Пётр Пивоваров Дизайн, школы и уникальность Сочи

Петр ПИВОВАРОВ:
«В сочинской архитектуре важно сохранить оставшуюся красоту»

Интервью 2012 года. Сейчас 2023 год. Интересно и актуально.

Этот разговор назревал давно. Какие-то важные «кусочки» судеб и историй постоянно вертелись рядом и около. И вот, наконец-то, мы поговорили с сочинским дизайнером среды о том, почему так важно сохранить остатки былой курортной архитектуры, как сделать мир гармоничнее и где живет вдохновение


- Сколько лет вы занимаетесь проектированием пространств, дизайном среды?

- В среднем лет восемь. Наверное, правильнее сказать – осознанно лет восемь: небольшие работы были и раньше. Начал проектировать на втором-третьем курсе института, окончил его в 2006-м году и с тех пор продолжаю заниматься дизайном интерьеров. 

- Расскажите, пожалуйста, об учебе поподробнее. Почему вообще решили заниматься дизайном интерьеров? Дань моде на тогда еще новую профессию в России или, может быть, путь к мечте?

- Все произошло стремительно и во многом благодаря счастливым случайностям. В школе мне была интересна математика, но я понял, что не останусь там до 11-го класса, хотелось заняться чем-то более конкретным. Мои родители – инженеры-архитекторы, и мне нравилось чертить, что-то рисовать, то есть было близко то, чем они занимаются. Когда я заканчивал 9-й класс, в Сочи не было училища, готовившего специалистов подобных специальностей. И я собирался поступать в Адлерское училище на отделение изобразительного искусства. И буквально за пару дней до этого мой папа встретил свою знакомую, с которой они работали в Южгипрокоммунстрое, - художницу и преподавателя Валентину Нестерову, которая рассказала об открытии отделения живописи при Сочинском училище искусств. И предложила мне туда поступить. Все-таки случайности не случайны! Раздумывал недолго. Усиленно занимался перед поступлением у Валентины Ивановны. Научился смешивать краски и правильно класть мазки. До этого вообще не рисовал и не писал. По ощущениям это было не страшно и очень интересно. Поступил. Нас было чуть больше десяти в группе: двое юношей, остальные девушки. Учеба в училище казалась чем-то очень увлекательным, и вот прошли эти четыре года, получил диплом педагога изобразительного искусства.

- Решение продолжить образование в высшем учебном заведении пришло само или что-то все же на это повлияло?

- Наверное, пришло осознание того, чем мне действительно интересно заниматься. Появилось желание совершенствоваться, приобретать новые знания и навыки. Все, как обычно, началось с неизвестности. Ко времени окончания училища, в двух сочинских вузах – в Доме моды Людмилы Ивановой и в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела (на базе строительного факультета) открывались новые отделения – дизайн среды. Решил поступить в СГУТиКД. Из училища туда поступило из нашей группы двое – я и Катя Кириенко, чьи родители преподавали как раз на новом отделении. Остальные пошли в Дом моды и поступили сразу на второй курс. Там проводила занятия Валентина Нестерова. 
В институте все было новое, другое по сравнению с училищем. И в первую очередь претерпела изменения школа живописи: многое, усвоенное при Валентине Нестеровой, приходилось чуть ли не ломать, к сожалению. У супругов Кириенко была своя школа. 
Замечу еще вот что: когда мы поступали, новое отделение нам преподносилось как нечто очень серьезное. Да, факультет был молодой, но программы были в нем какого-то столичного вуза, может быть, даже Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова – прим. ред.). И я ко всему также относился очень серьезно. Хотя поступать было легко. Спасибо училищу. В ходе обучения стали открываться различные противоречия. Но, понятное дело, многое объяснялось тем, что все находилось в стадии формирования и адаптации. Иногда складывалось впечатление, что преподавание и весь учебный процесс напоминают некую кашу. Доходило до парадоксов. С одной стороны, я был старше своих одногруппников, и у меня был определенный багаж знаний. Но, с другой стороны, мои представления о живописи, композиции ломались. Было непросто. Ощущалось, что не отработан механизм преподавания, ибо школа только формировалась: каждый преподаватель тянул одеяло на себя. В Краснодаре, Москве или Санкт-Петербурге в подобных учебных заведениях это работает как часы, у нас же был сплошной эксперимент. Часто на свой страх и риск приходилось что-то важное решать в проектах, потому что преподаватели спорили между собой, и на одно и то же смотрели с противоположных точек зрения. Надеюсь, сейчас все изменилось в лучшую сторону. 

