гл 16 Бой

     гл 16 Бой.   

Однажды через Катерину и свое незнание таджикского языка я попал в очень дурную историю.
  До сих пор стыдно, что не выучил за 10 лет язык. Второго такого шанса не будет.
 
 Т Прогуливаюсь я как то ранним утром со своим барбосом Лотом по дворам нашего 63 микрорайона в сторону речки Душанбинки. Лот послушный, а потому и без поводка. Жили  мы в Душанбе в 4-х этажном железобетонном монстре. Монстре – потому как зимой собачий холод,  а летом невыносимая жара. А в остальном – здорово – много комнат и еще и лоджия. Все были довольны, так как квартиры были государственные и люди их просто получали по очереди.
   Многие хозяева первых этажей,  вели натуральное хозяйство. Т.е. вместо цветников, как это кое где принято, там самые обычные огороды, в которых иногда даже паслись бараны, ожидающие заклания на ближайший праздник.
 И вот мой Лот, заприметив привязанного к деревцу барана, прямо так с разбегу к нему и побежал знакомиться. Надо же поздороваться. Одну свежую грядку он вдоль и пробороздил своими лапищами. А хозяйка грядки - дородная женщина, еще вся в "мыле" после прополки, аж рот открыла от удивления, став живой свидетельницей беспрецендентного акта вандализма с сторону ее огорода со стороны моей собаки. Реакция у женщинки оказалась хорошая, и она схватив с земли кусок глины, запустила им в собаку.
  Попала!
  Хорошо что я успел поймать освирепевшего Лота, который в хозяйке огорода в данной ситуации уже мог видеть и медведя. (если вы будете к спаниелю добродушны, то можете из него вязать веревки, но на охоте он зверь, и когда его сильно обидели - он опять зверь). Не удержи я его, могло бы все закончиться более драматично. Следующий ком глины полетел в меня. Кажется я там тоже на что-то наступил, пока ловил Лота.  А параллельно  бурно сыпались ругательства искренне-расстроенной женщины. Вдруг,  как-то совершенно неожиданно для себя, я тоже позволил себе рассердиться. Я ее, можно сказать, только что спас от 30-ти уколов против бешенства в ее толстое пузо, и мне стало как-то очень обидно. И возмущенно  ответил:
  -Э! Кусу-хар! Джанджол на мекуни!
  После этой фразы, последовала короткая пауза, но скоро грянула вторая волна, и децибелов в голосе огородницы значительно прибавилось, а в меня полетело еще несколько комков глины.
  - О! -подумал я.
  - И я попал!
  Сказать по правде, и сейчас не смогу  точно перевести, то что я ей сказал. Беда в том, что огородница,  мне чем-то напомнила нашу шимпанзе Катю. Когда Катя была чем-то сильно недовольна, она устраивала настоящие  истерики. На крики Катерины, первыми  прибегали дети. Гримасничая, они прыгали напротив вольера шимпанзе и часто повторяли именно эту фразу. Но так как эту фразу я слышал только от детей, то и считал, что это какая-то невинная обзывалка. Так она у меня в голове и засела. Спросить, что это значит, я как-то все время забывал, но для себя, эдак условно, перевел - что-то типа:
  - Эй обезьяна, не ругайся!
  И так бы я это и позабыл.  Но в тот же день проходя мимо обезьян и шимпанзе, вдруг, обратил внимание  табличку, которая меня раньше не интересовала, а тут крепко озадачила:
   МАЙМУНХО - ОБЕЗЪЯНЫ.
   ???
   - Что-же я  тогда сказал огороднице?
   Я бегом к своему доброму приятелю, заведующему секции хищных - Бобохону, и спрашиваю, что же  означает то, что я сказал соседке?
    Бобохон мне в ответ смущенно улыбнулся:
  - Это ишачья писька!
  Мне вдруг стало так стыдно, что это заметил и Бобохон:
  - А-а-а Сержидин, зачем твои уха стал такой красный?
  Его двусмысленная улыбка была мне понятна, так как ишачка у некоторых азиатских народов просто притча во языцех, по той причине, что для многих молодых людей,  как раз она является первым объектом сексуального опыта.
  Ближайшие два или три года, я обходил тот огород очень дальней стороной.
  А Катин "пирожок" действительно постоянно  привлекал к себе внимание своим совсем нестандартным размером и краснотой. И дети хихикали именно над этой особенностью ее экстерьера. И кажется единственный, кто его не замечал - это как раз тот, для кого он и был предназначен, то-бишь - Бой. По крайней мере за "этим делом" их никому застукать не удалось. Ну и потомства, стало быть,  у них не было.
   
