Кардинал-мученик Дьёрдь Шереди

Тот, кто хорошо знаком с историей Венгерской Католической Церкви, возможно, упрекнёт меня в том, что я назвал мучеником человека, умершего естественной смертью и никогда не подвергавшегося физическим пыткам.

Но существуют, как известно, и моральные мучения.

И вот их-то Дьёрдь Шереди испытал сполна!

Будущий пастырь пришёл в этот мир 23 апреля 1884 года, под именем Дьёрдь Юстиниан Сапучек. Рождённый на стыке венгерской и словацкой этнических стихий, мальчик был записан в метрике под словацкой фамилией отца, но по нормам венгерской орфографии — Szapucsek (по-словацки она пишется — Sapuсek). Ибо самосознание его родителей было венгерским. Их родная деревня Деаки имела параллельное словацкое имя Дьяковце. Над нею тогда развевался флаг Святого Иштвана, но в ХХ веке данный регион не раз переходил из рук в руки, и ныне деревня Дьяковце находится на юге независимой Словакии.

Католическая Церковь была в Австро-Венгри государственной и от случая к случаю субсидировалась венценосными Габсбургами. Не знаю (и не буду гадать), что подвигло юного Дьёрдя Сапучека избрать духовную карьеру — природная тяга к аскетизму, или же возможность получить высококачественное образование бесплатно. Учился он блестяще, с детства отличался любознательностью. 6 августа 1901 года, в возрасте 17 лет, Дьёрдь вступил в новициат Бенедиктинского ордена в крупнейшем венгерском монастыре Паннонхалма. В скором времени Дьёрдь поменял фамилию на чисто-венгерскую Шереди. 10 июля 1908 года Дьёрдь Шереди принёс монашеские обеты в Паннонхалме, а четырьмя днями позже был рукоположен в священники, после чего продолжил служение в Паннонхалме уже в качестве бенедиктинского иеромонаха. Позднее он был избран прокуратором (представителем) бенедиктинцев при Святом Престоле. И несколько последующих лет он провёл в Италии.

Именно в Италии,
поскольку Папской области тогда УЖЕ не было,
а Государства Ватикан не было ЕЩЁ.

В период Первой Мировой войны Дьердь Юстиниан Шереди стал секретарём кардинала Яноша Чернаха, примаса Венгрии — архиепископа Эстергомского (также этнического словака). Вместе с Чернахом, Шереди принял участие в организованном кардиналом Скапинелли ди Легуиньо расследовании обстоятельств Сараевской трагедии — рокового убийства эрцгерцога Франца Фердинанда, с которого берёт начало Новейшая история. Материалов по делу ими было собрано несколько томов. На основании коих Скапинелли, Чернах и Шереди пришли к выводу о причастности к убийству эрцгерцога венгерского премьера Иштвана Тисы, якобы имевшего тайные контакты с террористами из организации «Млада Босна». Однако, в 1921 году бесследно исчезли самые ценные тома досье, привезённые из Италии в Вену (об этой потере упоминается в сохранившемся черновике письма кардинала Франческо Маркетти Сальваджани от 1 ноября 1921 года).

В начале 1915-го папа Бенедикт XV решил выступить посредником между Австро-Венгрией и Италией, с тем чтобы призвать итальянцев не вступать в Мировую войну. Посланник понтифика в Вене кардинал Эудженио Пачелли (будущий папа Пий XII) не смог договориться с Францем-Иосифом и венгерским примасом Яношем Чернахом, о каких-либо примирительных жестах по отношению к Италии.

Из Первой Мировой войны Венгрия, как известно, вышла побеждённой. И даже — в состоянии трагического надрыва. Страна лежала в руинах, разорённая не столько солдатами Антанты, сколько коммунистами Белы Куна. Радея о благе Отечества, Венгерская Католическая Церковь безоговорочно поддержала национального героя, вырвавшего Венгрию из цепких рук оголтелых фанатиков. Регента Венгерского королевства Адмирала Миклоша Хорти. НЕ католика — кальвиниста. Под его властью страна обрела новое достоинство...

В 1925 году на улице Дамьянича в Будапеште началось строительство церкви Regnum Marianum (Королевы Марии), по проекту архитектора Ивана Котсиса, — в благодарность Пресвятой Деве за освобождение Венгрии от красной чумы. В 1931 году Дьёрдь Юстиниан Шереди освятил церковь. В 1951 году коммунистическая власть уничтожила святыню. 

19 декабря 1927 года Шереди был назначен кардиналом-священником с титулом церкви Святых Андрея и Григория на холме Целий (Ss. Andrea e Gregorio al Monte Celio). Вскоре же Папа Пий XI назначил Дьёрдя Шереди архиепископом Эстергома и примасом Венгрии. Хиротония состоялась 8 января 1928 года в Сикстинской капелле Ватикана, причём главным консекратором был сам Пий XI.

