Евангелие от Фомы. Часть 1

1.
“В 1946 году в 50 километрах от Луксора (Южный Египет) во время выполнения земляных работ на левом берегу Нила у подножия горы Гебель-эль Тариф неподалеку от селения Наг-Хаммади, которое в древности называлось Хенобоксиконом (“Радость очей”), где в начале четвертого века Пахомий Великий (основоположник общежительного монашества) основал христианский монастырь, был обнаружен тайник. В амфоре, зарытой на древнем кладбище, оказались папирусы с записанными на них 44 сочинениями на коптском языке... Историческая наука получила в свое распоряжение около тысячи страниц рукописного текста, причем несколько десятков произведений (включая Евангелие от Фомы) ранее не были известны.
Считается, что первыми христианскими книгами стали записи изречений Иисуса (логии). Именно в такой форме составлено Евангелие от Фомы, что позволяет отнести его к более раннему периоду, чем канонические труды евангелистов. Если церковь говорит о божьем промысле в отношении отбора канонических Евангелий, то обретение спустя почти два тысячелетия после земной жизни Иисуса весьма хорошо сохранившейся записи его слов тем более не обошлось без санкции Небес — особенно если принять во внимание состояние умов людей в конце сороковых годов двадцатого столетия.
Хенобоксиконские рукописи были найдены сразу после Второй мировой войны, которая еще раз показала, что “ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать”. Чудовищное попрание привычных нравственных основ, утрата прежних ценностных ориентиров вызвала в душе многих глубокий кризис, выход из которого первые исследователи рукописей Наг-Хаммади нашли в текстах “гностической библиотеки” (так они назвали собрание найденных папирусов). Среди этих произведений Евангелие от Фомы заслуживает самого пристального внимания”.
Дмитрий Бурба
Известно, что Фома проповедовал евангелие в Индии, где, несмотря на пытки, проявил твердость в вере. Гностики, то есть ученые средневековья нередко представляли Фому как единственного из апостолов, кто удостоился откровения о тайном смысле учения Христа. Известны следующие труды этого апостола: евангелие от Фомы, книга Фомы Атлета и Деяния Фомы.
“По преданию, явившийся Фоме в видении Христос велит ему отправиться к индийскому царю Гондоферу, который ищет искусного зодчего для постройки дворца (в христианском искусстве угольник становится атрибутом Фомы). Фома представляет Гондоферу чертежи сказочно прекрасного дворца. Щедро наградив апостола и оставив его надзирать за строительством, царь отбывает; Фома раздает сокровище нищим и в отсутствие царя занимается проповедью Слова Божьего. Узнав об этом, Гондофер заключает его в темницу. Но умерший брат царя Гад воскресает в четвертый день и рассказывает, что ангелы отнесли его в рай и, явив ему великолепную храмину из золота, серебра и самоцветов, которую Фома воздвиг на небесах для оказавшегося недостойным ее царя, сказали, что Гад будет владеть ею, возместив брату деньги, которые тот считает потраченными впустую. Исполнившись раскаяния, царь просит прощения у Фомы, который предлагает ему уверовать в Христа и креститься...
Погибает апостол Фома от рук местного верховного жреца, который пронзает его мечом. Христиане с почестями погребают тело. Впоследствии индийские христиане стали называть себя христианами апостола Фомы”.
“Энциклопедия народов мира”
“Слово “Апокриф” весьма ошибочно стали понимать, как нечто сомнительное и ложное. Значение этого слова — сокровенный, тайный; но сокрытое часто может быть более истинным, чем то, что открыто... Анонимный автор “Сверхъестественной Религии”, труда, который в течение двух лет переиздавался несколько раз и, как говорят, был написан выдающимся богословом, — неопровержимо доказывает поддельность четырех евангелий или, по меньшей мере, полную их переделку в руках слишком усердного Иринея и его приспешников. Четвертое евангелие полностью опровергнуто этим талантливым автором; чрезвычайные подделки отцов Церкви первых веков ясно доказаны, и относительная ценность евангелий разобрана с беспрецедентной силой логики. Каждая строчка этого труда убеждает...
И, таким образом, один за другим погибали гностики, единственные наследники мудрости, на чью долю выпало несколько случайных крох от неизвращенной истины первичного христианства. Все было в смятении и бурлении в течение этих первых веков до того момента, когда все эти противоречивые догмы были, наконец, силою навязаны христианскому миру, и их обсуждение — строжайше запрещено. В течение долгих веков стремление к пониманию того, что Церковь с таким удобством возвысила в степень божественной тайны, считалось святотатством, сурово наказуемым, и очень часто смертною казнью...
Далее мы хотим добавить, что арабские христиане, рассеянные по своим бедным пустынным монастырям на приграничной полосе Ливийской пустыни, знают о существовании таких невысвеченных реликвий. Но они — копты, единственные остатки истинной египетской расы и, так как в них копт преобладает над христианином, они молчат; по какой причине — не нам это рассказывать... Как бы то ни было, их очень уважают греческие монахи Палестины; а среди христианских паломников в Иерусалиме, толпящихся у Святой Гробницы на каждую Пасху, ходит слух, что священный огонь с небес никогда не сходит так чудодейственно, как тогда, когда присутствуют эти монахи пустыни, чтобы снизвести его своими молитвами”.
Елена Петровна Блаватская “Разоблаченная Изида”.
 


Рецензии