё. Это делали в основном дети, которых керосинщик одаривал глиняными свистульками или другими нужными детям вещами.
И ешё из военного времени. Улица Водников находилась на пути снабжения Сталинграда. Лошадей как и мужчин ,призвали на войну. И , как ни странно, по улице Водников даже в лютую зимнюю стужу стали проходить обозы на верблюжьей тяге. Корабли пустыни делали свою работу все в инее, но делали.
Недавно увидел в Яндексе: "Карта Самары с улицами и номерами домов",нашёл улицу Водников рядом с берегом Волги , увеличил и нажал дом 77. Увидел дом
, в которос прошло моё детство!.Понял,
что комнаты дома с окнами на улицу- нежилые, окна закрыты ставнями и крыши над ними нет.
Люди ещё живут на другой половине дома,
, потому что на воротах ящик для писем.Туда пришла похоронка на брата моего отца дядю Костю. Отец после войны нашёл его могилу где-то во Львовской области. Многое вспомнилось, и как много изменилось с той поры. Левая сторона дома просела, потому что с крыши каменного дома слева дождевая вода попадала под угол нашего дома.
После окончания Великой отечественной войны мой отец остался работать в администрации советской оккупационной зоны. Ему разрешили перевести в Германию жену и меня. От жизни в Германии остались очень малочисленные воспоминания. Сначала мы жили в сохранившейся городской застройке Берлина. Рядом с домом , где жили советские офицеры с женами и детьми, был дом, в котором жили немцы. Двор у нас был общий, на котором немецкие фрау (мужчин немцев было мало) на верёвках сушили бельё.
Как - то в начале зимы русские мальчишки стали играть в снежки и запачкали снежками из грязного берлинского снега немецкое бельё. Фрау пришли жаловаться нашему управдому и мне здорово влетело от отцов за такие шалости. Еще запомнилась рачительность и бережливость немцев. После войны в Германии осталось очень много оружейного пороха. И русские или американцы не задумвывясь, сожгли бы его с целью утилизации .
Немцы же стали выпускать немыслимо большое количество различных игрушек, в которых использовался оружейный порох: детские ракеты, различного рода шутихи, петарды и прочие горючие вещи. Нам, подросткам, это очень нравилось, и мы с удовольствием эти игрушки использовали.
Как сейчас помню такую небольшую ракетку длинной с полметра. Картонный цилиндр с порохом и с прикреплённой к нему деревянной палочкой-хвостовиком. Хвостовик втыкался в землю или снег, поджигался фитилёк внизу и дальше надо было бежать как можно дальше, чтобы не пострадать от этой небезопасной игрушки.
Запомнилось еще про бережливость.
Кроме автомобилей в нашей армии ещё много было транспорта на конной тяге. И вот после прохождения обоза по берлинской улице и оставления неизбежных следов пищеварения у лошадей на мостовой, сразу же туда выходили местные жители и всё аккуратно собирали в ведёрки, не для чистоты, а для своих огородов.
Потом мы переехали в дачный поселок в пригороде Берлина, и жили там в коттедже. Там автор впервые проехал на легковом автомобиле (какой-то Оппель), который был вместе с водителем выделен отцу. Запомнилось посещение берлинского оперного театра, в котором давали русскою оперу "Садко", но с немецкими исполнителями. Берлинский оперный театр имел прекрасно оборудованную сцену, на которой очень хорошо было показано посещение Садко подводного царства.
Запомнился поход в огромный берлинский цирк, на арене которого клоун вставлял в рот электролампочку, и она по громкой просьбе зрителей загоралась.
Помнится также одно детское развлечение. На окраине нашего дачного посёлка был неохраняемый склад какой-то немецкой техники.
Там, среди прочего был большой зенитный прожектор, правда уже с разбитыми зеркалами. Чашка прожектора по бокам имела две консоли. На одной было сиденье со штурвалом, при вращении которого весь прожектор вместе с консолями вращался.
На другой консоли - также сиденье со штурвалом, при вращении которого чашка прожектора наклонялась в разные стороны. Часть сорванцов забиралось внутрь чашки, а двое, более сильных, залезали на сиденья консолей и вращала штурвалы. Чашка прожектора и вращалась и одновременно качалась к радости пацанов, которые были в чашке.
Первый класс школы автор закончил в Берлине. Большая по вместимости школа, хорошо оборудованная, с отличным спортзалом, располагалась в трёх километрах от нашего посёлка. В неё свозили на автобусах всех русских детей из мест, где проживали семьи военных.
С той поры у нас в семье сохранились и используются до сих хорошие нержавеющие немецкие столовые ложки и вилки известной фирмы с клеймом "Двух близнецов".
После поездки в Германию до сих ещё используется воздушный пистолет и большой кусок бело-красного полосатого брезента, на котором так хорошо поваляться среди песчаных волжских отмелей.
Из Германии на родину мы вернулись в 1948 году. Как раз во время нашего приезда по улице Водников проходила многолюдная похоронная процессия. Хоронили девятнадцать сгоревших при тушении так называемых "баков" пожарных. На стрелке при слиянии рек Волги и Самарки было установлено в военное время много больших металлических цилиндрических баков для хранения нефти и бензина. Никакие противопожарные нормы тогда не соблюдались.
