Идея киносценария Об Иудее как римской провинции

Фильмов о древнеримской истории снято множество, на библейские темы - тоже. Однако удивляет традиционное разделение их сюжетов, как будто та же раннехристианская история может восприниматься вне контекста политического развития самой Римской империи. Меж тем, едва ли христианство как религиозная организация вообще могло бы состояться, если бы не тот задел, который ему придали сами римляне.

Основатель христианства, как известно, был выходцем из Галилеи, этой северной части страны, Израиля. Для Иерусалима и южной Иудеи он был по сути чужаком, хотя и родился, согласно мифу, у Вифлеема, который расположен ещё южнее Иерусалима (если перечитать Иоанна 7:41-42, то становится очевидным, откуда возник миф о вифлеемском рождении). Его публичная миссионерская деятельность началась там же, в галилейском  Капернауме, сразу после совершённого им первого чуда - превращения воды в вино на свадьбе, которую он посетил. Контекстом его личностного развития была деятельность его предшественника и земляка, выходца из той же Галилеи - Иуды Галилеянина (внук которого, Eleazar ben Ya'ir, будет руководить обороной Масады от римлян). Выходцами из Галилеи были и все, кроме одного, из 12 апостолов. Позднее из Галилеи выйдет и Eleazar ben Simon, предводитель зелотов, тоже сражавшийся против армий Веспасиана и Тита. Таким образом, среди лидеров зелотов было немало выходцев из Галилеи. А кто такие "зелоты"? Открываем энциклопедию: "Основной целью зелотов было упразднение эллинистического влияния и свержение римского владычества, для достижения которой считались пригодными любые средства". В этом смысле весьма примечателен один из персонажей среди ближайших 12 соратников-апостолов по имени Симон Зилот. Что бы Вы подумали про человека, ближайшим соратником которого был бы Усама бен Ладен? Впрочем, "сочувствующие" у движения будут даже среди членов иудейского Синедриона - например, Иосиф Аримафейский и Никодим. Жизнь всех этих персонажей пришлась на период, когда Иудея как раз стала провинцией Римской империи после более чем векового периода своей независимости.

Но как воспринимали Иудею в самой Римской империи? Для римлян это была даже не второсортная, а третьесортная провинция. Есть любопытная публикация Murray J. Smith "The political context of the Gospels", найти которую можно на academia.edu. Смысл в том, что в наиболее крупные и значимые для римлян провинции правителями обычно назначали бывших консулов после 1 года их консульской службы. При этом в консульских провинциях расквартировывали более 1 легиона. В другие провинции рангом пониже назначали бывших преторов после 1 года их службы. При этом в преторских провинциях расквартировывали 1 легион. Иудею же не воспринимали как значимую для империи провинцию, достойную хотя бы 1 легиона, и правителями туда назначали не людей сенаторского статуса (консулы и преторы), а всадников. Дикая отдаленная провинция, в столице которой до приезда Пилата нет даже "толчков" с канализацией, зато есть бандитизм и носители полубредовых мессианских идей с претензией на место на политическом Олимпе. Пилат обеспечит личные удобства, построив акведук. Этот акведук саботажники будут всё время портить.

Сюжетной основой киносценария, как видится, могли бы стать околополитические события в столице империи - в Риме и в его самом публичном месте - в Сенате. А кто наши действующие герои?  Пожалуйста, знакомьтесь. Реальный исторический персонаж и возможный родственник Понтия Пилата, римский сенатор по имени Pontius Fregellanus. Другой сенатор - Квинт Корнелий Пуд (Quintus Cornelius Pudens) и его сын Авл.

Мелодраматической околосюжетной основой сценария могла бы, например, стать личная/домашняя жизнь Авла Пуда, иностранки Claudia Rufina (Peregrina) и её сына (либо младшего брата) Лина (Linus, ставший вторым главой христианской церкви Рима сразу после апостола Петра). Предысторией сюжета вокруг Claudia Rufina и её связи с Авлом могла бы стать деятельность римского военачальника Aulus Plautius в Британии. Все эти персонажи имеют либо реальную историческую основу, либо опираются на ранние библейские источники. В доме Пудов мы в какой-то момент видим апостолов Павла и Петра, этих "заклятых друзей", как Сталин и Бухарин (на самых ранних мозаиках Святые Павел и Пётр традиционно занимают места на противоположных сторонах от центральной фигуры или объекта, очевидным образом символизируя противоположность взглядов). Ещё вчера второй из них бегал с шайкой соратников по пустыням и примерял роль "Божественного воздаяния", как в истории про Ананию и Сапфиру, а сегодня его принимают в сенаторском доме в центре Рима - разве не удивительно? Это как если бы Усама Бен Ладен отобедал в Белом доме у президента. Совместить политический контекст сериала House of cards с мелодраматичностью сюжета сериала Domina  - разве плохая идея для исторического квеста? ;-)