  Зато возле них, всегда было больше всего посетителей. Как и у всех остальных обезьян, у шимпанзе любимым занятием было попрошайничество.  Это как раз и являлось у них главной причиной желудочно-кишечных расстройств. Попробуйте как-нибудь на 40-градусной жаре скушать помидор с абрикосом и мороженным, дальше смело забрасывайте в желудок - огурец, несколько конфет, пару печеньев, непременно разных сортов, кусочек выпечки, скажем, - очень хорошо с капустой, или самсу, и чтоб в ней  побольше лука!, ну и кукурузы конечно. Сверху все это дело можно залить пивом. Да, чуть не забыл, делать все это надо только грязными руками, предварительно поковырявшись где-нибудь пальцем. Ну а потом, то что у вас начнется попробуйте  остановить! Вот примерно такой рацион был у наших обезьян в воскресные дни и праздники. Животных пытаются накормить практически все посетители, а предупреждающие надписи,   естественно, не работают. Да и кто в нашей стране поверит тому, что пишется на заборах? Конечно, в воскресные дни возле клеток с особо ценными животными дежурили толмачи, которые пытались вразумить сердобольных посетителей, что животные сыты, и что мороженное совершенно отсутствует в их естественном рационе. Но возле каждой клетки по толмачу не поставишь. Да и протянутые из каждой второй клетки обезьяньи руки и жалостливый взгляд, способны размягчить любое, даже самое черствое сердце. (никак не могу определиться - таки руки или лапы)
 И так все лето. Понедельник - понос, вторник - лечение, среда -диета, четверг -рекреационный период, пятница-суббота - период реконвалесценции.  Ну а в воскресение..., на то оно и воскресение!
  Шутка.
  Но тем не менее это примерно так и выглядело.
  Кстати про пиво. Про Боя, что могу сказать? Курить не курил, а вот пивком баловался.
  Брошенные сигареты Бой сразу гасил. Отрывал фильтр, совал рот и немного помусолив в губах, начинал жевать. Потом  ходил и долго плевался. Катерину сигареты не интересовали. А вот пиво... От него не отказывалась.
  Пиво им давали посетители. Алюминиевых банок тогда еще не было. Бутылки  забрасывали через ограду. Лучше всех бутылки ловил Бой. Он сразу усвоил  - разбитая бутылка - пролитое пиво!  Но если бутылка удачно поймана - праздник состоялся. Выпивать любил исключительно на качелях. Облокотившись одной рукой на поверхность качелей, полу-лежа, второй рукой он неторопливо подносил бутылку к губам, и отвесив  чуть не до пола нижнюю , делал несколько глотков. Первые 2-3 глотка он пропускал внутрь, а последний, непременно задерживал во рту. Немного погоняв его из щеки в щеку и тщательно прополоскав им  зубы, проглатывал, непременно с утробным возгласом:
  –О!
  Таким образом немного растягивая удовольствие, он продолжал озабоченно поглядывать на донышко бутылки - что там - еще осталось? Когда же оставалось до обидного мало, последний глоток он не проглатывал, а свернув губы трубочкой возвращал  обратно в бутылку. Затем опять в рот. И так несколько раз. Но с каждым разом глоток - почему-то становился все меньше и меньше.
  Когда пиво совсем заканчивалось, Бой сползал с качелей и бережно баюкая бутылку, немного покачиваясь, бродил по клетке и распевал песню, текст которой имел всего одну  букву –У-У-У-У, но зато на разные мотивы.  Если рядом оказывался кто-то из служителей, то просил водички из шланга. Воду набирал  в рот, и изо рта, свернув губы трубочкой переливал в бутылку, а только потом  пил. Кто же будет пить воду из шланга если есть бутылка.  Кате иногда тоже доставалось немного пива, но она с ним расправлялась быстро - Бой мог и отобрать.  После пива Катерина тоже пела. Иногда получался славный дуэт!
  Оба очень любили  "поискать" друг у друга, либо у кого-нибудь из сотрудников, или просили, чтоб поискали у них. Насекомых на наших-то шимпанзе не имелось, поэтому меня  интересовал вопрос - что-же они так увлеченно выискивают.  На самом деле это обычный марафет. Вся шерсть тщательно перебирается по волосинке. и чистится кожа, чтобы там на ней не находилось. Очень тщательно выскабливаются места, где обнаруживается перхоть. Если нужно установить более тесный контакт с обезьяной, то для этого лучше всего ей разрешить у себя поискать, а потом оказать ей такую-же услугу.

