Мистерия Конька-Горбунка

(тезисы доклада на Всероссийской научно-богословской конференции)

     Ты лишь меня седлай – и в путь,
     Резвей не сыщешь скакуна!
            Джатака о боевом коне

Сказка о Коньке была записана младшим пророком Петром Павловичем Ершовым в возрасте 18 (6+6+6) лет. Это откровение прочно стоит в ряду древних апокрифических апокалипсисов. Оно было получено после обучения, посвящения и получения необходимых наставлений от более опытного духовидца – всеми любимого и почитаемого А.С. Пушкина. Как и всякое откровение, наша сказка содержит важные моменты Мессианской мистерии. Помимо описания сакральной истории, она включает этапы хождения по мукам всякого посвященного-избранного, выполняющего духовные практики и претерпевающего прозрения.

Против неба - на земле
Жил Старик в одном селе.
У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак.

У патриарха Авраама, господина нижнего мира, противостоящего небесам, три Сына. Они символизируют три этапа религии, причем двое из них выбирают мирской путь – формальное благочестие в земной церкви. Лишь третий будет претендовать на роль Спасителя - в первую очередь своего внутреннего царства, но и о людях позаботится.

Словом: наша речь о том,
Как он сделался Царем.

Более того – ему мало земного царства, он претендует и на высшие небесные уделы, и последствия такого выбора не заставят себя долго ждать.

Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и с усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза-то — что те плошки!

Вступивший на Путь встречает различные знаки и знамения – искушения и удостоверения веры – и получает первые посвящения как из верхнего, так и из нижнего мира, в которых участвуют мирные и гневные божества. Путь начинается с озарения:

Вот уж он перед огнём.
Светит поле словно днём;
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Тут лежит перо Жар-птицы,
Но для счастья своего
Не бери себе его.
Много, много непокою
Принесёт оно с собою.

Первое прозрение приносит восторженные ощущения и приток силы, но не предвещает счастья и покоя – это только начало большого пути через различные духовные и телесные состояния.

Уж над ним я бился, бился,
Так что чуть не надсадился;
Раздувал его я с час —
Нет ведь, черт возьми, угас!

Следующий этап – попытка закрепления первоначального опыта через упражнения йоги. Они не дают устойчивых результатов, пока рядом нет настоящего наставника. Главное достижение на этом этапе – пробуждение внутренней силы, явление внутреннего учителя – Конька-Горбунка.

На земле и под землёй
Он товарищ будет твой:
Он зимой тебя согреет,
Летом холодом обвеет,

Итак, в ходе практики определенные заслуги накоплены, на этом уровне человек способен вступать в диалог с Высшим и заключить завет-договор.

«Что в промен берешь добра?» —
«Два-пять шапок серебра». —
«То есть, это будет десять».
Царь тотчас велел отвесить.

Благодаря обретенным  добродетелям Иван удостаивается богоявления и получает две драгоценные скрижали Торы для пророческого служения.

Во дворце тебе служить.
Будешь в золоте ходить,
В красно платье наряжаться,
Словно в масле сыр кататься,

Святой подвижник решает далеко не только свои задачи. По приказу Царя он получает место в ангельской иерархии, чтобы исполнять поручения – доставлять сокровища для будущего мира. Для начала его необходимо наполнить золотым блеском, светом Жар-Птицы – светом истинного знания. Однако предстоит и более сложное задание – добыть небесную Жену, облеченную в солнце (Откр.12). Согласно книгам Премудрости и учениям тантры, Она владеет мудростью и силой, являясь залогом успеха в любых начинаниях.

Как же, плут, не торопиться:
Видишь, я хочу жениться! —
Царь со гневом закричал.

Чтобы завершить мировую алхимическую мистерию, Царь должен заключить с Ней сакральный брак.

Дал мне сроку три дня только;
Тут попробовать изволь-ка
Перстень дьявольский достать!

Для такой цели все средства хороши, в дело вступает Кольцо царя Соломона – основной инструмент теургической магии.

