Рецензия Анастасии Ермаковой

Рецензия Анастасии Ермаковой на окончание моей повести "Грааль и Цензор" в сборнике поэзии и прозы "На стыке веков" (Москва, "У Никитских ворот", 2023).


СРАЖЕНИЕ ЗА "ПАРСИФАЛЯ"

Повесть Вячеслава Власова «Грааль и Цензор» посвящена истории первой постановки торжественной сценической мистерии Рихарда Вагнера «Парсифаль» в России в 1913 году. На страницах произведения переплелись великая музыка, театральные интриги, история нашей страны начала ХХ века и остро актуальные размышления об искусстве.

Все действующие лица повести – исторические персонажи: здесь есть и граф Александр Шереметев, и Сергей Татищев, и обер-прокурор Святейшего Синода Владимир Саблер, и вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, и император Николай II… А главными героями стали двое цензоров Главного управления по делам печати: граф Михаил Толстой и Сергей Ребров. Жившие больше века назад, эти люди «воскресают» под пером Вячеслава Власова, становятся для читателя такими же полнокровными и достоверными, как те, с кем он каждый день встречается в реальной жизни. И все эти герои – от цензора до императора – объединены мистерией Вагнера, затронуты и очарованы его музыкой…

Итак, запрещённый прежде «Парсифаль» стараниями графа Шереметева впервые поставлен на сцене Народного дома Николая II. Для того, чтобы мистерия была допущена к постановке, пришлось пойти на уступки Святейшему Синоду и внести изменения в либретто, убрав места, которые могут смутить чувства православных верующих. Премьера проходит с оглушительным успехом, газеты в один голос славословят графа, подарившего столичной публике столь глубокий и сильный спектакль – образец подлинного театрального искусства, направленного не на развлечение, а на духовное преображение. Но на имя министра внутренних дел приходит письмо от обер-прокурора Саблера (поводом для него стал донос от конкурирующего театра) с требованиями внести ещё некоторые изменения в спектакль…

Герои Власова переживают мучительный конфликт: с одной стороны, вмешиваться в столь совершенное произведение, кажется настоящим кощунством; с другой – неудовлетворение требований Синода может поставить под угрозу само существование постановки на российской сцене… Мистерия Вагнера заставила графа Толстого переосмыслить свой взгляд на профессию цензора – а повесть Власова позволяет иначе взглянуть на неё сегодняшнему читателю: «Труд этот в крайней степени неблагодарный, заключающийся в постоянном лавировании между талантом творчески одарённых личностей и жесткими указаниями, интересами и личными предпочтениями власть имущих.  Большинству людей, видящих лишь внешнюю сторону работы цензоров и презрительно именующих их бюрократами и ретроградами, и в голову не придёт, что профессия эта вызывает внутренние мучения от постоянной необходимости подавлять собственное мнение, или ещё хуже – убеждать самого себя в его ошибочности».

Вопрос о цензуре очень важен для автора – и крайне актуален в сегодняшнем мире. Институт официальной государственной цензуры, кажется, безвозвратно ушёл в небытие, но всё большую силу приобретает цензура негласная, породившая распространяющуюся, как вирус, «культуру отмены». И кто знает, не падут ли однажды её жертвой не только современные творцы, но и великие художники прошлого, такие, как Вагнер?..

Ещё одна важнейшая проблема, которую поднимает в повести Вячеслав Власов ¬ это грань свободы режиссёра в интерпретации. В чём его высшая задача? Преподнести своё видение – или всё же передать то, что вложил в произведение его автор? Разность подходов автор демонстрирует на примере двух постановок «Парсифаля» в Петербурге начала ХХ века. Граф Шереметев, сумевший понять и прочувствовать Вагнера, сконцентрировался на духовной составляющей оперы. Его спектакль – история о поиске Бога, вызывающая у зрителя катарсис. Постановка же Лапицкого – яркое фантасмагорическое шоу о «полном греха волшебном замке Клингзор». От чего торжественная мистерия Рихарда Вагнера пострадала больше – от вмешательств цензуры или от вольного обращения режиссёра? Над этим вопросом – опять же, бесконечно актуальным ¬ Власов приглашает поразмышлять читателя.

С большой психологической достоверностью изображён в повести и длительный многоступенчатый процесс понимания великих произведений: от первого ошеломляющего знакомства – до полного погружения в мир творца. Так, цензор Сергей Ребров, которому врач рекомендовал сменить климат для поправки здоровья, отправляется в Венецию, где провёл последние месяцы жизни Рихард Вагнер, и посещает все места, связанные с композитором. Возможность прикоснуться к его биографии позволяет лучше понять творчество маэстро. В этом – секрет неослабевающей тяги аудитории к биографическому жанру, блестящими образцами которого являются произведения и самого Вячеслава Власова. Подобно своим героям, он тоже побывал во всех связанных с именем Вагнера местах – и написал несколько книг о жизни и творчестве композитора. Как и предыдущие работы автора, повесть «Грааль и Цензор» основана на обширном документальном материале, который был мастерски переработан автором в увлекательнейшее повествование.

Читая его, мы видим, как тонкие нити вдохновения, восхищения и любви протягиваются из XIX века в XX, а затем и в XXI… Впрочем, способность преодолевать время и является главной отличительной особенностью подлинно великого искусства, которое, в конечном итоге, всегда побеждает.

Анастасия Ермакова


Рецензии