  Однажды я несколько опрометчиво доверил Бою для этой процедуры всю руку. Он её внимательно осмотрел и обнаружил болячку.  Сначала аккуратно попробовал ее  сковырнуть ногтем. Так деликатно, что у меня не возникло никаких опасений. Но болячка сидела прочно. И тут в ход пошли зубы. Почувствовав боль я резко попытался руку отдернуть. Не тут-то было! Бой посмотрел на меня довольно сердито, а руку прихватил еще крепче. Я показал Бою зубы и на него зарычал. Он в ответ понимающе «ухнул» и вместо зубов в ход пошел язык. Но потом опять грязный  ноготь! Я понял, что лучше не сопротивляться и полностью доверился «доктору». В конце концов он ее отгрыз!  Затем болячка с причмокиванием и удовлетворительным уханьем была съедена,  моя рука отпущена на свободу, а взамен Бой мне предложил тоже самое сделать с его болячкой! Свой авторитет я не уронил. Расстались еще большими друзьями.
 
 Как я уже говорил, возле вольера шимпанзе всегда много народа, особенно в выходные. А некоторые посетители приходили к ним регулярно. Среди них был один не обычный молодой человек по имени Фёдор. По его фигуре и лицу было видно, что он умственно-отсталый. Из-за своего недуга он никогда не учился и не работал. Зато часто мог посещать зоопарк. Кассиры на проходной его хорошо знали и пускали без билета. Федор больше всех любил шимпанзе и всегда приносил им гостинцы – два яблока или что-то еще.
 Во время обеденного обхода Фёдор часто увязывался за мной, и несмотря на свою отсталость и косноязычие очень любил слушать про всех животных. К именам всех живых существ непременно добавлял приставку «-ка» - Бойка, Катька, Потапка и всех их хорошо помнил. Очень любил когда служители с ним здороваются за руку и всегда улыбался. Летом ходил босиком по раскаленному асфальту, и кажется это ему не доставляло никакого неудобства. Утром на нем была всегда чистая белая рубашка, застегнутая на все пуговицы и темные, теплые шаровары. Но уже под вечер, на выходе из зоопарка, он всегда был изгваздан с ног до головы, и почему-то рубашка становилась буквально черная, а штаны, покрытые толстым слоем пыли -светлели.
  Так вот этот самый Федор, однажды, где-то раздобыл кусок резинового шланга, ну может с метр длиной и подарил его Бою. Бой разгуливал со шлангом по клетке с очень гордым видом, почти как полицейский с дубинкой, и периодически изо всей силы стегал шлангом по цементному полу. Похоже, ему очень нравился звук. Федор после каждого удара весело аплодировал Бою, смеялся и даже приседал от удовольствия. Когда звук получался особенно громкий и смачный, Бой  удовлетворенно забирался на верхний ярус клетки и там пел, А Федор ему подпевал. Текст всегда был один и тот-же - буква "У",  менялся только мотив.  В общем-то и нота была все время одна и та же, но интонация - разная. У обоих. Потому и песня. Я стоял рядом и наблюдал.
  Шланг, между тем пару раз прошелся и по Катиной спине. Сделано это было совсем не по злобе, но так, - чисто мимоходом. Было очевидно, что Кате не столько больно, сколько обидно, но жаловалась она, на всякий случай, по-настоящему. Федор очень испугался, ему стало жалко Катю, и попросил меня забрать шланг.
  Нарвав яблоневых веток с листьями, я пошел к Бою меняться.  Он сразу понял, что мне нужен шланг, всячески его оберегал и меняться никак не хотел. Тогда я положил ветки на таком расстоянии, чтоб он смог дотянуться только шлангом и недалеко отошел. Бой ловко отыграл одну ветку, а я ничего не успел.
Тогда я положил ветки еще подальше от Боя, а сам сел поближе. На этот раз Бой пытался шлангом зацепить сразу две оставшиеся ветки, чтобы их  схватить одним махом. На какую-то секунду ему пришлось  шланг отпустить. Я воспользовался его оплошностью и схватил шланг. Но Бой, естественно, был на чеку и сразу прихватил другой конец. Мы с ним как два осла, уперлись с разных сторон в ограду и начали тянуть, каждый на себя. Это "шоу", кроме Федора, тем временем уже собрало довольно много народу - день был воскресный.
