Святая Мария становится Святой свободой

Около 01.30 двадцать второго января 1961 года португальский пассажирский лайнер “Santa Maria” («Святая Мария»), следовавший с острова Кюрасао в Майами (США) с 586 пассажирами и 350 членами экипажа на борту, был захвачен вооруженной группой (24 человека) противников диктаторских режимов Салазара и Франко под руководством 67-летнего отставного капитана португальской армии Энрике Гальвао (Henrique Galv;o).
Э. Гальвао за его антиправительственную деятельность уволили из армии и в 1952 году приговорили к 18 годам заключения, но через 7 лет ему удалось бежать, укрыться в аргентинском посольстве, а затем перебраться в Южную Америку.
В Венесуэле в сотрудничестве с Иберийским революционным директоратом освобождения (DRIL) он начал планировать операцию «Дульсинея» (Dulcinea), целью которой был приход к власти генерала авиации Умберто Дельгадо (Humberto Delgado), победившего на всеобщих президентских выборах, но вынужденного бежать в Бразилию из-за преследования салазаровских властей.
План операции был явно авантюрным, построенном на сомнительных предпосылках и поэтому обреченный на неудачу. Следует отметить, что португальские и испанские коммунисты с самого начала отнеслись к этой затее отрицательно. Вот как выглядели основные этапы плана операции:

1. Захват португальского или испанского пассажирского судна в международных водах группой «коммандос», прибывших на борт в качестве пассажиров в венесуэльском порту Ла-Гуайра. Первоначально в качестве «целей» рассматривались испанские лайнеры “Covadonga” или “Guadalupe”, но окончательный выпор пал на португальское судно «Санта Мария», совершавшего ежемесячный заходы в Ла-Гуайру. Захваченное судно вместо Майами направилось бы к берегам Западной Африки, достичь которого предполагали через 8 суток. При этом организации операции надеялись, что их действия привлекут внимание «свободного мира» и осуждения им диктаторских режимов в Испании и Португалии, а также вызовет подъем антиправительственных движений на Иберийском полуострове.
2. «Коммандосы» надеялись, что к ним примкнет часть экипажа лайнера (?). Общими силами при участии местного населения (?) они собирались захватить остров Фернандо-По (часть Испанской Гвинеи), находящуюся там канонерскую лодку и два-три самолета. При этом совершенно непонятно, кто стал бы управлять этим кораблем и самолетами? Затем планировался захват континентальной части Испанской Гвинеи, а оттуда Луанды и всей Анголы при поддержке расквартированных там португальских воинских частей и местного населения (?). Следующим шагом должен стать захват контроля над другой португальской колонией - Мозамбиком. На освобожденных территориях создается новое правительство Португалии и дальнейшие действия переносятся на территорию метрополии.

Первоначальную часть операции «Дульсинея» (захват судна и т.д.) должен был осуществить вооруженный отряд «борцов за свободу» численностью сто человек, а ее начало намечалось на 14 октября 1960 года. Однако, для покупки билетов на лайнер и оружия, а также тренировки «коммандос» требовалось не менее 30 000 долларов, а желающих спонсировать эту сомнительную операцию среди эмигрантов-демократов оказалось крайне мало.
Поэтому, число участников операции пришлось уменьшить до 26, а дату ее начала перенести на 22 января 1961 года. Вооружить удалось только 14 «коммандос» (пистолеты, револьверы, два пистолета-пулемета и несколько гранат приобрели на «черном» рынке).
Денег на билеты даже для 26 человек собрать не удалось, Поэтому части из них пришлось проникать на борт «зайцами» в Ла-Гуайре и в следующем порту захода Виллемстаде (о. Кюрасао). Всего на судно удалось попасть двадцати четырем участникам «Дульсинеи» (португальцы, испанцы и один венесуэлец).
С расположением и назначением помещений на «Санта Марии» они ознакомились еще до операции, поэтому группы, одетые в форму цвета «хаки», действовали быстро и уверенно. Были взяты под контроль ходовая и радиорубки, машинное отделение, каюты судовых офицеров. С сопротивлением пришлось столкнуться только на мостике - в возникшей перестрелке погиб третий помощник капитана и были ранены два члена экипажа. Позднее капитан судна заявил, что экипаж огнестрельного оружия не имел.