Вообще, вопрос о связи апостола Павла и Пуда - один из интереснейших. Те, кто следит за развитием современных религиозных исследований, наверняка в курсе, что апостолу Павлу приписывается родство не только иудейскому царю Ироду Агриппе 2, но и самому Пуду. Правда, все эти исследования носят откровенно конспирологический характер. Точно так же в некоторых англоязычных источниках сейчас получила распространение гипотеза, приписывающая создание евангелий человеку по имени Arrius Calpurnius Piso, которого в этом случае следовало бы рассматривать скорее в контексте влияния литературного кружка Марциала. Впрочем, все эти теории выходят за рамки предлагаемого сюжета. Кинематографистам как никому другому под силу обозначить намёки на какую-то возможную связь, при этом не развивая сюжет в сомнительных направлениях: например, по сюжету один из второстепенных персонажей может задать вопрос на эту тему, но не получить на него внятный ответ от других героев.

Главная причина, почему история именно римского христианства может быть интересна - это потому что из более чем 20 тысяч разновидностей ныне существующих христианских деноминаций, римское католичество - одно из самых ранних и масштабных по числу последователей. А правда заключается в том, что наделённые властью и богатством римляне повлияли на становление христианства куда больше, чем галилейский пророк и его 12 сотоварищей. Во всяком случае если говорить об оставленном нам литературном наследии.

Я, возможно, потихоньку буду пополнять эту публикацию деталями портретов героев и сюжетными идеями. Сейчас мне пришло в голову использовать булгаковский подход из M&M и наделить кого-то из второстепенных героев сюрреалистичными способностями, например сделав их "гостями из будущего".

Действующие лица (список, возможно, будет пополняться):

1. Авл Пуд
Сын сенатора, будущий центурион, римская "золотая молодежь", по молодости "любитель мальчиков", завсегдатай веселья и тусовок. В компании его приятелей  совсем молодой поэт-весельчак Марциал, провинциал, ставший душой небольшого столичного элитарного литературного кружка. Авл вроде как отметился службой в Британии, под командованием военачальника Aulus Plautius, либо позднее. В Британии, кажется, даже есть высеченная надпись на камне с упоминанием Пуда (если не поздняя подделка). Марциал также писал про службу Авла в Дакии, но скорее как про нежелательную, нежели реальную перспективу. Этот Авл будет у истоков римского христианства, его имя есть в письмах Павла (2Тим. 4:21) и среди апостолов-из-семидесяти, он будет причислен церковью к лику Святых.

2. Клаудия Руфина
Дочь британского короля по имени Cogidubnus, союзника Рима. Будет взята в качестве заложницы, её привезут в Рим. В Риме её назовут Claudia Peregrina (peregrina значит "чужестранка"). Лин не являлся сыном от Авла, отцом Лина источники называют некого Herculanus (по другой версии Лин был младшим братом Клаудии). У Марциала есть строки, прославляющие фертильность некой Клавдии - возможно, эти строки относятся к детям от Авла, потому что другие источники называют 2 дочерей и 2 сыновей среди детей одного из Пудов.


Рецензии
На мой непрофессиональный взгляд - это прекрасная идея. Хотелось бы в сценарии побольше фактички, поменьше легенд. Насколько я знаю (по сообщениям местной прессы) в Израиле в последние годы археологи накопали много интересного материала в т.ч. и по этому периоду.
Успехов.

Геннадий Шлаин   16.09.2023 17:20     Заявить о нарушении
Благодарю за хорошую рецензию. История иудейской диаспоры в древнем Риме и политика Рима по отношению к Иудее, безусловно, заслуживают внимания кинематографистов, потому что исторического материала за последние несколько десятилетий накопилось немало.

Артем Новоседов   16.09.2023 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.