Чтобы жить, нужно солнце ч. 3

   Без права на забвение...


   Полковник   Гвоздев  осознавал,   что       другого  случая  встретиться  с Галиной  Михайловной   может   быть  придётся  долго  ждать     из – за  новой работы;  и   хотя понимал,  что  будет рассказывать   о  давно  прошедших  событиях, но,   учитывая  возраст  и проблемы   со здоровьем  Галины  Михайловны,  очень   опасался,  что  известия  о смерти  сына   могут  осложнить  психологические зажимы, приносящие  мучительную  боль.       Пригласил  приехать  в  кафетерий  её сына  Геннадия,  чтобы  передать  архив  и подарки  Дмитрия   всей  семье,  попросил  медсестру  « из  Скорой  помощи»,   коротко  рассказав   о  событии,  оказать,   по -  необходимости,    помощь .     Медсестра  что -  то  рассказывала,  отвлекая  Галину  Михайловну от  тяжёлых  мыслей,  обе женщины  даже  посмеялись  над  внуками, когда они озадачивали  бабушек   смешными вопросами.  Встретившись  с  Геннадием,   Галина   Михайловна  несколько   успокоилась,  вот  тогда   он, продолжив   рассказ   о  последнем   посещении  друга  в госпитале,   передал  письма  и  дневниковые     записи.
«Здравствуй, мама, ты читаешь  мои письма, значит,  друг  рассказал о событиях,   стараюсь  выйти из  этой  передряги, думаю скоро вас  всех увидеть. Не  переживай  за  меня – я в надёжных руках.   Братья  уже совсем большие, хотел бы знать,  как учатся, чем  увлекаются. О Леночке знаю, что  вышла  замуж.  Мама,  прости  меня ,  но  я  нашел  отца  Лены, она  взрослая, всё поймёт.  Павел хорошо говорит  о  жизни  в  России.  О тебе  и  Леночке  я не  говорил,  вы  сами  разберётесь,  как быть с  вашей  тайной,  адрес  передаст  Михаил, когда будет  возможность.   Мальчишек  не  балуй, пусть  тебе  во всём помогают, они  - мужчины,  знаю ,   как ты их  нежишь.  Когда вернусь,  я буду всегда с тобой.  Не плачь,  не переживай  -  скоро  увидимся….   И  пойдём  все   вместе  на  любимую «  плотинку»  у  фонтана     по нашей  традиции,   будем  есть   эскимо,  если   опоздаю  на  твой  День  рождения, подарок  привезёт  мой  друг -  это  натуральные  камни по твоему  знаку  зодиака…   Я люблю  вас всех,  только   отпусти   все  болезни,   все  тайны ,   живи   легко   и  свободно…  Мама, мама  - я  люблю  тебя – духовное  родство  роднее  родных – это  моё  убеждение.   Мама,  я всегда  с  вами.
- Знаешь,  мама, здесь, в госпитале, особенно  остро  осознаётся  необходимость  и  важность  той  работы,  которая   опасна,  но  даёт  возможность   стране  предпринять   предварительные, необходимые  меры  по  выявлению      зкстремистских   происков,  несущих  людям  вражду, войны … насилие,  уничтожение   жизни.   Мы  -  солдаты  невидимого  фронта, от  нашей  работы  многое  зависит…  Мы с  другом  задумали  создать  книгу   о  частице  той  необъятной   работы,   только  о  нашем  опыте.  События  последних  лет  о  нестабильности   взаимоотношений    стран   о многом  заставляют  задуматься. Уроки  мировой  войны не  всеми  усваиваются;  к  сожалению,   старшее  поколение,  пережившее   ужасы  военных  лет, сделали  всё, чтобы  забыть  их.  Твоя  жизнь, мама, этому   пример,   ты   ограждала  нас  от всяких  воспоминаний  о  войне, никогда  не  рассказывала  о  рабской  и  жестокой  жизни  в плену,  стремишься    забыть  прошлое,  но  история  не  имеет  права  на забвение, а  муки  и страдания  людей  тем более.    Враждебная  идеология,  локальные войны…   напоминают  о   повторении :   современная  жизнь  молодёжи  тонет  в  комфорте  и   вседозволенности,  без  осознания    САМОЙ  ЖИЗНИ  … этим  и  пользуются   различные властолюбивые  сообщества, разжигая  вражду,  обеспечивая  долларами,  властью, обещая полную  свободу  ….   технократия  этому  в помощь;  экстремисты ,  осознавая гибкость   сознания,  вторгаются в  мышление   людей,  меняя  мировоззрение….               
