Что творится с рекой Окой

Лет 40 назад я начал ходить с друзьями на рыбалку на разные водоемы в окрестностях Рязани, и чаще всего на Оку. Рыбы в то время было в реке ещё довольно много, хотя сетями ее ловили только браконьеры, и стерлядь, запрещённая к вылову, встречалась нечасто.

В июне 2023 года я был возле берега реки, где обычно ловил со дна плотву и подлещиков - возле впадения в Оку ее притока Трубежа. Берег в этом месте, ранее используемый в том числе как небольшой пляж, сплошь зарос деревьями и кустарниками. А мелководье теперь оккупировала болотная растительность, в которой застревает тина.

У одного из рыбаков я поинтересовался клевом, и он ответил, что клюет почти что только ротан (амурский бычок), это инвазивный вид, который появился в Оке лет 15 назад, а за много лет до этого он заселял пруды, вытесняя карася. Правда, подлещик все ещё ловится, на мелководье много малька, которого гоняет окунь, но хищник типа щуки или судака теперь редкость.

Новостью для меня стало и наличие на реке диких уток, хотя к их круглогодично у присутствию в городских прудах все давно привыкли. А вот чаек на реке летом почти не видно, хотя в апреле их летало над водой довольно много. Чайки ещё в советские времена облюбовали свалку бытовых отходов возле окружной дороги, и несколько поколений этих птиц вообще никогда не видели водоемов.

Неделю назад, 20-го августа, я заметил плывущую по поверхности реки зелень, напоминающую издали цветение водоема из-за размножения сине-зеленых водорослей. Но цвет был чисто зелёным. Подойдя к урезу воды, я увидел, что зелень это мелколистная ряска, которая сплавляется с верховьев реки.

В общем, за несколько лет моих довольно прерывистых наблюдений Ока стала другой. Трубеж, некогда полноводный, превратился практически в ручей, который в летнюю засуху 2010 года едва не пересыхал. В прошлом году власти построили на Оке причал, а в этом году к дебаркадеру на причале стали еженедельно швартоваться круизные теплоходы советской постройки. А вот баржи с грузами по реке ходить совсем перестали, видимо, это уже нерентабельно.


Рецензии