Бихмрао Амбедкар Будда или Карл Маркс Глава 7

Публикуется собственный перевод с английского языка работы "Будда или Карл Маркс" автора индийской конституции и борца против кастовой системы Бхимрао Рамджи Амбедкара.

VII. ЧЬИ СРЕДСТВА БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫ?

Теперь в нашем поле зрения вопрос об эффективности и долгосрочности упомянутых средств. Нужно сделать выбор между Правительством-силой и Правительством- моральным нравом.
Как говорил Берк, сила не может быть долговременным средством (Автор упоминает цитату  из - «Речь о примирении с Америкой» Эдмунда Берка - англо-ирландского парламентария и родоначальника консерватизма.).  В своем выступлении о примирении с Америкой он произнес это памятное предостережение:
«Во-первых, Господин председатель, позвольте мне заметить, что применение силы является лишь временным. Оно может на мгновение подчинить, но оно не устраняет необходимости вновь подчиняться; и нация, которая постоянно должна быть побежденной – не управляется».
«Следующее основание для возражений - это неопределенность. Террор не всегда является действием силы, а вооружение не победа. Не добившись успеха, ты останешься без ресурсов, ибо примирение терпит неудачу, а сила остаётся; но если проигрывает сила, то никакой надежды на примирение не остаётся. Могущество и авторитет иногда куплены добротой, но истощенное и побеждённое насилие никогда не будет о них просить.
Еще одним возражением против применения силы заключается в том, что вы подрываете объект своими же усилиями по его сохранению.  То, за что вы боролись, это то, что вы, возвращая, - обесцениваете, топите, растрачиваете в этом процессе состязания».
В своей проповеди, адресованной Бхикку, Будда показал разницу меду властью Праведности и властью Закона, т. е. силой. Обращаясь к братии, он сказал:
«Братья, давным-давно, существовал Верховный правитель, которого звали Далханеми – праведный царь, повелитель четырех четверти Земли, завоеватель, защитник своего народа. Он был обладателем небесного колеса. Он жил в превосходстве над данной землей до самых океанских пределов. И победил он ее не мужеством и мечом, а праведностью».
«Теперь, братья мои, после многих лет, после многих сотен лет, после многих тысяч лет, король Далханеми приказывая одному человеку, сказал «Вы должны били видеть, что Небесное колесо немного затонуло, соскользнуло с его места, так принесите мне известие!»
После многих столетий, когда оно (Небесное колесо) соскользнуло со своего места, увидев это, он пошел к царю Далханеми и сказал: «Знай, господин, правда в том, что Небесное колесо затонуло, и соскользнуло со своего места».
Король Далханеми, братья, пусть князь и его старший сын будет послан для того, чтобы сказать:
«Смотри, дорогой мальчик, мое Небесное колесо немного затонуло, соскользнуло с его места.  И теперь мне было сказано: «Если небесное Колесо, которое превращает царя, опустится, соскользнет с его места, то царь уже не будет жить». У меня было много  человеческих удовольствий: «теперь пришло время искать божественные радости, приди, дорогой мальчик, и возьми на себя ответственность за эту землю, ограниченную океаном. Я сбрею волосы и бороду, надену желтые одежды, выйду из дома в бездомное состояние».
Итак, братья, король  Далханеми, в должной форме установив на троне своего старшего сына, побрил волосы и бороду, надел желтые одежды и вышел из дома в бездомное состояние. Но на седьмой день после того, как вышел царский отшельник, исчезло то самое Небесное колесо».
Затем  один человек подошел к царю и сказал: царь, знай, что воистину Небесное колесо исчезло! Братья, тогда  тот царь был опечален и наполнен скорбью. И он пошел к царскому отшельнику и сказал ему: знайте, господин, Небесное колесо исчезло. Отшельник ответил: не огорчайся и не страдай,  дорогой сын, из-за исчезновения Небесного колеса. Это Небесное колесо не имеет никакого тонкого (слабого) отеческого наследия, дорогой сын.  Но, истинно, дорогой сын поверни и ты в Арийском повороте колесниц. (Действуйте в соответствии с благородным идеалом долга, поставленным перед собой истинными властелинами сего мира).
Положим, ваше величество, что это Арийский долг Чакравартина? (Чакравартин (санскр.cakra-vartin, букв. «тот, который поворачивает колесо») — в буддийском и джайнистском учениях нарицательное название идеального правителя, царствование которого возвращает мир из хаоса беззакония на высшую ступень порядка).
 
