Алгоритм революцыи Гл 2

Гл. 2.
Выписка из книги
Сергей Георгиевич Кара-Мурза
"Ленин. Алгоритм революции и образ будущего".



Глава 2. «Развитие капитализма в России» и марксизм

Огромную роль для укрепления учения марксизма сыграл молодой В.И. Ленин и его фундаментальный, во многих отношениях замечательный труд «Развитие капитализма в России» (1899). Исполнилось уже 120 лет с момента его издания, но вспомнить его надо, чтобы понять развитие представлений Ленина. Он поразительно актуален сегодня, и вся история его переосмысления самим Лениным дает нам нить.

По сути, этот труд завершил построение философско-политической доктрины, в рамки которой была введена общественная мысль России первой трети XX в. Главной задачей труда «Развитие капитализма в России» (1896-1899) сам Ленин считал укрепление марксистских взглядов на исторический процесс в России — он слишком «затвердил» установки марксизма, не вскрыв рациональное зерно взглядов народников.
В начале века марксизм в России стал больше, чем теорией или даже учением: он стал формой общественного сознания в культурном слое. С.Н. Булгаков писал в «Философии хозяйства»: «Практически все экономисты суть марксисты, хотя бы даже ненавидели марксизм» [13].

Тем более марксисты России смотрели на социальную реальность через призму трудов Маркса. Структура мышления, созданная в конце XIX в. для определенного понимания России, опиралась на связный набор понятий и терминов, она была логична и поддерживалась авторитетом Запада. Это язык евроцентризма, который отвергал существование иных жизнеспособных цивилизаций, кроме Запада. Россия должна была пройти тот же путь, что и Запад! В конце XIX в. это означало, что и в России должен быть капитализм. Россия сильно отстала, в ней много еще крепостничества и «азиатчины», но сейчас она наверстывает упущенное.

В момент написания этой книги и даже в первый период после революции 1905-1907 гг. Ленин следовал тезису о неизбежности прохождения России через этап господства капитализма. Отсюда вытекало, что и назревающая русская революция, смысл которой виделся в расчистке площадки для прогрессивной формации, должна была быть революцией буржуазной.

Из этого широкого течения выбивались наследники славянофилов — народники. Против них встали и либералы, и марксисты. Их идейный разгром молодой Ленин считал в то время одной из главных своих задач. В работе 1897 г. «От какого наследства мы отказываемся» он так определил суть народничества, две его главные черты: «признание капитализма в России упадком, регрессом» и «вера в самобытность России, идеализация крестьянина, общины и т. п.».

В предисловии к 1-му изданию книги Ленин специально подчеркнул свою солидарность с главными выводами работы К. Каутского «Аграрный вопрос»: «Каутский категорически признает, что о переходе деревенской общины к общинному ведению крупного современного земледелия нечего и думать… Мы считаем необходимым подчеркнуть полную солидарность воззрений западноевропейских и русских марксистов ввиду новейших попыток представителей народничества провести резкое различие между теми и другими» [14, с. 8, 9].

В 80-е гг. экономисты-народники развили концепцию некапиталистического («неподражательного») пути развития хозяйства России. Один из них, В.П. Воронцов, писал: «Капиталистическое производство есть лишь одна из форм осуществления промышленного прогресса, между тем как мы его приняли чуть не за самую сущность». Это была сложная концепция, соединяющая формационный и цивилизационный подход к изучению истории. Народники прекрасно знали марксизм, многие из них были лично знакомы с Марксом или находились с ним и Энгельсом в оживленной переписке.

Важнейшим понятием в концепции «неподражательного» пути развития было народное производство, представленное прежде всего крестьянским трудовым хозяйством. В конце 70-х гг. в крестьянско-общинное производство на надельных и арендованных у помещиков землях было вовлечено почти 90% земли России и лишь 10% использовалось в рамках капиталистического производства.

Критики народников сходились между собой в отрицании самобытности цивилизационного пути России и соответствующих особенностей ее хозяйственного строя. Легальный марксист П. Струве утверждал, что капитализм есть «единственно возможная» форма развития для России, и весь ее старый хозяйственный строй, ядром которого было общинное землепользование крестьянами, есть лишь продукт отсталости: «Привить этому строю культуру — значит его разрушить».