  Галина  Михайловна , заливаясь слезами,  перебирала   странички  дневника  и думала  о  судьбе. . Её сыну  досталась  короткая, но  полная  лишений  и  приключений  жизнь,  много познал, много передумал  -  ушел из жизни  молодым.  Её   всегда  поражала его серьёзность не по годам, его  влюблённость  в  жизнь,  бережная заботливость  о   детях…                За  что судьба   так  мало  отпустила  жизни  её  сыну?               
 Если поможет  история  жизни  Димы  и её   борьба  за жизнь,  она  поможет его другу  в  создании книги – дневника,  напишет  семейные  воспоминания  о детских  и юношеских  увлечениях  Димы – пусть  продлится  память  о  нём  в  семьях  братьев  и  сестры … Он    многое успел   сделать   в    жизни   и  для   семьи…
Первая моя юношеская любовь -  Павел  жив, - это   же  счастье.   как много  воспоминаний  о  моём  защитнике :  вместе   росли  в детдоме, учились  в  одной  школе.  Долгое  время надо  мной  - первоклассницей  (11 –летней  «дылдой» ) смеялись  одноклассники .   Павел –мой  сверстник  -   учился в  пятом  классе, озорной и весёлый  был заводилой среди друзей. Когда  узнал,  откуда   меня   привезли  и почему   долго  нахожусь  в  санитарной  комнате, стал  опекать  и защищать от  нападок;  получив  профессию  в ФЗУ, поступил  в машиностроительный  техникум. Мы дружили  беззаботно ,  пока он не объявил, что лучшей  жены  ему не  найти…   Однажды  пригласили  в детдом за  радостным   сообщением:  Павел  не  сирота,    документы его  нашлись,  а  родители  его  живы, повсюду  искали  сына.   получив   паспорта   уехали  Германию  и  ждут  его  домой…   Павел  не  Иванов,    а   Павел  Кляйн  уехал  на   родину ….    Я   потеряла   единственного  защитника,  любимого   человека  -  будущего  мужа.  Вновь  оказалась  в  одиночестве,  без    родного  человека;    с охватившей  всё тело  болью, в  стрессовом  состоянии  оказалась в  больнице.    Солнце   померкло   для  меня,  когда   врачи  сказали  о беременности.   В отчаянии     я    на  настойчивые   письма  и  телеграммы  Павла   не отвечала.                Мог  ли он  понять  её  в то  время?            Павел - немец …                Расставание,   беременность,   которую  запрещали   врачи   из – за  психологических,  ничем  не  излечиваемых  зажимов,    стрессовое  состояние от  безысходности….           За  что  такая  жизнь?        Никем  и  ничем  не  поддерживаемая  жизнь  обострила  болезни.    Думала,     думала о ребёнке.   От любимого  ребёнок  -    да это же  чудо…            
 Как  приказать  себе  забыть  прошлое,  как  настаивали  психологи,  забыть и не думать  о Павле –  сможет  ли?…   Как   и  где  жить?   Всё в прошлом …  Выжить и  жить  -  для   ребёнка,  но на какие  средства?  Приютила   детдомовская   няня:  после  детдома,  после школы –  ни работы ,   никаких  родственников….   Только  мама – няня,  пообещав  помощь,  советовала  сохранить  ребёнка.  Ехать  к  Павлу  в Германию – и не  выходить  из  больницы,  если при слове  Германия, немецкой речи,  при виде  оформления  зданий   чёрно -  белых  тонов   гранита,  как  в богатом  имении, -    задыхалась  до обмороков.   Думала  и о Павле  - он  не  виноват,  семья  выслана  с  Поволжья,  война …   Не  заслужил  добрый и  заботливый  Паша  больной  жены ;  заливалась  слезами, но решила :  не писать,  молчать  о  ребёнке…  - у  него   новая  жизнь  на  родине  с  родителями  -  пусть  будет  счастлив.   