Что такое страх Божий?

                Многие слышали выражение «Страх Божий», но не все толком себе представляют, что это такое, откуда он берется и для чего нужен. Самое яркое представление об этом мы получаем из слов: «Придите чада ко Мне, послушайте менe, страху Господню научу вас». (Пс.33:12). В нашем мирском сознании не очень укладываются такие, казалось бы, два взаимоисключающие понятия, как Бог и страх. Бог – это добро, благо, любовь, мир, надежда, а страх – явление скорбное, признак отчаяния, предчувствие опасности. Т.е., если понимать эти слова буквально, то получается, что некто призывает своих детей научиться отчаянию и ужасу, которые посылает Бог? Конечно же, это не так. Разберемся, о чем идет речь. В этой короткой фразе псалма содержатся две очень важные и объемные темы, а именно: дети, которых призывают и страх Господень. Под детьми следует понимать не малышей или подростков, а тех, кто либо по своему духовно-нравственному уровню развития едва дотянул до детского возраста, либо тех, которые достигли высшей степени богообщения, укротив свой ум до уровня детской чистоты и непосредственности, по слову Христа: «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». И слова псалма, написанные почти за 1000 лет до пришествия Христа, в этом смысле, можно рассматривать как пророческие, потому что во времена царя Давида (XI в. до н.э.) никто о Царствии Небесном ничего не знал. Это учение Нового Завета. Следовательно призыв касается не всех подряд, иначе бы царь Давид призывал бы всех людей, любого возраста, либо высказался обезличенно, или неопределенно.  Псалмопевец обращается исключительно к тем, кто способен услышать призыв Господа и научиться Его истине, и уподобляет таковых детям с их непосредственностью и чистотой, в силу возраста способных к обучению и принятию учения на веру. «Страх Господень» – самое сложное понятие этого стиха. Очевидно, что страх Господень – совершенно не одно и тоже, что и страх человеческий или демонский: «Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина, все праведны» (Пс. 18:10), читаем мы у Давида ранее. Если перевести этот стих на наш современный язык и расшифровать его сакральное значение, то иными словами, он может звучать так: «Страх Божий не содержит в себе всего того, что присущно падшему человеческому естеству: уныния, отчаяния, ужаса, неуверенности, тоски, горя, ожидания беды и т.д. Поскольку он не имеет ничего общего с тварной природой человека, то и пребывает во век, т.е. является одним из свойств Бога, которое неизменно и вечно, как и Сам Бог. «Суды Господни» - т.е. оценка Богом того, что происходит с миром и человеком не связана с мнением людей и даже ангелов. Люди могут ошибаться, а ангелы всего не знать: «О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы Небесные, а только Отец Мой один» (Мф.24:36). Поэтому Суды Божии или суждения Бога о мире всегда праведны, т.е. истинны, потому что Бог не может содержать в Себе ничего не истинного или ошибочного». Почему это свойство Бога называется «страхом»? Как известно, святоотеческое наследие знает три вида страха Божьего: страх раба, страх наемника и страх сына. Этимологический корень всех трех понятий – опасение. Опасение раба быть наказанным, опасение наемника не получить причитающейся платы за труд, опасение сына утратить любовь отца. Первый вид страха относится к тем, кто исполняют заповеди и стараются вести благочестивую жизнь из опасения быть наказанными Судом Божиим, если так жить не будут. Второй – страх подвизающихся ради Христа и стремящихся к исполнению Его заповедей в надежде получить награду от Господа по исходе души из тела, и третий, самый совершенный вид страха – результат постепенного восхождения к Богу, когда по мере избавления от первых двух видов страха, у человека крепнет уверенность в собственном спасении и он уже желает не избежать наказания или получить награду, а боится оскорбить Христа, оказавшему ему столько благодеяний и милости. Это самый совершенный вид страха, о котором св. отцы говорят: «Со Христом и в аду хорошо». Как мы видим, хотя и во всех трех случаях присутствует слово «страх», но значения у него все разные. Из слов 33-го Псалма мы видим, что страху Божьему нужно еще научиться, что сам по себе он не приходит и просто так не возникает. А, что значит научиться страху Божьему? Для этого нужны ученики и учитель. Кто они и как учатся? Учителем здесь выступает Святой Дух, именем Которого Давид призывает благочестивых и ищущих истину. Это прямо следует уже из слов Самого Христа: «Аз есмь Истина» (Ин.14:6). И Христос, и Дух Святой – Бог! Поэтому страху Божьему может научить Христос как Сын Божий в Духе Святом. Имеющий страх Божий, как это не парадоксально звучит, уже ничего не боится, но в смысле страха человеческого, дьявольского, поскольку два страха в одном сердце не живут: либо страх Божий вытесняет страх человеческий, либо страх человеческий не допускает страха Божьего, потому что первый – это надежда, а второй – отчаяние. Если человек боится Бога, то ему уже ничего не страшно, а если он Бога не боится, то пугается собственной тени. Апостол Павел пишет: «Если Бог по нас (т.е. с нами – авт.), то кто на ны (т.е. против нас – авт.)» (Рим.8:31). Имеющему страх Божий уже ничего не страшно в этом мире, и он ждет только встречи со Христом, когда страх Божий превратится в вечную любовь. Как учит свт. Иоанн Златоуст: «Страх Божий может в человеке все». Помимо вышесказанного, страх Божий – это путь к Истине, т.е. это способ обучения и познания. Это то, посредством чего, человек только и может приблизиться к богопознанию и богообщению. Других путей и способов нет. Нельзя прийти к Богу, не имея страха перед Ним, и в то же время, нельзя познать Истину, имея страх человеческий, поскольку заботы и опасения мира сего закроют двери сердца и ума для сошествия Духа Истины, без Которого настоящее познание тщетно.  Свт. Иоанн Златоуст пишет: «Истинная мудрость и истинное образование есть не что иное, как страх Божий… В Писании страх Божий называется Правдой…», и Христос говорит: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф.6:33). Поэтому, когда мы слышим выражение «страх Божий» мы должны испытывать радостное предвкушение будущего века и правды его, радоваться богоприсутствию и милостям свыше, а не испытывать ужас пред грядущим наказанием. Хотя, страх смертный – тоже необходимое условие спасения, но об этом мы поговорим в следующий раз.


Рецензии