С офицерами судна было подписано соглашение, что последние продолжат выполнять свои служебные обязанности. Среди участников операции оказались бывшие судовой механик и офицер военно-морского флота, которые в дальнейшем контролировали действия судового экипажа. Экипаж и пассажиры сопротивления не оказали и признаков враждебности не проявляли, но и желание примкнуть к захватчикам выразили только шесть моряков. «Санта Мария» получила новое название - “Santa Liberdade” («Святая Свобода»).
Однако, долго сохранять факт угона судна в тайне не удалось. Из-за тяжелого состояния раненых и необходимости их лечения на берегу Энрике Гальвао и его товарищи оказались перед серьезной дилеммой: спасти человеческие жизни, но раскрыть факт захвата судна и тем самым поставить под угрозу судьбу всей операции, или сохранить «революционную твердость» и следовать своим курсом. Выбрали первое.
23 января в двух милях от берегов Сент-Люсии (Малые Антильские острова) раненых и тело погибшего штурмана на шлюпке в сопровождении нескольких членов экипажа «Санта Марии» отправили на берег. Вскоре о захвате лайнера заговорил весь мир.
Первые публикации в СМИ и даже Министерство обороны США, а тем более власти Португалии, обвиняли группу Гальвао в пиратстве и различных злодеяниях на борту захваченного им судна. 24 января правительство Салазара обратилось с просьбой к своим союзникам по НАТО США, Великобритании и ряду других стран найти, задержать и передать законному владельцу «Санта Марию». На поиски лайнера направили американские и британские корабли и самолеты. Еще ранее президент США Д. Кеннеди заявил, что в создавшейся ситуации главной задачей ВМС является обеспечение жизни и здоровья 36-ти американских граждан, находящихся на борту «Санта Марии».
24 января, видя, что сохранение радиомолчания уже не имеет смысла, Энрике Гальвао через американское агентcво NBC передал заявление, в котором объяснял цель своих действий, объявив об открытых боевых действиях против тиранического правительства Салазара, делая акцент на политических целях чисто демократического характера, которые им двигали, и заверил, что экипажу и пассажирам ничего не угрожает. Кроме того, пассажирам была предоставлена возможность беспрепятственно отправлять на берег радиограммы, что должно было развеять лживую информацию о дурном обращении с ними и о намерениях революционеров. Это принесло положительные результаты. Тон публикаций СМИ и заявлений официальных лиц многих стран сменился на нейтральный или даже благожелательный. А главное - мир обратил внимание на внутреннюю политику диктаторских режимов Португалии и Испании.
Гальвао направил радиограммы в адрес Генерального секретаря ООН и Государственного секретаря с требованием признать овладевшую «Санта Марией» группу политическими повстанцами, но ответа так и не получил. В свою очередь 25 января лидер «коммандос» получил предложение командующего Атлантическим флотом США адмирала Роберта Деннисона высадить пассажиров судна в любой точке Северной или Южной Америки, на что Гальвао сообщил, что намеревается выполнить это в удобном для него месте при условии сохранения контроля над судном. Это стало началом длительных радиопереговоров.
25 января «Санта Марию» заметили с датского торгового судна и в тот же день в 900 милях к юго-востоку от острова Тринидад самолет ВМС США Lockheed P2V-5 Neptune обнаружил «Санта Марию». Его командир от имени командующего Атлантическим флотом предложил Гальвао сдаться и проследовать в Сан-Хуан (Пуэрто-Рико). Последовал отказ. Дальнейшие переговоры проходили в более сдержанном тоне и свелись к предложению прибыть Э. Гальвао лично в Пуэрто-Рико для переговоров с адмиралом, но капитан оставить судно отказался. После этого, стараясь оторваться от преследователей, лайнер менял курс, а ночью вводилось полное затемнение.