  Так как у меня не получилось ухватиться как следует, и почувствовав, что мне Боя не перетянуть, я решил  над ним пошутить и резко отпустил шланг.
  Так как он тянул честно, то улетел кувырком к противоположной стене!
  Зрители в восторге, а особенно Катя - сидит наверху, хлопает в ладошки и орет во всю свою луженую глотку. Бой совсем не обиделся. Новая игра ему тоже понравилась. Он, не долго думая, подходит ко мне, и как ни в чем не бывало протягивает шланг, будто мы с ним так каждый день играем.
  - На, мол, попробуй, еще раз, я-то все равно оказался сильнее!
  На этот раз мне удалось зацепить шланг покрепче. Ну, думаю, теперь то ты  меня не перетянешь.
  Дружно тянем. Он со своей стороны, я - со своей.
  Страсти накаляются до предела, Катя спускается вниз к Бою и начинает ухая пританцовывать, как девочка из группы поддержки команды. Среди посетителей нарастает гул. Громче всех болеет Федор. Всем становится интересно.
  Чувствую, что силы примерно равны, но у меня есть реальный шанс. И точно в тот момент, когда я делаю последний рывок, Бой, совершенно  неожиданно отпускает шланг!
  Я настолько был не готов к такому повороту событий, что лечу  вверх-тормашками  до самой сетки, за которой, дружным хохотом, меня встречают посетители. Бой, топая, и ударяя себя кулаками в грудь совершает круг почета, который заканчивается танцем на подобии украiньського гопака, и двумя-тремя пинками по Катиной спине, за то, что в первый раз не тому аплодировала.
  Дальше, потирая ушибы, и почесывая с досады затылок, я иду мыться и стираться, так как в белом халате угодил прямо в цветочный газон. Бой торжествует.
  Не только мы над ними, но и они над нами могут пошутить! И очень радуются по этому поводу.
 
 Вообще, не смотря на то, что в зоопарках многие животные уже не выглядят совсем дикими, но как бы при этом не складывались с ними ваши отношения - ручными их считать никогда нельзя, по той простой  причине, что действия их все равно остаются с одной стороны непредсказуемы, а с другой стороны совершенно бесцеремонны. И к обезьянам это наверно относится в первую очередь, так как некоторые из них к себе очень быстро располагают.
  Однажды, одна из наших работниц (молоденькая, и весьма привлекательная, между прочим) случайно оказалась в одной клетке с Боем. Просто зашла для уборки, думая что перегонный шибер закрыт. А он то был открыт! Хорошо что не у льва, да?
  Бой ее "спинным мозгом почувствовал" и сразу пришел к ней в гости. Перепуганная до смерти сотрудница хотела было вырваться на свободу, но первое что он сделал, это перекрыл ей доступ к отступлению. Но молодой и крепкий организм нашей барышни все-таки выработал достаточное количество адреналина, чтоб не упасть в обморок, а  начать с Боем кокетничать. Бой к ней особенно и не приставал, но вежливо и безапиляционно потребовал снять халат.  Все ласковые и нежные  слова которые она ему говорила, он спокойно выслушал, но потом всё-же заставил ее  халатик снять, оставив ее в одном купальнике. (летом, мы периодически  бегали на речку, которая протекала совсем рядом с зоопарком, чтоб хоть немного освежиться). На самом деле со служительницей он был давно и хорошо знаком, поэтому против ее присутствия в вольере ничего не имел, его больше интересовал халат. Пришлось отдать. Собственно это ее и спасло. Пока он примеривал на голову халат , не понимая с какой стороны в него надо входить, служительнице удалось быстро выскользнуть из вольера. А ведь он  мог ей предложить и поискать. Чем бы это закончилось - очень сложно предположить. Но отказать было бы не просто. И еще конечно спасло то, что не растерялись рабочие которые сразу перекрыли Катю, которая наверняка могла бы устроить и сцену ревности.
 