Тут Иван с землей простился
И на небе очутился

Мессия должен умереть и воскреснуть через три дня, а за этот срок пройти бардо.

Вот въезжают на поляну
Прямо к морю-окияну;
Поперёк его лежит
Чудо-юдо рыба-кит.
Все бока его изрыты,
Частоколы в рёбра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит…

В промежуточных локах-эонах сансары Иван встречает  вселенского Левиафана – еще один образ распятого и страдающего Мессии.

Он за то несет мученье,
Что без божия веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит..

Таким образом, Иван оказывается вовлеченным в космическую мистерию творения, грехопадения и восстановления плеромы (30 – число ее эонов).

Эй, послушайте, миряне,
Православны христиане!
Убирайся вмиг отсюда.
Здесь тотчас случится чудо:
Море сильно закипит,
Повернется рыба-кит...
Тут крестьяне и миряне,
Православны христиане,
Закричали: "Быть бедам!"
И пустились по домам.
Все телеги собирали;
В них, не мешкая, поклали
Все, что было живота,
И оставили Кита.

Сонная жизнь прерывается угрозой апокалипсиса. Спасительное слово истинной проповеди несет освобождение всем обитателям данного мира, погрязшего в догматической религии. Затем Мессия посещает в пророческом видении Новый Иерусалим, обитель небесной Церкви.

Здесь земля-то голубая,
А уж светлая какая!..
Это терем Царь-девицы,
Нашей будущей Царицы.
Подъезжают; у ворот
Из столбов хрустальный свод;
Все столбы те завитые
Хитро в змейки золотые…
А на тереме из звезд —
Православный русский крест.

Близится завершение Пути, предстоит последняя жертва. По указанию Вселенской церкви Мессия вынужден снова пройти через три котла – через все три религии, сквозь жернова трех колесниц учения Будды.

Вот конек хвостом махнул,
В те котлы мордой макнул,
На Ивана дважды прыснул,
Громким посвистом присвистнул.
На конька Иван взглянул
И в котел тотчас нырнул,
Тут в другой, там в третий тоже,
И такой он стал пригожий,
Что ни в сказке не сказать,
Ни пером не написать!

Однако он сможет сделать это безопасно, получив финальное посвящение – крещение водой и Духом – и  обретя верное воззрение. Результат – преображение и просветление. Однако сакральная история не стоит на месте.

Три денька ведь уж прошло:
Завтра срочное число.
Чай, Старик уж умирает…

В конце творения, по окончании трех мировых периодов Бог уходит из мира, чтобы возродиться в мире будущем («Ты опять помолодеешь», «Чудо Бог Один творит»).

Царь велел вам долго жить!
Я хочу Царицей быть.

Мессия же не может править мирозданием один – ему приходится заручиться поддержкой Церкви, ибо «и врата ада не одолеют Ее» (Мф. 16:18).

Люба, люба! — все кричат. —
За тебя хоть в самый ад!
Твоего ради талана
Признаем царя Ивана!

Народ с радостью отказывается от личной свободы и спасения, бросаясь в объятья религии и выбирая общую судьбу. Тем не менее, такой поворот событий чреват грядущими апокалиптическими бедствиями.

Пьют бояре со князьями.
Сердцу любо! Я там был,
Мёд, вино и пиво пил;
По усам хоть и бежало,
В рот ни капли не попало.

Хотя таинство причастия, определяющее ход мировой истории, продолжает действовать, его внутренний смысл безвозвратно потерян.


Рецензии
Нахожусь в потрясений и восхищении от Вашего прочтения Великой сказки!!!
Спасибо, уважаемый Валентин!!!

Игорь Тычинин   28.08.2023 17:59     Заявить о нарушении
Спасибо за понимание и добрый отклик, уважаемый Игорь!

Валентин Ирхин   28.08.2023 18:49   Заявить о нарушении
Присоединяюсь к Спасибо!
Сохранили в исследовательской сказочной теме на Ковчеге.

Феана   24.12.2023 16:18   Заявить о нарушении
Ответное спасибо!

Валентин Ирхин   24.12.2023 17:01   Заявить о нарушении