Распространенным было и убеждение, что разрушение (разложение) этого строя капитализмом западного типа уже быстро идет в России. Плеханов считал, что оно уже состоялось. М.И. Туган-Барановский (легальный марксист, а затем кадет) в своей известной книге «Основы политической экономии» признавал, что при крепостном праве «русский социальный строй существенно отличался от западноевропейского», но с ликвидацией крепостного права «самое существенное отличие нашего хозяйственного строя от строя Запада исчезает… И в настоящее время в России господствует тот же хозяйственный строй, что и на Западе» (см. [15, с. 303].

Исходя из марксистской политэкономии, Ленин был уверен, что освобождение крестьян от оков общины — благо для них, и так определял позицию социал-демократов: «Мы стоим за отмену всех стеснений права крестьян на свободное распоряжение землей, на отказ от надела, на выход из общины. Судьей того, выгоднее ли быть батраком с наделом или батраком без надела, может быть только сам крестьянин. Поэтому подобные стеснения ни в каком случае и ничем не могут быть оправданы» [14, с. 162].2
[ 2 Во втором издании 1908 г. Ленин сделал сноску, чтобы отмежеваться от реформы Столыпина, которая потребовала массовых порок и казней: «Само собой разумеется, что еще больший вред крестьянской бедноте принесет столыпинское (ноябрь 1906 г.) разрушение общины». Но между этой сноской и текстом имеется явное противоречие — трудно поддерживать разрушение общины («отмену всех стеснений») и в то же время критиковать за это Столыпина.]

Это сводится к простой мысли: быть свободным индивидом лучше, чем входить в солидарный человеческий коллектив. Общинное право запрещало продавать и даже закладывать землю — это, конечно, стеснение. Крестьяне его поддерживали потому, что знали: в их тяжелой жизни чуть ли не каждый попадет в положение, когда отдать землю за долги или пропить ее будет казаться наилучшим выходом. И потерянное не вернешь. Не вполне распоряжаться своим урожаем, а сдавать в общину часть его для создания неприкосновенного запаса на случай недорода — стеснение. Но в каждой крестьянской семье была жива память о голодном годе, когда этот запас спасал жизнь. И это общинное правило, гарантирующее выживание, ценилось крестьянами выше глотка свободы. Как говорили сами крестьяне: «Если нарушить общину, нам и милостыню не у кого попросить будет».

Вообще спор о земледельческой общине можно считать законченным после двух исторических экспериментов: реформы Столыпина и Октябрьской революции 1917 г. Получив землю, крестьяне повсеместно и по своей инициативе восстановили общину. В 1927 г. в РСФСР 91% крестьянских земель находился в общинном землепользовании. Как только история дала русским крестьянам короткую передышку, они определенно выбрали общинный тип жизнеустройства. И если бы не грядущая война и жестокая необходимость в форсированной индустриализации, возможно, более полно сбылся бы проект государственно-общинного социализма народников.

Общая ошибка марксистов, слишком жестко применявших формационный подход, заключалась в том, что они часто ставили знак равенства между докапиталистическими формами и некапиталистическими. Если не видеть в общине ее цивилизационное, а не формационное содержание, то она, естественно, будучи «докапиталистической» формой, в конце XIX в. выглядит как пережиток, дикость и отсталость. Если же рассматривать общину как продукт культуры, жестко не связанный с формацией, то в ней виден особый гибкий и насыщенный содержанием уклад, совместимый с самыми разными социально-экономическими базисами.

В предисловии к книге «Развитие капитализма в России» Ленин выражает особую солидарность с Каутским в «признании прогрессивности капиталистических отношений в земледелии сравнительно с докапиталистическими». Для нас этот тезис важен и актуален сегодня, поскольку он стал повторяться в несколько расширенной форме: «капитализм в земледелии прогрессивнее некапитализма».

Каковы же методологические приемы обоснования этого тезиса у Ленина? Главных приема два: первый — отсылка к авторитету Маркса, который представлен в работе как абсолютно непререкаемый. Второй довод — статистика концентрации средств и уровень производства зажиточных крестьян по сравнению с бедными. Рассмотрим эти доводы.

Конец выписки.
Отклик в http://proza.ru/rec.html?2023/08/28/496

.


Рецензии
Рец к гл 2

Слова книги :
" Вообще спор о земледельческой общине можно считать законченным после двух исторических экспериментов: реформы Столыпина и Октябрьской революции 1917 г. Получив землю, крестьяне повсеместно и по своей инициативе восстановили общину. В 1927 г. в РСФСР 91% крестьянских земель находился в общинном землепользовании. Как только история дала русским крестьянам короткую передышку, они определенно выбрали общинный тип жизнеустройства. И если бы не грядущая война и жестокая необходимость в форсированной индустриализации, возможно, более полно сбылся бы проект государственно-общинного социализма народников...."

