Государства материковой Евразии в VI - X вв

    После распада восточной и западной империи гуннов в материковой части Евразии от Манчжурии до Карпат, ограниченной с севера непроходимой тайгой, с юга горными хребтами и Великой китайской стеной возникло и распалось несколько крупных государств с яркой и бурной историей.
    В первую очередь это Великий Тюркский каганат, границы которого во времена могущества простирались от Манчжурии до Крыма. Управлять такой территорией было сложно и не случайно в 581 г. он распадается на: Восточно-Тюркский каганат и Западно-Тюркский каганат. В 593 г. западному кагану удалось вновь объединить обе части, но уже в 604 г. единое государство еще раз делится на западную и восточную части.
    Период с 630 по 678 гг. проходят в бесконечных междоусобицах, Восточно-Тюркский каганат попадает в зависимость от китайских императоров. Лишь в 681 г. после восстания, руководимого беком Кутулугом тюркам удалось избавиться от китайской зависимости. Он провозглашает себя Ильтериш-каганом, вновь объединяет тюркоязычный мир в единое государство с единым языком и письменность. Начался период второго Тюркского каганата. История его относительно неплохо известна из китайских, византийских и арабских источников и из сохранившихся каменных памятников с выбитыми на них руническими надписями. В первую очередь благодаря «Большой надписи» в честь полководца Кюль-тегина, на обнаруженной Н.М. Ядринцевым каменной стеле в долине реки Орхон и надписи Тоньюкука на Огинском камне. Распадается второй Тюркский каганат в середине VIII в.

    Великая Болгария
    На запад от Тюркского каганата после распада европейской державы гуннов в низовьях Днепра, Дона и в Предкавказье возникает государство, получившее названия «Великая Болгария». В него входя потомки гуннской империи, россомоны, анты и пришедшие с востока новые тюркские и угорские племена из-за Урала. В начале VI в. их называют «гунно-болгары». Хан болгар-унногундуров Кубрат воспользовался ослаблением Западно-Тюркского каганата и расширил свои владения. В 610 г. он посещает Константинополь и заручается поддержкой византийского императора, после чего заявляет о независимости от Западно-Тюркского кагана.
    После смерти Кубрата начались раздоры. Великая Болгария распадается на две части. Этим воспользовались хазары, разгромив в сражении войска его преемников Аспаруха и Шамбата. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала через восточно-европейские степи за Дунай. Здесь болгары становятся опасными соседями для Византии. Их воины не раз осаждали Константинополь. В 811 г. хан Крум разгромил войска императора Нисефора I, а из его черепа по скифскому обычаю приказал сделать кубок для питья. В правление христианина царя Бориса I (852-889) на Дунае тюрко-болгары окончательно превращаются в славяно-болгар.
     Другая часть болгар уходит на север, на среднюю Волгу до Камы, где образуется Волжская Булгария. Остались болгары и в Предкавказье, получившие впоследствии название балкар – сегодня составляющие часть коренного населения Кабардино-Балкарии.
 