На грех это случилось.
Молния ударила в один из баков, пламя перекинулось и на другие. Ситуация усугубилась еще и тем, что некоторые баки стали заливать водой. Под слоем воды от высокой температуры образовалась паровая подушка, которая, как во вскипевшем чайнике, выбросила воду и горяшую нефть на другие баки и на пожарных поблизости.
Эта же горящая нефть попала и на пожарный катер, который тушил пожар. И пытавшиеся спастись вплавь матросы с катера тоже погибли.Сгорело 97 000 тонн нефтепродуктов. Позднее автор увидел в Яндексе жуткие кадры, когда от некоторых пожарных остались только одни полусгоревшие башмаки.
Еще из этого времени. Как уже говорил улица Водников была на пути в Сталинград.Транспорт шёл по прибрежной улице Максима Горького, поворачивал влево на перпендикулярную Волге улицу Венцека, проезжал один квартал по этой улице в горку и поворачивал вправо на улицу Водников тоже в горку. . Вот в этои месте, на повороте и происходили интересные события. В то первое послевоенное время улица Водников
зимой не очищалась от снега. Это же было на всех других улицах Самары, кроме центральной-техники для уборки не было.
Выпавший снег утрамбовывался колёсами грузовых машин до прочной ледяной корки, позволявшей на ней ездить на коньках. Не на ботинках, а закреплённых на валенках.И вот на этом участке поворота дороги,когда машины замедляли свой ход, на них набрасывались "цепляльщики".
Это лихие пацаны-подростки. Один из них, самый шустрый, выскакивал на дорогу и цеплялся металлическим проволочным крюком за кузов машины снизу. К крюку была привязана верёвка, за которую хватались другие цепляльщики. И машина с пятью или с большим количеством цепляльщиков продолжала, ускоряясь, своё движение. При какой-то слишком большой скорости , цепляльшики отцеплялись. При большой скорости было опасно ехать , можно было попасть в ямку на дороге.
Это зимнее занятие пацанов продолжалось до тех пор, пока улицу Водников не стали убирать от снега.
Из последующего времени помнятся пионерские лагеря, с неизбежным мытьем ног на ночь в тазике с холодной водой. И огромное количество рогатых "жуков-оленей", которые слетались вечером на свет лампочек. Часть лета мне приходилось быть в пионерском лагере, а часть проводить вместе с родителями в двухэтажных многосемейных общих летних дачах возле завода КАТЭК.
Осталось в памяти.
Машин, в основном грузовых, (легковых почти не было) на дорогах в то время и в той местности было мало. И вечером в тишине очень отчетливо было слышно, как где- то вдали возникало урчание мотора, постепенно оно усиливалось, и, наконец, грузовик с рёвом проезжал рядом с нашим домом. Из этого времени также запомнились идущие с песней по шоссе колонны солдат, которых спереди и сзади обозначали красными флажками выделенные сигнальщики. Часто пели- "Краснознамённая- даешь отпор!"
Как- то в перелеске на этой общественной даче автор стал ковыряться палкой в муравьиной куче. И вдруг увидел холодный смертельный блеск пистолетного дула.
В промасленную тряпицу был завёрнут и спрятан в куче пистолет Беретта 6,5. И автор ощутил холодок за спиной, почудилось, что за мной из кустов наблюдает хозяин этого пистолета.
Два дня, прячась от родителей и других жителей этих дач, автор разбирал и собирал с трудом это орудие убийства. В конце концов отдал пистолет отцу. И ещё запомнилась смерть Сталина. Тоскливые, надрывные, повсеместные гудки и сирены заводов и клаксоны машин во время погребения. И слезы многих людей.
В последующем запомнилось. 1954 год. В Самару приезжает индийская футбольная команда. Вся центральная улица города у гостиницы "Жигули" забита народом, все хотят увидеть индийцев. Говорят, среди них есть футболисты с бородами, а некоторые играют только босиком , и что они все- синего цвета.
Запомнился также приезд Н.С. Хрущева в 1958 году в Самару на открытие ГЭС в Жигулях. Огромные толпы людей сорвали митинг на площади Куйбышева. Никита Хрущев был не вывезен вертолётом, а проведён через подземный ход в подвал аптеки на Самарской площади. И уехал в Тольятти. К счастью, никого не задавили в толпе, но одежду на многих порвали.
Автор прекращает свои воспоминания. Жена сказала: хватить заниматься глупостями. Лучше поменяй ролик у холодильника. Поэтому прекращаю. Насовсем - если не будет никаких откликов от читателей, и - временно, если они будут.
Свидетельство о публикации №223082700733
С теплом души и симпатией-Ольга.
Ольга Сергеева -Саркисова 12.01.2024 22:20 Заявить о нарушении
Владимир Чистяков 40 16.01.2024 00:18 Заявить о нарушении
Владимир Чистяков 40 16.01.2024 00:29 Заявить о нарушении
Ольга Сергеева -Саркисова 16.01.2024 11:55 Заявить о нарушении
Владимир Чистяков 40 16.01.2024 20:41 Заявить о нарушении