Внимание : ДО коллективизацыи.
Крестьяне сами восстановили общинное землепользование.

.

Георгий Сотула   28.08.2023 14:12     Заявить о нарушении
Для информации - "революцИя".

Сергий Сальникоф   28.08.2023 17:13   Заявить о нарушении
Сальникоф ,
скажыте пожалуйста, знаете ли Вы, откуда происходит само слово "революцыя" ?

Георгий Сотула   28.08.2023 17:52   Заявить о нарушении
На моей страничке есть универсальный ответ для тех "кто в танке". Вас тоже касается, хотя сомневаюсь, что дойдёт :)

Сергий Сальникоф   29.08.2023 16:12   Заявить о нарушении
Аникееву Александру Борисовичу :
Критическое :
.
Вот ваша первая в выше сообщении фраза "если для вас ... то для меня .."
Она к кому обращена ?
Прошу ( нижайше) обратить внимание :
Мой уточняющий вопрос - это следствие брака (упущения) в вашем сообщении.
.
Александ Борисович, есть ещё вопросы, и :
если ваша вежливость сочтёт возможным отвечать как можно более кратко, когда нельзя уже ни одного слова убрать,
то попрошу вас и о других проблемах выразить мнение.

Георгий Сотула   30.08.2023 14:15   Заявить о нарушении
Сами разберётесь, к чему вы все здесь стремитесь -

http://proza.ru/2023/08/30/455

http://proza.ru/2023/08/30/925

Аникеев Александр Борисович   30.08.2023 15:07   Заявить о нарушении
Дорогой Александр, Бориса  Аникеева сын,  бодрости вам !

Что скажу :
Попробую  косвенно "редиску" СальникоФ(а)  принудить к ответу на мой вопрос,

а пока (раз косвенно, подниая бодрость) - к вам :

Георгий Сотула   31.08.2023 15:33   Заявить о нарушении
======
Что вспомнилось : в 1990-е годы , начало 2000-х  (Москва. Интернета ещё нет ... ), - было много всяческих семинаров. И институты всяческие (активные там люди) их проводили, и полит движения разные.
И,
если только желаешь - побудешь на нескольких семинарах, тебя кто-то запишет (твой телефон), а потом всякие разные  активисты будут звонить  извещать : вот там, тогда-то - будет семинар такой-то. (- есть желание - езди. ) Это обычно в после рабочее время было.
И к чему пишу :
Мне были интересны не столько доклады, а люди. Я обычно нетерпеливо ждал - ну когда же перерыв ...
Иногда сам иницыировал перерыв : писал записки - просил - мол - а не пора ли...
А вот в перерыве - там да, - можно познакомиться, спросив что-то конкретное.
Да и вообще :
Эта  и поныне организацыя всяких конференцый читать доклады - считаю - извините - дебилизм. (Кстати - не могу пока подобрать более приемлемое но негативное  слово   на замену словам дебил, кретин - может поможете)
Качество усвоения при личном прочтении, а не слушании - лучше.

Так зачем рассказывать ? - дай прочесть. Заранее. А вот на встречах - на именно семинарах в отличии от ЛЕКЦЫЙ - Нужно общаться более практично - что то спрашывать - ДОуточняя. Или совместно прорабатывая что-то. Лично. В очень малой группе - два или три, ну  четыре человека (если и с диспетчером "председателем", а все присутствующие свыше четырёх - должны быть в статусе зрителей - может они хотят просто послушать "умных" как бы.) . Иначе - это не семинар, а бардак будет.
(Отдельный  как бы оккультный момент - его не затрагиваю - оценка душевных качеств "докладчика" - многие именно для этого "За" доклады. )

(Об этом на сайте Шиманова чуть есть - О собраниях... )
У меня уже  и в те годы были уже проявления краткой  логичности, которой я побеждал противников. И троцкистов, и евреев (не всех, в одном  центре кого-то , ( не помню - наверно Ельцына ) - они такой высшый класс метода "организацыи" бесед показали - мама не горюй - 
командной работой - противников репликами уводили на другие стези. Вежливо, с  лёгкостью и удовлетворением... Вот помните мультфильм "как казаки в футбол играли" - в эпизоде когда дождь, а галатные "французы" с зонтиками на кочках, а глупые казаки - в жыже ползают. Позже с годами  понял, когда появились телепередачи типа Соловьёва - они так  учили будущих спецыалистов-тварей, которые будут на телепередачах типа нынешнего Соловьёва грамотно  создавать хаос, чтоб не дать чему-то здравому быть услышанным )

я и многих из НИИ разных побеждал. И путинских. Не победы ради - кто побеждает некую ложь - себе то ничего не приобретает. А вот когда проигрывает, соглашается со своим проигрышем - вот только тогда приобретает (исправление).