 По этому поводу могу дать один хороший совет ( в жизни может пригодится). Если вы внезапно встретились с каким либо живым существом (будь то дикое животное или неадекватный человек - не важно) в какой-то экстренной ситуации, в которой вы чувствуете для себя явную или скрытую угрозу - отдайте этой твари любую вещь. Это может быть сумка, рубашка, обувь - не важно что. Пока тварь будет изучать то что вы ей дали - у вас есть несколько секунд для принятия решения. А иногда, особенно если это обезьяна, этой вещи будет достаточно, чтоб она оставила вас в покое.

 Обезьяны всегда проявляют живой интерес к незнакомым вещам. Изучают, нюхают, пробуют на зуб, или пытаются разобрать. Почти всем обезьянам очень интересно смотреть в зеркальце. Многие посетители это знают и часто предлагают его обезьянам в качестве игрушки. Больше всех это любила Катя. Бою оно было как-то совсем ни к чему. Он и так знал, что неотразим.
   Как-то мы с Василичем задержались после закрытия зоопарка, и во время вечернего обхода, на лавочке нашли довольно приличное зеркальце, размером с десертную тарелку. Василич тоже любил пошутить со многими животными и особенно с Боем. (Правда за одну из этих шуток получил сдачу. Как-то летом Бой попросил у Василича воды из шланга – в шланге она всегда холоднее, чем в тазике. Василич его напоил, а потом заодно немного полил. Бой любил мыться, Но не любил фамильярных шуток и иногда на этот случай имел наготове припрятанную какашку, которой сразу и запустил в Василича,и это не смотря на то, что был с ним в хороших отношениях. Кстати, пивом  первый угостил Боя как раз Василич, за что и был пожалован сразу в вечные друзьяки. Но если уж мы шутим, - то веселятся все).
  Василич повертел зеркальце в руках, и похоже,  у него созрел какой-то план.
  - Юрич! Давай Бою подсунем, заодно цирк посмотрим!
  - А запросто!
  Бой встречал Василича всегда одним и тем же жестом -  протягивал руку с оттопыренным мизинцем. Жест возник почти случайно. Василич, когда первый раз угощал Боя пивом, вытянул вперед кисть сжатую в кулак с оттопыренными мизинцем и поднятым вверх большим пальцем и ему жестом показал:
  - Попробуй! напиток –Во!
Пиво Бою понравилось, а жест сразу запомнился.
  На самом деле Василич хотел показать кулак только с одним поднятым пальцем -большим, но мизинец у него был сломан и не сгибался и по этой причине всегда торчал прямо, от чего жест  неизбежно приобретал второй смысл. У Боя наоборот, не оттопыривался как раз большой палец, но мизинец он мог выставить так же как и Василич. Поэтому он приветствовал Василича по своему. Если сопоставить эти 2 приветствия вместе - получался диалог с двойным смыслом с обеих сторон:
  Василич: - Ну как, у тебя - все хорошо?
  Бой: - Да так, хреновато...
  Василич: - Выпить хочешь?
  Бой: - Да налей немножко!
  Поэтому когда Василич подходил к Бою, все просто падали с хохоту, особенно когда пиво было у Василича, а диалог начинал Бой. Но в этой ситуации это уже читалось совсем по-другому:
  Бой: - Может нальешь немножко?
  Василич: - Дык сейчас сообразим! Тащи свой стакан.
А у Боя на тот случай имелась алюминиевая кружка. Он ее использовал не только как стакан, но и как музыкальный инструмент, а потому берег и никому не давал.
  На этот раз увидев Василича без пива, Бой согласился на зеркальце. (все хочу сказать, что тут совсем не надо напрягаться на пиво, которое мы ему прописывали для улучшения пищеварения). 
  Заглянув в зеркало, я бы сказал, привычным взглядом, Бой только передернул бровями, вроде:
  - А, это опять ты?
Похоже он с этим предметом был хорошо знаком. Повертев зеркальце в руках и изучив его со всех сторон, Бой отдал его Кате, она  уже напряженно ждала. Кажется она видела это впервые. Первая ее реакция была - прыгнуть на того кто прятался в зеркале. Но она тут же нашлась и положив руку на голову изобразила:
  - Вот дура! Это же я!
  Тут пошли упражнения с губами. Она их вытягивала во всю длину трубочкой, улыбалась да ушей, либо отвешивала нижнюю губу чуть ни до колен, подергивая бровями и строя себе глазки. Зеркальце нечаянно немножко поворачивалось, и изображение убегало в сторону. Катя возмущенно начинала искать себя сзади зеркала, и никого там не обнаружив, опять клала руку на голову:
  -Вот дура! Это же опять Я! И сразу находила себя в зеркале.