- Мне кажется, у вас была необычная тема дипломного проекта – реконструкция типовой пятиэтажки. Переделывать и обновлять старое – это ж целое дело! Почему выбрали именно эту тему?

- Наверное, на выбор во многом повлияло то, что уже во время учебы в институте я начал работать по специальности: участвовал в качестве дизайнера в муниципальной программе ремонта городских школ. Это было после пятого курса, за полгода до начала подготовки к диплому. А до этого часто выбирал для курсовых работ конкретные темы и работы, в которых нужно было по-новому взглянуть на уже имеющийся объект. Мне хотелось приносить пользу своему городу. Было интересно посмотреть творчески на старые здания, вообще на курортную архитектуру, которую нещадно уничтожали. Архитектурная эпоха, в которой творили мои родители и их коллеги, заканчивалась, забывалась. И к ней относились во многом как к чему-то второстепенному. Хотелось что-то важное сохранить, подарить этому новую жизнь. Ведь те здания формировали облик города. Но, понятное дело, сейчас не 70-е годы прошлого века, а 21-й век, и нужно на город взглянуть по-новому. 
Так вот, нужно было самостоятельно выбрать тему диплома. На тот момент очень актуальными для города были несколько вопросов: переселение людей из ветхого жилья и ремонт и модернизация домов. В крупных городах России и в Европе этим занимаются целые проектные институты. На весы ставится реконструкция или строительство нового дома или домов, то есть уплотнение застройки. Я подумал, что для Сочи это очень актуальная тема. Наши пятиэтажки по планировке похожи, хотя в них есть и различия. При подготовке к защите диплома моим научным руководителем был заведующий кафедрой дизайна Владимир Синявский. Весь шестой курс мы готовились к защите. За полгода до защиты я поехал в Питер собирать необходимую информацию по проблеме вторичной застройки. В Санкт-Петербурге живут друзья нашей семьи – архитекторы Трофимовы. Они порекомендовали пообщаться с их знакомым профессором, который защитил диссертацию и получил степень доктора наук по теме вторичной застройки. Он мне позволил не только почитать свой труд, но и сделать ксерокопии. Что любопытно: в Питере издаются журналы по архитектуре, где представлены проекты российских архитекторов по вторичной застройке, выполненные по заказу европейских фирм. И в Европе это активно применяется с учетом новейших технологий. В России это применяют реже, на отдельных домах. Цель была - показать на примере типовой пятиэтажки, что такое в принципе возможно и в Сочи. Кроме перепланировки дома, был разработан проект благоустройства прилегающей территории. То есть все разрабатывалось комплексно. Моя задача при защите диплома была в том, чтобы донести до комиссии свою идею и то, как я шел к ее реализации. 

- Как представлю, если бы такое делалось в реальности, ужасаюсь, честно говоря. У нас люди за сердце хватаются при косметическом ремонте, за всем следят, и то строители творят невесть что порой. А тут ремонт с временным переселением! Мебель вынести всю, стены снести, что-то достроить, пристроить. Жалко прям людей.

- Ну, да, это у нас выглядит так сложно. А во многих городах Восточной Европы это муниципальная программа, и за сердце никто не хватается: люди знают, что вернутся в обновленный дом с новыми инженерными сетями, парковкой, в благоустроенные красивые квартиры, да еще и прилегающая территория преобразится. В дипломе я показал, что такое теоретически возможно и у нас. 
В нашей же стране проще снести пятиэтажку и построить что-то с нуля. А вторичная застройка и ее внедрение в других странах как раз и свидетельствуют о высоком уровне организац организации управления строительством и комплексным развитием. 

- За диплом получили «отлично»?

