Глава 212. Караманов. Двадцать вторая симфония

Алемдар Сабитович Караманов
Симфония №22
Германский симфонический оркестр
Владимир Ашкенази (дирижер)

precipitato: У меня каждый раз после слушания Караманова остается очень неприятное тяжелое и болезненное впечатление. Римский-Корсаков чью-то музыку назвал горделивой импровизацией на бумаге — самое подходящее определение для Караманова. Мне кажется, его слуховой опыт ограничен тем, что он слышал по радио в подростковом возрасте, потом он уже ничего не слушал, а только сочинял. Предельно эсхатологический общий тон высказывания, очень наивная серьезность, невероятная, просто антисанитарная стилистическая мешанина — делают для меня его музыку совершенно неприемлемой. Возможно, он как-то особенно выразительно играл это на рояле, но, по-моему, это ничего не меняет. Это какой-то особый, уникальный случай в истории, похожих примеров не знаю. Даже симфонии Артемова не производят столь кошмарного впечатления. Очень обидно, что человек гигантского дарования реализовал себя столь плачевно.

Rudra: Все понятно, кроме «очень наивной серьезности».

precipitato: Мне кажется, что такой лобовой проповеднический тон, в котором всегда высказывается Караманов — сейчас просто невозможен. В таком тоне разговаривают сейчас только баптистские проповедники в телевизоре. Примеров оправданной серьезности в прошлом — предостаточно, а сейчас любая серьезная философичность в музыке кажется наивной, музыка отдалилась от философии и решает свои, чисто музыкальные проблемы.

Rudra: Вы говорите «сейчас», а это «сейчас» с какого момента начинается? Скажем, Восьмая симфония Шнитке (1993-1994 гг.) — относится к периоду, определяемому данным словом?

Andrew_Popoff: Относится да, но отчасти. Шнитке начал сочинять в иную эпоху, когда его позиция имела большой смысл. Когда эпоха закончилась, закончился и этот смысл. Но автор не может меняться так стремительно, поэтому позднего Шнитке можно рассматривать в контексте 60-70-х годов.

Rudra: И еще — «чисто музыкальные проблемы» — это проблемы чисто технического характера, да? или я вас неправильно понял?

Andrew_Popoff: Я понимаю, что такое музыкальные проблемы, но не понимаю, что такое технические. Все-таки, консерватория за плечами и аспирантура. Технические проблемы — это когда не умеешь написать фугу или оркестровать партитуру.

Rudra: По-Вашему, «вечных проблем» в искусстве не существует?

Andrew_Popoff: Вечные проблемы существуют, но взгляд на них всегда разный.

Rudra: В чем заключаются музыкальные проблемы?

Andrew_Popoff: Музыкальные проблемы состоят в поисках путей наиболее адекватного выражения внутреннего содержания. То есть, найти правильный набор нот, который может быть адекватно воспринят слушателем на максимальном уровне понимания.


Рецензии