Это, дорогой сын, то, что ты, опираясь на норму (законы истины и праведности), почитаешь, уважаешь, чтишь ее, отдаешь ей дань, освящаешь ее, будучи самим знаменем и знаком нормы. Обладая законами праведности, ты,  как и твой хозяин должен обеспечить правильный надзор, опеку и защиту для своего народа, для армии, дворян, для вассалов, для брахманов, и для владельцев домов, для городских и сельских жителей, для религиозного мира, для зверей и птиц. Во всем твоем царстве да не будет несправедливости. Кто в царстве твоем беден, тому да будет даровано богатство.
Дорогой сын, когда в вашем царстве религиозные люди, отказываясь от беспечности, возникающей от упоения чувствами, и преданного терпению и сочувствию.. каждый овладевший собой, каждый утверждающий себя, каждый защищающий себя, придет к вам и поставит под сомнение то, что является хорошим и то, что является плохим, что является преступлением, а что нет, что должно быть сделано, а что нет, какая череда действий будут работать в перспективе на благо, а какие будет способствовать горю. Ты должен услышать их сказанное, и ты должен удерживать их от зла, попросив их заняться благими делами. Это и является арийским долгом властителя мира.
«Даже если так», - ответил помазанный царь, повиновался и выполнил Арийский долг суверенного повелителя.