  К моему удивлению, почему-то Катерина была более любопытна чем Бой, и бы даже сказал посмекалистее. Боя интересовали все предметы только на вкус и на возможность извлекать из них громкие  звуки. Катя любила исследовать, экспериментировать и внедрять.
 Как-то я, тоже ради эксперимента показал обезьянам лист бумаги и карандаш. На листке бумаги в их присутствии нарисовал круглую улыбающуюся рожицу. Они увлеченно наблюдали. Затем предложил карандаши и бумагу обезьянам. Приложил и рисунок, сообщив им, что это их портрет. Боя заинтересовал только карандаш, да и то на вкус. Катя же долго рассматривала мой рисунок со всех сторон и охала. Понравилось. Села на корточки, расположила лист бумаги не ровном цементном полу, ухватила карандаш ладошкой и нарисовала почти правильный круг! У меня было такое ощущение, что сейчас она изобразит и меня. И она, кажется. старалась сделать именно это. Только глаза оказались за пределами круга, а мой рот расплылся через весь лист. Катя сравнила портрет с оригиналом, ей очень не понравилось и она все несколко раз перечеркнула. Потом пошли каляки-маляки. Но думаю если с ней позаниматься...

  Или еще. Обезьянам грецкие орехи всегда дают уже колотые. А тут как-то у меня в кармане завалялись несколько целых и я их решил предложить Кате с Боем. Бой тупо смотрел на орех, вертел его в руках, нюхал, клал за губу, но не более того. Катя залезла на перекладину и сбросила свой орех на цемент. Орех остался целый. Катя это повторила  это несколько раз. Хоть бы что. Она ходила кругами вокруг ореха и уже волновалась. Потом, как бы в сердцах схватила таз и с диким криком рубанула им по ореху. Бой весьма возмутился такой выходке – таз это его инструмент во время концертов и немедленно его отнял, тут же продемонстрировав как надо стучать по-настоящему! Но орех оказался расколот! Катю интересовало именно это. 
 