- Да. Тогда же мне порекомендовали продолжить обучение в аспирантуре в Строгановке. Меня даже взяли на работу в СГУТиКД после защиты диплома - преподавать проектирование. Но в связи с семейными обстоятельствами на тот момент (мы переехали из Сочи в Дагомыс и приводили в порядок новое жилье), как оказалось, у меня не было на это времени. Любопытно то, что в течение учебы я ни разу не получил стипендию, потому что по профильным предметам у меня в полугодиях было «удовлетворительно» вместо «хорошо» или «отлично». Смеюсь, когда вспоминаю, как преподаватель мог подвести меня к работе одногруппника, которую я же ему и сделал, и с укором сказать: «Вот видишь, он смог, а ты почему так не сделал?». Я просто пожимал плечами. Субъективность.

- А как в вашу жизнь вошли сочинские школы?

- Случайно. Как всегда. Однокурсник позвонил и спросил, не хочу ли я что-то нарисовать для какой-то школы. Ответил положительно. Он дал мне номер телефона. Я позвонил. Оказалось, говорю с начальником управления по образованию и науке города Сочи Ириной Бадаян. Приехал, поговорили. Она показала холл школы № 23 на улице Виноградной и спросила, смогу ли я что-то интересное в оформлении предложить. Сделал несколько эскизов, которые ей понравились. Вот с этого и началось. Это был мой первый проект для школ. И, наверное, самый трудный. Я учился всему: проектировать с листа, разговаривать с людьми и доносить до них свою точку зрения, учился давать задания строителям. Одним словом, учился работать. 

- Одной школой, как я поняла из ваших рассказов, дело не ограничилось…

- Летом следующего года мне снова позвонили из управления по образованию. Видимо, мы нашли общий язык и с заказчиком, и с генподрядчиками. И уже после защиты диплома снова взялся за школы. 

- А что особо запомнилось при реализации ваших проектов при ремонте сочинских школ?

- Замечу, что школами занимались не только студенты и выпускники СГУТиКД, но и Дома моды. 
Был однажды такой момент, когда мы с товарищем Антоном Корнюхиным параллельно делали три проекта: гимназии №1, детского сада-гимназии на улице Воровского и школы № 66 в поселке Молдовка. Так как школа в Молдовке находится в Адлерском районе в непосредственной близости к олимпийским объектам, мы хотели сделать проект олимпийской школы с учетом соединения культур, так как она состоит из армянского и русского секторов. Но дальше проекта дело не пошло. 
Что касается ремонта Первой школы, то когда нас позвали, какая-то часть работ уже была сделана другим дизайнером, были закуплены материалы. Нам нужно было одновременно изменить и переработать проект, так сказать, смягчив его. Отмечу, что в отличие от большинства сочинских школ, типовых и похожих, гимназия № 1 – уникальная, не типовая. Ее проектировала женщина-архитектор (Н.В. Милова – прим. ред.) именно для этого места. Это здание – отражение архитектуры 70-х годов прошлого века: есть внутренний дворик с фонтаном, много света, применение современных материалов, тематическая мозаика. Пространство получилось уникальным. И, как мне рассказывали, за проект Первой гимназии ей должны были присудить звание заслуженного архитектора России, но по каким-то причинам этого так и не произошло, к сожалению.  
Так вот, нам необходимо было сохранить имеющуюся красоту, вдохнув в пространство новую жизнь, не усложняя и не искажая, чтобы остался дух той старой школы и того времени. Это было трудно, потому что холлы были «испорчены», нужно было минимизировать диссонанс. И в то же время была необходимость по-новому взглянуть на помещения, придать им неповторимость. Школа поделена на блоки по направлениям, иногда направления пересекались. Таким образом, грамотно попытались применить психологию цвета, не разрушая общую концепцию. И мы использовали в оформлении этих блоков – истории, географии – яркие цвета. Но эти цвета служили фоном. Антон Корнюхин разработал логотипы предметов, мы их распечатали на специальной клеющейся пленке в виде трафаретов и нанесли на стены и колонны.
Сверху накладывался слой краски. Да, по СанПинам, может быть, и взяли слишком смелые цвета, оказывающие на сознание определенное психологическое воздействие. Но, мне кажется, некоторые нормы порядком устарели, и это тема отдельного разговора. В итоге оформление классов понравилось и ученикам, и учителям.

