Мамины песни

В нашей семье главный музыкант был папа — у него был абсолютный слух. Он мог играть на любом инструменте, и дома у нас постоянно звучала музыка в его сочинении и исполнении. Он хорошо пел и играл на баяне, аккордеоне, рояле и пианино. Да-да, у нас всё это было. Ну, и гитара ещё, на которой я научилась играть на одной струне.
А у мамы голосок был слабенький, слух тоже — не очень, поэтому она не претендовала ни на чьё внимание, а только пела для себя, под нос, стирая бельё или готовя что-то, да и то — редко. Видимо, только когда душа требовала.  Но ведь это была моя мама, и мне дороги были её песни. Наверное, она даже и не знала об этом.
Мама напевала всего две песни. Я запомнила мотивы и некоторые слова из этих её песен и надеялась когда-нибудь услышать их ещё и в концертном исполнении — для того, чтобы понять, почему мама полюбила именно эти песни, чтобы лучше почувствовать её, приблизиться к родной маминой душе.

Из одной маминой песни мне запомнились только эти строки:
«Я на подвиг тебя провожала,
….. кровь,
Я тебя провожала,
От пуль сберегала
Моя дорогая любовь.
….
Если ранили друга,
Перевяжет подруга
Горячие раны его».

Потом эту песню я услышала в фильме «Остров сокровищ» советского режиссёра Владимира Вайнштока по мотивам одноимённого романа Р. Стивенсона, 1937г.  Её пела Джени (замена мальчика Джима, такое вот было авторское видение). Музыка — Никита Богословский, слова — Василий Лебедев-Кумач, пела — Ляля Сатеева. 
Время было предвоенное, и песня соответствовала ему — бравая, героическая.

Здесь мне всё было понятно — подъём патриотического духа, воспитание молодежи. Это отвечало характеру моей мамы — красавицы, отличницы и комсомолки того времени.

Вот полный текст той песни:

«Я на подвиг тебя провожала,
Над страною гремела гроза,
Я тебя провожала
И слезы сдержала,
И были сухими глаза.
И в жаркое дело
Спокойно и смело,
Иди, не боясь ничего,
Если ранили друга,
Сумеет подруга
Врагам отомстить за него,
Если ранили друга,
Перевяжет подруга
Горячие раны его.
Там где кони по трупам шагают,
Где всю землю окрасила кровь,
Пусть тебе помогает,
От пуль сберегает
Моя молодая любовь.
Я в дело любое,
Готова с тобою
Идти, не боясь ничего,
Если ранили друга,
Сумеет подруга
Врагам отомстить за него,
Если ранили друга,
Перевяжет подруга
Горячие раны его».

Вторая песня была совсем другая — грустная, в народном стиле, о своём, девичьем, но и с привязкой к довольно близкому маме времени — становлению колхозов.
Вот то немногое, что мне тогда запомнилось:
«Блузы синий цвет и запах тополей,
Ты пришёл из города, а я из полей»

Я пыталась представить синюю блузу. Наверное, её? Или его? Нет, это, наверное, всё же, была ситцевая блуза на молодой девушке. (Ой, хочу синюю блузу!). А тут она увидела молодого парня и…
Ещё я запомнила в песне про «дальний овин», где они встречались и провожались.
- Что такое «овин»?  —  думала я. —  Наверное, амбар.
Вот что пишут в Википедии:
Овин или Клуня  — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник. Овины строились в районах с недостаточным числом солнечных дней, например, в центральной и северной России, Белоруссии.
Правильно, мама как раз с северного района России — Обонежья.

Мне не доводилось слышать эту песню где-либо ещё, пока я, наконец, в интернете, не нашла её. Я прослушала её от разных исполнителей. Но лучше всех, мне кажется, поёт её первая исполнительница — Ольга Ковалёва.

Вот полный текст  этой песни, взятый из сборника «Русские советские песни» (1917-1977). Сост. Н. Крюков и Я. Шведов. М., «Худож. лит.», 1977

ВЕСЕННЯЯ ЛЮБОВЬ
Слова И. Доронина
Напев О. Ковалевой
Ой, цвети,
Цвети, кудрявая рябина,
Наливайтесь, грозди,
Соком вешним!
Я на днях,
На днях у дальнего овина
Целовалась
С миленьким нездешним.
Все было
Хорошо,
Так хорошо –
И блузы синий цвет,
И запах тополей.
Он из города
Ко мне пришел,
Я – с полей!
Он сказал:
- Вернулся я к покосу,
Будем травы
На лугах косить. –
И все гладил,
Гладил мою косу,
На руках
По ржам меня носил.
Ой вы, ржи,
Мне бы с вами жить,
Озелениться мне бы!
Я люблю смотреть,
Как ваша ширь дрожит
Под солнечною гладью
Неба.
Жаворонок, выше,
Громче,
Громче,
Выше надо мной!
Сердце просит,
Сердце хочет
Захлебнуться
Майскою волной.
Знаю, скоро
На широкой ниве
Будут косы
В золоте звенеть.
На деревне
Нет меня красивей,
На деревне
Нет меня дельней!
Ой, цвети,
Цвети, кудрявая рябина,
Наливайтесь, грозди,
Соком вешним!
Я на днях,
На днях у дальнего овина
Целовалась
С миленьким нездешним.
1921-1925

Мама родилась в 1925г. и эту песню она, значит, слышала в детстве и юности, когда была жива ещё её мама (бабушка умерла, когда моей маме было 16 лет). Может, и бабушка её пела? Я чувствовала, что мама поёт эту песню, как что-то сокровенное.
Мама родилась в деревне, и, хоть, они вскоре переехали в районный центр (маме на ту пору было 7 лет), но городок был небольшой, и жили они на краю его в крестьянском доме с огородом, с коровой, по-деревенски.

Теперь мне кажется, что я стала понимать про свою маму чуточку больше.

P.S. Фото моей мамы. Подписала его я в юности. Маленькая моя дочь случайно надорвала фотографию.


Рецензии
Меня сразу фото мамы сразило. Красивая, очень красивая женщина. И песня, какие простые слова, но как легко представить приезжего красивого парня. Она с ним у дальнего овина целуется, а по нему все девушки деревенские вздыхают. Нездешний, значит лучше, загадочней.

Лариса Гулимова   26.12.2023 12:37     Заявить о нарушении
Какая ты молодец, проникла в дух песни. Вот и мама же так, наверное. Что-то бередило её душу. А потом и мою. Вот и твою теперь. Рада. Спасибо, Лариса!

Лысенко Светлана   26.12.2023 12:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.