   Но однажды Бой крепко заболел.
  Ну, а так как летом болезнь у обезьян  в основном одна, то именно это и был очередной понос. Но если до этого случая  выручал, глинтвейн, вяжущие травяные чаи и диета из листьев ивы, то в этот раз Бою уже совсем было не до глинтвейна и не до листьев. Заболели то они как всегда вместе с Катей и Ромой, но те быстро поправились. А у Боя недуг продолжился уже в форме геморрагического энтероколита и начались осложнения с сердцем – подозрение на очередной инфаркт. Вообще некоторые, на первый взгляд незаметные или простые болезни у зоопарковских питомцев, вдруг превращались в скоротечный удар. Я всегда очень переживал по этому поводу, чувствуя свою полную беспомощность. Первое время мы иногда приглашали для консультации преподавателей из душанбинского ветеринарного института. Но очень скоро убедились, что в Таджикистане по лечению диких животных мы и есть истина в последней инстанции. И конечно вовсе не от гордыни, а просто от того, что мы в этой области уже обладали реальным и несомненным опытом. Но в этот раз всё было так серьёзно, что я даже пригласил для консультации  несколько очень хороших детских врачей с многолетним опытом лечения подобных болезней у детей. На самом деле этот консилиум помогла мне собрать моя теща, кандидат медицинских наук именно по педиатрии. Хоть наш пациент и был обезьяной, но в чем-то они как дети.
 Встречаю докторов у ворот зоопарка. Тёща представляет своих колег, а потом  меня:
 -Знакомьтесь, это Сергей Юрьевич, Глав врач зоопарка.
В это время откуда-то из под земли вырастает босой, и печемуто в этот раз очень грязный, но как всегда улыбчивый Фёдор, и протягивая мне руку для пожатия кричит чуть не на всю улицу:
  -Сережка привет!
Тёща в недоумении пятится назад, а счастливый Фёдор всем по очереди протягивает руку для приветствия. Тёща для разрядки напряженности спрашивает:
  -Сергей Юрьевич, это у вас тут такие друзья?
  -Почему нет? – Знакомьтесь -это Федор, мы с ним по воскресеньям делаем обход.  Федор не унимается:
  -Серёжка, мы сегодня будем лечить Бойку?
  -Будем-будем, видишь Федор, сколько к нему докторов приехало!
Мы идем к вольеру Боя, а за нами гордо шагает счастливый Федор и всем вокруг сообщает. Что мы идем лечить Бойку.
   Детские доктора нам очень оперативно  помогли достать необходимые лекарства, для внутривенных вливаний. Но к диагнозу  ничего не прибавилось. Геморрагический энтероколит и подозрение на инфаркт.
 Бой был переведен в фиксирующую клетку. Ловить его не пришлось. Он делал все сам. И кажется,  хорошо понимал все происходящее. Фиксировать его не было никакой необходимости. Мало того, он был настолько послушный, что совершенно безропотно давал себя слушать, щупать и делать внутривенные вливания. Грустно смотрел на капельницу и трубку бегущую к его вене и  даже  к ним не прикасался. Только лежал и потихоньку стонал. Когда я ему помогал сесть, чтоб у него была возможность попить рисового отвара, или покушать супа Моро (это хорошо переваренная и перетертая морковка, которую мы ему давали по совету педиатров), он одной рукой придерживал мою руку с пиалушкой, а вторую клал мне на шею, чтоб  лучше держаться. При этом, заглядывая мне глубоко в глаза говорил:
  - Доктор, видишь какая херня со мной приключилась. Но ты же меня спасешь, да?
  И я ему говорил:
  - Держись, обезьяна, я тебя не брошу и сделаю все, что могу.
  Потом, отпив несколько глотков, он ложился и не сводя с меня глаз продолжал:
  - Доктор, мне очень больно, твои лекарства не помогают. Придумай что-нибудь.
  Я давал ему что-то обезболивающее либо снотворное. И он засыпал продолжая во сне держать мою руку.
  Не смотря ни на что он продолжал гаснуть на глазах. Вся наша ветеринарная троица, почти круглосуточно возле него по очереди дежурила. Каждый день приходил Федор, очень переживал и больше не улыбался. Однажды вдруг пришел в зеленом пиджаке с громадным  красным галстуком и букетом цветов. На этот раз даже обутый в кеды.
  -Федор! Ты сегодня такой нарядный! Что случилось?
  -День рожденья!
  -Мы с Боем тебя поздравляем, и желаем много-много счастья! Бой очень любит когда ты приходишь, но сейчас он сильно болеет. А кто тебе подарил цветы?
Федор протянул мне букет и сказал:
  -Это Бойке!
Я разрешил Федору протянуть букет Бою. Бой букет осторожно взял, понюхал и положил себе на грудь.
Я посмотрел на Федора. По его щекам молча текли слезы.
-Ему понравилось - говорю Федору - он тебя благодарит и тоже поздравляет с днем рождения…
  А однажды утром, как и прежде, я ввел Бою в вену иглу, чтоб поставить капельницу. Он посмотрел мне в глаза, ничего не сказал, но в его глазах вдруг пробежал холодок, резко выдернул иглу из вены и отвернул голову к стене. Глаза его еще были открыты, но жизни в них уже не было...
 