Там,  в доме  фрау,   Ирма,  чтобы  не  услышала  хозяйка   моих криков  от боли,  успокаивая  и  смазывая   мою спину  и  раны, приговаривала : « Недолго  вытерпишь девочка,» -  и с сомнением  качала головой, а  я  упрямо  каждый  раз  повторяла: « Мама  меня ищет, она меня  найдёт…     она  обещала…»     Ирма   грустно,  задумчиво    смотрела на  меня.  Я  жила  с этой верой,  мечтая  ночами  о нашем  доме, где  всегда было  тепло  и много  солнца;  о маме,  об  отце,  который поднимал   меня  высоко - высоко, чтобы я  сорвала  спелое  яблоко  в саду…    А  сейчас  -  всё еще жду  маму, не  позволяя  думать, что  с нею  могли  сделать  враги….           Я  дома, на родине,  надо  выдержать  и ждать  от  любимого  ребёнка –  и он будет  -   я  постараюсь… 
  Трудные   послевоенные   годы,  но  здесь  -  в России,  я  остро  чувствовала   доброжелательность  людей….  Теплоту  отношений …             Какое  это  счастье -  жить  дома,  на   Родине.   Малая  пенсия  няни, скудность   во всём,  но  эта  мудрая  женщина  учила  выживать в полуголодные    годы.  Выручала     старая   швейная   машинка;   работая   дома,   думала  о ребёнке,  о  маме - няне,   которая      находила  какие – то  удивительные  травки,    пили   с ней  успокоительные   чаи  и  мечтали,  мечтали  о  будущей   прекрасной  жизни…          Она  умела  отвлечь  от  всяких  дум  смешными  воспоминаниями  из  своей   детской  деревенской  жизни,  о  приключениях  детдомовских   детей…         -      и        болезни   отступали…      
Работа,  заботы      о  новой  растущей  жизни    заглушали   печальные   мысли …    Время   шло  - и  чудо    свершилось  -  счастье  моё ,  мой  маленький  родной  человечек  -  крохотная   дочурка   подарила  и  радость , и уверенность   в  жизни.  Павлу  написала  письмо,  убеждая не  бросать работу,  не  приезжать   за  мной,  срочной   необходимости   в   этом  нет, напомнив  ему,  что он   хорошо   знает,  почему  не  смогу  жить  в  его  стране ,  а  стареньких  родителей  ему тоже  надо  поберечь.     Новые  жизненные  условия   постепенно  вытесняли  волнующие    воспоминания   о  Павле ,   от него  всё реже приходили  письма.                Когда дочка подросла,  работала  на швейной  фабрике  - жить  стало легче.  Вскоре   и  жизнь подарила   радость .   Маму – няню  навещал  воспитанник  детдома    с  трёхлетнего  возраста, считавший  няню  своей  мамой.  Своей добротой,  помощью  маме – няне,   играми с Леночкой   Виктор  завоевал  и моё сердце.  Жили  счастливо, один за другим  рождались  мальчики , а  муж     и  взрослеть,  кажется,  не  хотел – радовался  жизни вместе с детьми.   Да только  судьба  не   устаёт,  видимо,    испытывать  мою стойкость  на  жизнь.  Виктор  заболел;   от  облучения повышенной  дозой  радиации      на  строительстве      Белоярской  АЭС   сердце   его   не  выдержало – ушел из   жизни родной  человек…                Солнце    померкло…                НО  дети    радовали:  подрастая,  Леночка  заботилась  о братьях, училась  старательно    - моя  помощница  во всём.  И вновь борьба с болезнями,  работа, заботы  о старенькой  маме - няне …  Выживание .   За  все  жизненные    лишения  или   за  стойкость в борьбе за жизнь, но небеса  смилостивились  и  подарили  ещё  старшего   сына Димочку – радость и опору в жизни , счастье  поселилось  надолго  в нашей  пополнившейся семье.               


Рецензии