- В связи с ремонтом сочинских школ в интернете больше всего упоминаний о 7-й школе на улице Чайковского. О вас писали газеты, а после ремонта туда водили на экскурсию учителей из других городов, когда они приезжали пару лет назад в Сочи на форум по образованию. Чем же она так примечательна?

- Проект ремонта 7-й школы мы делали с нуля, сами разрабатывали концепцию. И с генподрядчиком нам повезло: было взаимопонимание и желание осуществить что-то интересное. Школа состоит из двух блоков – начальной школы с коррекционными классами и типового четырехэтажного здания. Нам рассказали, что в ней обучаются дети с нарушениями зрения, и в гласах, где им предстоит играть, одновременно будет осуществляться обучение и адаптация. На основе всего увиденного и услышанного у нас появилась идея четырех времен года и пазлов, как основных декоративных элементов. Наверное, хотелось передать, что в образовании, как и в жизни, все взаимосвязано. Каждый этаж был выполнен в своей цветовой гамме. А выражением концепции единения пазлов и времен года на всех этажах была декоративная полоска под потолком – опять же в цветовой гамме определенного сезона. Она – это цветовой и графический акцент. Цельность достигалась и тем, что все элементы оформления были выполнены в едином стиле и в определенной цветовой гамме. На всех дверях появились характерные номерки – разные в зависимости от стиля и цвета стен, потолка и пола. Общая концепция, разумеется, распространилась на кафе и столовую. 
К оформлению каждой школы мы с Антоном подходили индивидуально в зависимости от ее направления, архитектуры и расположения в пространстве. И хотели показать, что можно сделать не просто ремонт, но и внести в помещения жизнь. Школа, как книжка: ее можно читать – по этажам, по классам. Это должно быть обучающее пространство. Хорошо, когда есть понимание между заказчиком, исполнителем и администрацией города и школы. 
Понятное дело, мы были студентами-романтиками, и ставили перед собой сверхзадачи. А потом адаптировали их под имеющиеся возможности. Но в то же время параллельно мы сами учились многому – понимать заказчиков и строителей, научились с ними общаться так, чтобы была возможность их убедить в правильности выбранных идей. Наверное, поэтому проект 7-й школы стал удачным: к тому времени мы уже многое поняли и знали, пройдя через ошибки предыдущих проектов. 

- Насколько я знаю, школа № 10 на улице Донской после капитального ремонта стала финалистом конкурса Лучший Школьный Дизайн 2007—2008 годов. А директор школы Владимир Давыдов и дизайнер Пётр Пивоваров получили диплом победителей Национального проекта «Образование». Хорошо постарались?

- При ремонте этой школы была тщательная подготовка всех звеньев, которые в нем участвовали. В том числе и дизайн-проект. Несмотря на то, что далеко не все идеи в итоге реализовались, цельность нового облика школы все же была сохранена. 

- Все , кто побывал в этой школе, хорошо отзываются о краеведческом музее… К своему стыду, я пока его не видела.

- Мы использовали бордовый цвет, на фоне которого показаны экспонаты – предметы быта и одежда кубанских казаков. И вообще, эту школу, на мой взгляд, отличают яркие цвета в оформлении пространств.

- А какие места в городе вам нравятся, где любите бывать?

- Мне близки по духу здания, которые гармонируют с окружающим пространством, а не спорят с ним. Это не только знаковые объекты курорта – Морвокзал, Кавказская Ривьера, Железнодорожный вокзал, башня на горе Ахун, Пушкинская библиотека, но и санатории, парки, скверы и просто старинные дома, которых остались единицы. 

- У людей творческих профессий всегда хочется спросить об их заветной мечте. Может быть, это Замок на песке или концептуальный ресторан на корабле?

- Мечтать хорошо. Но мне нравится работать! Мысли и идеи бесконечны, как и все в творчестве, но когда занимаешься чем-то конкретным, важно вовремя начать воплощать в жизнь самую удачную из них. Хочется попробовать и то, и это. Озарения приходят во время самого процесса работы. Самое приятное – видеть результат того, что придумал.


Рецензии