В Нии иногда по свой спецыальности понимают, а рядом  в  поле информацыи - тупые  "дубы". Пример : в институте " по истории" читают доклад о чём-то, докладчик говорит :   (приблизительно пересказываю)  эти черепки такого-то времени. Спрашываю : а как определили время ? Говорят : радиоуглеродный анализ.
Спрашываю : в чём суть радиоуглеродного ? - не знают. Разозлился. Через только с месяцы выяснил - туфта этот метод (сейчас здесь не рассказываю о сути  радиоуглеродного - не  к месту -  а вы тоже потворствуете туфте, молча - соглашаетесь с  введением метода в школьные учебники - обратие внимение :
Это моё утверждение о "потворствуете" - как бы провокацыонное, и не только вам, и глубокое :

На него обычно мысленный ответ типа - "за всем не усмотришь...", но такой ответ автоматически уточняет слово "за всем" :
тогда -
а что Главное ? .... и далее я могу уж точно вывести к вашему ответу - логика человека - без неё он ничего и не сможет понимать. Ни о коммунизме, ни о том, что в школьном учебнике написано.

Ну, так я здесь на Прозе и капаю на мозги уже годами "о детстве как бы" - текст "Игра против игры..."
И что интересно : сейчас уже эффективнее я для себя понимаю имеющийся страх перед логикой. И макро сущности в тонком мире, которые боятся супротивника логику)

кстати : один из тех, кого спрашывал о сути радиоуглеродного - какой-то  академик в  истории. И это ещё тогда, когда   в после советском времени было  меньше дебилов среди докторов наук.

Но в основом семинары были конечно, с полит уклоном. - это был период как бы инерцыи - в 1980-х такие семинары поорганизовывали для разрушения СССР, а невозможно ведь сразу из поприкрывать - вот и были.  Были и очень интересные.
Я этим своим периодом  жызни "семинарным" в лет наверное    восемь - очень и очень доволен.  Как личная драгоценнейшая шкатулка. Но никому другому непонятная и не нужная.

Я этим своим интересом к людям (из-за него) - богач.
Всякие там Бжезинские, Чубайсы  - это мелкое  гавно, если по богатству сравнивать со мной. Но сравнивать  не в том, сколько людей убил, а с (как уже написал)  - с интересом к логике конкретного человека.

Ну так вот :
Мне  на хрен не надо текст о том, что "нужно верить в Бога" - давно верю, мне на хрен не надо текст о том, что "коммунизм - это ведь хорошо."
Я это вам могу объяснить более того, что вы пишете.
Вы достаточно туповатый ( и извините, и знаю, что не обидитесь, вы достаточно крепкий мужчина). Но, что туповатый - ничего плохого в этом нет. Я тоже очень много и не могу, и не знаю, тоже туповат.
Почти единственное (кроме вашей анти-лаконичности) , что мне в вас не нравится :
Вы не хотите идти  в подробней. Не хотите именно СЕМИНАРА ЛИЧНОГО. Не хотите общения конкретного. (Да и не только вы - это вообще проблема сейчас глобальна. О психике. )

я могу найти вашу лжывость - причём вы сами её и выкажете  мне - методом вашых же ответов - например - два вашых (!) Ответа будут противоречить друг другу.
Кстати :
Это работа психотерапевта-"ментальщика" - выискивать  неполадки в ментальном механизме как бы личности. Найденное неладное  можно  исправить. Это работа очень (да, так) высокого уровня квалификации - но  - это  если судить по нынешним дебильным временам.
Но чтобы начать процесс поиска сбоев в психике, нужно иметь дело с пацыентом, который хотя бы мнит о себе, что он не болен. Такой может согласиться дать о себе "резюме"  - не в том смысле, что "мой рост 176 см", а о своём  идеологическом портрете.  - вот как я о себе написал : "христианский соцыалист..." .
А проблема то в том, что нынешние одебилизированые себя  чувствуют никак не больными. ... блаженные !