    Хазарский каганат
    История возникновения и таинственного исчезновения этого могущественного государства Евразии до сих пор вызывает интерес у исследователей. О хазарах известно со времён европейской державы гуннов IV - V вв. н.э. Их считают потомками гуннов и сармат, которые после распада гуннской державы в степях между Тереком и Волгой соседствовали с болгарским племенем барсилов. Позднее они слились в единый народ.  В период становления Великого Тюркского каганата поддержали Истеми-кагана и участвовали в походе на Грузию и Азербайджан (1).
     Рассматривают Хазарский каганат и как один из осколков Великого Тюркского каганата, где доминирующим этносом стали тюрки во главе с ханами из рода Ашина. Со временем в его состав включаются аланы, болгары, буртасы, мадьяры, печенеги, марийцы. Его образование стоит в непосредственной связи с историей Западно-Тюркского каганата, а именно с обретением независимости в результате смуты 630-х гг. либо после его падения в конце 650-х годов (1).
    Кочевой быт хазар освещён в письме хазарского царя Иосифа сановнику халифа Абдрахмана III Хасдаи ибн Шафруту в Испанию  от Х века. Они были прирождёнными всадниками, питались мясом, кобыльим и верблюжьим молоком. Постепенно происходил процесс перехода к земледелию, а население делилось на оседлых и кочевых людей. Важное, может быть определяющее, место в экономике занимала торговля. Хазария утвердила контроль над важнейшими путями международной торговли из Европы в страны Передней Азии, Причерноморским рынкам. В период расцвета власть хазарского кагана простиралась на Северный Кавказ, Крым, Волжскую Булгарию, а в даннической зависимости были восточнославянские союзы племён: поляне, северяне, вятичи и, по-видимому, славяне-анты (2).
     К VIII веку Хазарский каганат становится мощной державой, остановившей натиск арабов и объединивший практически всю Юго-Восточную Европу. Хазары устанавливают определённый порядок в степях от Аральского до Чёрного морей, чем способствуют развитию караванной торговли. Богатеют купцы-посредники на транзитной торговле. В большинстве своём ими оказались евреи, которых в Хазарии было не так много (3).
    Караванная торговля между Китаем и Европой оказалась в руках евреев-рахдонитов, позволявшая наживать огромные богатства. В начале IX в. хан из рода Ашина стал иудеем, то есть перешёл в веру матери и был принят в иудейскую общину. Всё это произошло благодаря тому, что тюркские вожди сохраняли обычай многожёнства, женились на прекрасных еврейках, а сыновья их, оставаясь тюркскими царевичами, становились членами иудейской общины (4).
    С принятием иудаизма в качестве государственной религией в Хазарский каганат стали стекаться иудеи из разных стран. Вновь прибывшие евреи, гонимые в христианских и мусульманских странах, быстро заселили целые кварталы хазарских городов. Каганат превратился из тюркского государства в еврейско-тюркский. В Х в. начался упадок этого государства, а в 965 г. печенеги в союзе с киевским князем Святославом Игоревичем окончательно разгромили Хазарию.

   Киевский каганат
   Со второй половины IX в. начинают официальную русскую историю. О том писал в конце XIX в. Д.И. Иловайский, сетуя на живучесть «варяжской» легенды происхождения Руси, почерпнутой из начальной летописи от 862 года.
    «…Целый ряд почтенных тружеников науки потратил много учёности и таланту на то, чтобы объяснить, обставить эту легенду и утвердить её на исторических основаниях; напомним уважаемые имена Байера, Струбе, Миллера, Тунмана, Стриттера, Шлецера, Лерберга, Круга, Френа, Буткова, Погодина, Куника. Тщетно являлись им некоторые противники и с большим или меньшим остроумием возражали на их положения; каковы: Ломоносов, Татищев, Эверс, Нейман, Венелин, Кеченовский, Морошкин, Савельев, Надеждин, Максимович и др. В области русской историографии поле оставалось доселе за системой скандинавоманов; назовём труды Карамзина, Полевого, Устрялова, Германа, Соловьёва…» (5).
   Но, отказываясь от норманнской гипотезы происхождения Руси, он впадает в другую крайность, помещая гуннов и россомонов исключительно в славянский этнос. Такая точка зрения вызывает не меньшие сомнения. С начала IX в. в Северном Причерноморье доминировали русы, о чем указывали византийские источники, называя их кочевниками (6). Не исключено, что под этим подразумевалось речное, морское кочевничество, так как передвигались они на водных судах, совершая набеги.
    Сегодня многие авторы указывают, что в образовании русского народа участвовало несколько этносов, но в Х в. современники описывали русов и славян как два разных этноса. Например, Константин Багрянородный отделял Русь от славян, потому, что она сама отличала себя от подчиненных ими славянских племен (6). На враждебные отношения русов и славян указывали арабские авторы. Русы были прекрасными мореходами. Но так как арабы никогда не поднимались по Волго-Балтийскому пути выше Волжской Булгарии, некоторые исследователи делают вывод, что описываемые ими русы не могли быть варягами и жить на северо-западе Восточной Европы.
     В середине X в. княгиня Ольга (правила с 945 по 962 гг.) приняла власть в Киеве и немедленно заключила договор с Византией, разорвав отношения с Хазарским каганатом, которому Киев в то время платил дань. В 957 г. она крестилась и, получив поддержку в Константинополе, начала войну против Хазарии. Уже в 965 году её сын, юный князь Святослав Игоревич (правил с 945 – 972 гг., но вначале регентом была его мать), с печенегами и огузами захватил хазарские города Итиль, Семендер и Саркел на Дону (4).
   Скандинавские варяги, в своё время приглашённые хазарским царём, фактически узурпировали власть в русских княжествах. Но во времена регентского правления княгиней Ольгой там меняется этническая принадлежность правящей верхушки. Об этом свидетельствуют имена членов её правительства.  Если старшее поколение носит ещё скандинавские имена, то у младшего – славянские. Таким образом, власть сосредотачивается в руках либо славян, либо ославяненных русов. Славянский элемент восторжествовал над норманнским и над россомонским, сохранив от последнего только само название: «поляне, яже ныне рекомая русь» (7).
 