Таким образом, когда в праздник полнолуния он прошел обряд с мокрой головой к главному верховному жрецу, Небесное колесо открылось с его тысячами спиц, с его ободом , он был целым.
И видя, как это происходит с королем: «Мне сказали, что если царю по такому случаю полностью раскрывается Небесное колесо, становится Чакравартином.  Пусть я даже стану властелином мира».
Тогда, братия, царь встал со своего места и, обнажив от одеяния свое плечо, взял в левую руку кувшин и право рукой окропил Небесное колесо, говоря: «Катись вперед, о, Повелитель колеса! Идите вперед и победите, о, Повелитель колеса!». Затем, братия, Небесное колесо скатилось вперед к Востоку, и после него пошел Чакравартин, и с ним его войско, кони и колесницы, слоны и люди.
Братия, и в каком бы месте ни остановилось колесо, там царь- полководец взял свою обитель и с ним свое четырехкратное войско. Тогда все соперничающие короли восточного региона пришли к Верховному царю и сказали: «Приди, о, могущественный царь! Добро пожаловать, о, могущественный царь! Всё твое, о, могущественный царь! Учи нас, о, могущественный царь!» 
Царь, Властелин войны, говорит так: «Не убейте ни одного живого существа. Вы не должны принимать то, что не было дано. Вы не должны поступать, несправедливо касаясь телесных желаний. Вы не должны говорить не правду. Вы не должны пить безумный напиток. Наслаждайтесь своими владениями, как вы привыкли делать».
Затем, братья, Небесное колесо, погружаясь вниз к Восточному океану, снова поднялось и покатилось в область Юга (там произошло то же, что и на Востоке). И таким же образом Небесное колесо, погружаясь в Южный океан, снова поднялось и покатилось в сторону Запада…и Севера: там же, в свою очередь, произошло все то, что было ранее на Юге и Западе.
Потом, когда уже Небесное колесо ушло вперед, покоряя по всей Земле границы океана, оно вернулось в королевский город, и стояло так, что можно было подумать, будто оно застыло перед судилищем у входа в королевские покои.
И второй король, братья, также поворачивающий колесо монарх, и третий… и четвертый,… и пятый…и шестой… и седьмой царь, полководец, после многих лет, после многих сотен лет, после многих тысяч лет, приказывая одному из подданных сказал: «Если ты увидишь, что Небесное колесо опустилось, соскользнуло с его места, принесете мне весть» - «Несмотря ни на что, господин» - ответил мужчина.
Итак, спустя много лет, спустя многих сотен лет, спустя многих тысяч лет, тот человек увидел, что Небесное колесо опустилось, оно стало смещенным со своего места. Увидев это, он пошел к царю, военачальнику, и сказал ему.
Тогда тот царь (как сделал Далханеми) На седьмой день после того, как вышел царский отшельник, исчезло Небесное колесо.
Потом один человек пошел и сказал королю об этом. Тогда царь был опечален и горевал об  исчезновении колеса. Но он не пошел к царю-отшельнику просить об Арийском долге Верховного военачальника.
Затем, братия, служители и придворные, казначеи, стражи и швейцары, а также те, кто жил священными стихами, пришли к царю и сказали:
«Твой народ, Царь, пока ты управлял ими своими же собственными идеями, отличными от того, как бывшие цари исполняли Арийский долг – не процветал».
Теперь в царстве твоем есть придворные служители, казначейские служители, стражи и хранители, и те, кто живут священными стихами – и мы все, и другие  - хранят знание Арийского долга верховного царя! О царь, ты спрашиваешь нас об этом, и мы объявим тебе об этом.
Далее, братия, царь, заставив служителей и всех остальных сесть вместе,  и спросил их об Арийском долге верховного полководца. И они объявили ему об этом. Когда он услышал их, он действительно обеспечил надлежащую стражу и защиту палаты, но обездоленным он не даровал никаких богатств, что привело к распространению бедности.
И когда бедность была уже так распространена, однажды, один человек взял то, что другие не даровали ему, люди называют это воровством. Этого человека поймали и привели к царю, говоря: « этот человек взял то, что ему не принадлежит и это воровство». 
Тогда царь спросил обвиняемого: «Это правда, что ты взял себе то, что никто никогда тебе не давал? И совершил то, что люди называют воровством?». Он дал царю утвердительный ответ. Тогда царю продолжил: «Но почему?», - обвиняемый ответил: «О, царь, у меня нет ничего, чтобы поддержать свою жизнь и существование» Услышав это, царь решил даровать богатство этому человеку со словами: С этим богатством сохрани себе жизнь, сохрани своих родителей, детей и жену, продолжай свое дело». «Несмотря ни на что, о, царь» - ответил человек.
Далее, братия, привели к царю другого человека, которого застали с кражей, но  царь поступил также как и с первым. 
Люди, услышав подобные вести о том, как относятся к тем, кто воровал, подумали, что тоже имеют право присваивать себе то, что им не дано.
И вот, снова привели к царю одного человека, его поймали при совершении кражи и привели к царю. Царь, как и прежде, спросил его, почему он украл то, что ему не принадлежит? Услышав в ответ все то, что он слышал ранее, царь принял совершенно иное решение: «Если я дарую богатство тому, кто взял воровством то, что ему не было изначально дано, то сим будет и увеличение воровства. Так позвольте мне теперь положить конец этому и подвергнуть его заслуженному наказанию – отрубить ему голову!».
Поэтому он приказал своему слуге: «Теперь смотрите! Связать его руки за спиной прочной веревкой в тугой узел, побрить голову наголо, провести его кругом под суровые звучания барабана, от дороге к дороге, от перекрестка к перекрестку , вытащите его у южных ворот и к югу от города поставить его на окончательную точку, и нанести ему предельный удар, и отрубить ему голову» , - « Несмотря ни на что, о, царь», - ответил слуга и ушел выполнять приказы.
И ныне, братия, люди слышали, что те, кто брали воровством то, что им не было дано, были, таким образом, преданы смерти.
И услышав это, люди подумали, что пора приготовить для себя острые мечи для того, чтобы наказать тех, у кого есть имущество и обвиняющих других в воровстве…  «Давайте остановим их окончательно, наложим на них самое высокое наказание, и отрубим им головы!».
И были у них острые мечи, и вышли они, чтобы ограбить деревню, город, а также торговый путь. Таким образом, братья, от благ, не даруемых обездоленным, нищета скорбит изобилие; от нищеты растет количество краж, от распространения краж растет насилие, от роста насилия разрушается жизнь общества, от частых убийств уменьшилось продолжительность жизни и миловидность этих существ.
Теперь среди пожилых людей, братья, некий человек взял кражей то, что не принадлежало ему, и он,  как и все предыдущие люди был обвинен перед королем. Король спросил его, правда ли, что он совершил кражу. В ответ он услышал отрицательный ответ, и обвинения во лжи.
Таким образом, из благ, не даруемых обездоленным, распространялась нищета…кража…насилие…убийства… пока ложь не стала обычным делом.
И снова некий человек явился к царю и сказал: «такой-то человек, похитил нечто, о, царь! Похитил то, что не принадлежало ему!» - таким образом, говоря о нем зло.
И так, братия, от благ ее даруемых нищим росло распространение краж…насилия…убийств…лжи... злословия.
От лжи росла также супружеская неверность.
Таким образом, из благ не даруемых нищим росли кражи…насилие…убийство…ложь…злословие… безнравственность.
Среди братьев росли три вещи: кровосмешение, беспричинная жадность и извращенная похоть.
Далее распространялись и такие явления: отсутствие благочестия к отцу и матери, отсутствие религиозного благочестия к святым, отсутствие уважения к главе рода.
Братья, наступит время, когда потомки данных людей будут жить всего десять лет. Девушки из этих людей будут выходить замуж в пять лет. Среди этих людей исчезнут такие виды вкусов как топленое масло, масло кунжута, сахар и соль, а зерна кудруса будут для них самым высоким видом пищи. Даже сегодня рис и карри – это высший вид пищи, такими зерна кудруса будут уже потом.
Среди таких людей десять нравственных уроков поведения исчезнут совсем, и десять аморальных действий будут обильно процветать. Слово «моральный» не будет среди таких людей.
Среди таких людей, братья, те, кому не хватает сыновнего и религиозного благочестия, и те, кто не проявляет уважения главе рода – будут даны почтение и хвала, так же как сегодня почтение и хвала направлены благочестивым и тем, кто уважает глав своих родов.
Среди таких людей, братия, не будет таких благоговейных мыслей, как запрет на вступление в брак с матерью, сестрой, свекровью, жены учителя, свекрови отца. Мир впадает в распущенность, словно козы, овцы, птицы, свиньи, собаки и шакалы.
Среди таких людей, братья, будут одобряющие вражду, и такие люди станут правилом. Ожесточенные сильной враждебностью, страстными мыслями даже об убийстве. Такая жестокость будет у матери к ребенку, у ребенка по отношению к отцу, у брата по отношению к брату и сестре. Будто спортсмен, чувствующий к игре, которую он видит, то же самое будет чувствовать и они.
Вероятно, это самая лучшее иллюстрирование того, что происходит, когда моральная сила терпит неудачу и сила жестокости занимает свою нишу. Будда же хотел, чтобы каждый человек был настолько морально обученным, чтобы он сам мог стать стражем царства праведности.


Рецензии