Глава 215. Алмаши. Времена года

Золтан Гаврилович Алмаши
«Времена года»
Пьеса для скрипки и камерного оркестра
НАС Киевская камерата
Валерий Матюхин (дирижер)
Богдана Пивненко (скрипка)

yarunskiy: Вальс «ко дню св. Валентина» уж очень похож на Валентина... ... Сильвестрова.

bubusir: Это намеренная похожесть, в этой части есть несколько смысловых пластов:

Начнем с того, что слова «вальс» и «Валентин» имеют один корень — вал. Случайно это или нет, не знаю...

Затем, вальс — один из излюбленных жанров Валентина Сильвестрова.
Исходя из всего этого, вальс ко дню Валентина — с намеком на стилистику Сильвестрова.

Кроме того, в партитуре стоит ремарка: если в группе альтов есть человек по имени Валентин, то солирующую партию должен исполнять именно он.

Я писал для Киевской Камераты, и там, в группе альтов работает Валентина, и я подумал себе, что соло должна исполнить именно она.
Очень, кстати, красиво получилось — она выходит из глубины оркестра, становится рядом со скрипачкой-солисткой, исполняет сольную партию, и уходит обратно в оркестр... Легкий стук каблуков очень органично вписался в звуковую палитру (но на записи он слабо слышен).

Andrew_Popoff: Мне понравилось. Хотя чуть не хватило какой-то... хм... наглости, что ли. Автор словно побаивается совсем уж показать фигу академизму, и держит эту фигу в кармане. От этого начинает преобладать иллюстративность — наивному слушателю должно быть очень удобно рисовать в воображении разные красивые картинки, как он любит это делать.
Но, в целом, хорошо. Приятно слушать, и местами становится интересно.

bubusir: Не совсем понимаю, что такое наивный слушатель, каждый ведь слушает, как ему хочется, и в этом вся прелесть слушания музыки — в бесконечном разнообразии индивидуальных впечатлений... Что касается образной конкретности, то, безусловно, я к ней стремился, и в этом отталкивался от «Времен года» Вивальди (знаковом для меня сочинении).

Еще касательно рисования в голове картинок: как-то в школе учительница музыкальной литературы довольно категорично сказала, что описание музыки зрительными образами — это вульгарно и недостойно профессионала. Это глубоко мне запало в душу... Но теперь я думаю, что такое слушание абсолютно равноценно с другими способами восприятия.

Andrew_Popoff: Я не сказал, что иллюстративность плохо. Не очень хорошо, когда она начинает преобладать над главным смыслом. Если художник рисует лошадь — он все же хочет сказать картиной не просто: «ЭТО ЛОШАДЬ», а что-то еще. Ну, например, это старая, больная лошадь, будьте к ней милосердны. И друг к другу тоже. Или же, это красивая молодая лошадь. И, глядя на нее, мы постигаем красоту мира Божьего. То есть, лошадь лишь образ, который несет авторское послание, а не главный смысл картины.
Разумеется, я обратил внимание на вивальдиевские аллюзии. И вообще, мне это сочинение понравилось, я получил удовольствие. Мне не хватило лишь немного какой-то смелости, некоторого «перебора», выхода за рамки здравого смысла, если хотите.

bubusir: Андрей, спасибо большое за Ваш комментарий! Мне, во-первых, очень приятно, во-вторых, он заставил посмотреть на сочинение с другой, неожиданной стороны (по-большому счету согласен — некоторой наглости не хватило)...

Andrew_Popoff: Спасибо Вам и желаю творческих удач!

Сегодня с женой играл в 4 руки вторую часть Шестой симфонии Бетховена, и ажно дух захватило, такой восторг от того, как он развил фактуру в репризе! Прав Михаил Коллонтай, Бетховен — не композитор, потому что если он композитор, то кто же тогда все остальные? Это я к тому, что величайший восторг можно испытать не от образов, не от эмоций, а именно от красоты самой структуры. Поверьте, это не менее сильные ощущения.


Рецензии