    Уйгурский каганат
    В III-IV вв. уйгуры входили в союз племён «гао-гюй» (в переводе с кит. «высокие телеги») В 742 г. они с карлуками и басмалами восстали против власти тюркского кагана. С окончательным падением Восточно-Тюркского каганата уйгуры под руководством Бильге основали своё государство, заняв доминирующее положение в Центральной Азии. Он принимает титул Кюль-Бильге-кагана. В 747 г. во главе каганата становится сын Кюль-Бильге-кагана по имени Маянчур.    
   В середине VIII в.  границы Уйгурского каганата на востоке уже распространялись до Манчжурии, на западе охватывала Джунгарию. Кыргызы, потерпев поражение, признали старшинство уйгур и платили дань соболями. Маянчур создаёт постоянную армию. В 755 г. один из крупнейших военачальников китайской армии Ань-Лушань, выходец из аристократической тюркской семьи, воспитанный на согдийской культуре во главе сильного отряда тюрков поднял мятеж против императорской власти и захватил обе столицы – Лоян и Чанъань. За помощью император обратился к уйгурам. Маянчур послал в Китай сына.
    В 761 г. в Северном Китае снова вспыхивает гражданская война. Император, опередив предводителей восставших, которые собирались обратиться к уйгурам, вновь заручился поддержкой последних, заплатив золотом. Бегю-каган лично во главе профессиональной армии вступил на территорию империи и в течение восьми лет восстанавливал там порядок, спасая династию Тан. Тем вновь за это пришлось платить, но ещё больше китайцы заплатили за то, чтобы спасители ушли. Тюрки неохотно уходили с китайских земель. Бегю-каган ежегодно получал богатые дары шёлком и монетами, которые наряду с выгодной пограничной торговлей и возможностью контролировать караванные пути сослужили немалую роль в процветании уйгурского государства. Строились города, развивались ремёсла, совершенствовалась система управления, многое в которой перенималась у китайцев.
    Исследователями подчёркивается высокий уровень культурного развития в государстве уйгуров. На местах стоянок строились настоящие города, развивалась торговля (8).     Наряду с традиционным кочевым хозяйством тюрков здесь развивалось земледелие, разнообразные ремёсла. Значительную роль в каганате играли согдийские мигранты. Со временем они стали контролировать торговые связи с Китаем, Индией, Арабским халифатом, выступая в роли посредников. В столице функционировал огромный рынок, имевший международное значение. Постепенно древние тюркские руны заменяются согдийским письмом, привнесённым торговцами из Согда писавшими амбарные книги, расписки и торговые договоры. На его основе создаётся особая уйгурская письменность. Оно оказалось более совершенным в сравнении с древним руническим письмом, способствовало распространению грамотности. Позже на нём будут созданы известные миру научные труды. Например, «Диван Лугат ат-тюрк»   Махмуда Кашгари (1029 – 1101). Для овладения письмом функционировали обучающие школы.
    Благополучие Уйгурского каганата продолжалось недолго. На рубеже VIII – IX вв. восстают карлуки, но были разгромлены. А в 816 году, когда уйгурская армия вела очередные боевые действия с Тибетом, в тылу у них вновь подняли восстание кыргызы, потерпевшие двадцатью годами ранее сокрушительное поражение при подобном восстании.

    Кыргызский каганат
    Енисейскими кыргызами называют тюркоязычный народ, сложившийся в Минусинской котловине из саянских динлинов и предков современных хакасов – гяньгуней - в IV - III вв. до н.э. В древних китайских источниках о динлинах написано:
«…Жители вообще рослы, с рыжими волосами, с румяным лицом и голубыми глазами. Чёрные волосы считались нехорошим признаком, а с карими глазами почитались потомками Ли Лина [китайский военачальник]. Древние хакасы имели «орлиный нос, русые волосы и голубые глаза, были отважны и мужественны» (9).
    По расовой принадлежности древних кыргызов относят к европеоидам. Антропологический тип обитателей Саяно-Алтая конца I тыс. до н.э. убедительно подтвержден археологическими находками Пазырыка и Укока. Наряду с кочевых хозайствованием у кыргызов большое значение имело земледелие, широко использовалось орошение полей. Развивалась металлургия с кузнечным делом. В делопроизводстве, в отличие от уйгуров, кыргызы продолжали пользоваться орхоно-енисейским руническим письмом.
     В 820 г. кыргызский вождь из рода Яглакар начинает большую войну, которая длилась двадцать лет и закончилась в 840 г. полной победой кыргызов над последним уйгурским каганом Чжан-Синем. Они захватывают Присаянье, Алтай, северо-восток Казахстана до среднего течения Иртыша на западе и устье Селенги на востоке. До начала Х в. сохранялась гегемония кыргызских правителей на значительной части земель, некогда подвластных тюркским каганам. С течением времени и усилением удельных князей ослабевает центральная власть. Часть кыргызов по неизвестной пока причине покидает многие земли Центральной Азии. К концу XI в.  светловолосых кыргызов в центре Азии остаётся не так много и среди них начинает преобладать монгольский элемент.