Продолжу :
...Не хотите общения личного.
А я бы на нём поспрашывал...
Ну вот предлагаю :
Соглашаетесь ЛИ ? -
я спрашываю - вы отвечаете. Но Однозначно.
Условия можем проговорить. Моё интервьюирование - платное. В данном, здесь на Прозе случае -  Призовыми баллами Проза.ру.  Платит тот,  кого спрашываю. За труд. Вы же не хотите трудиться к чёткости лаконичной.

Да, ещё  : ваш большой текст сообщения я уберу. Если что - в случае большых текстов -  ссылки на свои  тексты  ставьте, вот как вы попозже "большого" сообщения сделали.  Здравия

Георгий Сотула   31.08.2023 15:34   Заявить о нарушении
Аникееву Александру, которому я  выразил пожелание бодрости,
ещё :

Я, находясь в почтении к логике, в т.ч. и   в как бы
вредном (!);состоянии нахожусь :

Она имеет власть надо мною, которую я не ощущал пару десятилетий прежде. А из этого следует многое непривычное : вот пожелал (к примеру) вам бодрости - и вынужденно мои уже силы тратятся на исполнение этого пожелания. Мои.

(Теперь пишу это  "ещё", чтоб появнее было, чтоб меньше умалчиваний было, на которые тоже уходит энергия - как на ямы, по которым машына проехала - машыне  ведь надо и подниматься из ямы, - а неровности - это не рельсы, по которым "само покатится".)

Получается :
Надо (и мне) научиться НЕ желать. А когда научишься не желать, тогда то и прийдёт способность желать эффективно качественно.   И желать только того, что решыл трудом  реализовать. Иначе - пустые мечтания получаются, на кои уйдёт огромное количество энергии.

Вот вас если спросить, "чего желаете, рассылая свои туманные не краткие, а  длиннющие тексты ?"
Предполагаю, Вы будете нечто невнятное говорить , а ответа не сможете дать.
За вас даю (как могу сейчас, допуская, конечно, что могу быть и неправ)  :

Вы - типичный паразит. Под брэндом "коммунист".  В прошлых веках люди пользовали названия "стерва, лярва и т.п."
Вами желается не коммунизм, а уделение вашей психоконструкци  от читателя - Времени.
Этим временем вы и подпитываетесь.
(Если считаете, что я не прав - попробуйте ясно кратко и понятно  сформулировать " моя цель  здесь действий - ... " )

Часто такую же цель подпитаться  имеют церковные паразиты-проповедники.  Горбачёв (генсек КПСС) - такой же.  И нынешний  как бы соцыалист Касатонов (о нём отмечал ранее аргументировано - он явный и подлец задокументированный в подлости Н.В.Соминым, а не только просто паразитная тварь туманящая мозги).
Это я уже затронул моменты как бы оккультизма. Но его полным -полно в обычной жызни.  Особенно в такой жызни, как нынешняя, где прежние ясные "боевые" методы уходят в тень, а на арену выходят методы одебиливания  иных  - как методы способа выжыть. Паразитам.

Так что можно дерзнуть сделать такой вывод :
То, о чём ранее говорили как " наступит новое время, новая земля" - это вот понемногу но настойчиво и проявляется. Для нас - это как бы жызнь в ментальном мире в гораздо  большей степени, чем ранее. Но пока этот мир явно не ментальный ещё, а пока лишь душевный. А в душевном  чувственном - куча нелогичностей, куча желаний съесть того, кого можно съесть - психика активной био биомассы планеты ведь тоже на нас влияет, да и влияет сама наша история.

Георгий Сотула   31.08.2023 15:34   Заявить о нарушении
Уж разобрался, так разобрался...

А почему не написал, что я пропагандирую капиталистический строй?

Для полной верности своей писанины.

Аникеев Александр Борисович   31.08.2023 15:52   Заявить о нарушении
Аникееву :
"Почему не написал...?" - вопрос не к стати. Мало ли чего не написал.

И, как понял, дорогой и любезный Александр Борисович, это ваше сообщения мне следует понимать (домысливая), как ваше стеснительно умалчивое
сообщение-отказ
на моё предложение о интервью у вас.
Это нормально.

В том смысле, что хоть как то вы ответили, не молчите,
как "редиска" Сальников(Ф)

Георгий Сотула   31.08.2023 18:15   Заявить о нарушении
Ваше ночное сообщение 04:42 извините, -убрал.

Бодрость ! Хорошее ведь качество!

Георгий Сотула   31.08.2023 18:18   Заявить о нарушении