В 1923 - 1939 гг. под редакцией кардиналов Пьетро Гаспарри и Дьёрдя Юстиниана Шереди был издан блок источников Кодекса канонического права. В 1938 г. в Будапеште увидел свет Юбилейный сборник, посвящённый 900-летней годовщине кончины Святого короля Стефана (Иштвана), крестителя венгров. Под редакцией кардинала Шереди. В 1939 году Шереди принял участие в Конклаве.

В 1942 году кардинал Шереди выступил по Венгерскому радио. В частности, он сказал:

— В лице каждого князя-примаса Венгрии счастливым образом соединяются высшая власть Католической Церкви и венгерского публичного права, в чем и отражается христианское, а также, в частности, венгерское понимание сущности королевской власти. Такое редкостное привилегированное положение восходит к историческому акту нашего первого короля, Святого Стефана, который с согласия Святейшего Престола объявил архиепископа тогдашней столицы Эстергома князем-примасом и митрополитом всех епархий Венгрии. Вскоре после этого Римский папа перенёс на князей-примасов также и обязанности папских легатов, благодаря чему они переняли на себя и высшую церковную судебную власть на территории всей страны. В силу законодательного акта короля Стефана князь-примас, таким образом, представляет собой первую инстанцию государственно-правовой власти после короля или регента...

Через два года кардиналу представился случай вмешаться в светские дела. После свержения регента Хорти и установления диктатуры Ференца Салаши, в марте 1944 года Шереди опубликовал декларацию, осудившую начатые новой властью преследования и депортации евреев (с аналогичным заявлением выступил и кальвинистский епископ Ласло Равас). В апреле Шереди ещё раз выразил протест против преследования евреев и попытался защитить хотя бы католиков еврейского происхождения, однако ему удалось добиться отмены депортации в лагеря только для священников и монашествующих. Деятельность Шереди и католиков Венгрии по защите евреев привела к аресту двух епископов, одним из которых был веспремский епископ Йожеф Миндсенти (преемник Шереди на посту архиепископа и будущий своточ Национальной революции 1956 года). Много было арестовано и рядовых священников...

26 декабря 1944 г. Эстергом был взят войсками 3-го Украинского фронта, под командованием маршала Ф. И. Толбухина, известного своей жестокостью к побеждённым. Часть жителей покинула Эстергом. Но уже 6 января 1945 г. в город вступили части Вермахта. Вскоре они были подкреплены частями СС, штаб которых разместился в архиепископском дворце... Предвидя, что Венгрия ещё долго будет разменной монетой в конфликтах более крупных держав, Шереди выступил с воззванием. Он призвал священников и монахов не покидать свою паству и «оставаться на своем посту хотя бы даже и ценою мученичества».

«Благодаря этому воззванию, в заключительной стадии войны десятки тысяч людей смогли найти пристанище в церковных учреждениях и храмах, и тем самым спасти свою жизнь.» — писал кардинал Миндсенти.

21 марта 1945 г. Эстергом снова был взят войсками 3-го Украинского фронта. Страдания родной страны надломили жизненные силы 60-летнего Дьёрдя Юстиниана Шереди, он тяжело заболел.

«Нервные переживания и отсутствие медикаментов 29 марта 1945 года положили предел земной жизни кардинала-архиепископа Шереди.» — писал Миндсенти.

* * *

Был разграблен Эстергомский архиепископский дворец.

Об этом писали Йожеф Миндсенти и норвежец Хельге Ингстад (неутомимый искатель потерянного Винланда). Факт разграбления не отрицается и советской историографией.

Мне до сих пор не удалось найти прямых указаний:
КТО же разорил резиденцию Шереди
— эсэсовцы или толбухинцы?
По идее, ни тем, ни другим
не за что было любить непреклонного кардинала.

Вопрос так и остаётся открытым.


* * *

Но следует сказать, что именно при этих драматических обстоятельствах было сделано ценное научное открытие: обретена Венгерская карта Северной Атлантики 1599 года «Geographica Descriptio Mare», долгое время находившаяся вне поля зрения историографии. Анонимный мадьярский патриот обнаружил данную карту, когда спасал уцелевшие книги и рукописи из богатого архиепископского собрания. И бескорыстно передал свою уникальную находку в руки краеведа Гёзы Шепеши. Который впоследствии и опубликовал Эстергомскую карту, введя оную в научный оборот.

Гренландия на Венгерской карте показана островом. А не полуостровом, как на многих старинных картах.

В центре карты сделана надпись венгерскими рунами: ТЕНГАР («океан»).

К западу от Гренландии помещён Мангьяланд (вероятно, это Баффинова земля).

Во всём же остальном Венгерская (Эстергомская) карта подобна более ранней Исландской (Сколхолтской) карте Северной Атлантики. На ней также изображены очертания Хеллюланда, Маркланда и Винланда, открытых великим норманнским мореплавателем Лейвом Эрикссоном. А к югу от Фарерии размещена Иная Фрисландия из Книги Дзено. В действительности — это продублированная Фарерия.

Эстергомская карта является одним из вещественных свидетельств НЕПРЕРЫВНОЙ живой памяти о Благодатном Винланде, открытом и колонизированном норманнами.


Рецензии