    Кимакский каганат
    В китайских источниках упоминается племя «яньмо», обитавшее на северо-западе современной Монголии. Яньмо называли в числе предков кимаков. Начиная с середины VII в. кимаки (имаки, каи) с кипчаками, в большинстве своём расселяются к северу от Алтайских гор до средних течений Иртыша и Тобола, на запад до Урала, на юг до бассейна реки Сырдарья. Это был период ослабления Тюркского каганата, когда его вожди попали в зависимость от китайских императоров. В том числе, нежелание подчиняться китайцам, вероятно, побуждало к продвижению на запад.  В начале VIII в. на востоке они граничили с кыргызами, на юге с карлуками и тогуз-огузами. Кипчаки селились западнее кимаков.
     Из-за отсутствия достоверных сведений в источниках и упоминаний в большой и малой Надписях в честь Кюль-Тегина о противостоянии каганам тюрков можно предполагать, что кимаки и кипчаки активно не участвовали в восстаниях за независимость. Но в середине IX в., после распада Уйгурского каганата к кимакам присоединяется часть племён, подчинённых прежде уйгурам. С этого времени начинаются набеги на тогуз-огузов, печенегов с последующим подчинением их. Вождь союзного объединения племён, где кимаки играли роль «старшего брата», принимает титул кагана, завершив таким образом строительство единого государства Западной Сибири и Северного Казахстана от Алтая до Южного Урала.
   Общественный строй кимаков идентифицируется как раннефеодальное общество. Столица каганата располагалась в городе Имакия на Иртыше. Кимаки вели полуосёдлый образ жизни, о чём свидетельствовал в XII в. араб ал-Идриси. Кроме кочевого хозяйства они занимались земледелием, сеяли пшеницу, ячмень и даже рис. Строили хорошо укреплённые города. Казахские археологи тщательно исследовали останки таких городов, и пришли к выводу: кимаки прошли обычный для кочевых народов путь развития от временных стойбищ кочевых аристократов до оседлых поселений и городов.
    Со временем удельные правители богатели, стремились к большей самостоятельности и захвату земель, а рядовые кочевники чаще беднели. В результате центральная власть ослабела, начались междоусобные войны и деление некогда единого каганата на отдельные племена и межплеменные союзы. Усиливаются кипчаки (половцы) и на рубеже X – XI вв. становятся полностью независимыми. В некоторых источниках они назывались «сары-кипчаки», т.е. «желтые кипчаки». Отмечают, что кипчаки были белокурыми и голубоглазыми, связывая их происхождение с динлинами, обитавшими в степях Южной Сибири конца I тысячелетия до н.э.
   В начале XI в. кипчакские (половецкие) орды двинулись на запад. Не просто складывались взаимоотношения русов с половцами. Большинством исследователей подчёркивается антагонизм земледельческой Руси с кочевниками. Начало такому суждению, возможно, было заложено в русских летописях. Писались и переписывались они христианскими монахами, воспитанными на неприятии безбожников, каковыми для них являлись кочевники. Кроме того, в междоусобицах князей Киевского каганата чаще основной воинской силой становились призванные на помощь той и другой стороной половецкие князья, с какими киевские состояли в родственных отношениях.
   