  На вскрытии - совершенно жуткий геморрагический энтероколит (с таким я больше не сталкивался) и еще более удивительное сердце - все покрытое рубцами, перенесенных на ногах инфарктов, и вдобавок к ним, свежие кровоизлияния.  Результатами лабораторных анализов подтвердился диагноз - катарально-геморрагический знтероколит, предположительно вирусной этиологии.
 
  Меня очень забавляют брошюрки типа -"Думают ли животные?".   Чтобы узнать думают ли животные, надо просто стать животным. Конечно можно распластать лягушку на лабораторном столе и колбасить ее током. А лабораторные обезьяны в своих правах ушли не дальше той же лягушки. Знаний каких-то несомненно   прибавится. А вот гармонии в мире - вряд ли. Если мы хотим что-то большее узнать об окружающем нас мире, мы должны в первую очередь отталкиваться от уважения к нему. Мы сами себя назвали "человек разумный". Хотелось бы как-то этому соответствовать. Я бы с разумностью не торопился. "Человек умелый" - мы его еще не переросли. Умелый может все, а понимать только вот начинает.  Притом понимать начинает иногда тогда, когда уже сделает. Чтоб соответствовать разумному надо научиться понимать до того, как все сделано. Человек умелый - двигатель прогресса материального мира. Он все время смотрит что вокруг, снаружи. Человек разумный должен будет, наконец, заглянуть глубоко внутрь.
 
  На следующий день после смерти Боя к нему пришел его поклонник Фёдор и первым делом у меня спросил:
  -А где Бойка?
  -Бойки больше нет, он умер.
  -Зачем Бойка умер?
  -Старенький был, болел, вот и умер. Время пришло.
  -А где Бойка теперь?
  -Наверно на обезьяньем небе, и ему там теперь совсем  не больно и очень хорошо.
Федор замолчал, его лицо вдруг застыло. Чтоб убедиться, что с ним все в порядке я отвлеченно спросил:
  -Федор, а почему ты так любишь обезьян?
Его лицо  оживилось, пришло в движение, будто он хочет мне сообщить очень радостное известие, о котором я даже не догадываюсь:
  -Мы похожи!
Я оставил Федора возле Кати и пошел по своим делам. Но через минут пятнадцать, проходя мимо шимпанзе увидел того же Федора, но уже лежащего на спине прямо на аллее. Он заложив руки за голову, смотрел в небо.
  -Фёдор! Что ты тут делаешь? –как можно строже спросил я.
  -Я умер.
И немного помолчав, добавил - Мне теперь хорошо...    Лицо Федора  расплылось в улыбке.
  -

  Вспоминая сердце Боя  задаю себе вопросы. Как обезьяна умудрилась заработать столько инфарктов?  Как с таким количеством инфарктов можно вообще жить? Что я сделал неправильно? Был ли у меня шанс ему помочь?  Вправе ли мы...??????
  Немножко странно, но я почему-то Боя вспоминаю таким, каким я его никогда на самом деле не видел. Уже потом, когда я работал в институте животноводства, мне попалась статья, в которой были описаны фрагменты псковского эксперимента высадки обезьяньего десанта на остров. Основная цель эксперимента – что-то вроде адаптации в условиях воли. Там был кусочек про нашего Боя. Я не помню автора и не смогу повторить дословно, что там было написано. Но я просто образно очень хорошо запомнил описанную там сцену:
  От острова отплывает лодка, в которой сидят люди. Люди, которые, собственно и привезли Боя на остров. Люди которых он хорошо знает, и к которым очень привык. Они почему-то оставили его с другими обезьянами на острове, а сами уезжают. И хотя обезьяны очень не любят холодную воду, Бой зашел по коленки в реку и протянул к уезжающим свои руки. Люди которые его привезли на остров знают, что он  просится к ним и их зовет. И он знает, что они об этом знают. Они его этому научили.  Но они уезжают...   


Рецензии