Не оставались в стороне и иберийские диктаторы. Франко поручил силам, дислоцированным на Канарских островах и в Экваториальной Гвинее, действовать во взаимодействии с португальскими властями, направив для этой цели крейсер «Канариас». Высший совет национальной обороны Португалии, собравшись 26 января под председательством самого О.Салазара, срочно приказал организовать военно-морские силы для перехвата «Санта-Мария». Начавшая операция получила название Galvanex.
На остров Саль (острова Зеленого Мыса) была переброшена авиационная эскадрилья, которая с 27 января приступила к патрулированию Атлантики, на поиск «Санта Марии» и на защиту побережья португальских колоний от возможного десанта задействовали восемь кораблей.
26 января Гальвао получил радиограмму от адмирала Деннисона с предложением прибыть в один из портов на северо-востоке Бразилии для переговоров и высадки пассажиров. К этому времени в связи с ограниченным запасом пресной воды пришлось перейти к ее рационированию  (пассажиры теперь могли принимать душ лишь 6 часов в сутки!), запасы топлива также вызывали тревогу. Принимая во внимание эти обстоятельства, а также потерю внезапности для действий в Африке, стало ясным, что выполнение второй фазы операции «Дульсинея» становится все более сомнительным.
Поэтому Гальвао был вынужден принять предложение Деннисона, но при условии, что судно останется в руках повстанцев. Переговоры с представителями ВМС США согласовали провести 31 января в районе бразильского порта Ресифи за пределами территориальных вод, при этом американцы гарантировали неприкосновенность судна и группы Гальвао.
Со своей стороны Гальвао рассчитывал на благоприятную для него смену власти в Бразилии. Вместо просалазаровского президента Жуселину Кубичека 31 января в должность вступал вновь избранный Жаниу Куадруш. Во время своего недолгого правления он занимал более независимую от США позицию, восстановил дипломатические отношения с соцстранами, поддерживал Фиделя Кастро, а Че Гевара был награжден высшим знаком отличия Бразилии, Орденом Южного Креста. Кроме того, он был противником режима Салазара и сторонником демократических преобразований в Португалии.
Гальвао был лично знаком с Жаниу Куадрушем, который гарантировал революционерам политическое убежище в Бразилии и возможность «Санта Марии» свободно покинуть Ресифи после высадки пассажиров и экипажа.
30 января для пассажиров был организован торжественный прощальный ужин, а 31 января «Санта Либердаде» и американский эсминец DD710 “Gearing” с представителями ВМС США на борту стали на якоря на расстоянии 500 метров друг от друга. На шлюпке представители американского военно-морского командования прибыли на борт лайнера. На переговорах пришли к соглашению, согласно которому «Санта Мария» войдет в порт для высадки пассажиров только после вступления нового президента в должность и дачи им гарантии неприкосновенности революционеров и судна.
К этому времени Салазар умерил свой аппетит и, не настаивания на обвинении в пиратстве, потребовал привлечь группу Э. Гальвао в стране задержания к ответственности по следующим пунктам обвинения: хищение частной собственности стоимостью 17 500 000 долларов (судно «Санта Мария»), убийство и нанесение ранений, незаконные владение, транспортировка и использование огнестрельного орудия, использования поддельных документов.
2 января лайнер вошел в порт и стал на якорь на внутреннем рейде, где пассажиры и экипаж покинули судно. В Ресифи Э. Гальвао рассчитывал пополнить запасы топлива, воды и продовольствия, выполнить ремонт машины и набрать новый экипаж. Но прибывший на борт Умберто Дельгадо сообщил, что собрать для этого необходимую сумму денег не удалось. Поэтому 3 января повстанцы передали судно бразильским властям, а сами воспользовались предоставленным им политическим убежищем. На следующий день судно было возвращено владельцу - компании Companhia Colonial de Navega;;o.
Э. Гальвао до своей смерти в 1970 году проживал в Бразилии. Похоронен в Лиссабоне, на том же кладбище, что и погибший 3-й помощник капитана «Санта Марии». В 1991 году Гальвао бы посмертно награжден Большим крестом Ордена Свободы.


Рецензии