    Государство тюрок-сельджуков 
    К концу Х в. ослабевает влияние кимаков на тогуз-огузские племена. Их вожди ведут борьбу за независимость, в том числе выступают против своего вождя, формально подчинявшегося кимакскому кагану. Глава одного из огузских племён Сельджук ибн Тугак создаёт племенной союз, впоследствии получивший название «держава Сельджукидов».
     К огузам присоединилась часть кипчаков, туркмены и карлуки. Сельджук создаёт постоянное войско, начав завоевательные походы в Хоросан, Гурган (Ургенч), в Северный Афганистан и Западный Иран. Основу войска составило туркменское ополчение и карлуки, жившие на землях от среднего течения Сырдарьи  до Джунгарского Алатау, между озерами Иссык-Куль и Балхаш до отрогов Тянь-Шаня. Причем, топонимы «карлук» встречаются сегодня даже в Прибайкалье. Объявление Сельджуком ислама государственной религией, возможно, стало одной из причин разрыва с иудейской Хазарией. Следует признать, в целом ислам дал толчок к расцвету культуры, искусства средневекового востока и научным достижениям того времени. И сегодня большая часть человечества пользуется арабскими цифрами. Даже алгебра пришла из арабского востока, а с именем математика аль-Хорезми (умер в 850 г.) впоследствии связали прикладной метод отчёта алгорифм. Авиценна перевёл труды Аристотеля, во многом предотвратив их от забвения во мраке средневековой Европы. Именно на Востоке первыми поняли гениальность трудов античного мыслителя. 
    Принятие новой религии благоприятно сказалось на пассионарном подъёме тюрок-сельджуков. Их наступление стало столь неожиданным и стремительным, что за считанные десятилетия была создана империя Сельджукидов, простиравшаяся от левобережья Амур-Дарьи и Каспийского моря до Средиземного моря. В 1043 г. сельджукская армия во главе с Тогрул-беком и Чагри-беком вторглась в пределы Хорезма и приступила к осаде столичного Кята. В конце концов хорезмская знать и измученные голодом горожане выразили покорность сельджукам. После чего Хорезм входит в состав государства Сельджукидов. В 1071 г. армия сельджуков во главе с султаном Алп-Арсланом в битве при Малазгирте (Манцикерте) к северу от озера Ван в восточной части Малой Азии разбила византийскую армию, которой командовал император Роман IV Диоген, открыв дорогу для беспрепятственного продвижения на запад. Сельджуки утверждаются на большей части Анатолии, а в 1072 г. захватывают Сирию и часть Палестины.
    Во времена правления султана Малик-шаха (1072—1092) Сельджукская империя достигла наивысшего могущества. Малая Азия стала тюркоязычной, хотя была этнически и культурно смешанной проживавшими там разными народами. С древних времён здесь жили арабы, армяне, греки, евреи и другие народы. Тюрки в Малой Азии стали называть себя «сельджуками Рума» в отличие от «Великой империи сельджуков» в Иране и в Ираке. С началом завоевательных походов крестоносцев Византия вынуждена была затрачивать огромные усилия на отражение католиков-крестоносцев, а потому мирные взаимоотношения с Сельджукидами имели для неё огромное значение. Но она так и не смогла оправиться от разграбления  Константинополя в 1204 г. рыцарями IV крестового походя и последующей латинской оккупации с 1204 по 1261 гг.
    Конец независимости сельджукского Рума наступил в 1243 г. с приходом войск потомков Чингисхана.

Литература:
1. Артамонов М.И. История хазар. Л., Изд. гос. Эрмитажа, 1962. С. 146 – 152.
2. Толочко П.П. Кочевые народы степей и Киевская Русь. СПб.: Алтейя, 2003. – С. 30 – 31.
3. Заходер Б.Н. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. Горган и Поволжье в IX – X вв. М., 1962. С.164 – 165.
4. Гумилёв Л.Н. История Евразии. – М. : Алгоритм: Эксмо, 2009. С. 580 – 584.
5. Иловайский Д.И. Начало Руси. – М.: Алгоритм, 2012. С. 8, 75.
6. Галкина Е.С. Русский каганат. Без хазар и норманнов. – М.: Алгоритм, 2012. С. 41.
7. Гумилёв Л.Н. Открытие Хазарии. – М.: Айрис-пресс, 2013. С. 326 – 327.
8. Кызласов Л. Р. Культура древних уйгур (VIII-IX вв.) // Степи Евразии в эпоху Средневековья. М.: Наука, 1981. С. 52-54. 
9. Бичурин Н.Я. Записки о Монголии. – Самара: Издательский дом «Агни», -2010. С 268.
Взято из книги С.С. Ахматнурова «Распад тюркского каганата VI – VIII вв. М.: Алгоритм, 2015. 176 с.
В качестве иллюстрации фото карты из открытых источников.


Рецензии